T. 7, № 4. С. 21–25.

Исторические науки

2022

Научная статья

УДК 94(470.21)619419

pdf-версия статьи

Мироничев
Евгений Павлович

магистратура, Мурманский арктический государственный университет
(Мурманск, Российская Федерация),
evilchainsaw@yandex.ru

Начало Великой Отечественной войны на кандалакшском направлении в отражении документов и воспоминаний

Научный руководитель:
Пославский Вячеслав Пантилимонович
Рецензент:
Малышко Антон Александрович
Статья поступила: 28.10.2022;
Принята к публикации: 16.11.2022;
Размещена в сети: 25.12.2022.
Аннотация. В статье рассматриваются события, предшествовавшие 22 июня 1941 года, на кандалакшском направлении Ленинградского военного округа в контексте общей обстановки. Описывается специфика источников, рассказывающих о мероприятиях военного руководства в последние предвоенные дни. Реконструируется хронология событий перед 22 июня 1941 года. Показывается незначительная роль принятых мер военного командования в ходе дальнейших событий июня-июля 1941 года.
Ключевые слова: война в Заполярье, кандалакшское направление, Северный фронт, Великая Отечественная война

Для цитирования: Мироничев Е. П. Начало Великой Отечественной войны на кандалакшском направлении в отражении документов и воспоминаний // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 4. С. 21–25.

Боевые действия на кандалакшском направлении в 1941 году характеризуются целым рядом особенностей, отличающих этот район от других направлений Северного (Карельского) фронта. Среди таких особенностей можно выделить наличие мощной эшелонированной приграничной обороны, подготовленной до начала войны, узость фронта, по которому шло наступление немецко-финляндских сил, дефицит транспортных путей при выгодных естественных рубежах обороны, недостаток сил для ведения активных действий с обеих сторон.

Как представляется, ещё одной особенностью может являться факт предварительной подготовки советских сил до начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года.

В рассмотрении вопроса серьёзную роль играет недостаток источников и противоречивость имеющихся материалов. В историографии вопрос в целом не затрагивался, конкретное описание давалось только общему ходу и общим событиям военно-политических процессов перед началом Великой Отечественной войны, а в большинстве документов отправной точкой является именно 22 июня. Материалы могут иметь следующую классификацию: боевые документы воинских частей, располагавшихся в районе боевых действий, и документы личного происхождения (дневники, воспоминания и мемуаристика), так или иначе связанные с происходившими событиями. Вторая группа, в свою очередь, подразделяется в зависимости от социального или военного статуса автора источника – красноармеец; младший, средний, высший командно-начальствующий состав; партийные работники. Логично предположить, что в этом случае разница в подходе к описанию событий должна быть большой. Однако и в боевых документах, и в документах личного происхождения прослеживается одна главная черта – все они довольно схематично и, порой, противоречиво описывают события, предшествовавшие 22 июня. Поэтому автору статьи, во-первых, представляется важным доказать эту специфику на конкретных примерах, во-вторых – реконструировать хронологию событий до 22 июня 1941 года на кандалакшском направлении по вышеуказанным источникам, и в-третьих – показать влияние мероприятий до 22 июня на последующие события.

Активная подготовка советских сил фактически началась со второй половины июня 1941 года. В это время Мурманскую область и Карело-Финскую ССР объезжает командующий Ленинградским военным округом генерал-лейтенант М. М. Попов вместе с членом военного совета округа Н. Н. Клементьевым в рамках командно-штабных учений, проводившихся под руководством штаба ЛВО [Попов М. М. Воспоминания для сборника «Оборона Ленинграда 1941-1944 гг.»]. На кандалакшском направлении в это время ещё активно шло строительство приграничной обороны с привлечением заключённых, выделенных по линии НКВД, и воинских частей. Вероятно, 16-17 июня (начальник отдела тыла штаба 42-го стрелкового корпуса 14-й армии Г. В. Голованов в своих воспоминаниях указывает 13 июня, но это не сходится с другими материалами) Попов и Клементьев вместе с большой группой командиров и секретарём кандалакшского горкома ВКП(б) Г. В. Елисеевым посетили Куолаярви и расположение 122-й стрелковой дивизии у границы [Елисеев, 1985 : 12]. Исходя из воспоминаний Попова, командиром дивизии было доложено о сосредоточении войск противника, причём сам командующий округом лично наблюдал группы немецких военнослужащих. При этом отмечалось, что период белых ночей не позволял скрыть перемещения противника. В период нахождения командующего округом дважды пролетали немецкие самолёты по направлению на Кандалакшу, очевидно, для разведки и проведения аэрофотосъёмки. Затем, исходя из воспоминаний Елисеева, было проведено собрание, по результатам которого констатировалось наличие угрозы. По воспоминаниям Г. В. Голованова, разбор учений был проведён 18 июня [Голованов Г. В. В боях за Карелию : в штабе 42 корпуса]. В дневнике первого секретаря мурманского обкома ВКП(б) М. И. Старостина обнаруживается, что командующий округом прибыл в Мурманск вечером 18 июня, где Старостин вместе с командующим 14-й армией В. А. Фроловым и командующим Северным флотом А. Г. Головко докладывал Попову о напряжённой приграничной обстановке и о сосредоточении войск противника на границе. По свидетельству Старостина, Попов не дал конкретных ответов, потребовав только быть начеку, не поддаваться на провокации и самим не провоцировать противника [Старостин, 2014 : 19]. Причём примерно так же описывает встречу и Головко [Головко, 1979 : 20–23]. Нужно отметить, что, по-видимому, произошло два собрания: одно в Кандалакше с участием командиров 42 ск, командарма-14 Фролова и секретаря горкома, и ещё одно в Мурманске. В этом случае первое собрание было проведено не позже утра 18 июня, поскольку, по свидетельству Голованова, одним из наиболее быстрых вариантов добраться до Мурманска из Кандалакши являлась электричка, которая проходила такое расстояние за семь часов.

Затем, на исходе 18 июня, Попов был срочно вызван в Ленинград по результатам разговора с наркомом обороны С. К. Тимошенко, что подтверждается воспоминаниями Г. В. Голованова и самим командующим округом. К четырём часам утра 22 июня М. М. Попов находился в Петрозаводске, где встретился с первым секретарём ЦК КП(б) КФССР Г. Н. Куприяновым и командармом-7 Ф. Д. Гореленко, и затем оттуда по срочному распоряжению из Москвы он отправился в Ленинград.

Одновременно, по «Боевой характеристике 122 сд», с 17 июня начинается скрытное выдвижение подразделений 122 сд [ЦАМО РФ, ф. 421, оп. 6562, д. 20 : 16]. Маркиан Попов вспоминает, что, посоветовавшись с Фроловым, лично отдал приказ комдиву-122 начать скрытно занимать приграничную оборону, и в дальнейшем также обговорил аналогичное решение по мурманскому направлению с командармом-14. Но, в то же время, это не сходится с имеющимися документами, по которым Фролову 21 июня штабом ЛВО было запрещено выдвигать подразделения на мурманском направлении, поэтому он стал делать это на свой страх и риск [Чапенко, 2016 : 64–65]. Вероятно, речь идёт об устном распоряжении Попова в обход штаба округа, который, в свою очередь, руководствовался предвоенной установкой избегать любых провокаций на границе. Поэтому, как представляется, штаб округа и не дал санкции на полноценное выдвижение частей к границе. К тому же, о переброске частей 122 сд должен был быть уведомлен и командир 42 ск Р. И. Панин.

Также именно с 17 июня из Пскова под Кандалакшу начинают перебрасывать 1-ю танковую дивизию из состава 1-го механизированного корпуса – как и предполагалось по предвоенному плану прикрытия государственной границы ЛВО. Отправка проводилась по личному распоряжению начальника штаба округа Д. Н. Никишева [ЦАМО РФ, ф. 3422, оп. 1, д. 14 : 3]. Очевидно, что этому предшествовало решение самого командующего округом – возможно, по результатам устного разговора.

Необходимо отметить, что на границу подразделения выдвигали скрытно и далеко не все, о чём говорят воспоминания политрука бронероты 153 отдельного разведывательного батальона 122 сд А. Ткачёва [На кандалакшском направлении, 1975 : 42–43]. Он отмечает, что до 21 июня никаких намёков на начало войны не было, и только в ночь на 22 июня (в 24 часа) было собрано срочное совещание командиров, по которому началось занятие позиций и устройство засад основных сил дивизии. Эту информацию дополняют сведения «Боевой характеристики 122 сд», по которым уже к исходу 18 июня позиции заняты только 715 стрелковым полком и 369 гаубичным артиллерийским полком. Что касается стрелкового полка, то его деятельность до 22 июня конкретизируется в «Боевом пути 715 сп»: полком к границе были выброшены сторожевые заставы, усиленные пулемётами. Затем, утром 21 июня, полк посетил заместитель командира дивизии по строевой части полковник В. П. Котельников. Вместе с командиром полка майором В. Г. Дубалем он обошёл приграничные позиции полка, с которых лично наблюдал движение немецких частей на противоположной стороне границы. На собранном затем совещании командиров полка он высказал мнение о приближении войны и указал на необходимость форсирования работ по укреплению рубежей. В итоге на работы был брошен весь личный состав полка [ЦАМО РФ, ф. 7368, оп. 793897, д. 1 : 7].

Представляется интересным некоторое сравнение ситуации с другими соединениями Ленинградского военного округа. Так, например, по воспоминаниям И. М. Пядусова, начальника артиллерии 19 ск (Карельский перешеек), за несколько дней до начала войны шли такие же учения, которые по итогу продлились всего три дня, а затем резко были остановлены. И только потом, в ночь на 22 июня, командиры штаба корпуса были оповещены о начале войны [Пишу исключительно по памяти… Т. 1, 2017 : 64–69].

Тем временем концентрирующийся с первой половины июня на кандалакшском направлении немецкий 36-й армейский корпус закономерно начал рекогносцировку местности и разведку приграничных позиций. Однако в немецких документах за период 13–27 июня никакого появления советских частей не фиксируется, только шумы и звуки, связанные со строительством [NARA, t. 314, r. 873 : 725–739]. 

Интересно, что по некоторым воспоминаниям некоторые подразделения в последние предвоенные дни готовились к проведению конного праздника, по случаю которого 21 июня был проведён парад с присутствием М. М. Попова, командира 42 стрелкового корпуса Р. И. Панина и командира 104 стрелковой дивизии С. И. Морозова [На кандалакшском направлении…, 1975 : 57]. Причём программу праздника предполагалось повторить для местного населения на следующий день 22 июня. Однако несмотря на предположение, что такое событие должно было быть отражено в местной прессе, автору найти упоминания о проведении праздника в городских и районных газетах на данный момент не удалось ни по 22 июня, ни по другим, ранним датам. Более того, представляется маловероятным, что Попов на нём мог присутствовать, особенно 21 июня, ведь в таком случае ему необходимо было сойти с поезда, нарушив запрос С. К. Тимошенко о вызове в Ленинград. Нельзя при этом сказать, что праздник происходил раньше, поскольку автор воспоминаний, в которых был упомянут конный праздник, совершенно чётко отмечает последующие события до 22 июня и восстанавливает хронологию своих действий в первые дни войны.

Наконец, 22 июня начинается Великая Отечественная война. С этого момента были введены планы прикрытия границ Ленинградского военного округа. 22 июня ещё перед началом активных боёв удалось пленить военнослужащего дивизии СС «Норд». 23 июня выходит боевой приказ №1 штаба 42-го корпуса, по которому войска начали занимать оборону согласно предвоенного плана прикрытия границы: 122 стрелковая дивизия занимала приграничную оборону в Куолаярви, 104 стрелковая дивизия выдвинулась во второй эшелон в район Кайрала. 25 июня советская авиация наносит удары по финским аэродромам, затем Финляндия объявляет войну Советскому Союзу. Одновременно последние приготовления производит немецкий корпус. Только 1 июля 1941 года начнётся немецкое наступление на кандалакшском направлении. К этому моменту советская группировка уже была сосредоточена на позициях, части усиливали оборонительную полосу.

Можно сказать, что на вышеперечисленных примерах видна спутанность и неконкретность информации, связанной с последними мирными днями на кандалакшском направлении. Как представляется, это связано, с одной стороны, с ломкой привычного хода жизни 22 июня, а с другой – с сильным влиянием последующих событий военного периода, что привело к утрате многих деталей и фактов в памяти непосредственных участников событий. Реконструкция событий на основе разных источников позволяет увидеть, что и командование ЛВО, и командный состав на всех уровнях от армии до дивизии и полка, и гражданские партийные власти были серьёзно озабочены складывающейся обстановкой в июне 1941 года, и потому были настроены на проведение мероприятий, которые бы обезопасили в том числе кандалакшское направление как одно из приоритетных. Выражением этого стремления стало скрытное выведение некоторых частей на подготовленные позиции за несколько дней до начала войны. Но в общем контексте эти меры оказывали незначительное влияние на ход событий в связи с военно-политической ситуацией на тот момент.


Список литературы

Голованов Г. В. В боях за Карелию. // Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «Повенецкая средняя общеобразовательная школа» URL: http://povenschool.edusite.ru/magicpage.html?page=132323 (дата обращения: 21.10.2022).

Головко А. Г. Вместе с флотом. Москва : Воениздат, 1979. 285 с.

Елисеев Г. В. Прифронтовая Кандалакша : Воспоминания секретаря горкома партии. Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1985. 104 с.

На кандалакшском направлении. / Сост. А. И. Краснобаев, В. П. Загребин. Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1975. 287 с.

Пишу исключительно по памяти… Командиры Красной Армии о катастрофе первых дней Великой Отечественной войны : в 2 т. Т. 1. / Сост., авт. предисл., коммент. и биогр. очерков С. Л. Чекунов. Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. 560 с.

Попов М. М. Воспоминания для сборника «Оборона Ленинграда 1941-1944 гг.» // КаУР – Карельский укрепрайон. URL: http://www.kaur.ru/docs/popov.php (дата обращения: 21.10.2022).

Старостин М. И. Дневник войны. Мурманск : Опимах, 2014. 440 с.

ЦАМО РФ. Ф. 421, оп. 6562, д. 20.

ЦАМО РФ. ф. 3422. Оп. 1, Д. 14.

ЦАМО РФ. ф. 7368. Оп. 793897. Д. 1.

Чапенко А. А. Приграничное сражение на Мурманском направлении 22 июня – 5 июля 1941 г. Красноярск : ООО «Научно-инновационный центр», 2016. 336 с.

NARA, T. 314, R. 873.



Просмотров: 665; Скачиваний: 75;