Введение. Кинология – это наука о собаках, раздел частной зоотехнии. Она включает в себя изучение анатомии и физиологии собак, происхождение и их эволюцию, отбор и разведение, выращивание, содержание и дрессировку. В ПетрГУ студент, обучающийся по направлению «Зоотехния» со второго курса обучения имеет возможность выбрать в качестве специализации кинологию. Программа обучения для студентов-зоотехников включает различные профильные дисциплины, в том числе в программу включены дисциплины по кинологии. В Республике Карелия специалисты-кинологи могут работать на таможне, в МВД, в МЧС и других государственных структурах, а также в питомниках, клубах собаководов.
Профессиональный уровень кинолога зависит не только от практики, но и от качественного освоения теоретического материала [Калюжин : 92]. В процессе обучения студенты получают знания, но не всегда эти знания соответствуют необходимому уровню. По результатам исследований, уровень профессиональной подготовки специалистов-кинологов не в полной мере соответствует современным требованиям подразделений внутренних войск МВД РФ [Дорофеев], органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) [Чепкасова : 16]. При этом, в системе государственных органов потребность в специалистах-кинологах постоянно растет. Дефицит профессиональных кадров в служебной кинологии является актуальной проблемой в настоящее время [Павлов : 95]. Следует отметить, что качественное кинологическое образование невозможно без дальнейшего развития науки кинологии [Калюжин : 92].
Для оценки подготовки студентов Института биологии, экологии и агротехнологий направления «Зоотехния» ПетрГУ в области кинологии был проведен мониторинг в 2022 году. На первом этапе исследований оценили предварительную практическую подготовку студентов в области кинологии в зависимости от специализации с помощью социологического исследования [Баслык : 3–6].
Цель данного исследования – оценка теоретических знаний у студентов-зоотехников по кинологии с учетом выбранной специализации и курса обучения. В задачи исследования входило:
– разработать тесты с вопросами из различных областей кинологии;
– провести тестирование студентов;
– обработать результаты тестирования, учитывая специализацию студента и курс обучения;
– на основе полученных данных сделать соответствующие выводы.
Материалы и методы. Исследования проведены среди студентов направления «Зоотехния» с первого по четвертый курс обучения. Методом исследования уровня знаний студентов выбрали форму контроля – тест. Тестирование включало 19 вопросов по общей кинологии. Тестовые задания были закрытого типа, из вариантов ответов необходимо было выбрать один правильный. Тестирование было проведено у 41 студента. При обработке тестов учитывали курсы обучения и специализацию студентов: «Кинология» или «Животноводство».
Результаты исследования. Тесты включали вопросы из разных разделов общей кинологии – анатомии, физиологии, кормления, содержания, породы, служебного применения собак.
В разделе «Анатомия» для студентов было предложено 5 вопросов (рис. 1). Наиболее трудным оказался вопрос о продолжительности щенности собак. Никто из студентов 1 курса не ответил правильно на данный вопрос. На 2 курсе процент правильных ответов в группе равен 20%, на 3 курсе – 40%, на 4 курсе – 60%. Вопрос о количестве зубов у собаки вызвал затруднения у студентов 1, 2 и 3 курсов. Они дали на него, соответственно, 27%, 0% и 50% верных ответов. Вопрос о расположении потовых желез у собак вызвал трудности только у 2 курса, они набрали в нем 20% верных ответов.
Рис. 1. Процент правильных ответов студентов на вопросы по анатомии собак
На вопросы о нормальной температуре и количестве пальцев на передних лапах у собак студенты отвечали лучше всего. Все группы набрали в нем 60% и более верных ответов. В целом, на вопросы по анатомии собак лучше всех отвечали студенты 4 курса, с наибольшим процентом правильных ответов – 80–93%.
На вопросы содержания, кормления, дрессировки и применения собак студенты отвечали достаточно хорошо, показывая высокий процент правильных ответов (рис. 2). Затруднения среди респондентов вызвал вопрос об источнике углеводов в рационе собак. Лишь студенты 4 курса дали на этот вопрос высокий процент правильных ответов (93%). В свою очередь, студенты 1 курса дали 35%, 2 курса – 20%, 3 курса – 60% правильных ответов. В целом, ответы на вопросы из этих важных разделов кинологии не вызвали больших затруднений среди студентов.
Рис. 2. Процент правильных ответов на вопросы по кормлению, содержанию, дрессировке и применению собак
Третий блок вопросов включал в себя знания породных групп собак и их физиологию. Несколько вопросов данного блока вызвали затруднения у студентов. Сложным оказался вопрос – собака, с какой преобладающей реакцией (игровой, ориентировочной, пассивно-оборонительной) основное внимание обращает на знакомство с новой обстановкой? На данный вопрос правильно ответили только 55% студентов 1 курса, 20% – 2 курса и 40% 3 курса. Студенты 4 курса хорошо справились с данным вопросом – 80%. На вопросы, в которых по фотографиям необходимо было определить породную группу собаки, студенты отлично справлялись с заданиями (87–100%), за исключением студентов младших курсов (9–55%). Также у студентов 1 курса были затруднения в вопросе о том, какой тип высшей нервной деятельности собак является непригодным для служебной деятельности. Лишь 45% первокурсников ответили правильно на данный вопрос. Следует отметить, что породы собак студенты изучают на старших курсах обучения. Студенты 4 курса практически на все вопросы данного раздела отвечали правильно (87–100%). Но один вопрос вызвал у них затруднения – что служит ориентиром (поток движения; показания сигналов светофоров; «зебровая» дорожка) для собак-поводырей при переходе автодороги? Студенты набрали в нем всего лишь 13% верных ответов.
В последний блок тестирования вошли вопросы общего значения: собаки какого размера чаще являются долгожителями; существует ли такая порода собаки, которая не умеет лаять; какая порода из представленных является более старой по происхождению и другие. Студенты достаточно хорошо отвечали на данные вопросы. Сложность у студентов вызвал вопрос – собака, какой породы первой была в космосе? Только студенты 1 курса показали высокий процент правильных ответов (82%), студенты других курсов набрали менее 55% верных ответов. Основной ошибкой было то, что студенты считали, что первой породой собаки в космосе была лайка. Но, на самом деле Лайка – это была кличка собаки, а по происхождению она была дворнягой.
На основе полученных данных, были выделены 5 тестовых вопросов из 19, на которые студенты дали менее 55% правильных ответов. Это вопросы из разделов анатомии, кормления, дрессировки и определения породных групп собак. Возможно, это связано с тем, что не все студенты уделяют должного внимания данных разделам и не все студенты имеют возможность закрепить свои теоретические знания. Поэтому для повышения профессионального уровня студентам необходимо уделять данным разделам кинологии повышенное внимание.
При обработке результатов тестирования также была учтена специализация студентов – «Кинология» или «Животноводство». Для статистики не учитывались результаты студентов 1 курса, так как у них нет еще разделения на специализации. Во всех группах среди студентов-зоотехников более высокий процент правильных ответов показали студенты, выбравшие специализацию «Кинология». Самый высокий процент правильный ответов показали студенты 4 курса по специализации «Кинология» (88%) (рис. 3).
Рис. 3. Средний процент правильных ответов среди студентов с учетом специализации
Следует отметить, что в процессе обучения по направлению «Зоотехния», студенты значительно улучшают свои знания в области кинологии.
Выводы. Таким образом, на основании данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Самые высокие знания в области кинологии показали студенты 4 курса, самые низкие первокурсники.
2. Наиболее трудными вопросами для студентов являются вопросы из следующих разделов: анатомия, кормление, дрессировка и определение породных групп собак.
3. Студенты, выбравшие специализацию «Кинология», отвечали на вопросы лучше, чем студенты, выбравшие специализацию «Животноводство».
Список литературы
Баслык А. А. Оценка практической подготовки студентов направления «Зоотехния» в области кинологии // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 2. С. 3—6.
Дорофеев С. В. Проблема профессиональной подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях // Армия и общество : научно-информационный журнал. 2012. № 4. С. 50—54. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=20297407 (дата обращения: 08.08.2022).
Калюжин О. Ю. О проблемах подготовки специалистов-кинологов // Проблемные вопросы служебной кинологии на современном этапе : материалы V международной научно-практической конференции, (19 мая 2016 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону : ФГКУ ДПО РШ СРС МВД России, 2016. С. 91—92.
Павлов О. Ю. Дефицит профессиональных кадров в служебной кинологии // Проблемные вопросы служебной кинологии на современном этапе : материалы V международной научно- практической конференции, (19 мая 2016 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону : ФГКУ ДПО РШ СРС МВД России, 2016. С. 95—97.
Чепкасова С. Ю. Вопросы обеспечения кинологических подразделений квалифицированными кадрами // Сборник научных трудов по кинологии. Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2017. С. 15—17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32550830 (дата обращения: 08.08.2022).