T. 7, № 1. С. 33–35.

Образование и педагогические науки

pdf-версия статьи

Научная статья

УДК 338.48

2022

Наумович
Анастасия Андреевна

магистратура, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
naumovich@petrsu.ru
Наумович
Екатерина Андреевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
katyanaumovitch@yandex.ru

Возможности развития школьного туризма в Республике Карелия

Научный руководитель:
Кравцова Татьяна Сергеевна
Рецензент:
Соколова Евгения Ивановна
Статья поступила: 28.03.2022;
Принята к публикации: 28.03.2022;
Размещена в сети: 05.04.2022.
Аннотация. В данной статье рассматриваются перспективы развития школьного туризма в Республике Карелия и возможности внедрения его элементов в школьную программу по географии. В качестве методов исследования были применены: анализ, синтез, сравнение. Статья представляет интерес, как для представителей туристской индустрии, так и для образовательных учреждений.
Ключевые слова: школьный туризм, география, школа, детский туризм

Для цитирования: Наумович А. А., Наумович Е. А. Возможности развития школьного туризма в Республике Карелия // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 1. С. 33–35.

В настоящий момент сфера туризма является одной из самых быстрорастущих и прибыльных отраслей экономики и имеет динамичное развитие из года в год. В 2019 году Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Одними из целей данной стратегии продвижением конкурентных туристских продуктов, в том числе и в сфере детского туризма. Одним из видов детского туризма является школьный туризм. Одной из особенностей школьного являются развитие внутреннего, въездного, а также детского туризма в РФ. В Республике Карелия много туристических объектов для показа, но при этом туристический поток не имеет быстрого темпа развития. Для решения данной проблемы необходимо заняться созданием и туризма выделяют его способность адаптироваться к школьным программам. Именно поэтому в данной статье авторы рассмотрят возможности внедрения школьного туризма в Республике Карелия в школьную программу по географии для обучающихся 5-9 классов.

География в основной школе (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту Основного общего образования) изучается с 5 до 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 280, из них 35 часов в 5-6 классах и по 70 часов в 7-9 классах. Курс географии в школьной программе разделен на тематические блоки:

1. С 5 по 7 класс изучается блок «География Земли», который делится на подблоки «География. Начальный курс» и «География материков и океанов»;

2. С 8 по 9 класс изучается блок «География России» [Денисова:6].

Авторы провели анализ рабочей программы предметной линии «Сфера» и вывели рекомендации, в какие тематические разделы можно внедрить элементы школьного туризма.

В самом первом блоке «География Земли», который начинает свое знакомство с наукой географией, обучающиеся приобретают знания об общих закономерностях развития планеты Земля и об особенностях формирования ее частей: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Также обучающиеся знакомятся с некоторыми составляющими страноведения. Например, как проживают люди в разных природных зонах и чем они занимаются.

В качестве ознакомления и закрепления полученных знаний по теме «литосфера» школьной группе можно предложить экскурсию на урочище «Чертов стул», который является геологическим памятником природы и находится на южном склоне горы Большая Ваара – бывшего вулкана. В течение экскурсии обучающиеся смогут на наглядном примере ознакомиться с геологической и вулканической деятельностью в Республике Карелия. Также в ходе изучения этой темы обучающиеся могут посетить горный парк «Рускеала». который находится в Сортавальском районе. Основа комплекса – бывший мраморный карьер, заполненный водой. В ходе экскурсии можно рассказать о том, как формировался этот карьер, мрамор каких цветов представлен в карьере (пепельно-серый, серо-зеленый, белый и бело-сине-серый). Также экскурсия в этот парк может стать основой разработки бинарного урока между историей и географией, или изобразительным искусством и географией. После изучения темы «климат» обучающиеся могут посетить экскурсию по аэрологической станции в г.Петрозаводск. Там они смогут больше узнать о гидрометеорологических исследованиях и аппаратах, на которых проводятся эти исследования.

Далее идет один из самых обширных блоков – «География России». При изучении этого блока обучающиеся подробнее изучают природные зоны России, население и хозяйство страны. Благодаря этому блоку происходит формирования целостного образа Родины.

Для более подробного и наглядного ознакомления с природой Карелии, обучающиеся могут воспользоваться экскурсиями Ботанического сада Петрозаводского государственного университета. Там находится больше количество видов растительности, произрастающей в Карелии, Сибири и Дальнем Востоке. Также для подробного ознакомления с природой разных зон можно предложить экскурсию на гору Кивакка, которая находится в Национальном парке «Паанаярви». Поднимаясь к вершине горы, школьники пройдут через 3 природные зоны: тайгу, лесотундру и тундру (на самой вершине). Также для изучения экономических разделов данного блока рекомендуется посещать экскурсии на предприятия и производства. Производственная компания «Ягоды Карелии» организует экскурсии по своему заводу. В ходе экскурсии обучающиеся могут продегустировать варенье из карельских ягод (вспомнить природу Карелии), а также понаблюдать за производственным процессом. Также можно посетить Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат – крупнейший комбинат в мире по производству небеленой мешочной бумаги. В течение экскурсии обучающиеся узнают о профессиях и специальностях, которые реализуются на предприятии, увидят работу завода изнутри и познакомятся с выпускаемой продукцией.

На данный момент авторы разрабатывают экскурсионные маршруты и методы продвижения туризма в Республике Карелия (в том числе Сортавальском районе РК) в рамках Программы поддержки прикладных научных исследований и разработок студентов и аспирантов ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», поддержанной грантом Фонда венчурных инвестиций Республики Карелия. Грамотно разработанные и реализованные экскурсионные программы и туры в рамках школьного туризма могут привлечь школьников к туристской деятельности и организовать их внеурочную деятельность с пользой, т.к. ученики узнают не только новую информацию, но и закрепят уже изученный материал новыми интерактивными методами.


Список литературы

Денисова Д. А. Место познавательного туризма в школьном курсе географии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 3. С. 4—10.



Просмотров: 1133; Скачиваний: 425;