T. 9, № 1. С. 110–115.

Психологические науки

2024

Научная статья

УДК 159.9

pdf-версия статьи

Калинина
Александра Евгеньевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
sashipos@mail.ru

Влияние медитации на эмоциональное состояние человека

Научный руководитель:
Юдина Ольга Юрьевна
Рецензент:
Сафронова Екатерина Александровна
Статья поступила: 11.11.2023;
Принята к публикации: 28.03.2024;
Размещена в сети: 30.03.2024.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема регулирования эмоционального состояния человека в условиях стресса. Цель исследования - проверить эффективность влияния разработанной программы медитации на эмоциональное состояние. В эксперименте участвовали 10 человек, которые ежедневно проходили диагностику эмоционального состояния до и после 10-минутной медитации. Результаты показали достоверное улучшение показателей настроения, расслабления, спокойствия, отдыха и снижения стресса после курса медитаций, однако для получения более точных данных необходимо увеличение экспериментальной выборки.
Ключевые слова: Программа медитации, эмоциональное состояние, стресс, расслабление, тревожность

Для цитирования: Калинина А. Е. Влияние медитации на эмоциональное состояние человека // StudArctic forum. 2024. T. 9, № 1. С. 110–115.

В современном обществе под действием непрерывного потока информации человек подвергается регулярным стрессам и психоэмоциональным перегрузкам, которые, в свою очередь, ведут к ухудшению психического и физического здоровья. Повышенный уровень стресса сопровождается неприятными проявлениямиподавленным настроением, чувством усталости, мышечным напряжением и немотивированным беспокойством [Краев: 1-5]В таких условиях людям становится все сложнее осознавать и контролировать свое эмоциональное состояние, сдерживать эмоции и агрессию.

В связи с выявленной проблемой крайне актуальным становится поиск методов регулирования эмоционального состояния. Одним из таких общепризнанных методов является медитация. 

Истоки медитативных практик уходят в глубокую древность и имеют богатую историю. Большинство авторов понимает «медитацию» как практику самовоздействия, сознательной остановки вербального сознания, которая приводит к внутренним мгновениям тишины. Многие авторы включают в медитацию такие понятия, как «расслабление» и «концентрация». Практики медитации все чаще привлекают внимание современных исследователей, указывающих на общность медитативных практик и современных психотерапевтических методик и отмечающих несомненную пользу данных практик для преодоления внутренних разладов, расширения знаний о себе и личностного развития [Петренко, 2013: 117].

В.В. Петренко и В.В. Кучеренко изучали психологические аспекты медитации, рассматривая медитацию как форму достижения измененных состояний сознания через концентрацию внимания и успокоение ума практикующего [Петренко, 2008: 68]. А.Ф. Филатова и М.Н. Лемешевская в своих работах рассматривали медитацию как практику саморазвития личности [Филатова70-74]. Ряд авторов рассматривал медитацию как способ снижения тревожности и борьбы со стрессом; среди них – И.С. Урбанаева, Л.А. Неповинных, Е.М. Солодовник, В.В. Пшеничная [Урбанаева: 63-74]. Однако исследований, показывающих роль медитации в регулировании эмоционального состояния, недостаточно. Поэтому данное исследование посвящено проверке эффективности влияния программы медитации на эмоциональное состояние человека. 

На основе анализа теоретических данных разработана программа медитации и выдвинута гипотеза о том, что выполнение программы медитации влияет на эмоциональное состояние личности, приводит к снижению уровня тревожности, стресса, напряжения и усталости, улучшает настроение. Для достижения цели, поставленной в исследовательской работе, были определены следующие задачи: 

  • изучить показатели эмоциональных состояний испытуемых до и после проведения эксперимента;
  • проверить эффективность программы медитации, выявить ее влияние на уровень тревожности, стресса, усталости, напряжения и настроение личности. 

Для реализации поставленных целей был выбран экспериментальный метод, который позволяет определить влияние программы медитации на эмоциональное состояние человека. Выборку составили 10 человек в возрасте от 15 до 42 лет – женщины, занимающиеся в студии йоги «KALINAYOGA» (Санкт-Петербург). 

Диагностика эмоционального состояния участников проводилась на протяжении 7 дней и состояла из двух частей: оценки своего состояния участниками эксперимента и исследования эмоционального состояния с помощью теста ЛюшераДля диагностики были выбраны следующие методики: 

- Оценка участников своего состояния по показателям: настроение, напряжение, усталость, тревога, стресс по 7-бальной шкале, позволяющие увидеть, как участники оценивают свое эмоциональное состояние до и после медитации и проследить изменения эмоционального состояния участников под воздействием медитации.  

  1. Мое настроение: 1-хорошее…7 – плохое;
  2. Я: 1-напряжена…7 – расслаблена;
  3. Я чувствую: 1-спокойствие…7 – тревогу;
  4. Чувствую себя: 1-отдохнувшей…7 – уставшей;
  5. У меня: 1-высокий уровень стресса…7 – низкий уровень стресса.

- Восьмицветовой тест ЛюшераДанная методика использовалась во второй части диагностики эмоционального состояния и позволила оценить степень эмоционального дискомфорта, напряженности (по степени суммарного отклонения от аутогенной нормы), преобладание влияний симпатической или парасимпатической вегетативной нервной системы (по показателю вегетативного коэффициента), а также тревожность испытуемых (по баллу тревоги). 

В качестве методики экспериментального воздействия использовалась специально разработанная авторская медитация с элементами релаксации и визуализации. Для оценки достоверности был выбран статистический Т-критерий Вилкоксона.

Исследование проводилось в онлайн-формате с использованием интернет-ресурсов: кроссплатформенный мессенджер «Telegram», инструмент для создания форм и опросов «Google Формы». Участникам эксперимента были предложены текстовые и видео-инструкции к выполнению диагностических методик и предложена медитация в аудиоформате. Участники ежедневно проходили диагностику эмоционального состояния на платформе «Google Формы», после чего выполняли аудиомедитацию, закрепленную в мессенджере «Telegram», и повторно выполняли диагностику по оценке эмоционального состояния в «Google Формах».

Аудиомедитация длилась 10 минут, сопровождалась голосом ведущей и спокойной фоновой музыкой, включала в себя элементы релаксации и визуализации

Результаты исследования проверки эффективности влияния программы медитации на эмоциональное состояние человека можно разделить на две части, данные представлены в сводной таблице результатов исследования (таблица 1).

 

Таблица 1

Сводная таблица результатов исследования

Показатель Часть исследования Среднее значение до курса медитаций Среднее значение после курса медитаций Т-критерий Вилкоксона Уровень значимости
Настроение 1 4,68 5,84 0,01 Достоверно
Расслабление 1 4,2 5,84 0,01 Достоверно
Спокойствие 1 4,28 5,68 0,01 Достоверно
Отдых 1 3,8 5,4 0,01 Достоверно
Отсутствие стресса 1 4,75 5,67 0,01 Достоверно
Степень суммарного отклонения от нормы 2 19,45 18,1 0,05 Недостоверно
Вегетативный коэффициент 2 0,95 0,93 0,05 Недостоверно
Балл тревоги 2 2,39 2,34 0,05 Недостоверно

 

По первой части анализировались субъективные оценки участников эксперимента по 5 показателям: настроение, расслабление, спокойствие, отдых и отсутствие стресса. Сравнивались средние показатели до и после курса медитаций.

Анализ показал статистически значимые улучшения по всем показателям. Наибольшие изменения отмечались по показателю расслабление - увеличение с 4,2 до 5,84 балла (разница 1,64 балла). Далее следуют отдых с 3,8 до 5,4 (1,6 балла), спокойствие с 4,28 до 5,68 (1,4 балла), настроение с 4,68 до 5,84 (1,16 балла) и низкий стресс с 4,75 до 5,67 (0,92 балла). Различия достоверны по Т-критерию Вилкоксона (0,01).

Таким образом, по оценке участников гипотеза подтвердилась  выполнение программы медитации влияет на эмоциональное состояние личности, приводит к снижению уровня тревожности, стресса, напряжения и усталости, улучшает настроение.

Оценка второй части оценивалась по следующим показателям: степень суммарного отклонения от нормы; вегетативный коэффициент; балл тревоги. Были высчитаны средние значения оценок участников до и после курса медитаций по каждому показателю за 7 дней. 

Анализ показал наличие тенденции к улучшению, однако значения статистически недостоверны по Т-критерию Вилкоксона (0,05).

Так изменения степени суммарного отклонения показали тенденцию к снижению показателей нервно-психической напряженности с 19,45 до 18,1; средний показатель вегетативного коэффициента участников снизился с 0,95 до 0,93. Балл тревоги также показал тенденцию к снижению тревоги с 2,39 до 2,34, однако все представленные значения попадают в зону незначимости (0,05) по Т-критерию Вилкоксона.

Таким образом, можно видеть наличие тенденции на улучшение показателей, однако, для получения более точных данных требуется увеличение экспериментальной выборки. Гипотеза частично подтверждена, необходимы дальнейшие исследования с большим числом испытуемых и применением надежных методик.


Общие выводы

В ходе теоретического анализа было установлено, что большинство авторов понимают «медитацию» как практику самовоздействия, сознательной остановки вербального сознания, которая приводит к внутренним мгновениям тишины. Ряд авторов включают в медитацию такие понятия как «расслабление» и «концентрация». Ученые отмечают пользу медитативных практик для преодоления внутренних разладов, борьбы со стрессом и тревогой, расширения знаний о себе и личностного развития.

На основе анализа теоретических данных разработана программа медитации, эффективность которой была проверена в ходе эксперимента.  Оценивались изменения значений по следующим показателям: настроение, расслабление, отдых, спокойствие и отсутствие стресса. Анализ результатов состоял из оценки своего состояния участниками эксперимента и исследованияэмоционального состояния с помощью теста Люшера.

Анализ данных по первой части показал статистически значимые улучшения по всем 5 показателям: 

  • Расслабление с 4,2 до 5,84 (разница 1,64 балла);
  • Отдых с 3,8 до 5,4 (1,6 балла);
  • Спокойствие с 4,28 до 5,68 (1,4 балла);
  • Настроение с 4,68 до 5,84 (1,16 балла);
  • Низкий стресс с 4,75 до 5,67 (0,92 балла).

Данные различия достоверны по Т-критерию Вилкоксона (0,01), следовательно, по оценке участников гипотеза исследования подтвердилась – выполнение программы медитации влияет на эмоциональное состояние личности, приводит к снижению уровня тревожности, стресса, напряжения и усталости, улучшает настроение. 

Оценка второй части проводилась по следующим показателям: степень суммарного отклонения от нормы; вегетативный коэффициент; балл тревоги. Анализ данных показал наличие тенденции на улучшение показателей, однако для получения более точных данных необходимо увеличение экспериментальной выборки.

Таким образом, гипотеза частично подтверждена, но существует необходимость проведения дальнейших исследований с увеличением числа выборки и использованием большего числа достоверных методик.


Список литературы

Алферова М.А. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций / М.А. Алферова, И.Л. Аристова // Universum: психология и образование [Электрон. журн.]. 2017. № 12(42). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5269 (дата обращения: 10.11.2023)

Будина И.А. Подходы к изучению эмоциональных особенностей в отечественной и зарубежной литературе // Научный альманах [Электрон. журн.]. 2016. № 10-2(24). С. 448-451. DOI: 10.17117/na.2016.10.02.448.

Краев Ю.В. Сравнительный анализ особенностей проявления стресса у преподавателей физической культуры и студентов / Ю.В. Краев, Н.Ю. Тарабрина // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 1-5.

Лю Х. Исследование функций эмоций в учебной деятельности учеников // Вестник Московского университета. Педагогическое образование. 2008. № 2. С. 91-99.

Овсянникова В.В. К вопросу о классификации эмоций: категориальный и многомерный подходы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 37. С. 43-48.

Петренко В.Ф. Психологические аспекты медитации / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 1. С.  68-71.

Петренко В.Ф. Медитация как психологическая практика работы с духом // Развитие личности. 2013. № 4. С. 117-130.

Раджниш (Oшо) Ш.Б. Оранжевая книга. Измерение неведомого. Санкт-Петербург: Весь, 2009. 224 с.

Урбанаева И.С. Введение в индо-тибетскую традицию медитации в контексте постепенного пути махаяны // Философская мысль. 2019. № 6. С. 63-74.

Филатова А.Ф. Медитация и личностное развитие // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2(6). С. 70-74.



Просмотров: 298; Скачиваний: 108;