T. 7, № 2. С. 17–24.

Исторические науки

2022

Научная статья

УДК 93(351.74):070.19

pdf-версия статьи

Козлобаев
Георгий Алексеевич

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
georgak99@gmail.com

Методы формирования образа милиции в государственных и частных СМИ 2000—2009 годов

Научный руководитель:
Савицкий Иван Владимирович
Рецензент:
Соломещ Илья Мотелевич
Статья поступила: 29.04.2022;
Принята к публикации: 14.05.2022;
Размещена в сети: 22.06.2022.
Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ публикаций в государственных и частных СМИ за 2000 – 2009 годы, формировавших образ милиции в обществе. Актуальность темы обусловлена значительной ролью СМИ в формировании общественного мнения и отражении общественных настроений. Раскрытие методов, направленных на формирование общественного мнения через СМИ, поможет более точно анализировать и интерпретировать информацию, представленную в этих источниках. Целью статьи является изучение формируемого средствами массовой информации образа милиции и анализ методов, направленных на его формирование. В ходе работы автор пришел к выводам о том, что частные СМИ имеют большее влияние на общественное сознание, чем государственные, а проводимая государством политика опирается, в том числе, и на материалы СМИ.
Ключевые слова: СМИ, реформа МВД, общественное мнение, масс-медиа, милиция

Для цитирования: Козлобаев Г. А. Методы формирования образа милиции в государственных и частных СМИ 2000—2009 годов // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 2. С. 17–24.

СМИ недаром принято называть «четвертой властью»: они участвуют в формировании общественного мнения – контролируют, отражают и аккумулируют общественные настроения. Во многом от того, как в масс-медиа будут подавать информацию о событиях, людях, институтах, государствах, будет зависеть отношение масс ко всем этим элементам государственной и социальной системы. Именно благодаря СМИ большая часть населения составляет свое мировосприятие. Мнение автора подтверждается, в том числе, научным сообществом: «Телевидение (которое является одним из видов СМИ – Г.К.) наглядно демонстрирует нам, как значительная часть населения строит свое понимание реальности не на основе рациональной оценки событий и фактов, а на эмоциональном уровне, на степени доверия к тем сообщениям, которые получает из "ящика"»» [Нечаева, с. 36].

Как и на любой институт, имеющий большое значение в функционировании государства, на правоохранительные органы СМИ обращают пристальное внимание. На примере материалов масс-медиа о деятельности милиции можно проследить за тем, как под влиянием меняющегося исторического контекста менялись формы и методы журналистов по формированию общественного мнения. А.П. Тюнь выделяет три группы медийных источников, которые формируют образ милиционера: печатные СМИ, телевидение и интернет. Касаемо формирования положительного образа сотрудника ОВД, Тюнь приходит примерно к тем же выводам, что и автор в ходе работы над настоящим исследованием [Тюнь, с.87]. Применительно к анализу периодической печати А.П. Тюнь приходит к выводу, что большая доля информации о деятельности ОВД, размещаемой в газетах, носит негативный характер. Среди причин подобного развития ситуации, выделяют, как факторы, зависящие от самих милиционеров (их некомпетентность и непрофессионализм), так и тот факт, что негативные новости вызывают больший общественный резонанс, а значит, повышают рейтинг издания [Тюнь, с.89].

Общественное отношение к правоохранительным органам во многом формируется не под влиянием личного опыта человека, контактирующего с ними, не от непосредственного участия органов внутренних дел в решении проблем граждан, а под воздействием многочисленных масс-медиа. Поскольку эта тема является востребованной читателями, публикации о деятельности милиции в СМИ пользуются популярностью и позволяют поднять рейтинг периодического издания [Шинкевич, с.2]. Поэтому целью статьи является изучение формирующегося в СМИ имиджа милиции, а также анализ методов, направленных на его формирование.

Здесь стоит сделать отступление и разобраться в трактовке терминов. Так, под имиджем понимается искусственный образ, формируемый в общественном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определенного отношения к объекту.  В свою очередь, образ является лишь разновидностью имиджа. Под образом, как правило, понимается совокупность только видимых (внешних) характеристик объекта, когда как имидж включает в себя и его не видимые (идеальные) характеристики. Далее в тексте автором будут использоваться два этих термина с целью избегания большого количества лексических повторов. Поэтому, в рамках настоящей работы термины «имидж» и «образ» предлагается считать тождественными и рассматривать их с точки зрения определения термина «имидж». 

Информационные ресурсы, посвященные деятельности правоохранительных органов, можно разделить на две большие группы: ведомственные и вневедомственные. К первой группе относят печатные, электронные или любые другие средства передачи информации, принадлежащие государству и непосредственно МВД. К вневедомственным (или негосударственным) СМИ относят, как правило, масс-медиа, принадлежащие частным владельцам, корпорациям и т. п. Перед ведомственными и вневедомственными СМИ стоят отличные друг от друга  цели и  задачи: если у первых во главе угла стоит пропаганда позитивного образа сотрудника милиции, то у вторых – привлечение как можно большей аудитории. В связи с этим две категории масс-медиа по-разному описывают деятельность органов правопорядка. Характер и настроение публикаций в СМИ является, как правило, прямым отражением той исторической эпохи, в которой они были опубликованы. Изменение исторического контекста влечет за собой и изменения в характере публикаций.

В конце XX – начале XXI веков в России СМИ претерпели большие изменения. Прежде всего изменения коснулись цензуры, которая была повсеместно в советский период. Органы цензуры (Главлит в СССР и Карлит в Карелии) строго следили за тем, чтобы публикуемые материалы не противоречили проводимой государством политике и ее идеологии. В 90-х годах XX века цензура в СМИ была отменена. Также изменения коснулись конкуренции в рядах масс-медиа: если в Советском Союзе все легальные СМИ вне зависимости от их принадлежности к государству (государственные, партийные, профсоюзные) обязаны были транслировать исключительно «генеральную линию» государства, то после его распада право создавать легальные СМИ, а также продвигать в них свою авторскую позицию, появилось и у частных лиц. Изменение типа экономики с планового на рыночный повлияло и на формы работы СМИ. Если государственные органы печати продолжали финансироваться главным образом за счет бюджета, то частные СМИ финансировались за счет различных инвесторов и своей аудитории. Поэтому данной подгруппе масс-медиа было особенно важно ее количество. Так как общество привлекает негатив, процент публикаций с негативной информацией в негосударственных СМИ значительно выше по сравнению с позитивной.

Формирование позитивного отношения к милиции в государственных СМИ основано на нескольких основных методах: во-первых, в разъяснительной работе авторов статей, по каким объективным причинам, независящим от них самих, ее сотрудники не смогли предотвратить преступление и (или) задержать преступника. Так, в статье «В «Желтом Раю»» ее автор объясняет причину, по которой молодого человека не привлекли к уголовной ответственности за продажу «живого товара» за границу: «Дело тут не в бездействии милиции… По нашим законам привлечь к уголовной ответственности за вовлечение женщин в занятие проституцией практически невозможно» [Гамерман, с. 12]. В негосударственных СМИ изучаемого периода, как правило, подобные «промахи» ОВД либо вообще никак не комментировали, оставляя их на суд читателей, либо ставили их в вину милиции.

Вторым методом формирования позитивного отношения к милиции в обществе, которым пользовались в ведомственной печати, являлась демонстрация качественной работы сотрудников ОВД. В качестве примера приведем цитату из одной из анализируемых нами статей, призванной дать возможность читателям оценить грамотность выполнения сотрудниками милиции своих обязанностей. В этой статье рассказывают о том, как сотрудники вневедомственной охраны, рискуя своими жизнями, спасли младенца из пылающего общежития ПМК: «милиционеры незамедлительно залезли на крышу магазина, чтобы спасти малыша…» [Спасли младенца].

Третьим методом является противопоставление совершаемых преступниками зверств поступкам сотрудников правоохранительных органов, предстающих в глазах читателей светлыми героями,  ведущими отважную борьбу со злом и защищающими простой народ. В качестве иллюстрации этого метода подойдет статья, в которой рассказывается о терактах в Минеральных Водах, которые происходили в 2000 – 2001 годах. Особенностью этой публикации является подробное описание терактов, совершенных террористами на Кавказе в тот период. Это описание отличается особой эмоциональностью,  акцентированием внимания читателя на переживаниях жертв и их страшных увечьях: «… в центре, у погнутого фонарного столба, безразличная ко всему в луже крови лежит женщина с оторванной ступней. Тело ее иссечено осколками, а странно безмятежное лицо еще не изуродовано гримасой смерти. Полчаса назад она вышла из вагона электрички… и не знала, что белеющее здание вокзала и серый асфальт платформы – это последнее, что она видит в своей жизни» [Медведева, с. 13].

Таким образом формировали положительное отношение к милиции в государственных масс-медиа. В ходе их анализа автор частично затрагивал формы работы негосударственных СМИ, однако не делал на них подробного акцента. Далее, в рамках демонстрации способов формирования положительного отношения к милиции будет представлен анализ статей из вневедомственной печати за 2000 – 2004 и частично 2009 годы.

Если в государственных СМИ похвала в адрес сотрудников правоохранительных органов нацелена на увеличение престижности ОВД, а также на формирование антипреступной пропаганды, то в подавляющем большинстве случаев в частных СМИ – на привлечение аудитории. Следовательно, вопрос в похвале или порицании органов правопорядка в них стоит главным образом не в объективности, а в том, какая именно стратегия привлечет наибольшее количество читателей.  Одной из особенностей позитивных отзывов о деятельности ОВД в негосударственной печати является одновременное противопоставление их негативным сторонам деятельности милиции. Иллюстрацией этой особенности может служить подзаголовок одной из статей газеты «Курьер Карелии»: «Виктор Чернявский «вычислил» и задержал в Медвежьегорске преступника, которого милиция искала по всей стране» [Ермолович, с. 4]. Здесь идет противопоставление одного сотрудника милиции, который хорошо выполнил свою работу, всей карельской милиции в целом.

Положительные отзывы о деятельности правоохранительных органов во вневедомственной печати использовались и в качестве журналистского приема для создания более интересного и связного повествования. Так, для создания целостной повествовательной композиции в статье о пропавшем без вести жителе Пудожского района ее автор заметил, что «опыт у сотрудников отдела розыскной работы имеется, и притом не малый» [Захаров, с. 22], далее продолжив свой рассказ о судьбе пропавшего мужчины.

В целом, проанализировав статьи вневедомственных изданий на предмет создания положительного образа сотрудников правоохранительных органов, можно прийти к выводу, что в них дается «похвала не ради похвалы», но ради определенных выгод изданию, напечатавшему тот или иной материал: привлечение аудитории, лояльное отношение со стороны правоохранительных органов и др. Поэтому риторика подобных изданий, как правило, меняется в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Поскольку отрицательные отзывы о работе милиции в негосударственных СМИ встречаются чаще (по сравнению с государственными), то сравнительный анализ форм и методов передачи негативной информации о деятельности ОВД предлагается начать именно с вневедомственных СМИ. Весомый пласт информации этого типа можно найти в статьях, поcвященных «оборотням в погонах». Иллюстрацией представления об «оборотнях в погонах» во вневедомственной печати служит статья «Кулак как метод дознания» [Хозин]. Материал наполнен журналистскими приемами, направленными на формирование чувства сострадания к «жертве милицейского беспредела» и на формирование ненависти к сотрудникам Питкярантского ОВД. Прежде всего эти приемы заключаются в эмоциональном описании негативных событий.

Сильные негативные эмоции в адрес системы правоохранительных органов может вызвать и судьба невинно осужденного человека. Статья «Ошибка следствия» [Захарчук] посвящена тому, как невиновный человек вынужден был просидеть в СИЗО четыре месяца. В этой же статье можно наблюдать еще один способ формирования негативной информации о правоохранительных органах со стороны вневедомственных СМИ – акцентирование внимания на отрицательных сторонах их работы без предоставления слова непосредственно самим сотрудникам правоохранительных органов, которые могли бы объяснить причину вменяемого им негативного события.

Негативная информация в ведомственных СМИ, как правило, представляется в виде сухой информации, например в виде статистических данных. Косвенно к отрицательному освещению деятельности милиции можно отнести сводки о многочисленных преступлениях, которые, с одной стороны, могли бы снизить доверие общественности к милиции, но поскольку большая часть  неудач органов правопорядка в них объяснялась объективными, независящими от деятельности ОВД факторами, доверие к милиции у читателей этих статей значительно не снижалось. Примером подобной подачи негативной информации в ведомственных СМИ служит статья «Сатана там правит бал», в которой рассказывается о преступных махинациях, связанных с хищением ценных металлов [Боровая].

Таким образом, подавляющая часть негативной информации о деятельности милиции в ведомственных СМИ рассматриваемого периода подавалась в мягкой и завуалированной форме. Большая часть неудач оправдывалась объективными факторами. Например: «Проблема раскрытия преступлений в этом регионе в том… что без бумаг, без записи, без протокола вам все всё расскажут, так как все всё знают… А как только им (предлагают записать их показания – Г. К.), сразу дают обратный ход…» [Боровая, с. 16] . Главной особенностью критики милиции в ведомственных изданиях было то, что она использовалась не в целях увеличения аудитории (как в большинстве случаев это делалось в негосударственных масс-медиа), а с целью улучшения работы ОВД. В связи с тем, что первоочередной целью подобного рода масс-медиа было не увеличение аудитории, а ведение антипреступной пропаганды и продвижение в массы позитивного образа сотрудника милиции, читателей у них было меньше, чем у негосударственных изданий.

Оба типа СМИ формировали у общественности определенное отношение к органам правопорядка. Вследствие большего охвата аудитории вневедомственными СМИ, именно они в первую очередь формировали общественное мнение. В начале 2000-х годов эта группа СМИ могла сформировать объективное представление о милиции, поскольку в них транслировались как негативные, так и позитивные стороны их деятельности. Однако, поскольку негатива в процентном соотношении было больше и он подавался в более яркой, эмоциональной форме (по сравнению с позитивной информацией), у большинства читателей, по мнению автора, должно было сложиться недоверчивое отношение к деятельности правоохранительных органов. Так, в 2004 году рейтинг доверия населения к милиции составлял почти 42 % по России [Невирко, с.79]. Сложившуюся ситуацию должны были исправить ведомственные СМИ, однако в силу меньшего охвата аудитории они не имели значительного влияния на сознание масс.

Таким образом, сравнивая публикации о деятельности правоохранительных органов в обеих группах масс-медиа, приходим к выводу, что основную роль в формировании общественного мнения играли вневедомственные СМИ по указанным ранее причинам. Несмотря на то, что в них были представлены различные точки зрения на работу правоохранительных органов, особенно яркий эмоциональный окрас негативной информации о деятельности милиции должен был влиять на снижение общего доверия граждан к этому институту. Ведомственные издания рассматриваемого периода ставили перед собой цель увеличить доверие народа к милиции, однако по объективным причинам, которые были указаны выше, они в этом мало преуспевали. В связи с этим у государства встала задача продвигать пропаганду позитивного образа милиционера на более широкую аудиторию. Одновременно с этим со второй половины 2000 годов в СМИ начали появляться предпосылки для проведения реформы МВД 2011 года.

Не последнее отношение к началу работы над реформой МВД 2011 года имели вневедомственные СМИ. В первую очередь именно эта группа масс-медиа являлась агрегатором и транслятором в массы общественного мнения. В целях трансляции в общество положительного образа правоохранительных органов, государство ориентировалось на публикации в негосударственных СМИ. В 2009 году в СМИ были опубликованы статьи, посвященные ряду громких преступлений, совершенных представителями правоохранительных органов. Эти публикации стали одним из главных толчком к подписанию Президентом России Д.А. Медведевым указа «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в котором были прописаны основные положения реформы: сокращение на 20 % численности МВД до января 2012 года, увеличение оплаты труда сотрудникам правоохранительных органов, сокращение численности учебных заведений системы МВД, пересмотр принципов отбора кандидатов для службы в милиции и ряд других положений [Андреев].

Среди громких преступлений, подорвавших доверие населения к милиции и подтолкнувших правительство к разработке реформы МВД, выделяют расстрел гражданского населения майором милиции Денисом Евсюковым в супермаркете «Остров» [Боброва], а также уголовное дело в отношении майора милиции Геннадия Никифорова, обвиняемого в убийстве во время допроса золотопромышленника Игоря Вахненко [Литвинова]. Однако доверие к правоохранительным органам подрывали не только указанные преступления ее сотрудников и, главное, освещение этих преступлений в СМИ, но и другие публикации в неведомственных масс-медиа, транслирующие в массы негативный образ о работе правоохранительных органов. На волне громких преступлений, речь о которых шла выше, в периодической печати стали появляться публикации об «оборотнях в погонах». Эти публикации, по мнению автора, активно подрывали доверие общественности к сотрудникам ОВД.

Начало реформирования системы МВД в 2009 году, одной из причин которой было появление ряда критических статей во вневедомственных изданиях, является доказательством того, что в МВД обращали пристальное внимание на работу негосударственных СМИ. В то время как публикации этой группы масс-медиа, как правило, подрывали доверие общественности к правоохранительным органам, ведомственные СМИ в исследуемый период продолжали активную работу, направленную на увеличение доверия населения России к милиции. Реформа МВД 2011 года позволила повысить его уровень до 46 % [Шамуков].

 

 

 

 


Список литературы

Периодическая печать:

Боброва, И. «Евсюков сломал мою жизнь». [Электронный ресурс] / И. Боброва // MKRU.— 2009. — 24 мая. – URL: https://www.mk.ru/social/article/2009/05/24/282374-evsyukov-slomal-moyu-zhizn.html. (7.02.2022).

Боровая, З. Сатана там правит бал / З. Боровая // Милиция. — 2004. — Декабрь (№ 12) . — С. 14–17.

Гамерман, В. В «Желтом Раю» / В. Гамерман // Милиция. — 2000. — Декабрь (№ 12). — С. 12–14.

Ермолович, Н. Старший Брат / Н. Ермолович // Курьер Карелии. — 2001. — 1 декабря. – С. 4.

[Захаров], А. Объявлен розыск / А. [Захаров] // ТВР Панорама. — 2003. — 8 октября. – С. 22.

Захарчук, Н. Ошибка следствия / Н. Захарчук // Губернiя. — 2000. — 24 февраля – 1 марта. — С. 6.

Литвинова, Е. Смерть бизнесмена списали на сердечные дела / Е. Литвинова // Комерсантъ (Красноярск) . — 2009. — № 33. — 25 февраля.

Медведева, С. Кавказские Минеральные Воды: хроника трагедий / С. Медведева // Милиция. — 2001. — Декабрь (№ 12). — С. 13.

Невирко, Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач, Н.А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Н.А. Горбач // СОЦИС.— 2006. — № 2. – С. 79.

Спасли младенца. «Вперед, Медвежегорск». 2005, 14 декабря.

Хозин, Л. Кулак как метод дознания / Л. Хозин // Карелия. — 2003. — 11 января.

Шамуков, Р. Пятилетие реформ МВД: россияне стали больше доверять полиции [Электронный ресурс] / Р. Шамуков // ТАСС.— 2016. — 1 марта. – URL: https://tass.ru/politika/2706041?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru. (7.02.2022).

Литература:

Андреев, М. А. Реформа полиции в России в 2011 – 2012 гг.: причины, основные направления, результаты / М. А. Андреев // Dzieje biurokracji. – Lublin: ToNiK Libra, 2018. – С. 231–232.

Невирко, Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач, Н.А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Н.А. Горбач // СОЦИС.— 2006. — № 2. – С. 79.

Нечаева, Г. М. Журналистика vs манипулирование / Г. М. Нечаева // Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: XIV Всероссийская научно-практическая конференция, 3 апреля 2020 г. — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. — С. 35–37.

Тюнь А.П. Роль средств массовой информации в формировании имиджа сотрудника правоохранительных органов // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 86–90.

Шинкевич, В. Е. Формирование общественного мнения о деятельности полиции в контексте организации взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации / В. Е. Шинкевич. – Сибирский юридический институт ФСКН России, 2012. – С. 4.

dic.academic. [Электронный ресурс] : Имидж / Словари и энциклопедии на Академике — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5705. — (1.05.2022).



Просмотров: 1285; Скачиваний: 460;