T. 8, № 4. С. 47–52.

Декоративное и прикладное искусство

2023

Научная статья

УДК 391

pdf-версия статьи

Сидорова
Екатерина Максимовна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
ksidorova2804@yandex.ru

Технология изготовления традиционных украшений из жемчуга

Научный руководитель:
Волошина Татьяна Александровна
Рецензент:
Голубник Александр Андреевич
Статья поступила: 09.11.2023;
Принята к публикации: 28.11.2023;
Размещена в сети: 01.12.2023.
Аннотация. Статья посвящена изучению истории карельского жемчуга, способов и инструментов для его добычи, обработки и использования в традиционных ремеслах. Особое место в научном исследовании уделено выявлению круга таких предметов, находящихся в отечественных музейных собраниях, изучению технологии изготовления объектов декоративно-прикладного искусства (серьги-бабочки, сетка-поднизь и венец). В работе представлены особенности плетения с использованием жемчуга и значимость этих изделий.
Ключевые слова: жемчуг, изделия из жемчуга, особенности плетения, значимость жемчуга, традиционный костюм

Благодарности. Статья подготовлена на основе исследования, проведённого в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, финансируемой Правительством Республики Карелия (соглашение № КГРК-23/22).

Для цитирования: Сидорова Е. М. Технология изготовления традиционных украшений из жемчуга // StudArctic forum. 2023. T. 8, № 4. С. 47–52.

Культура карельского народа уходит корнями в глубокое прошлое, обрамляясь художественными народными промыслами, сохранение которых позволяет сберечь уникальность и самобытность народа. Многие промыслы и тайны ремесла исчезают вместе с его носителями – коренными жителями территории. Особое место среди таких ремесел занимает создание изделий декоративно-прикладного искусства из речного жемчуга. В связи с этим становится актуальным изучение предметов традиционной культуры карелов, выполненных в техниках «низания жемчугом» и «сажение по бели», исследование технологии их изготовления. Целью научного исследования является изучение жемчужного промысла, изделий из речного жемчуга и технологии их изготовления. Основными методами исследования являются анализ литературных, исторических и искусствоведческих источников, экспедиционные исследования в фондах музеев.

Жемчужный промысел – один из самых старинных в Карелии. Добыча речного жемчуга, которого было очень много в те времена, являлась источником основного дохода для местного населения. По своей красоте речной жемчуг не уступает морскому, поэтому его добывают во многих странах. Образуется жемчуг в раковинах морских и пресноводных моллюсков. Наши суровые северные края природа наградила редким даром - речными ракушками-жемчужни­цами, в глубине которых таились перламутровые сокровища.  В Карелии поставщиком пресноводного жемчуга является пресноводная жемчужница. Широко распространена жемчужница в реках Кереть и Кемь [Беспалая : 97].

Жемчуг в Карелии добывался настолько давно, что трудно определить начальное происхождение промысла. Около деревни Терву Лахденпохского района есть залив, носящий название Хелмелянлахти, что в переводе с карельского языка означает «Жемчужный» (helmi – «бусина»). Залив известен тем, что здесь когда-то добывали жемчуг. Удачным периодом ловли считали время от июля и до половины августа, то есть месяц или полтора, а потом вода уже становится холодной. Способ добычи жемчуга, почти везде одинаковый и самый примитивный, заключался в следующем: ловец раздевался и в одной рубашке спускался бродить по реке, всматриваясь в дно, осматривая и ощупывая пороги и камни. Жемчужные раковины предпочитают порожистые места, но иногда встречаются и на песчаном дне. В последнем случае их легче добывать, потому что в песке они живут целыми семействами и лежат рядом, то есть в песке встречаются несколько рядов раковин, один над другим. Нижние принадлежат молодым поколениям, а верхние старым, которые как бы оберегают и защищают молодых от врагов. Интересно то, что верхний ряд в большинстве случаев находятся не в наклонном, а, наоборот, в вертикальном положении и зарываются в песок не больше, как до половины своей длины, а другая часть виднеется поверх песка, что представляет оригинальное зрелище. Если же дно каменистое, то иногда входили в воду по грудь, а то и по горло, ловец ощупывал ногою дно и, найдя раковину, нырял и доставал рукой или же старался поймать раковину пальцами ног и выбросить на берег или клал в мешок, привязанный к поясу. Собрав достаточное количество раковин, выходил на берег и ножом или другой раковиной разламывал ракушку и, найдя одну или несколько светлых жемчужин, отряхивал их. Опытные ловцы по внешнему виду раковины могли определить форму и цвет жемчужины. Особенно ценными были белые жемчужины. Также и имелись орудия, которые применялись при ловле раковин. Они отличались простотой и примитивностью. Один из самых замысловатых – Калевальский большой сак, названный в честь его изобретателя. Применялся он следующим образом: брали железный продолговатый обруч длиной от 2 до 3 четвертей аршина со всех четырёх сторон приплюснутый так, что представлял из себя прямоугольник, нижняя часть которого была плоской и острой, похожей на нож, чтобы он мог скользя по дну снимать или срезать ракушки. Применяли его, погружая в воду: один ловец шёл по берегу и тянул за длинную верёвку, а другой, погрузив сак, придерживал его за длинный деревянный шест, чтобы он плотно прилегал ко дну, не пропуская под собой раковины. Имелся ещё маленький ручной сачок. Ловили им с плота, лодки и даже с берега. Для его изготовления брали длинную палку и один из её концов раскалывали и вкладывали в клин, а потом проволокой у клина перетягивали, чтобы палка не раскалывалась. Ловить старались, зажимая раковину концом, который был расколот [Хребтов : 101]. Тайна жемчужного промысла хранилась карелами в секрете и переходила по наследству из поколения в поколение. С приходом шведов секрет жемчужного промысла был утрачен. Рассказы о добыче жемчуга в Карелии можно встретить во многих дореволюционных изданиях.

Жемчуг использовали для украшения икон, производства шкатулок, гребней, пуговиц, делали из него серьги и ожерелья, украшали головные уборы. В рамках научного исследования была организована экспедиция в Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина (г. Олонец) в ходе которой были изучены исторические экспонаты фонда музея (прорезной венец, серьги «бабочки»), технологии их изготовления. Именно жемчуг занимал большое место в праздничном карельском костюме. Каждая девушка мечтала иметь ожерелье из жемчуга, серьги или венец. Самым любимым украшением крестьян были серьги «бабочки».                                                                                                                                              

 Рис. 1. Серьги «бабочки» [Кирсанова]

 

По результатам исследования музейных объектов была определена технология изготовления «серег-бабочек»: латунная основа покрывалась ажурной сеткой и жемчужными нитями с двух сторон, что напоминает крылья бабочки из жемчуга, низанного на белый конский волос. Серьги выполнялись в технике «низания», при котором конский волос продевали в отверстия основы, создавая определенный узор. Затем  жемчужные нити переплетали бантом. Размер серег зависел от размера основы и ширины крыльев банта [Усова : 62]. Металлические основы для серёг делались кузнецами на заказ. Чаще всего их делали из латунного сплава. Из-за того, что серьги были тяжёлыми, к их верхушке изготавливали металлическую петельку, с помощью которой серьги можно было подкрепить к головному убору.

 

Рис. 2.  Поднизь [Кирсанова]

 

Традиционным в Карелии праздничным украшением женского и девичьего костюма прошлых веков была и так называемая сетка-поднизь. Поднизь из речного жемчуга представляет собой серию бусин, нанизанных на нитку или шнур. Бусины изготавливаются из натурального жемчуга, который осторожно выбирают и обрабатывают, чтобы сохранить его красоту и блеск. Они могут иметь различную форму и размер, включая круглые, овальные и слезинки. Поднизь из речного жемчуга используется как украшение для различных повседневных и праздничных нарядов. Он может быть носимым как женщинами, так и мужчинами, и является неотъемлемой частью карельского костюма. Поднизь может быть надет на шею в виде ожерелья или использоваться для создания разнообразных узоров и орнаментов на одежде. Нами были исследованы традиционные поднизи и определен принцип их изготовления. Олонецкая поднизь представляет собой жемчужную сетку-рефидь, выполненную из речного жемчуга и конского волоса, а нужную форму ей придает проволочный каркас. Форма сетки – три крупных волана надо лбом. Плетется сетное полотно по схеме, представляющей собой петельки по 5 жемчужин, сплетенных в один ряд (около 70 петель в 1 ряду). Далее полотно наращивается в технике низания до 9 см. При плетении контур поднизи петельки расположены в шахматном порядке, который образуется сдвиганием полотна вправо или влево. Итоговая работа оформляется тесьмой и сажается на сетку, что придает ей особый внешний вид в виде волн [Чусова : 64]. Карельский жемчуг и поднизь из него не только красивы, но и имеют символическое значение. В карельской культуре речной жемчуг считается символом красоты, богатства и счастья. Он также связывается с водой и природой, которые имеют особое значение в жизни карельского народа [Манушина : 299].

Нами был исследован головной убор, являющийся символом свадебного торжества – венец. На территории Олонецкой губернии были выделены две группы ажурных венцов, представленных в местных музеях и имеющих свои характерные устойчивые черты: олонецкая (карелы-ливвики) и пудожская (русские Пудожья). Украшенный жемчугом и драгоценными камнями, он получил более нарядный, богатый вид в виде короны (корона по-карельски koruna, что перекликается с финским koru – украшение, драгоценность). Венцы, изготовленные в Карелии, украшены национальными орнаментами и мотивами, отражающими культуру и традиции этого региона [Логвиненко : 144]. Технология изготовления венца включает в себя несколько основных этапов. Сначала на ткань наносится рисунок в виде растительных мотивов и узоров. Потом мастерица пришивает бель по контуру рисунка. В технике «сажения по бели» прикрепляется жемчуг. Готовая работа дополнительно украшается драгоценными камнями и золотным шитьем. Прорезному венцу придается форма с помощью различных технологий (проклеивания, накрахмаливания), рисунок аккуратно прорезается, прикрепляются ленты.

 Прорезные венцы являются не только элементом украшения, но и имеют глубокий символический смысл. Они символизируют благословение, плодородие и счастье для носительницы. Этот головной убор также отражает традиции и культурное наследие народа, сохраняя и передавая уникальные ремесленные техники и дизайны. Одной из особенностей прорезных венцов является их универсальность и приспособляемость [Носань : 179-180].

 

Рис. 3.  Прорезной венец [Кирсанова]

 

 Стоит отметить особенности плетения с использованием жемчуга. Большинство композиций с орнаментами жемчужного шитья имело графический, контурный характер. Использовался особый приём пришивания жемчуга на контур: на пришитые в два ряда шнуры выкладывали нить жемчуга и каждую жемчужину прикрепляли поперечными стежками. Самым уникальным является прорезное ажурное жемчужное шитьё, которое использовалось при украшении венцов. Светлую холодноватую красоту жемчуга соединяли узором прекрасной вышивки с серебром и хрусталем, дымчатым кварцем; жемчужины желтовато-розового от­лива особенно красиво сочетались с золотым шитьем, драгоценными камнями – аметистами, топазами, рубинами. Золотой ниточки мастерицы украшали богатым узорочьем одежду, обувь, головные уборы. Полукруглая линия нарядного кокошника, жемчужная поднизь вок­руг лица делали красавицей любую женщину, одаривали её цветущей пышностью, радостью красок, тем волнующим торжеством женственности, что пленяла и покоряла сердца. Великолепие красоты смягчало нравы, отводило зло, звало в царство любви и добра. Умение нанизывать жемчуг требовало кропотливого труда и большого художественного мастерства. В жемчужинах просверливали отверстия и нанизывали на шнур, волос или металлическую нить и затем нити выкладывали по подготовленному рисунку. Орнамент из жемчуга, состоявший из розеток, стилизованных водоплавающих птиц и растений, покрывал всю поверхность головного убора, как бы подчеркивая особую его значимость и торжественность [Кирсанова : 197].

Карельский жемчуг и поднизь из него не только красивы, но и имеют символическое значение. Создание поднизи из речного жемчуга требует мастерства и терпения, поэтому это искусство передается из поколения в поколение в семьях ремесленников. Ручная работа придает каждому украшению уникальность и индивидуальность. Поднизь из речного жемчуга – это не только красивое украшение, но и важная часть культурного наследия Карелии. Оно помогает сохранить традиции и ремесленное мастерство региона. Богатства карельского народа нарабатывались веками, в них вкладывался труд многих поколений, оттого столь уважительно отношение к главным народным ценностям. Богатство женского наряда - это один из показателей духовного богатства карельского народа.

Таким образом, в ходе работы был уточнён предметный ряд, дополняющий убранство традиционного костюма, позволяющий определить ведущие предметы в костюме, такие как, венец, поднизь, серьги–бабочки. Определена технология изготовления изделий из жемчуга, что позволяет в дальнейшем изготовить серьги-бабочки, поднизь и венец в виде реплик из схожего по внешнему виду материала – бисера. Всё это даёт возможность изготовить копии изделий, относящихся к культурному наследию Карелии.


Список литературы

Беспалая Ю.В. Историческая география промысла жемчуга в реках южного Беломорья / Ю.В. Беспалая, И.Н. Болотов, А.А. Махров, И.В. Вихрев // Известия РАН. Серия географическая. 2012. № 1. С. 96-105.  

Кирсанова Е. Великолепие карельского наряда // Север. 2006. № 3-4. С. 196-202.

Логвиненко Е.С. Короны и сетки-поднизи в коллекции НМРК // Вестник Национального музея Республики Карелия. Петрозаводск, 2016. 144 c.

Манушина Т. Шитье древней Руси. Загорский музей. Москва: Советская Россия, 1983. 299 c.

Носань Т.М. Карельский жемчуг // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 178-181.

Чусова Н.А. Серьги-«бабочки» в Олонецкой губернии (К вопросу об истории бытования) // Кижский вестник. Вып. 10. Петрозаводск, 2005. С. 63-79.

Хребтов А.А. Положение в жемчужной промышленности в России. Санкт-Петербург: Тип. А.С. Суворина, 1897. 101 c.



Просмотров: 293; Скачиваний: 50;