T. 7, № 2. С. 25–32.

Исторические науки

pdf-версия статьи

Научная статья

УДК 93/94

2022

Сигаев
Дмитрий Викторович

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
sigldima@mail.ru

Местная противовоздушная оборона (МПВО) в Карелии в преддверии Великой Отечественной войны

Научный руководитель:
Репухова Оксана Юрьевна
Рецензент:
Соломещ Илья Мотелевич
Статья поступила: 24.05.2022;
Принята к публикации: 31.05.2022;
Размещена в сети: 22.06.2022.
Аннотация. Главная задача МПВО в приграничной Карелии состояла в защите местного населения и народного хозяйства от атак противника с воздуха и ликвидации возможных последствий нападения. Для МПВО Карелии предвоенные годы стали периодом становления системы в ходе которого возникло множество трудностей. К началу Великой Отечественной войны недостатки системы МПВО не удалось полностью устранить. Во время войны предвоенные проблемы МПВО дали о себе знать, но благодаря героизму служащих МПВО, система показала свою эффективность.
Ключевые слова: МПВО, Карелия, Великая Отечественная война, население, защита

Для цитирования: Сигаев Д. В. Местная противовоздушная оборона (МПВО) в Карелии в преддверии Великой Отечественной войны // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 2. С. 25–32.

Защита населения страны всегда была важной задачей для государства. На сегодняшний день развитие ракетного вооружения и новые методы ведения войны требуют постоянного улучшения государственной системы защиты населения от нападения врага. В связи с этим, исследования по истории развития систем МПВО и Гражданской обороны в разных регионах страны, в том числе и Карелии, позволят осмыслить проблемы гражданской защиты в прошлом, проследить ее развитие и понять ее проблемы на сегодняшний день.

В 1930-е годы в Германии к власти пришел Адольф Гитлер и страна взяла курс на восстановление военной мощности государства. Немецкие авиаконструкторы разработали новые мощные бомбардировщики Хейнкель (He 111) и Юнкерс (Ju 87). Разработка новых типов самолетов, способных вести активную бомбардировку территорий, и напряженность в отношениях с Германией вызывала необходимость дальнейшего энергичного развития системы местной противовоздушной обороны (МПВО), системы, которая занималась вопросами защиты населения от воздушной и газовой атаки. В Карелии у МПВО, несмотря на внешнеполитические угрозы и постоянное развитие системы, существовали недостатки, которые создавали серьезные сложности обеспечения эффективной защиты населения в условиях реальных военных действий.

В связи с этим, цель исследования состоит в изучении истории становления МПВО в Карелии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, необходимо изучить состояние инфраструктуры и служб в Карелии с 1932 по 1941 гг. Во-вторых, выявить основные проблемы развития МПВО. В-третьих, отразить деятельность МПВО в деле обороны Карелии в начале Великой Отечественной войны.

Территориальные рамки исследования охватывают Карелию в административно-территориальных границах Автономной Карельской Социалистической Советской Республики (АКССР, 1932-1936), Карельской Автономной Советской Социалистической Республики (КАССР, 1936-1940 гг.) и Карело-Финской Советской Социалистической Республики (КФССР, 1940-1941 гг.).

Историографическая традиция изучения истории МПВО представлена в работах историков Репуховой О. Ю., Лазарева Д. Р., исследовавших состояние МПВО перед Великой Отечественной войной в сопряжении с ходом    мобилизационной подготовки приграничной Карелии [Репухова: 56]; [Репухова, Лазарев: 35—40].

Представляет интерес работа сотрудников МЧС Жигалова И. В. и Еремкина А. В., собравших богатый фактический материал об истории МПВО [Жигалова, Еремкин: 83—89]. Тем не менее, заявленная тема исследования требует более широкого изучения, в том числе на основе ранее не привлекаемых в научный оборот исторических источников.

Документы фонда 2930 отдела службы МПВО при МВД КФССР (1940—1950), сохранившиеся в Национальном архиве Республики Карелия (НА РК), материалы фонда 37878, отложившиеся в Российском государственном военном архиве (РГВА), сборник документов и материалов по Западному особому военному округу (конец1939 г. —1941 г.) позволяют охарактеризовать состояние МПВО перед войной и провести сравнение стояния МПВО в Карелии и в Белорусской ССР (БССР).

Дипломатические отношения Советского Союза и Финляндии в начале 1930-х годов оставались напряжёнными. Финляндское руководство вступило в тайное военное сотрудничество с Эстонией и Латвией. В Финляндии распространилось праворадикальное движение [Килин: 247]. Советское военно-политическое руководство считало Финляндию безусловным противником СССР в потенциальной войне — к ней стали относится как фактическому участнику враждебной коалиции, куда входили Польша, Румыния, Эстония и Латвия [Килин: 247]. В связи этим нарастала опасность воздушной атаки противника северо-западных рубежей СССР, непосредственной территории Автономной Карельской Социалистической Советской Республики (АКССР).

В 1930-е годы Карелия охватывала территорию площадью 146,3 тыс. кв. км., на рубеже 1920—1930-х годов в республике проживало более 295 тыс. человек [История Карелии с древнейших времен до наших дней: 441]. В Карелии работали стратегически важные предприятия. В Петрозаводске выпускал тракторы Онежский тракторный завод. В 1939 году был построен Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат, который обеспечивал страну крафт-бумагой. На территории республики работало множество предприятий лесопромышленного комплекса. Железнодорожная магистраль (Мурманской) Кировской дороги, транзитом пролегающая по территории Карелии, соединяла незамерзающий Мурманский порт, Кольский полуостров со всей страной. Политическая напряженность и стратегическая важность приграничной Карелии обусловили необходимость усиленного развития сил местной противовоздушной обороны на территории республики.

До конца 1936 года единого управления МПВО, системы оборонных мероприятий по противовоздушной обороне, осуществляемых местными органами власти под руководством военных организаций, направленных на защиту населения и народного хозяйства от нападения врага с воздуха и ликвидацию последствий осуществлённых ударов, на территории Карелии не существовало [Репухова, Лазарев: 35]. Тогда в АКССР действовали только штабы городских отрядов, которые отвечали за работы отрядов на территории населённых пунктов [Репухова, Лазарев: 35]. Городские отряды не имели четкой структуры подчинения, они формовались из членов Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) и действовали только на вверенной им территории (предприятии) [Репухова, Лазарев: 36].

Военно-массовая работа с населением также проходила через организацию Осоавиахим. Уже в 1932—1933 годах в Карелии военно-массовой работой было охвачено 35673 человека [Репухова: 56]. Обучение населения проходило через комплексы нормативов «ГТО» (Готов к труду и обороне) и «Готов к ПВХО» (Готов к противовоздушной и противохимической обороне). Советские граждане, которые прошли подготовку, вовлекались в деятельность системы МПВО. Однако, массовое привлечение населения в оборонительные мероприятия проходило в Карелии слабо. В 1933 году сдачей нормативов «ГТО» было охвачено только 2579 человек, а в добровольные формирования было привлечено около 24 тысяч человек [Репухова: 56]. В 1937 году был веден новый порядок установления контрольных цифр по подготовке обладателей значков ГТО, но рост числа людей, заинтересованных в сдаче комплекса нормативов, оставался низким (в этот год на первую ступень сдали только 1239 человек, что составляло по плану 32%) [Репухова: 56]. К 1938 году в Карелии было только 12983 человек (или 2,7% населения), которые сдали нормы ГТО [Медведев: 152].

Слабая вовлеченность населения в военно-спортивную подготовку и угроза налетов вражеской авиации обусловили включение города Петрозаводска в список 29 городов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), в которых была запланирована с 1936 года реализация программы мероприятий по подготовке МПВО [Репухова: 56]. Программа включала в себя обеспечение противогазами учебных заведений и больниц, подготовку кадров и объектов к ПВО, оснащение стационаров ПВО и строительство газоубежищ [Репухова, Лазарев: 36]. В ходе реализации программы в 1936—1937 годах: приобрели 920 противогазов; оснастили 40 коек стационара ПВО для лечения пострадавших от отравляющих веществ; в Петрозаводске приобрели 200 штук противогазов и 2 светомаскировки и подготовили одно газоубежище в Петрозаводской городской больнице; обучение МПВО прошли 175 человек медицинского персонала и 30 преподавателей школ и техникумов [Репухова: 69-70]. Данные мероприятия были недостаточны, так как они не могли обеспечить противовоздушной защитой всех жителей Карелии.

В 1937 году было положено начало формированию управления МПВО на республиканском уровне. Постановлениями СНК РСФСР от 26 января 1937 года, СНК АКССР от 4 марта 1937 года и приказом по Петрозаводскому городскому Совету от 20 марта 1937 года, был утвержден первый штаб МПВО в городе Петрозаводск, со штатом в количестве пяти человек [Жигалова, Еремкин: 84]. Начальником штаба был сначала назначен Григорьев Иван Антонович [Репухова, Лазарев: 36]. Затем, согласно предписанию Управления ПВО Ленинградского военного округа, его сменил майор Лосихин Дмитрий Иванович [Жигалова, Еремкин: 84]. При штабе МПВО были созданы специальные команды из вольнонаемных людей: команда управления; пожарная команда; медико-санитарная команда; химическая (дегазационная) команда; аварийно-восстановительная команда; ветеринарная команда [Жигалова, Еремкин: 84]. С командами ежегодно проводились обучающие оборонному делу мероприятия: учебные сборы, учения и тренировки, 10-дневные лагерные сборы в летнее время с отработкой практических мероприятий по своей специальности [Жигалова, Еремкин: 84]. В ходе одного из учений были отмечены достижения в деле готовности местной противовоздушной обороны: повысилось качество светомаскировки, дисциплинированность и выдержанность населения, слаженно работали штабы пунктов и объектов, лечебных заведений и больниц [Жигалова, Еремкин: 84]. Среди недостатков отмечали: низкий (неудовлетворительный) процент явки по сигналу «Воздушная тревога» («ВТ») городских команд, слабый гудок Онегзавода и применение светомаскировки с опозданием [Жигалова, Еремкин: 84].

В связи с началом 1 сентября 1939 года Второй мировой войны и нарастающей угрозой для советских рубежей, МПВО было передано из подчинения Народного комиссариата Обороны (НКО) в подчинение Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) в октябре 1940 года [От МПВО к гражданской защите: 35-36], курировавшему военно-гражданскую мобилизационную подготовку в стране.

По результатам окончания советско-финляндской войны, согласно условиям Московского мирного договора в состав территории СССР был включен весь Карельский перешеек с городом Выборгом (Виипури) и Выборгским заливом с островами, западное и северное побережья Ладожского озера с городами Кексгольмом, Сортавала, Суоярви и территория восточнее Меркярви с населенным пунктом Куолаярви [По обе стороны Карельского фронта, 1941-1944: 46-47]. В связи с ростом важности Карелии, как приграничной республики, прикрывающей с севера подступы к г. Ленинграду и с запада стратегическую железнодорожную магистраль, на ее основе в марте 1940 года была образована новая союзная республика в составе СССР — Карело-Финская Советская Социалистическая Республика (КФССР), включившая в том числе новообретенные территории по Московскому мирному договору.

В короткий межвоенный период (1940 — июнь 1941 гг.) успехи МПВО КФССР соседствовали с серьезными проблемами в работе системы, которые были видны на примере Петрозаводска. На январь 1941 года систему МПВО города возглавлял Председатель Горисполкома района [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 7]. Успели создать участки МПВО, на которых должны были организовываться формирования МПВО. Однако районы МПВО, которым должны были подчиняться участки в городе, отсутствовали [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 7]. Не были сформированы общегородские команды, но действовали участковые команды МПВО: управления (3 команды); медико-санитарная (3 команды); дегазационная (3 команды); противопожарная (3 команды); аварийно-восстановительная (3 команды) и ветеринарная (2 команды). В них служили 700 человек [4: Л. 7]. Укомплектованность команд кадрами составляла 110%. Текучесть кадров была сравнительно небольшой [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 8]. В городе находился один командный пункт (КП) города второй категории и два участковых КП второй категории, которые не были оборудованы фильтровентиляционными установками [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 8]. Однако все КП были оборудованы связью [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 8]. Сохранялся дефицит противогазов. Петрозаводск был обеспечен 21000 противогазами: 6800 — находилось у населения и 14200 — на предприятиях) [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 6]. Дефицит противогазов оценивался в 68000 (45500 взрослых противогазов и 21500 детских) [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 6]. Для оповещения населения Петрозаводска о воздушной угрозе требовалось установить дополнительно 6 электросирен и 31 радиодинамиков [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 7]. Готовых дегазационных камер в городе не было [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 6]. В городе отсутствовали механические пожарные лестницы и пожарная сигнализация [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 6]. Окраины города не были обеспеченны водоснабжением [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 6].

Образование новой союзной республики и проблемы в системе МПВО обусловили необходимость принятия постановления СНК и ЦК КП (б) КФССР по укреплению МПВО в период образования союзной республики от 26 февраля 1941 года [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/5: 1]. Постановлением город Выборг (Виипури), являвшийся крупным портовым, промышленным центром КФССР и значимым стратегическим пунктом обороны Ленинграда, был определен как пункт МПВО 1-й категории, а города Сортавала, Кякисалми и Энсо были отнесены к угрожаемой зоне с организацией в них штабов МПВО. Для улучшения координации годовых планов финансирования и материального обеспечения всех мероприятий МПВО, в штат СНК КФССР была введена должность инспектора- консультанта ПВО.

Общее руководство МПВО промышленных и транспортных объектов и ответственность за их подготовку поручалось соответствующим Народным комиссариатам и руководителям ведомств, рабочими аппаратами которых являлись отделы МПВО Народных комиссариатов (ведомств) [РГВА. Ф. 37878. Оп.1. Д. 337: Л. 16]. Поэтому Народным комиссариатам КФССР, имеющим в своем подчинении крупные промышленные предприятия, предъявили требование возбудить ходатайство перед народными комиссариатами СССР о присвоении категорирования всем объектам, которые его не имели. Союзным, союзно-республиканским и республиканским Народным комиссариатам Карелии поручили дать указания по подготовке формирований МПВО и обработке оперативных документов в штабах МПВО.

Перед председателем ЦК Осовиахима КФССР была поставлена задача развернуть подготовку населения по нормативам ПВХО и принять меры по организации групп самозащиты во всех районах Карелии. От председателей Горисполкома городов Выборга, Сортавала и Кякисалми потребовали взять под личный контроль КП, убежища и их оборудование до организации штабов МПВО в этих городах.

Правительство стремилось улучшить систему МПВО Карелии, но меньше чем за полгода до войны все проблемы решить было невозможно. На 1 января 1941 года Петрозаводске жило всего 74688 человек, но в городе было только 7 убежищ второй категории, рассчитанных на укрытие 1220 человек [НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 5]. Вторую категорию присваивали убежищам, которые не защищали от прямого удара противника. Убежища первой категории в городе отсутствовали [НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 5]. В Петрозаводске не велись работы по созданию защиты телефонно-телеграфной станции, что потенциально создавало угрозу срыва проведения оперативного оповещения населения республики [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 5]. Противопожарные мероприятия города слабо обеспечивали ликвидацию пожаров в условиях мирного времени, а к тушению массовых пожаров при воздушной атаке противника Петрозаводск был не подготовлен [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7.: 5]. Городская система оповещения о воздушной опасности была организована плохо. Население Петрозаводска не было обучено правилам поведения во время воздушного налета. Штаб МПВО города не имел практических навыков по управлению средствами и силами МПВО при воздушном нападении противника. Городские службы МПВО к своей работе были слабо подготовлены. Осовиахим, Красный Крест и Красный Полумесяц плохо вели подготовку групп самозащиты. Из общей потребности групп самозащиты на 1941 год был подготовлено только 35%. Плохо была организована светомаскировка производственных огней на предприятиях Петрозаводска [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 6].

Острая проблема существовала с освоением денежных средств, выделенных на МПВО. В 1941 году на мероприятия МПВО по Петрозаводску было выделено 941.400 рублей, из которых к маю 1941 года было освоено только 140.100 (14.9 %) [НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 9]. Задержано было строительство таких объектов как: стационарные пункты медицинской помощи и дегазационные камеры [НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 9].

Проблемы с МПВО существовали и в других городах Карелии. На 17 мая 1941 года в городах Сортавала, Кякисалми, Беломорск, Кондопога были организованы штабы МПВО, назначены начальники службы, но больше никакой работы по МПВО не проводили. Формирования и команды МПВО на предприятиях не были созданы, имущество МПВО отсутствовало [НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 8]. В городах Выборг (Виипури), Медвежьегорск и Кемь штабы МПВО не были сформированы, а работы по линии МПВО не проводились [5: Л. 8]. В городах республики не было организовано оповещение населения [5: Л. 10]. В городах Выборг (Виипури), Сортавала, Кякисалми имелось по одному убежищу (без учета подвальных помещений), требующих частичного ремонта [НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7.: 12]. В остальных городах убежища отсутствовали [НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 12].

В других регионах страны в это время тоже были проблемы с МПВО. В МПВО БССР на 11 апреля 1941 года из 1195000 человек, убежищами были, обеспечены только 18300 человек, плохо велась подготовка групп самозащиты организациями Осоавиахима, Красного Креста и Красного Полумесяца, телефонно-телеграфные станции не были защищены от воздушного нападения, противопожарные мероприятия обеспечивали ликвидацию пожара в мирное время, но к массовым пожарам во время военных действий были не подготовлены, у промышленных предприятий была плохая светомаскировка производственных огней, не были подготовлены технологические процессы работы в условиях затемнения и воздушного нападения противника, ассигнованные средства на нужды МПВО БССР не расходовалась полностью (из ассигнованных для БССР на цели МПВО 20,5 млн. руб. было потрачено только 15.4 млн. руб.) [Накануне. Западный особый военный округ (конец 1939 г.-1941 г.): 349—350]. Проблемы МПВО КФССР и БССР могли быть связаны с тем, что Народные комиссариаты республик не рассматривали решение проблем МПВО как первоочередную задачу.

Слабый контроль руководящих органов за деятельностью МПВО КФССР вызвал многие проблемы системы. В Петрозаводске директора некоторых предприятий самоустранялись от организации и контроля МПВО, а партийные и комсомольские организации не проявляли инициативы к оживлению работы [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 9]. Слабый контроль за строительством объектов МПВО приводил к не своевременному использованию выделяемых денежных средств. На предприятиях Петрозаводска для строительства убежищ были выделены средства, но к их освоению не приступали [НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 12]. В Петрозаводске было мало стационарных пунктов медицинской помощи (две штуки) и отсутствовали дегазационные камеры, поэтому в архивных документах можно встретить замечание о том, что Наркомзрав мало интересовался тем, чтобы исправить положение, несмотря на то что деньги отпускались [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7: 12]. Можно сказать, что к началу войны МПВО Карелии представляла из себя стройную систему с действующими командами и участками, но МПВО необходимо было дальше развивать и устранять ее недостатки.

Во время Великой Отечественной войны МПВО активно участвовала в реализации задач обороны страны. В Петрозаводске личный состав МПВО, кроме своих прямых обязанностей, выполнял работы по эвакуации имущества учреждений и оборудования предприятий, разгрузке прибывающих барж и их оборудовании для эвакуации населения, охране объектов [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/15: 26]. Рота МПВО, в составе истребительного батальона, принимала участие в боях в районе Бесовец — Виданы — Порожек — Шуя — Верховье — железная дорога, переезд на перегоне Шуя-Суна [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/15: 26]. В период военных действий рота потеряла убитыми, ранеными и без вести пропавшими 127 человек [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/15: 26].

Однако предвоенные проблемы МПВО сказались в годы войны. Например, в августе 1941 года в селе Пряжа не работал штаб МПВО, начальников служб не существовало, службы МПВО не занимались организацией мероприятий для осуществления приказа о приведении всех сил и средств в полную боевую готовность [Калинина: 19]. Среди населения села были распространены 100 листовок о мерах борьбы с зажигательными бомбами и проведены беседы, но больше никакой организационной работы не проводилось, люди не имели представления, с чем должны они были выйти на пожар и какое место занять [Калинина: 19—20].

Для МПВО Карелии период с 1932 по 1941 год, стал периодом становления системы. Систему защиты местного населения от воздушного нападения противника законодательно оформили, начали создавать службы и объекты системы, но уже тогда МПВО столкнулась с первыми трудностями в виде недостаточности построенных объектов или неготовности команд МПВО. Предвоенные проблемы МПВО сказались на ее деятельности во время войны, но служащие МПВО проявили героизм и активно участвовали в обороне страны, как с оружием в руках, так и без него.


Список литературы

Жигалова И. В. История образования, реорганизация и взаимодействия системы МПВО в период его вхождения в состав НКВД – МВД КФССР – КАССР // Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию образования Министерства внутренних дел по Республике Карелия (4 – 5 сентября 2008 года). Петрозаводск: Изд-во Музея истории МВД по Республике Карелия, 2008. С. 83—89.

История Карелии с древнейших времен до наших дней / Под общ. ред. Н. А. Кораблева и др. Петрозаводск: Периодика, 2001.

Калинина Е. А. Пряжинский район в годы Великой Отечественной войны. 1941—1944 гг.: документы, материалы, воспоминания. Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2020.

Килин Ю. М. Карелия в политике советского государства, 1920—1941. Петрозаводск: Изд.-во ПетрГУ, 1999. 275 с.

Медведев А. П. Комплекс «Готов к труду и обороне» в Карелии в 1930-е // Краеведческие чтения. Материалы IX научной конференции (12—13 февраля 2015 г.). Петрозаводск, 2015. С. 149—154.

По обе стороны Карельского фронта, 1941—1944: документы и материалы / Сост. А. В. Климова, В. Г. Макуров. Петрозаводск: Карелия, 1995.

Накануне. Западный особый военный округ (конец 1939 г.—1941 г.): документы и материалы / Отв. сост. В. В. Скалабан, Н. С. Тархова. Минск: НАРБ, 2007.

Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф. Р-2930 (Отдел службы МПВО при МВД КФССР (1940-1950)). Оп. 1 Д. 1/5.

НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/7.

НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/15.

От МПВО к гражданской защите: ист. очерк / Под ред. С. К. Шойгу. Москва: УРСС, 1998.

Репухова О. Ю. Военно-гражданская мобилизационная подготовка в Карелии в 1920—1930-х годах. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016.

Репухова О. Ю., Лазарев Д. Р. Местная противовоздушная оборона в Карелии в конце 1930-х – начале 1940-х гг. // Петрозаводск – город воинской славы: в годы мировых войн и революций : сб. ст. и материалов II научно-практической конференции. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017. С. 35—36.

Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 37878 (Фонд штаба МПВО при МВД). Оп. 1. Д. 337.



Просмотров: 1426; Скачиваний: 401;