T. 8, № 1. С. 33–36.

Психология

2023

Научная статья

УДК 159.9

pdf-версия статьи

Коваленко
Маргарита Васильевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
mvkov1605@mail.ru

Опыт создания и реализации курса внеурочной деятельности социальной направленности «Коммуникация»

Научный руководитель:
Бурачевская Елена Олеговна
Статья поступила: 30.12.2022;
Принята к публикации: 04.01.2023;
Размещена в сети: 15.04.2023.
Аннотация. Навыки социального взаимодействия у школьников с течением времени начинают ослабевать, утрачиваться. Отсутствие сформированности навыков социального взаимодействия может вызывать сложности не только в учебной и трудовой деятельности, но и в повседневной жизни. Статья посвящена описанию опыта создания и реализации курса внеурочной деятельности социальной направленности «Коммуникация». При разработке данного курса использовались такие методы как анализ и синтез теоретического материала по теме, анкетирование, тестирование (методики: тест мотивации достижения (А. Мехрабиан), тест социального интеллекта (тест Дж.Гилфорда), проведение теоретических и практических занятий.
Ключевые слова: социальная компетенция, социализация, социальный интеллект, мотвация, коммуникация, саморегуляция

Для цитирования: Коваленко М. В. Опыт создания и реализации курса внеурочной деятельности социальной направленности «Коммуникация» // StudArctic forum. 2023. T. 8, № 1. С. 33–36.

Социальная компетенция представляет собой знания и умения взаимодействовать с социумом, решать конфликтные ситуации, умения применять на практике способы поведения в стандартных и нестандартных ситуациях. Социальная компетенция является ведущим фактором социализации личности, а, значит, появляется необходимость в её правильном формировании и развитии [Красношлыкова].

Учащиеся старших классов начинают строить жизненные планы, связанные с определением сферы деятельности, профессии. Владение социальными компетенциями необходимо человеку как для профессиональной деятельности, так и для повседневной жизни.

Для педагогов и учеников важными являются не только знания возрастной психологии и индивидуальных особенностей учащихся, но и понимание черт того времени, в котором происходило и происходит формирование личности школьников. Современные старшеклассники относятся к поколению Z. С детства их окружает мир цифровой реальности, ярких экранов. Возникающие желания часто носят ситуативный характер, быстро и часто меняются. У школьников есть желание упростить действительность, зачастую отсутствует осознание учебной деятельности как труда, связанного с необходимостью систематического приложения усилий. Многие старшеклассники недостаточно осознают, что опыт и профессионализм обладают ценностью. Мнение авторитетов для них не так сильно, как для представителей предыдущих поколений. В целом данное поколение формировалось в ситуации отсутствия дефицита материальных благ и возможностей бесконечного выбора, в том числе и информационного.

У ребят формируется представление о том, что социальные навыки не нужны, так как всегда есть возможность обратиться за информацией и эмоцией к экранам, которые помогают им создать иллюзию социального общения. Навыки же социального взаимодействия у них в целом слабо развиты. Но на самом деле они нуждаются в социальности как в необходимой потребности человека. Старшеклассники испытывают трудности при коммуникации друг с другом.

В одном из образовательных учреждений города Петрозаводска было проведено тестирование мотивации достижения по Мехрабиану среди учащихся 10 классов (46 человек). Результаты показали, что у подавляющего большинства учащихся преобладает стремление к избеганию неудачи. Подростки с преобладанием мотивации избегания неудач проявляют тенденцию ухода, отстраняются от ситуации, избегают любой активности. Они не уверены в себе, боятся критики. [Михайлова]. Соответственно, у таких ребят могут возникать трудности с социальным взаимодействием.

У тех же учащихся был проведен тест социального интеллекта (тест Дж. Гилфорда) с целью узнать уровень сформированности социальных компетенций. Результаты показали, что если показатели понимания поведения других людей, их невербальных сообщений и речи оказались в целом средними, то показатели уровня понимания ситуаций межличностного взаимодействия и уровня социального интеллекта оказались в целом ниже среднего, что свидетельствует о трудностях в коммуникации и недостаточной сформированности социальных компетенций школьников.

Чтобы учащиеся могли эффективно взаимодействовать друг с другом, необходимо учить их этому, создавая ситуации, в которых они могли бы реализовать свою социальную потребность. Именно вовлечение школьников в совместную деятельность поможет создать у них мотивацию и позволить генерировать мысли, идеи из состояния спокойствия, а не стресса.

Нами был разработан и реализован курс внеурочной деятельности социальной направленности «Коммуникация», суть которого заключалась в проведении занятий по психологии с целью развития у учащихся знаний и навыков, направленных на эффективное обучение и формирование социальных компетенций.

Перед началом занятий было проведено анонимное анкетирование тех же учеников 10 классов. Вопросы касались в основном желания и готовности школьников посещать подобные мероприятия. Анализ анкет позволил сделать вывод о заинтересованности учащихся и возможности проведения занятий, а так же о темах и вопросах, которые интересуют и волнуют ребят. Все вопросы были структурированы и объединены в 3 основные группы. Затем были разработаны и проведены занятия по тематическим блокам: «Возможности мозга», «Коммуникация», «Мотивация». Соответственно, планируемые результаты были следующими:

1) расширить знания учащихся о способах развития способностей мозга, социального интеллекта. Сформировать умения старшеклассников применять эти знания, выполнять упражнения.

2) Способствовать развитию социальных компетенций школьников.

3) Способствовать повышению у учащихся мотивации к учебной деятельности.

Была составлена рабочая программа курса. В содержание блока «Возможности мозга» были включены такие темы, как «Мозг человека. Зоны мозга», «Развитие памяти», «Упражнения на развитие полушарий головного мозга», «Влияние гаджетов на когнитивные способности человека», «Нейротренажёры для развития мозга», «Концентрация внимания», «Развитие памяти. Развитие зрительной памяти», «Таблицы Шульте, карты МЕМО» и другие.

Темы занятий блока «Коммуникация» были следующими: «Формирование социальных компетенций», «Я-высказывание», «Барьеры в общении», «Эмпатия», «Общение с представителями разных поколений», «Личные границы», «Конфликты. Пути предотвращения и разрешения», «Время неопределённости. Поиск опоры», «Критика и комплименты», «Конформизм и нонконформизм» и другие.

Занятия блока «Мотивация» были проведены по таким темам как: «Прокрастинация. Постановка цели», «Планирование и прогнозирование», «Повышение мотивации к учебной деятельности», «Мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач», «Формирование привычек» и другие.

Стоит отметить, что у учащихся возникло втрое больше вопросов по теме блока «Коммуникация» в сравнении с блоками «Мотивация» и «Возможности мозга». Сам факт такой количественной разницы и содержательной стороны задаваемых вопросов может свидетельствовать не только о желании ребят узнать соответствующую информацию, но, возможно, и о причинах трудностей, возникающих в процессе коммуникации с окружающими людьми. В ходе проведения занятий внешне было заметно, что блок «Коммуникация» вызывает наибольшую заинтересованность, большое количество вопросов и дискуссий.

Среди задаваемых школьниками вопросов анонимного анкетирования, относящихся к разделу «Коммуникация», были такие: «Как научиться общаться? Как не уставать от общения? Нужно ли делать перерывы в общении? Как заинтересовать собой другого человека? Как общаться с людьми радикальных взглядов (как в таком случае выстраивать диалог)? Как общаться с представителями других поколений? Как начать общение с незнакомым человеком? Как выстраивать личные границы? Как общаться с теми, у кого есть сложности в общении? Как не ударить в грязь лицом перед собеседником? Как научиться говорить «нет»? Как общаться со сверстниками в коллективе? Как перестать чувствовать неловкость в новой компании и быть более открытым людям? Как общаться в большой компании? Как найти подход к людям? Как правильно донести информацию до людей? Как не испытывать неловкость и стеснение при общении? Как привлечь внимание большой группы людей? Как общаться с представителями противоположного пола? Как поддерживать диалог? Как правильно отвечать на агрессию? Как не испытывать стеснение в новом коллективе? Как не расстраиваться из-за того, что я не нравлюсь малознакомым людям? Можно ли перестать принимать нейтральное отношение за негативное? Как перестать бояться знакомиться с малознакомыми людьми?»

Занятия курса проводились каждую неделю, посещение было добровольным и не предполагающим отметок. Каждое занятие включало в себя теоретическую часть, сопровождающуюся лекциями, беседами, обсуждениями, дискуссиями, и практическую часть (ролевые, деловые игры, элементы психогимнастики, техники и приемы саморегуляции). Такие этапы как рефлексия, обсуждение различных моментов занятия, ответы на вопросы были на всех занятиях проекта.

Школьники посещали занятия проекта 8 и 9 уроками, и в этой связи особенно удивительным было то, что, несмотря на усталость, большинство учащихся очень внимательно слушали теорию, живо участвовали в дискуссиях, отвечали на вопросы, с инициативой и интересом участвовали в практической, тренинговой части. На основании устных отзывов участников, анонимного анкетирования в Google-форме, активности и увлечённости ребят в процессе занятий, можно сделать вывод о заинтересованности ребят, необходимости проведения подобных мероприятий. В процессе занятий ребята получали информацию по сформулированным ими же тематикам, вопросам, учились взаимодействовать друг с другом, реконструировать внутренний мир других людей.

Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Коммуникация» ориентирован на дальнейшую перспективу развития, так как при анонимном опросе учащихся с помощью ресурса Google-форм все участники выразили своё желание продолжить занятия в следующем учебном году (в 11 классе).


Список литературы

Батурин Н. А., Матвеева Л. Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность// Вестник Южноуральского государственного университета. 2009. № 42. С. 4—10.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперитмент и инновации в школе. 2009. № 5. С. 7—14.

Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернетжурнал «Эйдос». 2006. URL: http://www.eidos. ru/journal/2006/0504.htm.

Келасьев В. Н., Первова И. Л. Cоциальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования. Санкт-Петербург: Астерион, 2019. 122 с.

Красношлыкова О. Г., Кошевая О. Г. Понятие "социальная компетенция" как научная категория // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 20—26.

Михайлова М. С., Шамовская Т. В. Развитие мотивационной сферы учащихся в старшем подростковом возрасте// Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. №1 (17). C. 11—20.

Одилова Н. Г. Cоциальный интеллект и социальная компетентность как факторы развития социальной зрелости личности // Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. 2018. [URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36899069


Просмотров: 261; Скачиваний: 68;