Биографические исследования выдающихся личностей играют важную роль в исторической науке, так как они позволяют не только узнать о жизни отдельных людей, но и проанализировать их вклад в развитие науки и различные аспекты общественной жизни. В отечественной историографии сложилась традиция изучения научно-педагогического опыта крупных научных деятелей. В этом ключе региональные историки уже обращались к истории жизни и деятельности Якова Алексеевича Балагурова (1904–1977 гг.) – одной из самых значительных и интересных фигур в исторической науке Карелии. Авторы сосредотачивались на биографии Якова Алексеевича в целом; между тем, специальных трудов, посвященных изучению его деятельности в условиях эвакуации, подготовлено не было. Так, в статье А. Кликачева «Дорога в науку» (1967 год) рассматривается биография Я.А. Балагурова и его вклад в историческую науку. Статья сосредоточена на общих аспектах научных достижений Якова Алексеевича и не углубляется в детальный анализ его деятельности в условиях эвакуации [Кликачев]. Книга Е.М. Эпштейна «Биограф карельского края» (1980 год) содержит очерк о жизни и деятельности Я.А. Балагурова, его влиянии на развитие Карелии, но подробной информации о научной и педагогической деятельности историка не представлено, так как данная книга ориентирована на общую биографию [Эпштейн].
В юбилейном издании «Петрозаводскому государственному университету – 50 лет» (1990 год) в разделе об истории Карело-Финского университета в военные и послевоенные годы отмечен лишь процесс эвакуации и то, что Я.А. Балагуров работал над «Историей Кажимских заводов», но сам процесс исследования не был описан [Шумилов: 19].
С.В. Кошкина в работе «Жизнь и деятельность Якова Алексеевича Балагурова по материалам архивов Республики Карелия» (2012 год) представила более глубокий анализ биографии Я.А. Балагурова, основанный на архивных источниках. Это дало информацию о том, как Яков Алексеевич с семьей переехал в Сыктывкар, но и здесь вопрос о научной деятельности не получил детального освещения [Кошкина].
Научной деятельности историка посвящена статья Н.А. Кораблева и В.Г. Макурова «Яков Алексеевич Балагуров» (2014 год). В статье охарактеризованы основные направления исследований Балагурова и их методологическая значимость, однако в статье авторы не уделяют внимания его педагогической и научной деятельности [Кораблев]. В том же году Ю.А. Савватеев в статье «Я.А. Балагуров: педагог, ученый, общественный деятель» осветил различные аспекты деятельности Балагурова, предоставляя дополнительные данные о его многогранной деятельности и значимости, однако как проходила работа, связанная с научной и педагогической деятельностью, в статье не показано [Савватеев].
С.Н. Филимончик в статье «Деятельность Карело-Финского государственного университета в эвакуации (1941–1944 гг.)» (2022) осветила работу Карело-Финского университета в годы войны, уделяя основное внимание функционированию Карело-Финского университета в условиях эвакуации [Филимончик]. Детального анализа деятельности Якова Алексеевича Балагурова в этот период в статье не представлено, однако публикация показала общий фон той эпохи.
В статье Ю.Н. Зеленской и Н.Д. Климентьева «Деятельность Карело-Финского государственного университета в условиях эвакуации в г. Сыктывкаре Коми АССР (1941–1944 гг.)» (2022) рассказывается о том, как Карело-Финский государственный университет продолжал свою работу в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны. Авторы подробно описывают, как вуз смог наладить образовательный и научно-исследовательский процесс на новом месте. Хотя публикация охватывает многие аспекты жизни университета в период войны, в ней почти нет деталей о деятельности Якова Алексеевича Балагурова, который внес немалый вклад в развитие университета в те годы.
Для исследования научной и педагогической работы Я.А. Балагурова в годы эвакуации в Сыктывкаре использован биографический метод. Он позволил изучить жизненный путь и профессиональную деятельность ученого, рассматривая их в контексте исторической эпохи. Основное внимание уделяется научным исследованиям и педагогической деятельности историка в период эвакуации, когда он был вынужден работать в новых для себя и страны условиях.
Целью исследования стало изучение и анализ научной и педагогической деятельности Якова Алексеевича Балагурова в период его пребывания в эвакуации в Сыктывкаре во время Великой Отечественной войны. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- Изучить биографические данные Я.А. Балагурова и определить основные этапы его профессиональной деятельности до и во время эвакуации.
- Проанализировать условия эвакуации и их влияние на научную и педагогическую деятельность Якова Алексеевича Балагурова в Сыктывкаре.
- Рассмотреть научные исследования, проведенные Балагуровым в период эвакуации, и определить их значение для развития исторической науки.
Основными источниками данного исследования стали документы из личного фонда Я.А. Балагурова, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия (фонд Р-2629). Стоит отметить, что автобиография Якова Алексеевича Балагурова заменила историческую справку описи. Сохранившиеся архивные документы предоставили ценные данные о его биографии и профессиональной деятельности.
* * * * *
После закрытия Карельского отделения института массового заочного обучения партийного актива при ЦК ВКП(б) с 1939 года Яков Алексеевич Балагуров начал работать преподавателем на кафедре марксизма-ленинизма в Педагогическом институте1. Это ознаменовало новый этап в его жизни, связанный с преподавательской деятельностью в высшем учебном заведении. В процессе обучения студентов Балагуров продолжал учиться сам, но теперь его интерес к знаниям стал более осознанным и целенаправленным. Он всё чаще задумывался о необходимости сочетания преподавания с серьезной научной работой. Однако, несмотря на уверенность в роли преподавателя, для научных исследований ему не хватало специализированных знаний, и он понимал, что самостоятельно восполнить этот пробел будет сложно.
Понимая важность дополнительного образования, Балагуров решил получить второе высшее образование и в 1935 году поступил на заочное отделение исторического факультета Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ)2. Еще до завершения обучения в МИФЛИ он поступил в аспирантуру, созданную на базе Педагогического института, который в 1940 году был преобразован в Карело-Финский государственный университет. Научным руководителем Балагурова стал профессор Сергей Николаевич Чернов, известный советский историк и специалист по истории русского феодализма и освободительного движения. Под его руководством Балагуров овладел методами архивных исследований и научился тщательно анализировать документы, что оказало большое влияние на его дальнейшую работу [Эпштейн: 23].
Тема кандидатской диссертации Балагурова была определена еще до начала научной работы с С.Н. Черновым. Яков Алексеевич интересовался историей Поморья, и эта тема совпадала с научными интересами С.Н. Чернова, который поддержал выбор аспиранта. Название работы определили как «Очерки по истории Карельского Поморья (XVIII – начало ХХ вв.)». Научная работа продвигалась быстро, и весной 1941 года он закончил работу над «Очерками по истории Карельского Поморья (XVIII–XIX вв.)»3. Рукопись, получившая одобрение профессоров С.Н. Чернова и А.И. Андреева, была принята к печати в Карельском научно-исследовательском институте. Эту работу он предполагал защищать в качестве диссертации, но в начале войны погибли все экземпляры рукописи, а также его библиотека и архивные выписки [Филимончик: 109]. Несмотря на утрату, память о вкладе Балагурова и уважение к его труду сохранялись среди коллег.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая прервала мирную жизнь и труд советских людей. Уже в начале июля, по призыву Петрозаводского горкома партии, жители начали создавать линии обороны вокруг города, а преподаватели и студенты университета, включая Якова Алексеевича Балагурова, активно участвовали в этих работах, готовясь к защите своего города [Эпштейн: 24].
В августе 1941 года, когда фронт приблизился к Петрозаводску и угроза захвата города стала реальной, было принято решение эвакуировать университет. Исполняющим обязанности ректора назначили К.Д. Митропольского. Студенты вместе с преподавателями начали собирать и грузить в вагоны и на баржу всё ценное оборудование, приборы и учебные материалы. Благодаря их усилиям удалось спасти значительную часть имущества университета, включая книги, экспонаты геологического музея и научное оборудование.
28 августа преподаватели, сотрудники с семьями и студенты покинули Петрозаводск, направившись по железной дороге через город Беломорск и станцию Обозерскую в Вологду, а затем – в Сыктывкар. В тот же день баржа с оборудованием и библиотечными фондами, сопровождаемая 12 преподавателями и 7 студентами во главе с К.Д. Митропольским и В.С. Слодкевичем, отправилась в Вытегру. После перегрузки в Вытегре на более мелкие баржи, караван продолжил путь по Мариинской водной системе и Волге до Ярославля. Содействие Ярославского облисполкома позволило перевезти имущество по железной дороге до Котласа, а затем на пароходе по реке Вычегде доставить его в Сыктывкар. Путь занял 42 дня, но всё необходимое для работы университета было успешно доставлено в новый пункт назначения [Шумилов: 16].
Университет получил лаборатории, аудитории пединститута и два общежития. Студенты были обеспечены необходимой мебелью, матрасами и одеялами. Семьи сотрудников получили отдельные просторные комнаты. Работу по отоплению помещений выполняли уборщицы, так как топки печей были выведены в коридор. Ректор и несколько преподавателей были размещены в отдельном деревянном доме с водопроводом, ванной и центральным отоплением. Зарплата выдавалась с некоторыми задержками, но начислялась с момента эвакуации. Те, кто служил в военных структурах, получали компенсацию за этот период.
Но Я.А. Балагуров не смог эвакуироваться из Петрозаводска вместе с коллективом КФГУ. Для Якова Алексеевича отъезд из Петрозаводска оказался не только технически трудным, но и усугублялся множеством личных проблем. Как это уже случалось ранее, весной его здоровье резко ухудшилось, возникла необходимость в срочных мерах, поэтому Я.А. Балагуров не покидал Петрозаводск.
Из-за настоятельной необходимости в лечении Яков Алексеевич Балагуров оказался в специальном туберкулезном отделении в далеком от Петрозаводска городе Казани. Врачи смогли быстро вернуть его к жизни. После выздоровления ему вместе с женой Марией Васильевной (кандидатом биологических наук) [Кошкина: 11], которая ждала ребенка, и двумя детьми пришлось перебраться в Елабугу. В этом городе Балагуров некоторое время преподавал историю в местном педагогическом училище. Этот новый этап жизни предоставил ему возможность продолжать свою педагогическую деятельность, несмотря на сложности, с которыми ему пришлось столкнуться [Савватеев: 21].
Стремясь сохранить профессорско-преподавательский состав эвакуированного университета, исполняющий обязанности ректора КФГУ К.Д. Митропольский писал Якову Алексеевичу, уговаривая его приехать на работу в Сыктывкар. Письмо также должно было убедить Балагурова в том, что после тяжелых времен эвакуации быт налаживался [Филимончик: 106].
Желая быть ближе к петрозаводчанам, семья Балагуровых летом 1942 г. переехала в г. Сыктывкар. С 1942 по 1944 год Я.А. Балагуров читал курсы лекций по истории СССР в педагогическом институте Коми АССР и в партийной школе г. Сыктывкара. Работа Якова Алексеевича в Сыктывкаре оказалась одновременно привычной и крайне напряженной. Он продолжал вести лекции, семинары, консультации, экзамены и зачеты, однако квалифицированных преподавателей в городе не хватало, и его рабочий день растягивался с раннего утра до позднего вечера. Перечень мест, где ему приходилось преподавать, красноречив: университет, педагогический институт, партийная школа, курсы при Коми обкоме партии. Кроме того, он заведовал кафедрой марксизма-ленинизма, проводил публичные лекции для населения и оказывал консультации для учителей истории. На педагогической работе проявил себя талантливым педагогом, читая лекции доходчиво и на высоком идейно-теоретическом уровне4. По мнению коллег, его лекции играли большую роль в формировании марксистско-ленинского мировоззрения молодежи5.
Однако это было лишь частью его нагрузки. Согласно справке, подписанной начальником областного государственного архива Коми АССР, Балагуров с августа 1942 года систематически занимался исследованием материалов по истории Кажимских горных заводов в связи со своей диссертацией, проводя в архиве в среднем 10–12 часов в неделю до конца июля 1944 года [Савватеев: 22]. Таким образом, в дополнение к учебной и общественной работе, требовавшей значительных затрат времени и сил, он регулярно уделял время научным изысканиям.
Казалось бы, у человека, перенесшего тяжелую операцию, которая оставила свои последствия, должно было быть право выбирать между обязательными и необязательными занятиями. Обязательные – все виды учебной деятельности – пропускать было нельзя. Но если бы в сложившихся условиях он предпочел отдохнуть вместо того, чтобы работать в архиве, никто не смог бы упрекнуть его в этом. Тем не менее, несмотря на слабое состояние здоровья, он систематически, из года в год повышал свои знания, и занятия наукой стали неотъемлемой частью его жизни6.
Работа ученого проходила в трудных бытовых условиях военного времени: его семья из пяти человек (младшему ребенку было чуть больше года) жила в небольшой комнате студенческого общежития, где, как и повсюду, ощущались продовольственные трудности; трудно было найти и относительно теплое место для занятий. Тем не менее все, кто находился рядом с ним в те времена, особенно студенты, отмечали, что Яков Алексеевич никогда не выглядел усталым или растерянным (фото 1). Даже в самые суровые сыктывкарские зимы он умел вдохновлять и подбадривать окружающих.
Фото 1. Я.А. Балагуров (второй справа в нижнем ряду) среди студентов и преподавателей. Сыктывкар, 1942 г. Из коллекции музея истории ПетрГУ
Перед приездом в Сыктывкар стало понятно, что рукопись «Очерков по истории Карельского Поморья» не сохранилась, и Яков Алексеевич Балагуров столкнулся с выбором: ждать возвращения в архивы для восстановления рукописи или начать новую тему7. Решив не тратить время впустую, он выбрал второй путь. Это требовало мужества, поскольку новая тема подразумевала сбор материалов с нуля по незнакомым вопросам. В Сыктывкаре ему повезло встретить профессора Константина Васильевича Сивкова, который оказал ему значительную помощь в определении темы и структуры работы. Их дружеские отношения сохранялись до конца жизни Сивкова. Ознакомившись с местным архивом, Балагуров выбрал для исследования историю Кажимских заводов, основанных в XVIII веке в северном Приуралье. Это решение было одобрено Сивковым и обосновано несколькими доводами: тема соответствовала его научным интересам, история данных заводов ранее не исследовалась, а все необходимые материалы были доступны в архиве Сыктывкара и Вологды. Поэтому тему диссертации Якова Алексеевича Балагурова нельзя было не признать важной и интересной. Сбор материала и написание работы, названной «Очерки по истории Кажимских заводов», заняли три года и вылились в диссертацию по слабо разработанной теме о деятельности пяти небольших заводов, расположенных в Коми – области и имеющих почти двухвековую историю8.
В то время только сумма большого количества монографий давала возможность написать историю русской промышленности в целом9. Кажимские заводы не представляли собой крупного объекта исследования, но возникшие и развившиеся в своеобразных условиях глухого Севера России, они заслуживали своей истории, позволяя словно через микроскоп проследить ряд важных этапов в истории русской металлургии. Так как к моменту начала работы Балагурова историографии по истории Кажимских заводов не существовало, историк построил свою работу почти исключительно на архивных материалах. Ученый тщательно и добросовестно проанализировал документы Сыктывкарского и Вологодского архивов и воссоздал историю заводов за период более, чем полтора столетия.
Во введении к диссертации Я.А. Балагуров утверждал, что целью его было, во-первых, изучение заводов, во-вторых он стремился исследовать материал по истории народа Коми. Работа охватывала историю заводов со времени их основания в середине XVIII столетия до момента Великой Октябрьской Социалистической революции. Подготовленная Яковом Алексеевичем диссертация на соискание степени кандидата наук состояла из XII глав. В первой главе своего исследования автор анализировал общие условия развития горной промышленности в России в XVIII веке и останавливается на обстоятельствах основания в 1756 году Нювчимского, Кажимского и Нючпасского заводов; два из них были чугунно-плавильными, а Кажимский лишь железоделательным. Несколько позднее их владелец купец Курочкин приобрел Кирсинский завод, основанный еще в 1729 году, и построил вновь Песковский завод. Эти пять заводов и носят название Кажимских заводов. Они были обеспечены огромными лесными дачами на посессионном праве, всего около 300 тысяч десятин. На заводе имелись крепостные рабочие, но приписных крестьян не было и заводчики нанимали вольнонаемных рабочих из государственных крестьян.
Вторая глава содержит интересную характеристику экономического быта крестьян Устьсысольского уезда и условий договоров заводчиков с крестьянами по сечке дров и выжигу угля для завода. При этом автор выявил социально-экономические различия среди крестьянства, которыми умело пользовалось заводоуправление в первой половине XIX столетия [Балагуров]. В третьей главе автор остановился преимущественно на производстве Кажимских заводов, устанавливал размеры продукции и его характер – заводы выпускали железо, шедшее в значительной мере для нужд армии и казенных учреждений. Здесь же автор проследил смену владельцев за XVIII и первую половину XIX столетия. В четвертой главе выяснилось число крепостных рабочих (229 человек) и были описаны их тяжелые условия жизни. В этой главе автор во всех деталях воссоздал организацию управления Кажимскими заводами в первой половине XIX века. Администрация завода состояла из крепостных. Подробные данные об этой стороне заводской жизни тем интереснее, потому что в литературе об этом почти не имелось сведений.
В пятой главе работы Якова Алексеевича Балагурова посвящена изучению положения временнообязанных крестьян на заводах. Крестьяне получили по реформе 1861 года по 1 дес. докоса на душу и земли и положение их было весьма тяжелым; интересны данные о борьбе крестьян в 1860-е годы за лучшие условия труда на заводах10. В VI и VII главах автор останавливается на положении рабочих Кажимских заводов после реформы в конце XIX и в начале XX столетия, выяснял размер заработной платы; положение осложнялось частым бездействием на заводах владельцев, более заинтересованных в эксплуатации лесных богатств, чем в работе самих заводов. В последующих VII, IX и X главах анализировалась глубокая отсталость Кажимских заводов в конце XIX и в начале XX веков не только по сравнению с передовой промышленностью юга, но и Урала. Как и в предыдущих главах, автор подробно описал условия труда на заводах, тяжелые жилищные условия и остановился на землеустройстве заводских крестьян. В XI главе дана характеристика революционного движения на заводах под влиянием политических ссыльных. Здесь же автор остановился на попытке зубатовской организации на заводе при помощи местного духовенства. В последней XII главе было показано состояние заводов накануне первой мировой войны и во время нее; очень интересны страницы, где излагаются условия, сложившиеся на заводах после Февральской революции, неудачные попытки заводского комитета развернуть производство, встретившие со стороны владельца и представителей Временного правительства полное равнодушие; здесь же показаны попытки осуществить уже в этот период рабочий контроль [Балагуров].
За три года работы в эвакуации автор смог собрать обширную базу источников из Сыктывкарского и Вологодского архивов, что существенно обогатило исследование и позволило глубже понять социально-экономические и политические процессы на заводах в указанный период. В итоге диссертация Я.А. Балагурова была посвящена исследованию истории горной промышленности России на примере небольшой группы заводов, охватывающему период более полутора столетий. Научная работа внесла ценный и свежий вклад в изучение истории экономики России.
Как к любой научной работе к диссертации Балагурова были высказаны критические замечания оппонентов, таких как историка К.В. Сивкова и доктора исторических наук Б.Б. Кафенгауза. Среди них – упреки в несистемности изложения и стилистических погрешностях11. Среди серьезных замечаний было отмечено, что в своей работе Балагуров не учел новейшие к середине 1940-х гг. исследования по истории горной промышленности12. Очевидно, что в условиях эвакуации ученый был ограничен в возможности посещения центральных библиотек страны.
В Петрозаводск Балагуров вернулся уже с материалами новой диссертации по истории Кажимских заводов, началась подготовка к ее защите. 15 апреля 1946 года в Московском педагогическом институте имени В.И. Ленина Я.А. Балагуров защитил свой труд13. Одним из его оппонентов была академик, доктор исторических наук А.М. Панкратова.
* * * *
«Очерки по истории Кажимских заводов» дают основания для некоторых выводов, касающихся становления Я.А. Балагурова как ученого. Уже в кандидатской диссертации ощущается своеобразие его вырабатывавшейся творческой манеры. Она сказывается, в первую очередь, в стремлении обеспечить исследование обширной документальной базой, которая должна явиться основой для достоверных и обоснованных выводов.
Доказательность, неизменно опирающаяся не только на исчерпывающее знание специальной литературы, но прежде всего – на архивный документ, стала со временем одной из самых сильных сторон Я.А. Балагурова как историка. Можно с уверенностью сказать, что школа, пройденная им в общении с С.Н. Черновым, А.И. Андреевым и К.В. Сивковым, оставила глубокий след [Эпштейн: 29]. «Кажимские сюжеты» вводили Якова Алексеевича в курс общей литературы и проблематики истории русской горнозаводской промышленности, которой он будет потом заниматься многие годы уже на материале Карелии. В этом смысле работа над кандидатской диссертацией явилась хорошей подготовкой для его будущих исследований.
В заключении следует отметить, что Яков Алексеевич Балагуров совершил трудовой и научный подвиг, так как ему приходилось работать при сложных обстоятельствах. Я.А. Балагуров был человеком с не самым крепким здоровьем, что уже усложняло его жизнь и профессиональную деятельность. Тем не менее, даже когда он потерял рукопись своей научной диссертации по теме «Очерки по истории Карельского Поморья (XVIII – начало ХХ вв.)» – труд, на который были потрачены годы, – он не стал сдаваться. В условиях эвакуации, где обстановка была далека от привычной и доступ к источникам был ограничен, он взялся за совершенно новое исследование по теме «Очерки по истории Кажимских заводов». Это потребовало от него больших усилий и глубокого анализа доступной источниковой базы, чтобы провести исследование с нуля и подготовить к защите новую диссертацию.
Особое внимание стоит уделить тому, что Я.А. Балагуров работал в трудных условиях Сыктывкара, продолжал активную педагогическую деятельность, читал лекции, проводил семинары, заведовал кафедрой марксизма-ленинизма. Даже в условиях войны и эвакуации, при нехватке квалифицированных кадров и постоянных трудностях, он всегда выполнял свои профессиональные обязанности, вдохновляя студентов и коллег своим примером.
Пример созидательного научного труда Якова Алексеевича Балагурова является ярким свидетельством того, как простые люди – те, кто не выделяется особым положением в обществе, не обладает властью или богатством, обычные люди труда: рабочие, крестьяне, учёные, учителя – веря в победу, продолжали упорно трудиться даже в самые тяжелые времена. Несмотря на непростые условия военного времени, он смог написать диссертацию, которая вносила ценный вклад в историческую науку. Его жизнь и научная деятельность показывают, как стойкость духа и преданность своему делу помогали людям преодолевать трудности, сохраняя веру и желание трудиться на благо страны.
2 НА РК. Ф. Р-2629. Оп.1. Л. 7.
3 НА РК. Ф. Р-2629. Оп.1. Л. 9.
4 Характеристика заведующего сектором истории Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН АССР кандидата исторических наук Я.А. Балагурова // НА РК. Ф. Р-2629. Оп. 1. Д. 1/25. Л. 7.
5 Характеристика зав кафедрой основ марксизма-ленинизма Карело-Финского государственного университета Я.А. Балагурова // НА РК. Ф. Р-2629. Оп. 1. Д. 1/7. Л. 1.
6 Характеристика деятельности Я.А. Балагурова, данная секретарем Каробкома ВКП(б) по пропаганде Н. Котельниковым // НА РК. Ф. Р-2629. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
7 НА РК. Ф. Р-2629. Оп. 1. Л. 9.
8 Отзыв доктора исторических наук Б.Б. Кофенгауза на очерки Я.А. Балагурова по истории Кажимских заводов // НА РК. Ф. Р-2629. Оп. 1. Д. 2/46. Л. 1.
9 Отзыв о диссертации Я.А. Балагурова "Очерки по истории Кажимских заводов" доктора исторических наук В.К. Сивкова // НА РК. Ф. Р-2629. Оп. 1. Д. 2/45. Л. 2.
10 Отзыв доктора исторических наук Б.Б. Кофенгауза на очерки Я. А. Балагурова по истории Кажимских заводов. Л. 2.
11 НА РК. Ф. Р-2629. Оп. 1. Д. 2/45. Л. 3.
12 Отзыв доктора исторических наук Б.Б. Кофенгауза на очерки Я.А. Балагурова... Л. 3.
Список литературы
Зеленская Ю.Н. Деятельность Карело-Финского государственного университета в условиях эвакуации в г. Сыктывкаре Коми АССР (1941–1944 гг.) / Ю.Н. Зеленская, Н.Д. Климентьев // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 1(94). С. 24-29.
Золотарев О.В. Становление и развитие исторического образования в Коми государственном пединституте // Человек. Культура. Образование. 2022. № 1(43). С. 164-178.
Кликачев А. Дорога в науку // Карелия. Годы. Люди. Петрозаводск: Карел. кн. изд-во, 1967. С. 235-244.
Климентьев Н.Д. Эвакуация и деятельность Карело-Финского государственного университета в Сыктывкаре в 1941 году // Управление: история, наука, культура: материалы XXV межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (17–18 мая 2021 года). Петрозаводск: ПетрГУ, 2021. С. 17-26.
Кошкина С.В. Жизнь и деятельность Якова Алексеевича Балагурова по материалам архивов Республики Карелия // Балагуровские чтения: материалы краеведческой конференции, Беломорск, 22 октября 2012 года. Беломорск, 2012. С. 7-16.
Кораблев Н.А. Яков Алексеевич Балагуров (к 110-летию со дня рождения) / Н.А. Кораблев, В.Г. Макуров // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. Серия: Гуманитарные исследования. Петрозаводск, 2014. № 3. С. 173-175.
Лешко А.В. Сотрудничество исторических факультетов Карело-финского государственного университета и Коми государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны // Европейский Север: история и современность. Петрозаводск: КНЦ АН СССР, 1990. С. 109-110.
Малкова Т.А. Эвакуация Карело-Финского университета в г. Сыктывкаре в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2012. № 4(20). С. 68-79.
Петрозаводскому государственному университету – 50 лет / Под ред. М.И. Шумилова, И.П. Покровской. Петрозаводск: Карелия, 1990. 302 с.
Савватеев Ю.А. Я.А. Балагуров: педагог, ученый, общественный деятель // Балагуровские чтения: материалы III-й межрегиональной краеведческой конференции, Беломорск, 22 октября 2014 года. Беломорск, 2014. С. 17-30.
Суржко О.И. История семьи Балагуровых, жизнь и деятельность Я.А. Балагурова в документах Национального архива Республики Карелия // Балагуровские чтения: материалы III-й межрегиональной краеведческой конференции, Беломорск, 22 октября 2014 года. Беломорск, 2014. С. 31-37.
Ученые Карельского научного центра Российской Академии наук: Биографический словарь / Отв. ред. И.М. Нестеренко. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1996. С. 127-131.
Филимончик С.Н. Деятельность Карело-Финского государственного университета в эвакуации (1941–1944 гг.) // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 4 (40). С. 102-120.
Эпштейн Е.М. Биограф карельского края: очерк о жизни и деятельности профессора Я.А. Балагурова. Петрозаводск: Карелия, 1980. 96 с.