T. 8, № 4. С. 158–167.

Психология и педагогика

2023

Научная статья

УДК 159.9

pdf-версия статьи

Белинская
Екатерина Дмитриевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
katrinka.ru.2016@gmail.com

Особенности сепарации от родителей и психологическое благополучие студентов

Научный руководитель:
Сафронова Екатерина Александровна
Рецензент:
Юдина Ольга Юрьевна
Статья поступила: 01.11.2023;
Принята к публикации: 28.11.2023;
Размещена в сети: 01.12.2023.
Аннотация. Сепарация является одной из сложнейших проблем в современной психологии и психотерапии. В данной статей представлены результаты исследования, целью которого стало изучение особенностей сепарации от родителей и психологического благополучия студентов. Для реализации поставленной цели применялись опросник Psychological Separation Inventory Дж. Хоффман и опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Выборку исследования составили 27 студентов. В результате полученных данных было выявлено, что чем выше сепарация от отца, тем ниже уровень психологического благополучия.
Ключевые слова: психологическая сепарация, сепарационные процессы, психологическое благополучие, конфликтологическая сепарация, эмоциональная сепарация, аттитюдная сепарация, функциональная сепарация

Для цитирования: Белинская Е. Д. Особенности сепарации от родителей и психологическое благополучие студентов // StudArctic forum. 2023. T. 8, № 4. С. 158–167.

Термин «психологическая сепарация» впервые был предложен Маргарет Малер (Margaret Schönberger Mahler) в 1955 году для описания двух взаимосвязанных процессов, разворачивающихся в ходе психического развития: ухода от объекта или прекращения каких-либо отношений с ним. В широком смысле под психологической сепарацией от родителей понимают процесс дифференциации, разъединения с ними.  Психологическая сепарация как интрапсихический процесс направлен на раскрытие возможности полноценного психического функционирования независимо от близких людей.  В более узком смысле психологическая сепарация от родителей – это сложный, нелинейный процесс, перестраивающий детско-родительские отношения и меняющий функционирование всей семейной системы [Дитюк : 49-59], [Маленова : 83-96], [Dzukaeva : 346-352].

Переход к взрослости связан с переживанием «кризиса юности» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, К.Н. Поливанова, В.К. Шабельников, Л.Б. Шнейдер и др.) и «отрывом от родительских корней», предполагающим переструктурирование взаимоотношений с родителями. Завершение психологической сепарации от родителей соотносится со становлением в юношеском возрасте зрелости, ответственности, постановкой жизненных целей, выходом в самостоятельную жизнь. По мнению исследователей, критерием завершения процесса психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте является достижение молодыми людьми эмоциональной автономии [Литвинова : 59-71].

Американский психолог Дж. Хоффман на материале анализа переживаний отделения юношей и девушек от родительской семьи выделяет четыре вида сепарации:

  1. Конфликтологическая независимость – отсутствие переживания вины, гнева, тревоги, недоверия в отношениях с родителями;
  2. Аттитюдная независимость – независимость собственных убеждений от мнений родителей;
  3. Эмоциональная независимость – независимость от родительского одобрения и поддержки;
  4. Функциональная независимость – самостоятельность в решениях и действиях без обращения за помощью к родителям, финансовая независимость личности.

Впервые в психологии о сущности сепарации заявил З. Фрейд. По его словам, связь между ребенком и матерью усиливается во время кормления ребенка, когда он получает удовольствие, сосредоточенное в области рта. Страх потерять это удовольствие заставляет ребенка цепляться за мать и грустить из-за разлуки. Эти чувства затем переносятся во взрослую жизнь, когда человек боится потерять любимого человека, так как он ассоциируется с позитивными эмоциями [Haghbin]. Сепарация, по его мнению, – это одно из условий благополучия, и этот процесс не может не сопровождаться негативными эмоциями. Центральной проблемой отделения считается Эдипов комплекс и инфантильная привязанность к родителям. Поэтому ученый указал на необходимость освободить ребенка от родительской опеки, подчеркнув, в частности, роль матери в этом процессе [Hoffman : 170-178].

В словаре С. И. Ожегова «благополучие» определяется как спокойная, счастливая жизнь в довольстве, полная обеспеченность, а «благополучный» означает удачный, успешный, удовлетворяющий [Ожегов : 944].

Как этап онтогенеза студенческий возраст имеет свои специфические возрастные задачи. Степень решенности некоторых из этих задач может рассматриваться в качестве меры близости к идеалу позитивного функционирования личности. Например, формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола как возрастная задача соотносится с таким компонентом психологического благополучия по К. Рифф, как позитивные отношения с окружающими. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость, связана с наличием цели в жизни. Формирование системы ценностей и этических принципов (формирование собственной идеологии) может трактоваться как вклад в развитие личной независимости. Если индивиду не удалось справиться с задачами юности, то он испытывает тревогу, не получает социального одобрения и не способен функционировать как зрелая, психологически благополучная личность [Мельник : 52-53].

Модель психологического благополучия К. Рифф. Модель создавалась в рамках эвдемонического подхода. Понятие эвдемонии было введено Аристотелем, который полагал, что реализация желаний и получение удовольствия сами по себе не приносят благополучия. Термин «эвдемония» часто переводится как «счастье», хотя более точное его значение — «человеческое процветание» или «хорошая жизнь». Согласно Аристотелю, к эвдемонии ведет следование добродетелям. Само понятие «психологическое благополучие» ввел Н. Брэдберн, отграничив его от понятия «психическое здоровье». В качестве основного эмпирического показателя психологического благополучия Н. Брэдберн использовал баланс позитивных и негативных эмоций. В современных работах этот показатель принято относить к субъективному (гедоническому) благополучию. Со временем понятие «психологическое благополучие» из-за огромной популярности работ К. Рифф закрепилось за выделенными ею шестью психологическими характеристиками, однако термин может использоваться и для обозначения других психологических составляющих благополучия, подчеркивая тем самым субъективный характер переживания благополучия в отличие от объективных показателей благополучия: материального благосостояния, образования и др. До публикаций К. Рифф в ряде областей психологии так или иначе затрагивались вопросы, касающиеся близких по сути аспектов позитивного функционирования, которые в последующем объединились в ее модели. Это работы в области возрастной психологии (возрастная периодизация) Э. Эриксона, которые акцентировали благополучие как траекторию роста на протяжении жизни. В трудах клинических психологов предпринимались попытки раскрыть содержание благополучия в концепциях самоактуализации (А. Маслоу), позитивного функционирования (К. Роджерс), формирования зрелости личности (Г. Оллпорт) и индивидуализации (К. Юнг). Стоить отметить также работы по психическому здоровью, которые, затрагивая прежде всего негативные проявления неблагополучия, вместе с тем обращали внимание на проявления позитивного здоровья. Конвергенция этих различных представлений о позитивном функционировании стала теоретическим фундаментом для разработки К. Рифф обобщенной многомерной модели психологического благополучия, включающей шесть основных компонентов позитивного психологического функционирования, охватывающих все его проявления. В качестве базовых составляющих психологического благополучия человека К. Рифф выделила: позитивные отношения с другими, принятие, автономию, компетентность, наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации. Выделенные свойства рассматриваются как идеал, характеризующий особый, эвдемонический образ жизни, основные черты которого — реализация субъектом своего личностного потенциала («дэймона»), полноценное функционирование и осмысленная жизнь. Шестикомпонентная модель структуры психологического благополучия К. Рифф нашла подтверждение в эмпирических исследованиях автора. Тем не менее, самой К. Рифф отмечалась возможность существования латентных переменных, определяющих очень тесные связи между отдельными компонентами психологического благополучия. Поставлен под сомнение может быть и статус компонентов. Иногда можно говорить скорее о факторе, определяющем благополучие, чем о составляющей благополучия как такового. Кроме того, учитывая связь понятия психологического благополучия с ценностями, нормами и другими общественными добродетелями, проявляющими сильную зависимость от культурных факторов, можно поставить вопрос о том, насколько основанная на ценностях западной индивидуалистической культуры модель психологического благополучия применима к нашему обществу, так или иначе основанному на коллективистских началах [Мельник : 13-15].

В нашем исследовании изучалось связь психологического благополучия с сепарацией с помощью следующих методик:

Опросник «Шкала психологического благополучия»: автор Кэрол Рифф (1989), адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко (2005). Данный опросник состоит из 84 пунктов и включает 6 шкал: «положительные отношения с другими», «автономия», «управление окружением», «личностный рост», «цель в жизни», «самопринятие». Краткая характеристика шкал:

  1. Положительные отношения с другими – способность развиваться, строить близкие взаимоотношения с другими и доверять им, проявлять заботу и сопереживание по отношению к ним;
  2. Автономия – способность судить о собственном поведении и поведении других на базе своих ценностей и норм;
  3. Управление окружением – умение разрешать повседневные вопросы и пользоваться возможностями, которые предоставляет окружающая среда;
  4. Личностный рост – формирование новых и развитие уже существующих способностей, приветствие нового опыта;
  5. Цель в жизни – существование поставленных в жизни целей
  6. Самопринятие – позитивное отношение к себе, умение принимать свои отрицательные стороны и слабости одновременно со своими положительными сторонами и достоинствами, положительная оценка прожитого опыта.

Авторами адаптации были добавлены также следующие шкалы:

  1. Баланс аффекта описывает общую эмоциональную оценку себя и собственной жизни;
  2. Осмысленность жизни отражает наличие или отсутствие целей в жизни;
  3. Человек как открытая система описывает способность воспринимать и интегрировать новый опыт как позитивный, так и негативный;
  4. Автономия связана со способностью соблюдать гармоничный баланс между собственными и общественными интересами.

Оценка шкал производится по трём уровням: низкий, средний и высокий.

Опросник психологической сепарации (Psychological Separation Inventory, PSI) автор Дж. Хоффман (J. Hoffman, 1984), адаптация В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова (2014). Методика состоит из 124 пунктов и позволяет оценить четыре вида психологической сепарации:

  1. Конфликтологическая сепарация – подразумевает отсутствие неразрешенных противоречий в отношениях с матерью и отцом;
  2. Эмоциональная сепарация – обозначает отсутствие потребности человека в одобрении родителей и постоянной их поддержке, способность переживать и психически усваивать жизненные процессы, независимость от мнений и эмоций других людей;
  3. Аттитюдная сепарация – позволяет судить о наличии собственных, независимых от родителей взглядов на различные стороны реальности, выработки личных моделей поведения и независимого мнения;
  4. Функциональная сепарация – отражает способность человека самостоятельно, без помощи близких, или других «значимых» людей, принимать решения, управлять своей жизнью, ставить цели и следовать им.

Чем выше баллы по шкалам данного опросника, тем более респондент независим от родителей. Низкие баллы говорят о том, что респондент психологически зависим от родителей и постоянно нуждается в их одобрении, поддержке и помощи.

Выборку исследования составили 27 студентов ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет». Результаты исследования психологического благополучия представлены в таблице 1. Анализируя полученные данные, можно отметить, что наибольшее количество респондентов, имеющих низкий уровень, отмечаются по следующим шкалам психологического благополучия: «положительные отношения с другими» (33 %), «цель в жизни» (22 %), «автономия» (19 %); наибольшее количество респондентов, имеющих высокий уровень мы наблюдаем по следующим шкалам психологического благополучия: «управление окружением» (30 %), «личностный рост» (30%), «самопринятие» (22 %), «человек как открытая система» (22 %).

 

Таблица 1.

Психологическое благополучие

Шкала психологического благополучия Низкий Средний Высокий
Положительные отношения с другими 33% 56% 11%
Автономия 15% 70% 15%
Управление окружением 14% 56% 30%
Личностный рост 11% 59% 30%
Цель в жизни 22% 63% 15%
Самопринятие 15% 63% 22%
Баланс аффекта 15% 67% 19%
Осмысленность жизни 7% 74% 19%
Человек как открытая система 15% 63% 22%
Автономия 19% 74% 7%

 

Далее рассмотрим результаты изучения особенности сепарации от родителей в соотношении с уровнями показателей психологического благополучия. Особенности сепарации от матери представлены в таблице 2. Анализируя полученные данные, мы видим, что низкие и средние баллы по шкале «Положительные отношения с другими» у респондентов, которые более сепарированы от матери (3,41; 3,56). Высокие баллы по этой шкале у тех, кто менее сепарирован (3,18). Мы можем увидеть, что по шкале «Автономия», чем выше баллы, тем респонденты более сепарированы от матери (3,08; 3,47; 3,86). Можем заметить, что низкие баллы по шкале «Управление окружением» у тех респондентов, которые менее сепарировались от матери (3,04). Средние и высокие баллы у тех респондентов, кто более сепарирован (3,61; 3,42). Можем увидеть, что по шкале «Личностный рост» низкие и высокие баллы у тех респондентов, которые менее сепарированы от матери (3,18; 3,19). Средние баллы у тех, кто более сепарирован (3,66). По шкале «Цель в жизни» можем заметить, что низкие баллы у респондентов, которые менее сепарированы от матери (3,14). Средние и высокие баллы у тех, кто более сепарирован (3,60; 3,41). По шкале «Самопринятие» можно заметить, что низкие баллы у тех респондентов, кто более сепарирован от матери (3,63). Средние и высокие баллы говорят от том, что респонденты менее сепарированы (3,44; 3,43). По шкале «Баланс аффекта» мы можем увидеть, что низкие и средние баллы у тех респондентов, кто более сепарирован от матери (3,45; 3,55). Высокие значения у тех, кто менее сепарирован (3,19). Можно заметить, что по шкале «Осмысленность жизни» низкие и средние баллы у тех респондентов, кто более сепарирован от матери (3,46; 3,49). Высокие значения у тех, кто менее сепарирован (3,41). По шкале «Человек как открытая система» можно заметить, что низкие и высокие баллы у тех респондентов, кто менее сепарирован от матери (3,22; 3,06). Средние значения у тех, кто более сепарирован (3,67). Можем увидеть, что по шкале «Автономия» низкие и средние баллы у тех респондентов, кто более сепарирован от матери (3,67; 3,46). Высокие баллы у тех, кто менее сепарирован (3,09).

 

Таблица 2.

Особенности сепарации от матери

  Психологическое благополучие
Низкий Средний Высокий
Положительные отношения с другими 3,41 3,56 3,18
Конфликтологическая сепарация 3,43 3,69 4,00
Эмоциональная сепарация 3,17 3,51 2,67
Аттитюдная сепарация 3,43 3,37 2,57
Функциональная сепарация 3,59 3,67 3,47
Автономия 3,08 3,47 3,86
Конфликтологическая сепарация 3,88 3,66 3,30
Эмоциональная сепарация 2,53 3,24 4,40
Аттитюдная сепарация 2,98 3,31 3,58
Функциональная сепарация 2,93 3,65 4,15
Управление окружением 3,04 3,61 3,42
Конфликтологическая сепарация 3,35 3,65 3,78
Эмоциональная сепарация 2,43 3,51 3,36
Аттитюдная сепарация 3,28 3,47 2,99
Функциональная сепарация 3,08 3,81 3,54
Личностный рост 3,18 3,66 3,19
Конфликтологическая сепарация 3,47 3,80 3,39
Эмоциональная сепарация 2,60 3,57 3,04
Аттитюдная сепарация 3,43 3,39 3,06
Функциональная сепарация 3,20 3,88 3,26
Цель в жизни 3,14 3,60 3,41
Конфликтологическая сепарация 3,67 3,64 3,63
Эмоциональная сепарация 2,70 3,48 3,48
Аттитюдная сепарация 3,05 3,43 3,13
Функциональная сепарация 3,13 3,84 3,40
Самопринятие 3,63 3,44 3,43
Конфликтологическая сепарация 3,55 3,62 3,75
Эмоциональная сепарация 3,35 3,25 3,42
Аттитюдная сепарация 3,90 3,27 2,98
Функциональная сепарация 3,70 3,62 3,57
Баланс аффекта 3,45 3,55 3,19
Конфликтологическая сепарация 3,68 3,76 3,18
Эмоциональная сепарация 3,38 3,44 2,74
Аттитюдная сепарация 3,20 3,28 3,44
Функциональная сепарация 3,53 3,70 3,40
Осмысленность жизни 3,46 3,49 3,41
Конфликтологическая сепарация 3,10 3,77 3,36
Эмоциональная сепарация 3,25 3,24 3,58
Аттитюдная сепарация 3,90 3,29 3,12
Функциональная сепарация 3,60 3,64 3,56
Человек как открытая система 3,22 3,67 3,06
Конфликтологическая сепарация 3,68 3,71 3,42
Эмоциональная сепарация 2,70 3,61 2,85
Аттитюдная сепарация 3,38 3,47 2,78
Функциональная сепарация 3,10 3,89 3,20
Автономия 3,67 3,46 3,09
Конфликтологическая сепарация 3,34 3,68 4,05
Эмоциональная сепарация 4,00 3,21 2,50
Аттитюдная сепарация 3,42 3,29 3,15
Функциональная сепарация 3,90 3,65 2,65

 

Особенности сепарации от отца представлены в таблице 3. Анализируя полученные данные, мы видим, что по шкале «Положительные отношения с другими» низкие и средние значения у тех респондентов, кто более сепарирован от отца (4,02; 3,78). Высокие баллы у тех, кто менее сепарирован (3,59). Можем заметить, что по шкале «Автономия» средние и высокие значения у тех респондентов, кто менее сепарирован от отца (3,76; 3,98). Низкие баллы у тех, кто более сепарирован (4,11). Можно увидеть, что по шкале «Управление окружением» средние и высокие значения у тех, кто менее сепарирован от отца (3,77; 3,68). Низкие баллы у тех, кто более сепарирован (4,44). Средние и высокие баллы по шкале «Личностный рост» можно заметить у тех респондентов, кто менее сепарирован от отца (3,69; 3,76). Низкие значения у тех, кто более сепарирован (4,88). Можно увидеть, что по шкале «Цель в жизни» средние и высокие значения у тех респондентов, кто менее сепарирован от отца (3,78; 3,84). Низкие баллы у тех, кто более сепарирован (4,01). По шкале «Самопринятие» можно заметить, что средние и высокие баллы у тех респондентов, кто менее сепарирован от отца (3,71; 3,85). Низкие значения у тех, кто более сепарирован (4,40). Можно увидеть, что по шкале «Баланс аффекта» низкие и средние баллы у тех респондентов, кто менее сепарирован от отца (3,90; 3,68). Высокие значения у тех, кто более сепарирован (4,40). Средние и высокие баллы по шкале «Осмысленность жизни» у тех респондентов, кто менее сепарирован от отца (3,76; 3,75). Низкие значения у тех, кто более сепарирован (4,91). Можно заметить, что средние и высокие баллы по шкале «Человек как открытая система» у тех респондентов, кто менее сепарирован от отца (3,79; 3,57). Низкие баллы у тех, кто более сепарирован (4,50). По шкале «Автономия» можно увидеть, что низкие и высокие баллы у тех, кто более сепарирован от отца (4,17; 4,11). Средние значения у тех, кто менее сепарирован (3,73).

 

Таблица 3.

Особенности сепарации от отца

  Психологическое благополучие
Низкий Средний Высокий
Положительные отношения с другими 4,02 3,78 3,59
Конфликтологическая сепарация 4,18 4,02 3,93
Эмоциональная сепарация 3,99 3,61 3,67
Аттитюдная сепарация 3,73 3,58 2,47
Функциональная сепарация 4,19 3,92 4,30
Автономия 4,11 3,76 3,98
Конфликтологическая сепарация 4,45 3,98 4,08
Эмоциональная сепарация 3,95 3,59 4,25
Аттитюдная сепарация 3,85 3,46 3,40
Функциональная сепарация 4,18 4,00 4,20
Управление окружением 4,44 3,77 3,68
Конфликтологическая сепарация 4,70 3,93 3,99
Эмоциональная сепарация 4,43 3,47 3,90
Аттитюдная сепарация 4,18 3,59 3,03
Функциональная сепарация 4,43 4,08 3,81
Личностный рост 4,88 3,69 3,76
Конфликтологическая сепарация 4,83 3,89 4,13
Эмоциональная сепарация 4,93 3,52 3,74
Аттитюдная сепарация 4,93 3,36 3,28
Функциональная сепарация 4,83 3,99 3,89
Цель в жизни 4,01 3,78 3,84
Конфликтологическая сепарация 4,38 3,88 4,35
Эмоциональная сепарация 3,98 3,58 4,08
Аттитюдная сепарация 3,55 3,57 3,18
Функциональная сепарация 4,12 4,10 3,75
Самопринятие 4,40 3,71 3,85
Конфликтологическая сепарация 4,55 3,95 4,05
Эмоциональная сепарация 4,38 3,47 4,10
Аттитюдная сепарация 4,18 3,47 3,17
Функциональная сепарация 4,50 3,94 4,08
Баланс аффекта 3,90 3,68 4,40
Конфликтологическая сепарация 4,48 3,91 4,30
Эмоциональная сепарация 3,95 3,48 4,52
Аттитюдная сепарация 3,18 3,38 4,22
Функциональная сепарация 3,98 3,93 4,54
Осмысленность жизни 4,91 3,76 3,75
Конфликтологическая сепарация 4,80 3,94 4,28
Эмоциональная сепарация 4,95 3,61 3,80
Аттитюдная сепарация 5,00 3,44 3,20
Функциональная сепарация 4,90 4,05 3,72
Человек как открытая система 4,50 3,79 3,57
Конфликтологическая сепарация 4,78 3,87 4,15
Эмоциональная сепарация 4,43 3,65 3,53
Аттитюдная сепарация 4,35 3,49 3,00
Функциональная сепарация 4,43 4,13 3,58
Автономия 4,17 3,73 4,11
Конфликтологическая сепарация 4,20 3,96 4,75
Эмоциональная сепарация 4,40 3,56 3,90
Аттитюдная сепарация 3,72 3,43 3,80
Функциональная сепарация 4,36 3,98 4,00

 

Таким образом, на основании полученных результатов и теоретического анализа литературы по проблеме "особенности сепарации от родителей и психологическое благополучие студентов" можно сделать следующие выводы:

  1. У большинства студентов отмечается средний и высокий уровень психологического благополучия, т. е. практически большая часть молодых людей исследуемой выборки в настоящий момент испытывают удовлетворенность от жизни.
  2. В юношеском возрасте более выражена сепарация от отца, чем от матери, по всем четырём видам сепарации: конфликтологическая, эмоциональная, аттитюдная, функциональная.
  3. Студенты, имеющие низкий и высокий уровень психологического благополучия, примерно одинаково сепарированы от матери. Респонденты, у которых среднее психологическое благополучие, больше всего сепарированы от матери. Студенты, имеющие низкий уровень психологического благополучия, более сепарированы от отца, чем те респонденты, у кого средний и высокий уровень.

Резюмируя полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что те кто более сепарированы от отца, имеют более низкое психологическое благополучие, что может быть связано с архитипической его ролью защитника и проводника с внешним миром, в результате чего те люди раннего юношеского возраста, которые не чувствуют подобной связи с отцом, ощущают себя более уязвимыми и испытывают больше сложностей во взаимодействии с внешним миром.


Список литературы

Дитюк А.А. Психологическое содержание понятия «сепарация»: история изучения и близкие понятия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013. № 7. С. 49–59.

Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. C. 59–71. DOI:10.17759/psyedu.2020120105.

Маленова А.Ю. Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации [Электронный ресурс] / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. C. 83–96. DOI:10.17759/psyclin.2018070206.

Мельник Ю.И. Психологическое благополучие личности / Ю.И. Мельник, В.Н. Колесников. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2018. 125 с.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.  Москва: Азбуковник, 1997. 944 с.

Dzukaeva V.  Family characteristics of Psychological Separation from parents during late adolescence // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146 (25). P. 346–352.

Haghbin M. Attachment Styles and Psychological Separation in Relation to Procrastination: A Psychodynamic Perspective on the Breakdown in Volitional Action: Thesis submitted to the Faculty of Graduate Studies and Research in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Ottawa, 2006. 123 p.

Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from the parents // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31, no. 2. P. 170–178.



Просмотров: 755; Скачиваний: 79;