Культура карельского народа уходит корнями в глубокое прошлое, обрамляясь художественными народными промыслами, сохранение которых позволяет сберечь уникальность и самобытность народа. Многие промыслы и тайны ремесла исчезают вместе с его носителями – коренными жителями территории. Особое место среди таких ремесел занимает создание изделий декоративно-прикладного искусства из речного жемчуга. В связи с этим становится актуальным изучение предметов традиционной культуры карелов, выполненных в техниках «низания жемчугом» и «сажение по бели», исследование технологии их изготовления. Целью научного исследования является изучение жемчужного промысла, изделий из речного жемчуга и технологии их изготовления. Основными методами исследования являются анализ литературных, исторических и искусствоведческих источников, экспедиционные исследования в фондах музеев.
Жемчужный промысел – один из самых старинных в Карелии. Добыча речного жемчуга, которого было очень много в те времена, являлась источником основного дохода для местного населения. По своей красоте речной жемчуг не уступает морскому, поэтому его добывают во многих странах. Образуется жемчуг в раковинах морских и пресноводных моллюсков. Наши суровые северные края природа наградила редким даром - речными ракушками-жемчужницами, в глубине которых таились перламутровые сокровища. В Карелии поставщиком пресноводного жемчуга является пресноводная жемчужница. Широко распространена жемчужница в реках Кереть и Кемь [Беспалая : 97].
Жемчуг в Карелии добывался настолько давно, что трудно определить начальное происхождение промысла. Около деревни Терву Лахденпохского района есть залив, носящий название Хелмелянлахти, что в переводе с карельского языка означает «Жемчужный» (helmi – «бусина»). Залив известен тем, что здесь когда-то добывали жемчуг. Удачным периодом ловли считали время от июля и до половины августа, то есть месяц или полтора, а потом вода уже становится холодной. Способ добычи жемчуга, почти везде одинаковый и самый примитивный, заключался в следующем: ловец раздевался и в одной рубашке спускался бродить по реке, всматриваясь в дно, осматривая и ощупывая пороги и камни. Жемчужные раковины предпочитают порожистые места, но иногда встречаются и на песчаном дне. В последнем случае их легче добывать, потому что в песке они живут целыми семействами и лежат рядом, то есть в песке встречаются несколько рядов раковин, один над другим. Нижние принадлежат молодым поколениям, а верхние старым, которые как бы оберегают и защищают молодых от врагов. Интересно то, что верхний ряд в большинстве случаев находятся не в наклонном, а, наоборот, в вертикальном положении и зарываются в песок не больше, как до половины своей длины, а другая часть виднеется поверх песка, что представляет оригинальное зрелище. Если же дно каменистое, то иногда входили в воду по грудь, а то и по горло, ловец ощупывал ногою дно и, найдя раковину, нырял и доставал рукой или же старался поймать раковину пальцами ног и выбросить на берег или клал в мешок, привязанный к поясу. Собрав достаточное количество раковин, выходил на берег и ножом или другой раковиной разламывал ракушку и, найдя одну или несколько светлых жемчужин, отряхивал их. Опытные ловцы по внешнему виду раковины могли определить форму и цвет жемчужины. Особенно ценными были белые жемчужины. Также и имелись орудия, которые применялись при ловле раковин. Они отличались простотой и примитивностью. Один из самых замысловатых – Калевальский большой сак, названный в честь его изобретателя. Применялся он следующим образом: брали железный продолговатый обруч длиной от 2 до 3 четвертей аршина со всех четырёх сторон приплюснутый так, что представлял из себя прямоугольник, нижняя часть которого была плоской и острой, похожей на нож, чтобы он мог скользя по дну снимать или срезать ракушки. Применяли его, погружая в воду: один ловец шёл по берегу и тянул за длинную верёвку, а другой, погрузив сак, придерживал его за длинный деревянный шест, чтобы он плотно прилегал ко дну, не пропуская под собой раковины. Имелся ещё маленький ручной сачок. Ловили им с плота, лодки и даже с берега. Для его изготовления брали длинную палку и один из её концов раскалывали и вкладывали в клин, а потом проволокой у клина перетягивали, чтобы палка не раскалывалась. Ловить старались, зажимая раковину концом, который был расколот [Хребтов : 101]. Тайна жемчужного промысла хранилась карелами в секрете и переходила по наследству из поколения в поколение. С приходом шведов секрет жемчужного промысла был утрачен. Рассказы о добыче жемчуга в Карелии можно встретить во многих дореволюционных изданиях.
Жемчуг использовали для украшения икон, производства шкатулок, гребней, пуговиц, делали из него серьги и ожерелья, украшали головные уборы. В рамках научного исследования была организована экспедиция в Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина (г. Олонец) в ходе которой были изучены исторические экспонаты фонда музея (прорезной венец, серьги «бабочки»), технологии их изготовления. Именно жемчуг занимал большое место в праздничном карельском костюме. Каждая девушка мечтала иметь ожерелье из жемчуга, серьги или венец. Самым любимым украшением крестьян были серьги «бабочки».
Рис. 1. Серьги «бабочки» [Кирсанова]
По результатам исследования музейных объектов была определена технология изготовления «серег-бабочек»: латунная основа покрывалась ажурной сеткой и жемчужными нитями с двух сторон, что напоминает крылья бабочки из жемчуга, низанного на белый конский волос. Серьги выполнялись в технике «низания», при котором конский волос продевали в отверстия основы, создавая определенный узор. Затем жемчужные нити переплетали бантом. Размер серег зависел от размера основы и ширины крыльев банта [Усова : 62]. Металлические основы для серёг делались кузнецами на заказ. Чаще всего их делали из латунного сплава. Из-за того, что серьги были тяжёлыми, к их верхушке изготавливали металлическую петельку, с помощью которой серьги можно было подкрепить к головному убору.
Рис. 2. Поднизь [Кирсанова]
Традиционным в Карелии праздничным украшением женского и девичьего костюма прошлых веков была и так называемая сетка-поднизь. Поднизь из речного жемчуга представляет собой серию бусин, нанизанных на нитку или шнур. Бусины изготавливаются из натурального жемчуга, который осторожно выбирают и обрабатывают, чтобы сохранить его красоту и блеск. Они могут иметь различную форму и размер, включая круглые, овальные и слезинки. Поднизь из речного жемчуга используется как украшение для различных повседневных и праздничных нарядов. Он может быть носимым как женщинами, так и мужчинами, и является неотъемлемой частью карельского костюма. Поднизь может быть надет на шею в виде ожерелья или использоваться для создания разнообразных узоров и орнаментов на одежде. Нами были исследованы традиционные поднизи и определен принцип их изготовления. Олонецкая поднизь представляет собой жемчужную сетку-рефидь, выполненную из речного жемчуга и конского волоса, а нужную форму ей придает проволочный каркас. Форма сетки – три крупных волана надо лбом. Плетется сетное полотно по схеме, представляющей собой петельки по 5 жемчужин, сплетенных в один ряд (около 70 петель в 1 ряду). Далее полотно наращивается в технике низания до 9 см. При плетении контур поднизи петельки расположены в шахматном порядке, который образуется сдвиганием полотна вправо или влево. Итоговая работа оформляется тесьмой и сажается на сетку, что придает ей особый внешний вид в виде волн [Чусова : 64]. Карельский жемчуг и поднизь из него не только красивы, но и имеют символическое значение. В карельской культуре речной жемчуг считается символом красоты, богатства и счастья. Он также связывается с водой и природой, которые имеют особое значение в жизни карельского народа [Манушина : 299].
Нами был исследован головной убор, являющийся символом свадебного торжества – венец. На территории Олонецкой губернии были выделены две группы ажурных венцов, представленных в местных музеях и имеющих свои характерные устойчивые черты: олонецкая (карелы-ливвики) и пудожская (русские Пудожья). Украшенный жемчугом и драгоценными камнями, он получил более нарядный, богатый вид в виде короны (корона по-карельски koruna, что перекликается с финским koru – украшение, драгоценность). Венцы, изготовленные в Карелии, украшены национальными орнаментами и мотивами, отражающими культуру и традиции этого региона [Логвиненко : 144]. Технология изготовления венца включает в себя несколько основных этапов. Сначала на ткань наносится рисунок в виде растительных мотивов и узоров. Потом мастерица пришивает бель по контуру рисунка. В технике «сажения по бели» прикрепляется жемчуг. Готовая работа дополнительно украшается драгоценными камнями и золотным шитьем. Прорезному венцу придается форма с помощью различных технологий (проклеивания, накрахмаливания), рисунок аккуратно прорезается, прикрепляются ленты.
Прорезные венцы являются не только элементом украшения, но и имеют глубокий символический смысл. Они символизируют благословение, плодородие и счастье для носительницы. Этот головной убор также отражает традиции и культурное наследие народа, сохраняя и передавая уникальные ремесленные техники и дизайны. Одной из особенностей прорезных венцов является их универсальность и приспособляемость [Носань : 179-180].
Рис. 3. Прорезной венец [Кирсанова]
Стоит отметить особенности плетения с использованием жемчуга. Большинство композиций с орнаментами жемчужного шитья имело графический, контурный характер. Использовался особый приём пришивания жемчуга на контур: на пришитые в два ряда шнуры выкладывали нить жемчуга и каждую жемчужину прикрепляли поперечными стежками. Самым уникальным является прорезное ажурное жемчужное шитьё, которое использовалось при украшении венцов. Светлую холодноватую красоту жемчуга соединяли узором прекрасной вышивки с серебром и хрусталем, дымчатым кварцем; жемчужины желтовато-розового отлива особенно красиво сочетались с золотым шитьем, драгоценными камнями – аметистами, топазами, рубинами. Золотой ниточки мастерицы украшали богатым узорочьем одежду, обувь, головные уборы. Полукруглая линия нарядного кокошника, жемчужная поднизь вокруг лица делали красавицей любую женщину, одаривали её цветущей пышностью, радостью красок, тем волнующим торжеством женственности, что пленяла и покоряла сердца. Великолепие красоты смягчало нравы, отводило зло, звало в царство любви и добра. Умение нанизывать жемчуг требовало кропотливого труда и большого художественного мастерства. В жемчужинах просверливали отверстия и нанизывали на шнур, волос или металлическую нить и затем нити выкладывали по подготовленному рисунку. Орнамент из жемчуга, состоявший из розеток, стилизованных водоплавающих птиц и растений, покрывал всю поверхность головного убора, как бы подчеркивая особую его значимость и торжественность [Кирсанова : 197].
Карельский жемчуг и поднизь из него не только красивы, но и имеют символическое значение. Создание поднизи из речного жемчуга требует мастерства и терпения, поэтому это искусство передается из поколения в поколение в семьях ремесленников. Ручная работа придает каждому украшению уникальность и индивидуальность. Поднизь из речного жемчуга – это не только красивое украшение, но и важная часть культурного наследия Карелии. Оно помогает сохранить традиции и ремесленное мастерство региона. Богатства карельского народа нарабатывались веками, в них вкладывался труд многих поколений, оттого столь уважительно отношение к главным народным ценностям. Богатство женского наряда - это один из показателей духовного богатства карельского народа.
Таким образом, в ходе работы был уточнён предметный ряд, дополняющий убранство традиционного костюма, позволяющий определить ведущие предметы в костюме, такие как, венец, поднизь, серьги–бабочки. Определена технология изготовления изделий из жемчуга, что позволяет в дальнейшем изготовить серьги-бабочки, поднизь и венец в виде реплик из схожего по внешнему виду материала – бисера. Всё это даёт возможность изготовить копии изделий, относящихся к культурному наследию Карелии.
Список литературы
Беспалая Ю.В. Историческая география промысла жемчуга в реках южного Беломорья / Ю.В. Беспалая, И.Н. Болотов, А.А. Махров, И.В. Вихрев // Известия РАН. Серия географическая. 2012. № 1. С. 96-105.
Кирсанова Е. Великолепие карельского наряда // Север. 2006. № 3-4. С. 196-202.
Логвиненко Е.С. Короны и сетки-поднизи в коллекции НМРК // Вестник Национального музея Республики Карелия. Петрозаводск, 2016. 144 c.
Манушина Т. Шитье древней Руси. Загорский музей. Москва: Советская Россия, 1983. 299 c.
Носань Т.М. Карельский жемчуг // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 178-181.
Чусова Н.А. Серьги-«бабочки» в Олонецкой губернии (К вопросу об истории бытования) // Кижский вестник. Вып. 10. Петрозаводск, 2005. С. 63-79.
Хребтов А.А. Положение в жемчужной промышленности в России. Санкт-Петербург: Тип. А.С. Суворина, 1897. 101 c.