Научная статья

УДК 159.9

2022

Федорова
Маргарита Игоревна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
sherlolly49@mail.ru

Представление о привязанности у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества

Научный руководитель:
Карпова Светлана Владимировна
Статья поступила: 30.05.2022;
Принята к публикации: 16.06.2022;
Размещена в сети: 01.10.2022.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования представлений о привязанности у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества. Изучение представлений проводилось при помощи рисуночных методик и незаконченных предложений. Результатом исследования стали содержательные характеристики представлений о привязанности у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества.
Ключевые слова: представление, привязанность, тип привязанности, субъективное переживание одиночества, одиночество

Для цитирования: Федорова М. И. Представление о привязанности у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 3. С. 52–57.

Привязанность как фактор, влияющий на человека с самого рождения, является важной человеческой потребностью, фундаментом для формирования доверия к миру, поиску партнера для дальнейшего образования института семьи. Описывая отношения между ребенком и матерью, следует отметить, что глубокая эмоциональная привязанность перевоплощается в нечто большее, влияющее на дальнейшие отношения уже взрослого человека как с другими взрослыми, так и со своими детьми. Это делает ее важным объектом изучения.

Более сорока лет психология привязанности остается актуальным направлением современной зарубежной психологии. Наибольший вклад в изучение этого феномена внес Дж. Боулби, который сформулировал основные положения теории привязанности. Именно эта теория является базой для исследований, посвященных детско-родительским и романтическим отношениям. Он рассматривал привязанность как устойчивую психологическую связь между людьми. В ее основе лежит безопасность, которую обеспечивает объект привязанности. Ребенку кажется, что близость с матерью даст ему защиту и чувство безопасности, которые так необходимы в присутствии чужих людей, а также при различных угрозах жизни и здоровью. [Боулби : 136]

При переходе ко взрослой жизни привязанность переключается на романтические отношения и является прямым продолжением детской. С. Хазан и Ф. Шейвер [Hazan, Shaver : 517] в ходе исследований выявили паттерны поведения партнеров, схожие с взаимодействием ребенка со значимым взрослым, и создали классификацию типов привязанности, среди которых выделили: надежный, тревожный, избегающе-отвергающий и тревожно-избегающий типы.

Взрослых с надежным типом привязанности характеризует позитивный настрой по отношению к самим себе, к окружающим и к возможности взаимодействия с ними. Такие люди могут выстраивать прочные здоровые близкие связи и не боятся отношений. Они не растворяются в партнере, не впадают в зависимость от человека и хорошо чувствуют свои и чужие границы.

Люди, обладающие тревожным типом привязанности, характеризуются как неуверенные и эмоционально нестабильные. Они склонны недооценивать себя и впадать в эмоциональную зависимость от партнера. Их любовь можно описать как «удушающую» - в отношениях они тревожатся без постоянных доказательств любви со стороны партнера, склонны к ревности.

Избегающе-отвергающему типу свойственна мнимая самодостаточность, при которой возникает ощущение независимости. Такие люди неосознанно сторонятся чувств и взаимоотношений. При малейшем сближении с потенциальным партнером они отдаляются во избежание повторения плачевного детского опыта брошенности.

Взрослые с тревожно-избегающим типом привязанности сочетают в себе признаки тревожного и избегающе-отвергающего типа: они очень уязвимы, одновременно желают и боятся отношений, испытывая страх отвержения. Такие люди негативно воспринимают и себя, и окружающих, что может вызывать чувство одиночества.

Изучению представления о привязанности как в отечественной, так и зарубежной психологии не уделялось должного внимания. Именно поэтому тема исследования достаточно актуальна.

Представление определяется как наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении [Мещеряков Б. Г, Зинченко: 365].

В данном исследовании изучаются представления о привязанности у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества. Выдвинута гипотеза о том, что студенты с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества имеют различные представления о понятии «привязанность».

Исследование проводилось на базе Петрозаводского государственного университета с использованием следующих методик:

- адаптация модифицированной методики «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли (адаптация Казанцевой), позволяющая выявить индивидуальные различия взрослых людей в качестве отношений привязанности [Казанцева: 139];

- опросник «Шкала субъективного переживания одиночества» С. В. Духновского, основным назначением которого является определение степени этого переживания [Духновский: 58];

- рисунок на заданную тему «привязанность»;

- незаконченные предложения «привязанность – это…»

В результате были получены данные о представлениях о привязанности у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества.

У студентов с тревожной привязанностью вне зависимости от уровня одиночества заметны признаки тревожности и неуверенности в ответах. (таблица 1).

 

Таблица 1

Представление о привязанности у студентов с тревожным типом привязанности и разными уровнями переживания одиночества

Представление/ уровень переживания одиночества

Низкий Средний Высокий
Содержание - - когда хочется чаще быть рядом; - не всегда здоровое чувство; - боязнь потерять; - чувство, которое возникает только к избранным; - когда твой питомец очень рад, что ты наконец-то пришел домой; - привычка; хорошо, когда она возникает взаимно - зависимость от другого человека; - чувство боли в конце; - неспособность жить без другого человека; - чувство, которое могут перепутать с любовью; - чувство, при котором ты будешь делать многое, чтобы не потерять человека; - (если взаимно) чувство, которое позволяет чувствовать себя не одиноким  
Образы - люди, связь руки в цепях

 

Вне зависимости от уровня переживаемого одиночества испытуемые с избегающим типом привязанности отмечают, что привязанность нужно избегать, что она пересекается с болью. Они видят ее небезопасным явлением, которое может навредить. У студентов со средним уровнем переживания одиночества, тем не менее, присутствует положительное описание «теплые отношения», в тот момент, когда у студентов с высоким уровнем лишь негативные ассоциации (таблица 2).

Таблица 2

Представление о привязанности у студентов с избегающим типом привязанности и разными уровнями переживания одиночества

 

Представление/ уровень переживания одиночества

Низкий Средний Высокий
Содержание - - чувство человека, которое я не считаю положительным; - пересекается с болью и разочарованием; - привязываться не стоит, как и обязывать к этому кого-то, но бывают исключения; - теплое отношение; - привыкание к человеку; - нужно избегать; - небезопасно - сложный эмоциональный процесс;   -психологически неправильно; -не любовь; - худшая часть отношений; - надо избегать;  - кажется хорошим, но на деле не так; - рыдать, уходя даже на 10 минут - боль; - вещь, которая мне нужна; - то, что нужно избегать;  - и радость, что ты не один и боль потери;  - ненависть;  - необходимость существования
Образы - луна, облака, фиолетовая земля и деревья, люди держатся за руки, оковы грустный кактус, питомец, расстояние

 

Студенты с низким уровнем переживания одиночества и надежной привязанностью описывают привязанность нейтральными понятиями, перечисляя членов своей семьи, рисуя домашних животных. При описании не используют выражения, позволяющие судить о привязанности как о «хорошем» или «плохом» качестве. Студенты со средним уровнем переживаемого одиночества и надежной привязанностью относятся к этому понятию скорее положительно, сравнивая его с близостью, любовью, связью, единством, безопасностью и теплом. Студенты же с высоким уровнем одиночества в первую очередь пишут о том, что привязанность позволяет не чувствовать себя одиноким, а также отмечают ее как привычку и зависимость, при которой комфорт и любовь пересекаются с болью (таблица 3).

 

Таблица 3

Представление о привязанности у студентов с надёжным типом привязанности и разными уровнями переживания одиночества (наиболее часто повторяющиеся)

Представление/уровень переживания одиночества

Низкий Средний Высокий
Содержание мама, папа, сестра, к любимому делу, к хобби, к семье близость, любовь, отношения, связь, единство, чувства, привычка, безопасность, тепло, страх потерять, жажда внимания позволяет не чувствовать себя одиноким, привычка, зависимость, связь, комфорт, боль, любовь
Образы собака люди, сердце, связь, руки, деревья люди, руки, оковы, один человек, мысли

 

Выявлены значительные различия в представлениях о привязанности у студентов с разными типами привязанности и субъективным чувством переживания одиночества. Студенты с тревожной привязанностью независимо от уровня одиночества ассоциируют привязанность с болью, но не готовы отказаться от нее. Они пишут о том, что нуждаются в этом чувстве, могут сделать все, чтобы этого не потерять человека - в отличие от студентов с избегающей привязанностью, которые напрямую отмечают, что привязанности необходимо избегать, что она несет за собой только боль и разочарования (и чем выше уровень одиночества, тем сильнее эти идеи выражаются в описании и образах). Их рисунки, как правило, мрачны; они отдают предпочтения темным оттенкам – синему, темно-зеленому, фиолетовому и черному, используют простые карандаши, практически игнорируя яркие насыщенные цвета – красный, желтый, оранжевый и голубой. При этом студенты с тревожной и надежной привязанностью в основном используют яркие цветные карандаши и фломастеры.

Во всех группах прослеживаются образы людей и рук, но если у студентов с надежной привязанностью и студентов со средним уровнем одиночества люди изображаются с радостными лицами, в объятиях друг друга, держа в руках целые сердца, показывая связь как красную нить, которая объединяет их, то у студентов с другими типами привязанности и высоким уровнем одиночества прослеживаются одинокие грустные люди со слезами на глазах и мыслями в голове, их руки сцеплены наручниками или оковами, сердца, как правило, разбитые, другие люди находятся на большом расстоянии от них. Особенно яркие образы возникают у представителей избегающего типа привязанности.

Самые негативные образы наблюдаются у студентов с высоким уровнем одиночества и избегающим типом привязанности; возможно, они одиноки как раз из-за того, что избегают какой-либо близкой связи, а в их опыте есть негатив, связанный с привязанностью, который они не хотели бы повторять.

Наиболее благополучными показали себя студенты с надежным типом привязанности и низким/средним уровнем одиночества. В их ответах наблюдаются различные ассоциации, связи с семьей. Они описывают привязанность как безопасность, близость и единство. Проведя качественный анализ представлений в группах студентов с разным типом привязанности, мы можем сделать следующие выводы:

1) у студентов с тревожным типом привязанности содержание представлений о понятии «привязанность» характеризуется тревожностью и неуверенностью;

2) студенты с избегающим типом привязанности описывают привязанность как негативное переживание, которое они хотели бы избежать;

3) содержание представления о привязанности у студентов с надежным типом привязанности характеризуются как негативным, так и позитивным содержанием;

4) у студентов с высоким уровнем субъективного переживания одиночества в содержании представлений о привязанности доминируют мрачные и негативные образы и ассоциации.

Таким образом, можно констатировать, что гипотеза о том, что у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества различные представления о понятии «привязанность» получила свое подтверждение


Список литературы

Боулби Дж. Привязанность. Москва : Гардарики, 2003. 477 с.

Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. Санкт-Петербург : Речь, 2009. 141 с.

Казанцева Т. В. Адаптация модифицированной методики «опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. С. 139—143.

Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 3-е изд. Москва : Прайм-Еврознак, 2007. 632 с.

Hazan C., Shaver P. Romantic love conceptualized as an attachment process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 52 (3). С. 511—524.



Просмотров: 330; Скачиваний: 120;