Научная статья

УДК 339.9

2022

Пономарева
Вероника Валерьевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
veronchicken@gmail.com

Трансформация ритейла в Российской Федерации в условиях санкций

Научный руководитель:
Адаев Багандыали Магамедалиевич
Рецензент:
Шлямина Анастасия Алексеевна
Статья поступила: 08.12.2022;
Принята к публикации: 14.12.2022;
Размещена в сети: 25.12.2022.
Аннотация. В статье описано текущее состояние на рынке ритейла в России и обобщены основные способы адаптации к изменениям в 2022 году. Сфера ритейла в России переживает сложные времена, связанные с множеством проблем, к которым приходится адаптироваться российскому бизнесу, что обуславливает актуальность данной статьи. В исследовании используются такие методы, анализ и описание актуальной информации из российских СМИ и других исследований данной проблемы. Результатом исследования служит обобщение основных вариантов адаптации российского бизнеса в сфере ритейла в Российской Федерации.
Ключевые слова: санкции, ритейл, ребрендинг, логистические цепочки, товарооборот, импортозамещение

Для цитирования: Пономарева В. В. Трансформация ритейла в Российской Федерации в условиях санкций // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 4. С. 95–106.

В сфере российского ритейла произошли глобальные изменения. У российской торговли начался новый этап, кто-то называет состояние отрасли глобальным кризисом, кто-то говорит о больших возможностях на рынке.  Тем не менее, на данный момент, сфера ритейла в России в 2022 году переживает сложные времена, связанные с появлением жестких санкций, уходом множества брендов, изменением потребительского поведения, которые повлекли за собой множество проблем, и к которым приходится адаптироваться российскому бизнесу.

Целью исследования является описание текущего состояния на рынке ритейла в России и обобщение основных способов адаптации к изменениям.

Всего с 24 февраля против России было введено 10180 санкций, при этом до этого момента против России уже было введено 2695 санкций согласно сервису мониторинга  Castellum.ai [Russia Sanctions Dashboard]. В связи с этим наше государство вошло в топ стран по количеству санкций, обогнав Иран, Сирию, Северную Корею и другие страны. Такое количество ограничений не могло не повлиять на сферу розничной торговли. В основном, санкции были направлены против отдельных физических и юридических лиц, государственных и частных компаний, активов, экспорта, импорта и многого другого.

 

Рис.1. топ стран по количеству санкций, наложенных на них

Такие ограничения в сторону российского рынка сильно повлияли на деятельность иностранных организаций. Согласно исследованию Йельского университета с февраля более 1200 компаний объявили о том, что приостанавливают свою коммерческую и инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации [Over 1,000 Companies Have Curtailed Operations in Russia—But Some Remain]. Среди них такие бренды, как Adidas, H&M, Nike, IKEA, Puma и многие другие.

Консалтинговая компания Knight Frank Russia проанализировала, что наибольшую долю в структуре ушедших брендов занимают fashion-компании (19%), далее идет FMCG (товары повседневного спроса) и автомобильные (по 12%), наименьшую долю занимают продуктовый сектор, DIY, товары для дома и детей (по 1%) [Рынок торговой недвижимости, Москва, 1 полугодие 2022].

 

Рис. 2. Структура компаний, ограничивших деятельность на российском рынке

И все-таки, у бизнеса есть несколько вариантов стратегий пребывания на российском рынке:

  • приостановление инвестиций, рекламы;
  • приостановление операционной деятельности;
  • уход с продажей бизнеса;
  • уход с закрытием бизнеса.

В исследовании Центра стратегических разработок «Картина бизнеса: уйти нельзя остаться» говорится о том, что на сентябрь 2022 года около 34% иностранных компаний ограничили инвестиционную деятельность, 28% компаний приостановили операционную деятельность, 27% зарубежных организаций уходят с рынка с продажей бизнеса и 12% готовы уйти с закрытием своего бизнеса [Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться].

 

Рис. 3. Варианты принятых решений ограничения деятельности иностранных компаний

Это говорит нам о том, что компании не готовы покинуть отечественный рынок резко и безвозвратно, при этом согласно все тому же докладу ЦСР не менее 30% сделок по продаже бизнеса локальным предпринимателям предусматривают возможность возврата подразделения исходному владельцу (например, через опцион на обратный выкуп) [Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться].

По оценкам центра стратегического развития, 30% проданных иностранных компаний выбрали такой способ как ребрендинг в качестве возможности возвращения на российский рынок [Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться].

В сфере ритейла произошли такие примеры ребрендинга:

-         Бренд американского производителя джинсовой одежды «Levi’s» теперь получил название «JNS»;

-         Польский производитель одежды LPP, который представляет пять брендов одежды, продал российское подразделение и поменялись названия всех пяти магазинов одежды: «Reserved» - «Re», «Sinsay» - «Sin», «Mohito» - «М», «Cropp» - «CR», «House» - «ХС»;

-         Американский производитель спортивной одежды «Reebok» в России теперь называется «Sneaker Box».

Санкции, которые были введены против нашей страны, формально не ограничивают работу зарубежных организаций на отечественном рынке. За компаниями оставляется право самостоятельно сопоставлять перспективы и риски деятельности на нашем рынке. Тем не менее, многие бренды были вынуждены принять решение об уходе, но скорее под давлением общества, чем под давлением санкций.

Исследователи в Йельском университете пришли к выводу, что акционеры поощряют уход брендов из России, это можно проследить, проанализировав изменение капитализации иностранных компаний, и тенденции изменений в зависимости от принятого решения относительно деятельности на российском рынке [It Pays For Companies To Leave Russia].

 

Рис. 4. Влияние политической позиции на капитализацию иностранных компаний

На рис. 4. представлены изменения капитализации иностранных компаний. Согласно данным исследования из Йельского университета, капитализация ушедших компаний снизилась примерно на 2,5%. Капитализация тех компаний, которые ничего не изменяли, снизилась еще больше, цифра составила 7,6%. Компании, увеличившие инвестиции в деятельность на нашем рынке, потеряли больше всего, их капитализация снизилась аж на 12,6% [It Pays For Companies To Leave Russia].

Также, авторы исследования отмечают, что рыночная капитализация оказывает большее влияние на финансовую стабильность организаций, чем разовые затраты ухода из России [It Pays For Companies To Leave Russia]. Таким образом, здесь можно сделать вывод о том, что компании, покинувшие российский рынок, выглядят более перспективными в глазах зарубежных инвесторов.

Иностранные компании, которые решили ограничить свою деятельность или вовсе уйти, уже потеряли 200-240 миллиардов долларов, из них 70-90 миллиардов долларов относится к бизнесу, решившему покинуть российский рынок [Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться].

Однако бренды, сократившие деятельность в России, не рассматривают такое положение дел как критическое, у большинства покинувших компаний продажи на нашем рынке приносили до 10% выручки, судя по основным выводам исследования BBC [Сколько потеряют ушедшие из России западные компании. Исследование Би-би-си].

В частности:

- Косметические бренды, такие, как Estee Lauder (Clinique, MAC, DKNY и др.) или Coty (Max Factor, Wella и др.) делали выручку меньше 3% на территории нашей страны;

- Спортивному бренду Adidas Россия и весь СНГ приносили только 2% выручки;

- Шведскому бренду H&M наш рынок приносил лишь 4% выручки;

- Испанская группа Inditex, под покровительством которой находятся такие бренды, как Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear и другие, получала 8,5% выручки. С такими показателями Россия считалась достаточно крупным рынком для данной группы, но все же не крупнейшим.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что для большинства компаний, которые приняли решение уйти с российского рынка, наша страна не являлась ключевым регионом для розничной торговли, и говорить о сильном ударе по финансовым результатам крупных брендов не приходится.

Российские компании сейчас находятся на том этапе, когда значительная часть ниши розничной торговли освободилась, но появились трудности с сырьем, логистикой, скачками валюты и многим другим.

Согласно мониторингу «Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций», который проводили по инициативе уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, у бизнеса в нынешних условиях присутствует ряд ключевых проблем:

  • усиливающийся рост закупочных цен (отметили 86,6% предпринимателей);
  • снижение спроса и выручки (62,1%);
  • падение курса рубля (60,9%);
  • разрыв цепи поставок (39,6%) [Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций].

 

Рис. 5. Проблемы, с которыми столкнулся российский бизнес

На рис. 5. Представлены следующие проблемы:

1 - Рост закупочных цен

2 - Падение выручки, спад спроса

3 - Падение курса рубля

4 - Разрыв цепочек поставок

5 - Невозможность импорта

6 - Блокировка цифровых платформ, на которых работает бизнес

7 - Увеличилась кредитная нагрузка по уже действующим кредитам

8 - Разрыв международных контрактов

9 - Отказ российских партнеров от покупки товаров

10 - Невозможность проведения иностранных расчетов

11 - Отсутствие иностранной валюты для проведения операций

12 - Отказ иностранных партнеров от покупки товаров

13 - Деятельность парализована иностранными совладельцами

14 - Невозможность экспорта товара

15 - Другое

Новые санкции затронули абсолютно большинство компаний (84% опрошенных) (до начала спецоперации внешние ограничения отражались лишь на 26%).

Основная проблема, с которой столкнулись российские компании – рост закупочных цен. Многие аналитики связывают это со сменой экономического климата, который включает в себя ряд появившихся ограничений:

- скачки курса рубля;

- сложности с импортом/экспортом;

- разрыв логистических цепочек;

- высокая инфляция.

В нашей стране на данный момент наблюдается логистический кризис, обусловленный трудностями с импортом и экспортом, проблемами с морскими и авиаперевозками. Поставки товаров удлинились и стали дороже в 2-3 раза, а какие-то и вовсе стали недоступны.

Основные ограничения в сфере логистики:

  1. РБК отмечают, что страны Евросоюза перестали пропускать автотранспорт, связанный с грузоперевозками и зарегистрированный в России и Беларуссии. В официальном журнале ЕС был опубликован пятый пакет санкций, в котором говорится о запрете на работу в ЕС российских и белорусских автогрузоперевозчиков [ЕС перестал пускать зарегистрированные в России и Белоруссии грузовики].
  2. 37 государств, в том числе три четверти стран Евросоюза закрыли свое воздушное пространство для России. Россия в свою очередь ответила зеркально. То есть на данный момент авиасообщение России с внешним миром находится в полузамороженном состоянии [Какие страны закрыли воздушное пространство для российских самолетов].
    1. Крупнейшие морские перевозчики отказались от работы с Россией. С нашей страной перестали работать такие крупные контейнерные операторы, как датская компания Maersk, французская компания CMA CGM и итальянская компания MSC [Россия в морской блокаде].

Все это и многое другое сильно влияет на грузоперевозки, и, как следствие, ценообразование на сырье и товары в нашей стране.

Сложности с импортом отдельных товаров обусловлены уходом множества брендов, о чем говорилось ранее. Вместе с уходом отдельных компаний прекратились и поставки их товаров на территорию нашей страны. Тем не менее, на данный момент, многие товары можно найти на различных торговых площадках, но, как отметили РБК Тренды, цены на такие товары выросли на 10-20% минимум [Зависимость от импорта: как решить проблему дефицита товаров].

Отдельные категории импортных товаров попали под санкции. Соединенные Штаты Америки и Великобритания ограничили экспорт предметов роскоши в Россию: драгоценности, дорогие автомобили, антиквариат и другие товары.

Великобритания ограничила экспорт микроэлектроники и навигационного оборудования.

После введения санкций, в апреле, Федеральная таможенная служба приостановила публикацию статистики по импорту. 

Тем не менее, аналитики telegram-канала «Твердые цифры» привели некоторую статистику относительно импорта/экспорта, основанную на данных 45 стран – основных торговых партнеров РФ. Согласно полученным данным, импорт в июле вырос на 60% с апрельского минимума (до $22 млрд), но снизился на 17% в годовом выражении (против 30% в июне). Ускоренно рос ввоз товаров из Турции и Китая — на 75% и 22% в годовом выражении (эти страны — основные поставщики импортных потребительских товаров). Вместе с этим стал быстро увеличиваться ввоз товаров из некоторых стран СНГ: Узбекистана, Киргизии и Армении, в июле — в 2–4 раза больше в годовом выражении [Импорт догоняет экспорт].

Подводя итог раздела, посвященного импорту, можно отметить, что на данный момент существуют некоторые ограничения в данной сфере торговли, однако рынок быстро адаптируется и начинает сотрудничать с новыми партнерами и государствами.

Глобальная проблема на территории нашей страны – снижение спроса на непродовольственные товары. У потребителей нет уверенности в завтрашнем дне, на этом фоне люди стали меньше покупать одежду и технику.

Как отметили аналитики «Платформы ОФД», которая учитывает данные 1,1 миллиона онлайн-касс в России, в нынешнем году произошло снижение покупок на 20-25% по сравнению с прошлым годом [Экономия и пессимизм привели покупателей одежды в продуктовые магазины].  

Компания NielsenIQ, предоставляющая данные о рынке розничной торговли, каждый квартал проводит исследование трендов покупательского поведения. В третьем квартале 2022 года аналитики предоставили статистические данные, на каких товарах и услугах россияне экономят в первую очередь.

 

Рис. 6. На каких товарах и услугах экономят россияне

Основной статьей экономии потребителей, по данным опроса NielsenIQ, стала покупка одежды: в третьем квартале 2022 года на этом экономили 71% респондентов. Еще 66% экономят на развлечениях вне дома, а 65% — на питании в общепите [Две трети россиян оказались не готовы экономить на алкоголе].

Аналитики пришли к выводу, что в целом россияне стали в этом году больше экономить.

Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент, есть тенденция к экономии на непродовольственные товары, такие как, одежда, крупные покупки и путешествия, так как они не являются предметами первой необходимости в отличие, например, от продуктов или оплаты проживания, что негативно сказывается на продажах в сфере ритейла, не относящегося к продуктовому.

Суровая реальность заставляет бизнес выбирать один из вариантов: закрыться или адаптироваться к новым условиям. С одной стороны, отечественные компании уже частично подготовлены к кризису, учитывая такие факторы прошлых лет, как кризис 2014 года и всемирная пандемия. С другой стороны, данный кризис намного глобальнее предыдущих, что заставляет предпринимателей еще серьезнее подойти к адаптации.

Логистика претерпела множество изменений, и эксперты прогнозируют восстановление по нескольким направлениям.

Во-первых, это переориентация на рынки Южной, Восточной, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америки, а также африканских стран. В первую очередь, отечественные компании обращают внимание на Китай. Товарооборот (сумма импорта и экспорта) между Китаем и Россией вырос за январь-февраль аж сразу на 38,5% — это $26,5 млрд [Товарооборот России и Китая в январе - феврале вырос на 38,5%]. Также логистические компании выделяют несколько приоритетных направлений, такие, как Индия, Иран, Турция и другие.

Во-вторых, изменение логистических цепей поставок. Сокращение внешнеторговых операций с недружественными странами привело к полной перестройке связей, поиску новых торговых партнеров и перестроению логистических цепочек. На данный момент существует такой таможенный режим, как реэкспорт. Реэкспорт — это вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны.

Новые маршруты для осуществления реэкспорта:

- Турция, Казахстан, Грузия;

- Коридор «Север-юг». Это  международный транспортный коридор (МТК), который обеспечивает транспортную связь между Россией и Индией;

- Перевозки из Китая через Благовещенск по новому автомобильному мосту;

- Комбинированные перевозки с транзитом через Китай.

Как уже говорилось ранее, с рынка ушли многие крупные производители, и часть рынка освободилась. Это отличная возможность для отечественных предпринимателей занять опустевшие ниши. Консультант по торговой недвижимости и автор канала о фешен-индустрии и стрит-ритейле SavaFM Анна Савенко говорит о том, что закрытие и уход зарубежных фэщн-операторов простимулировали рост продаж универмага Trend Island в “Авиапарке”, в котором представлены десятки российских брендов одежды, аксессуаров и косметики, показатели выросли примерно в 1,5 раза [Импортозамещение в ритейле: триумф малого бизнеса].

О существенном росте спроса говорят и представители брендов. Так, по словам управляющего партнера Baon Анны Сироткиной, летние продажи выросли на 50–70% по сравнению с прошлым летом и в онлайне, и в офлайне [Импортозамещение в ритейле: триумф малого бизнеса].

В России также присутствует большое количество локальных брендов, которые еще не вышли на массовый уровень и которые, несмотря на возникшие трудности в связи с санкциями, планируют продолжать работать и, возможно, частично занять освободившуюся нишу на отечественном fashion-рынке.

На онлайн-рынке появляется все больше отечественных производителей. Так, численность продуктов от российских производителей на онлайн-платформе Вайлдберриз в апреле этого года выросла на 34% в сравнении с прошлым годом.

Таким образом, отечественные производители стараются максимально заместить импортные товары, занять пустующие ниши и заполнить рынок российскими товарами, что дает множество возможностей для ритейлеров двигаться в этом направлении.

Государство приняло ряд мер господдержки, направленных на адаптацию российского бизнеса к новым условиям. Одной из нефинансовых мер поддержки со стороны государства стала легализация параллельного импорта (ввоз товаров без согласия правообладателя), что существенно помогло предпринимателям поставлять недоступные товары на территорию нашей страны.

Минпромторг заявил, что одним из принципов, под которым товары попадают под параллельный импорт – прекращение поставок на российский рынок.

Федеральная таможенная служба в августе 2022 года привела статистику ввоза товаров по параллельному импорту, так с момента применения данного режима в Россию ввезено более 1 миллиона 300 тысяч тонн различных товаров. По оценкам Минпромторга, к концу года объем ввоза товаров в Россию может составить 16 миллиардов долларов. [ФТС России отмечает ежемесячный прирост объемов товаров, ввозимых в рамках параллельного импорта].

Выводы. Таким образом, на основании данного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Всего с 24 февраля против России было введено 10180 санкций, которые повлияли на множество сегментов рынка, в том числе на ритейл.
  2. с февраля более 1200 компаний объявили о том, что приостанавливают свою коммерческую и инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации. 
  3. Зарубежные компании не готовы покинуть отечественный рынок навсегда, используя различные варианты стратегий пребывания на рынке, например, продажа бизнеса с последующим выкупом обратно.
  4. Зарубежные компании, покинувшие российский рынок, выглядят более перспективными в глазах зарубежных инвесторов, их капитализация снизилась меньше, чем у тех, кто остался на рынке.
  5. Для большинства компаний, которые приняли решение уйти с российского рынка, наша страна не являлась ключевым регионом для розничной торговли, их выручка от продажи товаров в России была на больше 10%.
  6. У отечественного бизнеса в нынешних условиях присутствует ряд ключевых проблем, такие, как рост закупочных цен, снижение спроса и выручки, разрыв цепи поставок и многие другие.
  7. Для решения трудностей, возникших в логистике отечественных компаний, предлагаются такие возможности решения проблем, как переориентация на рынки дружественных стран и изменение логистических цепочек.
  8. Правительство вместе с парламентом страны разработали пакет мер поддержки, нацеленных на помощь бизнесу в нынешних условиях, в котором доступны финансовые и нефинансовые меры поддержки от государства.
  9. В целом, ситуацию на рынке можно назвать кризисной, происходит множество изменений, компаниям приходится перестраивать многие бизнес-процессы, с рынка уходят крупные игроки, а оставшиеся сталкиваются с множеством трудностей. Но, несмотря на короткий промежуток времени, рынок ритейла начинает восстанавливаться, и подобная тенденция не может не радовать. Российская экономика пережила самые разнообразные кризисы, и мы все надеемся, что переживет и этот.


Список литературы

Две трети россиян оказались не готовы экономить на алкоголе. URL: https://www.rbc.ru/business/18/11/2022/6375fd9e9a79472c68caf6fe (дата обращения: 17.11.2022).

ЕС перестал пускать зарегистрированные в России и Белоруссии грузовики. URL: https://www.rbc.ru/business/09/04/2022/62517bfc9a794717792e9a0f (дата обращения: 17.11.2022).

Зависимость от импорта: как решить проблему дефицита товаров. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/625de9419a7947e5f4ccbfab (дата обращения: 17.11.2022).

Импорт догоняет экспорт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5621423 (дата обращения: 17.11.2022).

Импортозамещение в ритейле: триумф малого бизнеса. URL: https://psblog.ru/importozameshhenie-v-ritejle-triumf-malogo-biznesa/ (дата обращения: 17.11.2022).

Какие страны закрыли воздушное пространство для российских самолетов. URL: https://sovcombank.ru/blog/umnii-potrebitel/kakie-strani-zakrili-vozdushnoe-prostranstvo-dlya-rossiiskih-samoletov (дата обращения: 17.11.2022).

Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/7d7/sftonnurobki28bulojpjq8bufmb7gd3.pdf (дата обращения: 17.11.2022).

Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций. URL: https://stolypin.institute/storage/app/media/researches/Opros-mart-2022.pdf (дата обращения: 17.11.2022).

Россия в морской блокаде. URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1685/95363/ (дата обращения: 17.11.2022).

Рынок торговой недвижимости, Москва, 1 полугодие 2022. URL: https://kf.expert/publish/rynok-torgovoj-nedvizhimosti-moskva-1-polugodie-2022 (дата обращения: 17.11.2022).

Сколько потеряют ушедшие из России западные компании. Исследование Би-би-си. URL: https://www.bbc.com/russian/features-61899428 (дата обращения: 17.11.2022).

Товарооборот России и Китая в январе—феврале вырос на 38,5%. URL: https://tass.ru/ekonomika/13990097 (дата обращения: 17.11.2022).

ФТС России отмечает ежемесячный прирост объемов товаров, ввозимых в рамках параллельного импорта. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/358220 (дата обращения: 17.11.2022).

Экономия и пессимизм привели покупателейодежды в продуктовые магазины URL: https://www.rbc.ru/business/25/09/2022/6328978e9a79476647c7bcb4?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 17.11.2022).

It Pays For Companies To Leave Russia. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4112885 (дата обращения: 17.11.2022).

Over 1,000 Companies Have Curtailed Operations in Russia—But Some Remain // Yale school of management URL: https://som.yale.edu/story/2022/over-1000-companies-have-curtailed-operations-russia-some-remain (дата обращения: 17.11.2022).

Russia Sanctions Dashboard. URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (дата обращения: 17.11.2022).



Просмотров: 395; Скачиваний: 61;