T. 8, № 4. С. 168–173.

Психология и педагогика

2023

Научная статья

УДК 373.5.016

pdf-версия статьи

Эйвазова
Алсу Халидовна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
eivazovaah@gmail.com

Формирование учебно-познавательных интересов школьников к изучению иностранного языка

Научный руководитель:
Шевченко Наталья Николаевна
Рецензент:
Раевская Елена Александровна
Статья поступила: 04.11.2023;
Принята к публикации: 28.11.2023;
Размещена в сети: 01.12.2023.
Аннотация. В статье рассматривается понятие учебно-познавательного интереса с позиций отечественных ученых, раскрываются педагогические условия эффективного формирования интереса школьников на уроках иностранного языка. Представлены результаты диагностического исследования с их анализом в аспекте выявления преобладающих учебно-познавательных интересов обучающихся и методы интерактивного взаимодействия, обеспечивающие развитие интереса и мотивации у школьников к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: познавательные интересы, педагогические условия, иностранный язык, интерактивные методы, учебный процесс, школьники

Для цитирования: Эйвазова А. Х. Формирование учебно-познавательных интересов школьников к изучению иностранного языка // StudArctic forum. 2023. T. 8, № 4. С. 168–173.

Развитие познавательных интересов школьников к обучению – один из основополагающих нарративов в организации образовательного процесса современной школы, реализации и достижении положительных результатов обученности и воспитанности обучающихся в учебной деятельности. В связи с этим целевой установкой исследуемой проблемы становится выявление необходимых условий эффективного формирования интересов школьников к учению на уроках иностранного языка. В связи с обозначенной целью были выделены приоритетные задачи исследования, которые заключались в следующем:

  1. Выявить сущность учебно-познавательного интереса с позиций отечественных ученых.
  2. Провести и представить результаты диагностического исследования с их анализом на выявление преобладающих учебно-познавательных интересов обучающихся.
  3. Рассмотреть методы интерактивного взаимодействия, обеспечивающие развитие интереса и мотивации у школьников к изучению иностранного языка.      

  В.А. Сухомлинский отмечал, что все творческие усилия, замыслы и их реализация в деятельности педагога «превращаются в прах», если у школьника отсутствует потребность и желание учиться. Исследователи определяют интерес как субъективную потребность человека к познанию, в получении того необходимого объема знаний, которые помогают ему ориентироваться в жизнедеятельности. Интерес всегда опосредован тем, что является предпочтительным, осознанно значимым, эмоционально привлекательным и необходимым для личности, обусловленным избирательностью, субъективным отношением к действительности [Божович]; [Маркова]. Г.И. Щукина отмечает, что определяющим фактором интереса является потребность в самостоятельном поиске знаний, их оперированию и совершенствованию в учебной деятельности. Познавательный интерес способствует позитивному настрою на деятельность, активизируя ее осуществление на положительный результат [Щукина].  

Педагогическими условиями формирования учебно-познавательных интересов школьников к урокам иностранного языка являются следующие:

1. Осуществление личностно-ориентированного подхода в учебном процессе на основе анализа индивидуальных интересов и предпочтений школьников к изучению иностранного языка.

2. Создание бесконфликтного, конструктивного общения «учитель – ученик» в контексте гуманно-личностного подхода.

3. Использование интерактивных методов и приемов в организации учебного процесса на уроках иностранного языка.

Для эффективного формирования познавательного интереса обучающихся на уроках иностранного языка необходимо, чтобы учитель при изучении нового материала мог их удивить, озадачить и поразить [Спирина : 13]. Важно акцентировать внимание не только на дидактическом аспекте погружения школьников в содержание учебного материала, но и приобщать их к культурным и национальным особенностям страны изучаемого языка, используя при этом интересные факты из жизни народа, его истории, традиций, обычаев, культуры и искусства, достижений выдающихся личностей. Это будет способствовать общему развитию обучающихся, их эмоционально-образного восприятия, когнитивных и креативных способностей как основания для формирования интереса к предмету в целом и языковых компетенций в частности.

При отборе содержания учебного материала к урокам иностранного языка учитель должен руководствоваться такими критериями, как:

– значимость информационного сообщения для обучающихся, его новизна, актуальность;

– доступность содержания материала уровню подготовки школьников с ориентацией на зону их актуального и ближайшего развития;

– осуществление личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных способностей обучающихся к учению в контексте педагогики успеха;

– возможность организации на уроке атмосферы сотрудничества, взаимообмена мнениями, использования интерактивных методов и приемов в процессе обучения. 

Анализ педагогического опыта школьных учителей иностранного языка позволил сделать вывод, что у школьников преобладающими мотивами к изучению иностранного языка являются:  

 – осознание важности изучения иностранного языка как возможности коммуникативного общения в многообразном поликультурном мире;

 – интерес к предмету на основе увлеченности обучающихся непосредственно учебными занятиями, которые доставляют им положительные эмоции и удовлетворение от самого акта познания, открытий чего-то нового и необычного;

 – общение с любимым учителем, который привлекает учеников своими личностными качествами, харизмой, юмором, с которым всегда интересно общаться, а личное взаимодействие с ним доставляет удовольствие;

– создание комфортных и бесконфликтных условий для взаимодействия всех участников учебного процесса на основе взаимопомощи, поддержки, сотрудничества;

 – использование интерактивных методов, приемов и технологий, которые должны быть в арсенале каждого современного учителя, способность их использования для устойчивого познавательного интереса обучающихся на уроках иностранного языка.

Для выявления преобладающих учебно-познавательных интересов школьников к изучению иностранного языка было проведено диагностическое исследование с обучающимися 9 – 11 - х классов в ФБОУ «СОШ № 46» г. Петрозаводска в количестве 82 человек, с использованием метода анкетирования с использованием Google Форм.  На вопрос: «Осознают ли школьники необходимость изучения иностранного языка?» положительный ответ дали 82 % респондентов; «нет» - ответили 10 % участников анкетирования и «не задумывались над этим вопросом» – 8 % школьников, причем только 17 % школьников «планируют связать свою будущую профессию с иностранным языком». В ходе анкетирования выяснялось, что лежит в основе интересов школьников к изучению иностранного языка (таблица 1). 

                                                                                                                                                Таблица 1

Факторы проявления интереса школьников к изучению иностранного языка 

Интерес к изучению иностранного языка Ответы школьников

(в абс. числах и %)

У меня к этому есть определенные способности 20 / 24,4
Хочу быть лучшим учеником по всем предметам, в том числе по иностранному языку 5 / 6,1
Знать иностранный язык сегодня престижно 57 / 69,5
Иностранный язык необходим в моей будущей профессиональной деятельности 26 /31,7

 

Из результатов, представленных в таблице, определяющими факторами проявления интереса респондентов к изучению иностранного языка являются следующие: «престижность знания иностранного языка в современном мире» – так ответили 57 (69,5 %) школьников; «иностранный язык необходим для них в будущей профессии» – 26 (31,7 %).  Интерес к изучению иностранного языка обусловлен также и «наличием у обучающихся к этому определенных способностей» – 20 (24,4 %).  

Один из вопросов анкеты заключался в выявлении условий, которые оказывают положительное влияние на проявление учебно-познавательных интересов обучающихся к изучению иностранного языка (таблица 2). 

                                                                                                                                        Таблица 2

Выбор школьниками условий, оказывающих положительное влияние на их интересы к изучению иностранного языка 

Условия положительного влияния на проявление интереса обучающихся к урокам иностранного языка Ответы школьников

(в абс. числах и %)

Доброжелательная атмосфера на уроке 51 / 62,2
Владение учителем современными технологиями 47 / 57,3
Сотрудничество и взаимопомощь во взаимодействии школьников на уроке 53 / 64,6
Доступность информации, обогащение ее интересными фактами из истории и культуры страны изучаемого языка 21 / 25,6

 

Из полученных результатов можно сделать вывод, что такими приоритетными для школьников условиями являются «сотрудничество и взаимопомощь во взаимодействии» и «доброжелательная атмосфера между участниками на уроках иностранного языка».  Обучающиеся отмечают, что их интерес к занятиям иностранного языка зависит и от владения учителем современными технологиями, особенно игровыми и творческими, которые способствуют раскрытию их личностного потенциала. Недостаточно осознают школьники необходимость в обогащении учебной информации интересными фактами из истории и культуры страны изучаемого языка. Это может быть связано с тем, что учителя достаточно эффективно используют такие факты на своих уроках, и ученики не ощущают в этом особой необходимости.

Исследователи отмечают, что важным условием активизации учебно-познавательного интереса школьников на уроках иностранного языка является использование игровых технологий в образовательном процессе. Они способствуют созданию эффективного межличностного взаимодействия обучающихся, стимулируя развитие их коммуникативных качеств, способностей к командному сотрудничеству, творческой самореализации в различных видах игровой деятельности, внося благоприятную психологическую разрядку в учебный процесс [Иманалиева : 63]. С этой целью полезно включать обучающихся в игры дидактической направленности. Школьники любят кинестетическую игру «Мимы» («Mims»), суть которой заключается в том, что один из участников должен изобразить жестами и мимикой загаданное им слово по пройденной теме. Обучающиеся, общаясь друг с другом, но только на английском языке, произносят слова, пытаясь угадать изображаемое слово. Игровое действие в этом случае служит для повторения и закрепления новых английских слов, вместе с тем способствует разрядке строго дидактической направленности учебной деятельности.

Игра «Составь предложение» нацелена на работу в команде. Каждой из команд предложены цветные нарезки бумаги (пазлы), в которых прописаны отдельные фразы предложения. Участникам необходимо составить как можно больше предложений из этих цветных «пазлов», причем сделать это быстрее и грамотнее. С большим интересом школьники погружаются в игру «Правда или ложь» (Game «True or False»). Для этого учителю необходимо подобрать яркий и красочный слайд по теме урока. Ведущий из числа обучающихся правильно указывает на действие людей, предметов, объектов, изображенных на слайде, или преднамеренно допускает ошибку. Ученики соглашаются или нет, указывая на ошибку, исправляют ее. Игра проводится только на английском языке. Также для школьников 9-11-х классов можно предложить викторину «English-speaking countries» на систематизацию и обобщение знаний по теме «Англоязычные страны», в рамках которой они знакомятся с английскими пословицами и скороговорками, в командном соревновании обучающиеся отвечают на вопросы о культуре англоязычных стран. Одно из заданий заключается в том, что по описанию им необходимо определить, о каком художнике или писателе идет речь.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что одним из определяющих факторов повышения качества учебного процесса и его результативности является обращение к такой важной проблеме как формирование познавательного интереса обучающихся к школьному предмету, в том числе и к урокам иностранного языка. Необходимо, чтобы путь к познанию обучающихся был ориентирован на интеграцию когнитивного и эмоционального образного аспектов в усвоении содержания учебного предмета с использованием интерактивных методов обучения. Включение школьников в интерактивное взаимодействие в процессе выполнения заданий творческого характера является одним из основополагающих педагогических условий формирования их познавательного интереса в образовательном процессе.

Как правило, выполнение однотипных упражнений для усвоения лексики и грамматики иностранного языка в традиционном, дидактоцентрическом формате приводит к утомлению обучающихся, не стимулируя проявление их познавательной активности. Важно, чтобы в организации учебного процесса в качестве его методической поддержки использовался комплекс интерактивных заданий творческого характера, которые позволят школьникам изучать иностранный язык более комфортно, с увлечением, интересом и без лишней назидательности со стороны учителя. Создание бесконфликтного, конструктивного взаимодействия «учитель - ученик» в контексте гуманно-личностного и личностно-ориентированного подходов в учебном процессе на основе анализа индивидуальных мотивов обучающихся к изучению иностранного языка позволит эффективно стимулировать их познавательный интерес к учебной деятельности в целом.


Список литературы

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. 352 с.

Иманалиева Г.А. Развитие познавательного интереса на уроках английского языка в начальных классах //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 63-68.

Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. Москва: Просвещение, 1983. 96 с.

Спирина Е.М. Эффективные способы стимулирования познавательного интереса на уроках иностранного языка // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. № 5. С. 11-23.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988. 208 с.



Просмотров: 226; Скачиваний: 50;