Введение
Дефицит ключевых элементов в организме человека является одной из основных проблем Севера, наряду с авитаминозами, полярным синдромом и осложнениями, связанными с условиями окружающей среды. Содержание макро- и микроэлементов в организме человека зависит от пищевого рациона, индивидуальных особенностей организма, а также напрямую связано с местом жительства.
Россия оказалась одной из первых стран, столкнувшихся с проблемой йоддефицита. После взрыва АЭС в Чернобыле радиоактивный пепел распространился по России и Европе. При нехватке йода щитовидная железа способна усвоить любой йод – как обычный, так и радиоактивный. Именно это привело к попаданию в организм многих людей большой дозы радиации и способствовало стремительному развитию раковых опухолей в количествах, которые не были замечены даже после ядерных взрывов в Хиросиме. Сразу после этого в Национальном медицинском исследовательском центре эндокринологии Минздрава России была начата работа по отслеживанию йододефицита в стране. Оценка степени йодного дефицита приобрела широкий масштаб после введения новых стандартов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 2013 года [WHO. Vitamin and Mineral Nutrition Information System (VMNIS)]. Micronutrients database 2013]. По результатам данного исследования выяснилось, что йодный дефицит присутствует во всех регионах России. При этом превалирующей оказалась средняя степень тяжести, а наиболее высокие показатели были характерны для северных регионов [Йоддефицит: симптомы, диагностика и лечение].
Надо отметить, что научное сообщество уделяет достаточно внимания изучению проблемы йододефицита. Например, в исследованиях Мельниченко Г. А. [Мельниченко : 28], Трошиной Е. А. [Трошина : 28], Панфилова Е. А. [Трошина : 21], Виноградовой И. А. [Луговая : 83], Платоновой Н. М. . [Платонова : 14] отражено состояние проблемы в Восточной части России, на Севере, Северо-Западной части РФ. Однако тема все еще требует внимания как со стороны ученых, так и со стороны здравоохранительных органов в связи недостаточностью принимаемых мер для профилактики и поддержания здоровья населения. Вопрос йододефицита все еще остается нерешенным несмотря на многочисленные шаги, предпринятые в этом направлении.
В связи с важностью указанной проблемы целью данной статьи является оценка состояния и динамики йоддефицита в северных регионах, а также поиск и вариантов ее решения при помощи проведения сравнительного анализа с зарубежными странами посредством сбора информации о проведенных исследованиях и опубликованных отчетов.
Данная работа написана на основе анализа и обобщения ранее проведенных исследований в сфере йодного дефицита в различных регионах, путем сбора информации из различных источников (онлайн- и физические ресурсы). В качестве базовых методов исследования применены методы сравнения, анализа статистических данных, методы аналогии и пр. В работе используются метод контент-анализа и экспертных оценок.
Результаты
Вопросы нарушения биоэлементного состава организма - важная часть исследований современной медицины. Более 50% субъектов РФ являются йододефицитными, более 60% населения проживает в регионах с природно-обусловленным дефицитом [Дедов : 3], а в Карелии этот вопрос стоит особенно остро. В республике заболеваемость, связанная с йоддефицитом, составляет более ⅓ от всех эндокринологических проблем [Федак : 42]. Кроме того, Карелия входит в число неблагоприятных регионов по распространенности эндемического и диффузного нетоксического зоба.
Важно отметить, что йоддефицит характерен не только для Карелии. Как следует из представленных на рис. 1 данных, проблема явно выражена в России и странах Скандинавии. В то же время, как будет показано далее, между северными и южными регионами России, в свою очередь, также наблюдается существенная дифференциация в показателях йододефицита с усугублением проблемы на севере страны.
Рис. 1. Карта йоддефицитных состояний, количество стран [IGN Annual Report 2021 : 13]
Как представлено на рисунке 1, согласно международным данным 2021 года [IGN Annual Report 2021 : 13] количество йода в организме человека оценивается как достаточное в 111 странах мира. За последние 20 лет число стран с достаточным потреблением йода почти удвоилось, что отражает эффективность успешного внедрения йодирования соли во всем мире – как основного способа профилактики йододефицита. С другой стороны, по сравнению с глобальным обзором в 2020 году [IGN Annual Report 2020 : 14] общее число стран, сообщивших о достаточном потреблении йода, сократилось со 118 до 111 в 2021 году. Однако это снижение не обязательно является отражением фактического глобального ухудшения, скорее потому, что исследования в 11 странах стали старше 15 лет и не были включены в текущее резюме.
В 2020 году, по всему миру, 19 стран (из 141 страны, по которым имеются данные) испытывают недостаток йода в своем рационе. Потребление йода невелико в Израиле, Судане, Афганистане и Россия, а также в нескольких странах Европы (Норвегия, Германия и Финляндия). В целом по миру ситуация в динамике выглядит следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Общий йодный статус 2003-2019 годы в 194 странах ВОЗ [IGN Annual Report 2019 : 12]
Как видно из рисунка 2, с 2003 года наблюдается неуклонный рост числа стран, достигших оптимального потребления йода, и соответствующее сокращение числа стран с недостаточным потреблением. Для достижения оптимального йодного статуса во всем мире особое внимание уделяется тем странам, которые еще не имеют достаточных для нормы показателей.
Существует несколько организаций, занимающихся исследованием вопросов йоддефицита в мире. Прежде всего, это Всемирная организация здравоохранения, официально отслеживающая показатель йододефицита по странам мира; NCBI (National Center for Biotechnology Information), IGN (Iodine Global Network), которые аккумулируют также результаты и независимых исследований.
NCBI (Национальный Клеточно-Биологический институт) - основан в 1988 году как центральный институт обработки и хранения данных молекулярной биологии. Является частью Национальной медицинской библиотеки США и в ходит в состав Национальных институтов здоровья. Одной из основных целей организации является координирование усилий по накоплению биотехнологической информации по всему миру [ncbi.ie].
IGN – (Глобальная Йодная Сеть) некоммерческая и не правительственная организация США, образованная в 1986 году. Сообщество специализируется на разработке и распространении профилактических мер и йодных программ, чтобы люди в разных странах не жили с хроническим недостатком элемента и имели равные возможности к полноценному развитию. Охват деятельности организации покрывает практически все страны (за исключением регионов, проведение исследований в которых было осложнено различными обстоятельствами) [ign.org].
Кроме стран, страдающих от йоддефицита территориально близко к ним (Россия, Финляндия) располагаются Швеция, Австрия, Швейцария и Исландия, которые никогда не испытывали проблем с дефицитом йода [Федак : 45] ввиду устойчивости программ йодной профилактики, позволяющей восполнять необходимые дозы микроэлемента.
Сравнение данных IGN с данными по Карелии и России показывают следующее. В Республике Карелия в 2017 году было проведено исследование, направленное на сбор информации о содержании химических элементов в организмах жителей [Луговая : 82]. В качестве исследуемых групп выступили студенты ПетрГУ от 19 до 25 лет и добровольцы от 60 до 87 лет. Биообъектом проводимого анализа являлись волосы с затылочной части головы (практичны в заборе материала и подходят для большого спектра исследований, возможностью долгого хранения и неприхотливостью в условиях транспортировки). Были выявлены отклонения от нормы по многим элементам, но основной проблемой остается йод. «Содержание в организме студентов – 0,48 мкг, у старшей возрастной группы – 0,421 мкг. У большинства студентов, принявших участие в исследовании, отмечали дефицит в волосах эссенциальных микроэлементов I (53.33%). Более чем у половины добровольцев старшей возрастной группы отмечали дефицит в волосах, (56,14 %), чаще всего 3-й степени (40,35 % обследованных). У населения Севера отмечается выраженный дефицит I, что связано с характерным химическим составом местных пищевых продуктов».
Из представленных данных можно сделать вывод о том, что большая доля дефицита будет приходиться на северные регионы, а южные сильно усредняют значение, но даже в данном случае не делают его хотя бы близким к норме. Согласно информации Министерства здравоохранения, жители России в среднем употребляют около 40-80 мкг йода в сутки, в то время как взрослым и подросткам требуются 100-150 мкг. Для детей до года норма – около 50 мкг, для детей до шести лет – 90 мкг минимум, без учета северного фактора [Луговая : 82].
Соответственно, при сравнении примерно одинакового показателя у двух стран – сравнительно небольшой Финляндии в северных широтах и РФ с территориями как на севере, так и на юге, становится очевидно, что программы профилактики более успешны в Финляндии. Общий йододефицит выражен меньше, чем в России и в частности в Карелии, несмотря на тесную территориальную близость.
Обсуждение и заключение
Как показывает мировая практика в вопросах преодоления йододефицита, профилактика – единственный метод избегания проблемных состояний, связанных с нехваткой этого важного элемента. Поскольку организм не приспособлен к самостоятельной ликвидации нехватки некоторых макроэлементов, к числу которых относится йод, необходима дополнительная поддержка извне. Йодные п