T. 8, № 4. С. 53–58.

Декоративное и прикладное искусство

2023

Научная статья

УДК 391

pdf-версия статьи

Шевченко
Ольга Вячеславовна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
olganov710@mail.ru

Традиционная технология золотного шитья в Республике Карелия

Научный руководитель:
Волошина Татьяна Александровна
Рецензент:
Голубник Александр Андреевич
Статья поступила: 09.11.2023;
Принята к публикации: 28.11.2023;
Размещена в сети: 01.12.2023.
Аннотация. Статья посвящена возрождению золотного шитья как уникального вида декоративно-прикладного искусства. В работе рассматривается история золотошвейного дела, использование традиционных ремёсленных технологий в головных уборах карельских поморов. Особое внимание уделено технике и особенностям вышивания металлизированной позолоченной или серебряной нитью.
Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, вышивка, поморское золотное шитьё, технология вышивания, повойник

Благодарности. Статья подготовлена на основе исследования, проведённого в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, финансируемой Правительством Республики Карелия (соглашение № КГРК-23/22).

Для цитирования: Шевченко О. В. Традиционная технология золотного шитья в Республике Карелия // StudArctic forum. 2023. T. 8, № 4. С. 53–58.

Художественные ремёсла и промыслы существуют в России на протяжении множества веков, они всегда были значительной частью быта нашего народа, и по сей день являются неотъемлемой составляющей народной культуры. Изделия народного ремесла помогают нам больше узнать о быте, мировоззрении и нормах морали наших предков. В современном мире актуальным становится интерес к прошлому и к культурно-историческому наследию родного края. Жемчужиной культурного наследия Карелии и Русского Севера является поморское золотное шитье. Это один из самых трудоёмких и кропотливых видов рукоделия. Оно занимает особое место в истории вышивки, так как изделия с золотным шитьём выглядят изящно и благородно, являясь частью жизни предшествующих поколений и передавая самобытность карельского народа. Однако в литературных источниках технология выполнения золотного шитья представлена обобщенно, так как чаще всего она передавалась мастерицами по наследству, из уст в уста. Проблемой данного исследования является недостаточный уровень информации о подготовительных работах и завершающих этапах, связанных с вышиванием металлизированной нитью. В связи с этим, целью нашего исследования становится подробное ознакомление с истоками и основами золотного шитья, технологией создания изделий в данной технике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить необходимые научные источники по золотошвейному ремеслу; познакомиться с уникальным видом золотного шитья, его историей; освоить технологию выполнения вышивки золотной нитью. Соответственно, основными методами исследования являются анализ литературных, исторических и искусствоведческих источников, экспедиционное исследование в фондах музея.

Искусство золотного шитья занимает видное место в традиционном народном творчестве. Это древнейший вид рукоделия, имеющий многовековую традицию у разных народов России. Первоначальные сведения о золотом шитье появились ещё во II веке до нашей эры на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором она была основана. Такая вышивка изготавливалась исключительно из золотых или же серебряных нитей, а потому называлась «золотой» [Бабушкина: 4].

На Русь золотое шитьё пришло вместе с христианством из Византии. Первые упоминания об искусстве встречаются в летописях и различных древнейших документах, начиная с XI века. Золотая вышивка в это время сперва вошла в церковный обиход, и, соответственно, изделия представляли собой различные церковные принадлежности. Это покровцы и покрова, плащаницы, пелены, завесы, облачения для священнослужителей, а также иконы, шитые иконостасы и знамена. Золотошвейные работы в это время выполнялись в монастырях и мастерских при них – «светлицах», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы, называемые золотошвеями. Постепенно золотое шитьё стало использоваться для украшения костюмов знати и одежды богатых людей. Следует отметить, что настоящее золото применялось для изготовления нитей лишь в глубокой древности, соответственно, вышивка называлась тогда золотой. Впоследствии оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо другими искусственными материалами, имитирующими золото. В связи с этим, в настоящее время шитьё называется не золотым, а «золотным», то есть изображающим драгоценный металл. Значимость этому слову придает уже не сам материал, из которого сделана нить, а именно искусство, передаваемое из поколения в поколение. Таким образом, период расцвета золотного шитья связан с появлением более доступных для народа видов нитей и приходится на XV-XVII века [Бабушкина: 4-7].

К XVI веку сформировалось несколько школ золотошвейного искусства, золотная вышивка вошла в обиход у купечества, и затем ею стали украшать одежду зажиточные крестьяне и ремесленники. Самые ранние сведения о развитии золотошвейного дела в Карелии также относятся к XVII веку. Развивалось искусство благодаря существованию крупных монастырей, в чьих мастерских работали золотошвеи - женщины из семьи священников, которые также обучали этому рукоделию и других карельских девушек. Золотой вышивкой украшали праздничные головные женские уборы, пояса, рукавицы, подвесные карманы. К середине XIX века ремесло достигло пика своего развития. Известно три местности, где производился этот вид вышивки, поступавший на ярмарки Карелии: село Сумский Посад на Белом море, где поморки вышивали донца праздничных повойников; некоторые деревни Пудожья, где пудожанки украшали золотом кокошники; и сёла Каргаполья с известными вышитыми платками. Сверкающий узор украшал не только традиционные женские головные уборы, платки, но и пояса, и даже подвязки для чулок, а также женский праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал семьи [Логвиненко: 69]. Орнаментальные композиции золотного шитья в то время включали в себя растительные мотивы, изображение птиц, зверей, фантастических животных, стилизованные женские фигуры.

Рис. 1. Праздничные поморские повойники с отделкой золотным шитьëм. Начало XX века [Васильев: 121]

 

Уже к концу XIX - началу XX века из-за широкого распространения фабричных тканей и обеднения крестьян спрос на золотное шитьё упал, а число мастериц-золотошвей значительно сократилось. Известными центрами золотного шитья, продолжавшими своё существование, остались лишь беломорские сёла Сумский Посад и Сорока, располагавшиеся на западном побережье Белого моря [Логвиненко: 69-70]. Здесь для поддержания золотошвейного дела были созданы курсы, где женщины, которые владели техникой золотного шитья, передавали все тонкости мастерства по наследству из поколения в поколение. Они продолжали носить и хранить расшитые золотными нитками головные уборы и беречь в своей памяти имена тех, кто их создавал, а потому пользовались почетом и уважением, славились далеко за пределами своей местности [Гусева: 98]. В настоящее время носителем техники золотного шитья (культурного наследия Карелии) является предприятие «Золотая нить Поморья». Сегодня руководство предприятия активно восстанавливает и сохраняет древнейший промысел: выпускает сувенирную продукцию с отделкой традиционным северным золотным шитьём в мастерских Беломорска и Петрозаводска, а также cотрудничает с мастерами-ремесленниками, организует программы и мастер-классы по обучению золотному шитью, поддерживая возрождение северного золотного шитья и его развитие.

Золотное шитьё – это техника ручной вышивки металлическими позолоченными или серебряными нитями. Ценность и богатство работы определяется тем, как на ней играет свет. Для золотного шитья использовались и используются в настоящее время нити разных сортов: пряденые, сканые, бить, трунцал, канитель. Все они разных оттенков золота или серебра, различной толщины, формы сечения, но имеют одну общую особенность: ими нельзя шить на прокол, то есть протаскивать их с помощью иглы сквозь ткань. Золотная нить плотно укладывается параллельными рядами поверх ткани и прикрепляется поперечными стежками обычной шёлковой или хлопчатобумажной нитью «в прикреп» по краям рисунка. Фоном для вышивки обычно служили дорогие однотонные ткани, такие как бархат и шёлк, с подложкой из холста. Особенности фактуры нитей диктовали особую технику шитья, которая из века в век усложнялась и совершенствовалась [Васильев: 123].

Технология золотного шитья в Карелии наиболее ярко прослеживается в головных уборах, отличающихся в фасонах и особенностях кроя в зависимости от района проживания населения. Головные уборы часто состояли из нескольких частей, призванных обеспечить удобство и необходимую форму. Традиционно наряд девушки на выданье и зрелой женщины отличался формой и цветовой гаммой головного убора, отражая её социально-возрастной статус и степень экономической состоятельности её семьи. Так, голову поморской замужней женщины покрывает повойник с мягким очельем (околышем) и жёстким овальным донцем, проложенным картоном. Высота околыша спереди варьируется от 8 до 12 см, а сзади несколько сужается. Такой головной убор позволяет полностью закрывать волосы [Васильев: 104]. Донце плотно вышито золотной нитью в прикреп, без просветов, иногда украшено ещё и мелким жемчугом. Очелье будничного повойника сшито из простой хлопчатобумажной ткани, поскольку закрывается шёлковой косынкой, поверх которой прикалывается жемчужные "перо", оставшееся еще с девичьей поры. Праздничные повойники шили из более дорогостоящих бархатных тканей [Денисова]. В музейных коллекциях хранится достаточное количество праздничных поморских повойников с золотным шитьём, имеющих продолговато-овальную форму донца. В селе Нюхча Беломорского района существовал обычай, согласно которому девушка перед замужеством приходила приглашать на свадьбу мать будущего мужа, а та в свою очередь даровала ей либо вышитый «кружок» (донце для повойника), либо «цепку золота» (моток ниток), чтобы девушка заказала кружок для своего будущего повойника. Орнамент женских головных уборов, вышитых золотными нитями, состоял, в основном, из растительных узоров со стилизован­ными цветочными мотивами или древом, а также из орнитоморфных изображений.

В рамках исследования была организована экспедиция в Беломорский районный краеведческий музей «Беломорские петроглифы» для работы с фондами золотного шитья. В процессе исследования нами были изучены объекты культурного наследия – праздничные поморские повойники: головной убор начала ХХ века, принадлежащий Чистиковой Агафье Григорьевне и бытовавший в селе Вирма; а также современные работы беломорских золотошвей.  На основе проведённых работ и анализа научных источников была определена технология изготовления вышивки золотной нитью: хлопчатобумажную ткань запяливают в пяльцы, пришивая её по краям обычной нитью; поверх прикрепляется основная ткань намёточными стежками, по центру которой начинается процесс вышивания. Техники укладывания золотной нити разнообразны. Одни изделия имеют плоскую поверхность, без рельефа: нитки в узорах располагаются в различных направлениях, тем самым получая эффект золотого блеска. Другая техника предполагает передачу мерцания золота с помощью выпуклой поверхности, для чего используется приём шитья «по карте»: детали узора вырезаются из картона или бересты, и присоединяются к ткани при помощи клея, после чего картон плотно зашивают золотной металлической нитью, покрывая только лицевую поверхность вышивки. Особенно у рукодельниц Поморья ценилась вышивка «в прикреп по высокой карте». Считалось, что чем выше карта – тем богаче вышитое изделие [Васильев: 123]. При шитье приговаривали, делая стежок движением иглой на изнанку: «Господи, спаси», а обратно: «Господи, благослови» (со слов старожилов села Сумский Посад). Так или иначе, золотной нитью покрывается только лицевая поверхность вышивки, на изнанку эта нить не выходит, пришиваясь к ткани одинарной прикрепной нитью. Такая техника представляет собой создание на ткани стежков и швов при помощи иглы и ниток. Благодаря данной специфике и особенностям вышивания металлизированными нитями, техника называется не вышивкой, а шитьëм.

Ручная вышивка как проявление настоящего искусства в любые времена вызывала искреннее восхищение ценителей прекрасного творчества. Золотное шитьё, вероятно, одно из самых сложных по технике исполнения разновидностей ручной вышивки, требующее дорогостоящих материалов и специальных инструментов. От степени обученности и мастерства рукодельницы, её таланта и опыта зависит степень художественной выразительности образа и эмоциональная окраска готовой работы. Проектирование текстильного изделия с золотной вышивкой - это основополагающий этап в создании эстетически ценной вещи, которая будет отличаться разнообразием швов, создающих неповторимую игру цвета и фактур. Традиционные растительные, анималистичные узоры вышивки позволяют соединять в себе красоту, изысканность и обереговое значение. Сегодня вышивание и результат этой деятельности проявляет всё большее признание не только у специалистов народного творчества, но и модных кутюрье, и даже у простых дилетантов. Стильные вещи с вышивкой можно увидеть не только в коллекциях в этническом стиле, но и в повседневных высокохудожественных моделях одежды и аксессуарах к ним. Золотное шитьё в современных женских образах – это торжественность, неповторимость и величие изделий, которые достойны царских особ. Потенциал развития золотного шитья высок, как и спрос на качественную и оригинальную продукцию, произведенную вручную и по старинным технологиям.

В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы:

– изучена история возникновения золотного шитья на территории Карелии, где оно развивалось как искусство благодаря существованию крупных монастырей, в чьих мастерских работали золотошвеи, передававшие все тонкости данного рукоделия по наследству;

– определены базовые технические приемы вышивания металлизированной нитью - это пришивание золотной нити "в прикреп" хлопчатобумажной нитью  к основной ткани с использованием настила или без него;

– выявлены основные орнаментарные узоры, используемые в традиционных головных уборах: растительные мотивы - цветы, листья, папоротники.

Представленное исследование является основой для дальнейшей опытно-экспериментальной работы по изготовлению повойника.


Список литературы

Бабушкина Н.В. Золотое шитье. Москва: ОЛМА ‒ ПРЕСС, 2003. 64 с.

Васильев В.А. Традиционная культура поморов Белого моря: истоки и современность: из опыта работы Центра поморской культуры города Беломорска Республики Карелия / авт.-сост. В.А. Васильев, И.Г. Ильина, С.В. Кошкина. Петрозаводск: Периодика, 2019. 160 с.

Гусева Е.Р. Поморские бесёды: материалы учеб.-метод. семинара, г. Беломорск, 10 декабря 2022 года / сост. Е.Р. Гусева, И.Н. Дьячкова. Петрозаводск: [б. и.], 2022. С. 97-101.

Денисова Н.В. Традиционный праздничный костюм Карелии. II половина XVIII – начало XX в.: [фотоальбом] / авт.-сост. Н.В. Денисова, Е.С. Логвиненко. Петрозаводск: Ассоциация этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО», 2018.

Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного исторического музея / Л.В. Ефимова, Р.М. Белогорская. Москва: Изобразительное искусство, 1982. 271 с.

Логвиненко Е.С. Интерпретация культурного наследия в ремеслах и дизайне. Пособие для ремесленников и дизайнеров. Петрозаводск: Национальный музей Республики Карелия, 2019. С. 69‒70.



Просмотров: 249; Скачиваний: 46;