T. 7, № 1. С. 40–46.

Социология и социальная работа

2022

Научная статья

УДК 36

pdf-версия статьи

Мартынова
Ангелина Павловна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
lina.martynova.2001@mail.ru

Социальное обслуживание детей-инвалидов малых городах Ленинградской области и Республике Карелия: сравнительные практики

Научный руководитель:
Петухова Ирина Сергеевна
Статья поступила: 07.03.2022;
Принята к публикации: 07.03.2022;
Размещена в сети: 05.04.2022.
Аннотация. Аннотация. В настоящее время постепенно растет доля детей с инвалидностью в малых городах, однако не во всех малых городах есть учреждения социального обслуживания для детей-инвалидов. Данная проблема может быть решена как развитием сети учреждений для детей с инвалидностью, так и использованием новых технологий социального обслуживания детей и их семей. В данной статье представлены результаты исследования содержания социального обслуживания детей-инвалидов в малых городах Ленинградской области и Республики Карелия, на примере учреждений социального обслуживания в г. Лодейное Поле (ЛОГБУ «Лодейнопольский центр социального обслуживания населения «Возрождение») и в г. Сортавала («Отделение социальной реабилитации ГБУ СО «КЦСОН РК»).
Ключевые слова: дети-инвалиды, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, социальное обслуживание, учреждения социального обслуживания, малый город

Для цитирования: Мартынова А. П. Социальное обслуживание детей-инвалидов малых городах Ленинградской области и Республике Карелия: сравнительные практики // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 1. С. 40–46.

Проблематика исследования в области социального обслуживания детей-инвалидов обусловлена прежде всего тем, что в настоящее время постепенно растет доля детей-инвалидов в регионах РФ, а также признанием необходимости социальной интеграции детей в общество. По данным Росстата численность детей-инвалидов в Российской Федерации с 2018 года по 2021 год возросло на 52 тыс. человек. В Республике Карелия количество детей-инвалидов возросло за последние 4 года (2018 г. – 2369,2019 г. – 2406,2020 г. – 2465,2021 г. – 2595), а в Ленинградской области количество детей-инвалидов за последние 4 года уменьшилось (2018 г. – 4893,2019 г. – 5064,2020 г. – 4198,2021 г. – 2827) [Сайт Федеральной службы государственной статистики]. Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что не во всех малых городах есть учреждения социального обслуживания для детей-инвалидов.

Социальное обслуживание является одним из ключевых направлений социальной политики в отношении ребенка-инвалида и его семьи. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации детей с «инвалидностью» и их семей [Тюкин]. Ребенок-инвалид и семья, воспитывающая ребёнка, являются получателями социальных услуг, так как у них возникают проблемы, связанные с воспитанием, с развитием ребёнка, с социально-экономическим положением в обществе, а также проблемы в медицинском, психологическом и социально-профессиональном аспектах. Цель статьи: изучение содержания социального обслуживания детей-инвалидов в малых городах Ленинградской области и Республики Карелия. Анализ региональных особенностей учреждений социального обслуживания может стать теоретической базой для научного обоснования содержания  социального  обслуживания  детей-инвалидов  и  их  семей  в  таких  регионах  как  Ленинградская область и в Республике Карелия.

Теоретическая рамка. Детскую инвалидность изучала Д. И. Зелинская, в ее научных работах представлены данные о том, как проблемы детской инвалидности рассматриваются в России и в мире. Нужно отметить, что исследователь делает акцент на том, что в течение долгого времени данная проблема относилась к ведомству медицины, и ее решение являлось компетенцией врачей [Зелинская]. Но, с развитием социального научного знания, проблема детской инвалидности стала общественной проблемой. Согласно медицинской модели инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель ослабляет социальный статус ребенка-инвалида, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского общества и нуждается в пересмотре в связи с развитием социальных отношений и изменением запросов семей и детей. Противоположной может считаться модель «нетипичности», которую разработала Е. Р. Ярская-Смирнова. Феномен «нетипичности» формируется и транслируется всем социальным окружением ребенка-инвалида [Ярская-Смирнова]. Важным аспектом, нетипичности является то, что она не рассматривает ребенка как проблему, а прежде всего свидетельствует о несовершенстве законодательства, инфраструктуры города, инфраструктуры учреждений, где проходит реабилитацию ребенок-инвалид, о толерантности общества, - то есть среда создает препятствия для интеграции ребенка и его семьи в общество.

Важно отметить, что отдельной системы нормативно-правовых актов для социального обслуживания детей-инвалидов нет, поэтому социальное обслуживание осуществляется по общему законодательству. В Ленинградской области и в Республике Карелия социальное обслуживание детей-инвалидов и их семей осуществляется согласно положениям ФЗ – № 442 и ФЗ – № 181. В целях реализации данных законов были приняты региональные нормативно-правовые акты; так, например, в Республике Карелия был принят закон от 16 декабря 2014 № 1849 – 3РК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия», а в Ленинградской области закон от 22 октября 2014 года «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области». Нужно отметить, что они конкретизируют положения ФЗ № 442, например, если рассматривать социальные услуги, в частности, социально-медицинские услуги для детей-инвалидов по данным региональным законам, то они включают в себя: проведение занятий по адаптивной физической культуре; консультирование семьи с ребенком-инвалидом по социально-медицинским вопросам; проведение оздоровительных мероприятий и другие [Закон от 22 октября 2014 года]. Важно, что в данных законах выделены социальные услуги, касающиеся детей-инвалидов, например, обучение детей-инвалидов пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации; организация помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями. Также существуют приказы и постановления, касающиеся социального обслуживания детей-инвалидов, например, в Республике Карелия: Приказ Министерства социальной защиты РК от 01.10.2018 № 640-П «Об утверждении порядка принятия решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании», Приказ Министерства социальной защиты РК от 05.08.2020 № 566-П «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг несовершеннолетним гражданам - получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Карелия» и др. В данных документах прописан порядок принятия решения о признании ребенка-инвалида и его семьи в социальном обслуживании и стандарты предоставления социальных услуг несовершеннолетним гражданам (название социальной услуги, ее описание и объем).

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база регламентирует деятельность учреждений социального обслуживания в сфере работы с детьми-инвалидами и их семьями. Нужно отметить, что данные законы и приказы отличаются адресностью, индивидуальным подходом к потребностям ребенка-инвалида и его семьи и стандартизацией социальных услуг.

Методология. Настоящая работа посвящена анализу и сравнению содержания социального обслуживания в малых городах Республики Карелия (г. Сортавала) и Ленинградской области (г. Лодейное Поле). Выбор данных городов был основан на таких положениях как: примерно одинаковая численность населения в данных городах (г. Сортавала – 18 831 чел.) [Оценка численности населения] и (г. Лодейное Поле – 18 989) [Численность постоянного населения]; соседние регионы (Республика Карелия и Ленинградская область), а также уникальный опыт использования различных технологий в социальном обслуживании детей с инвалидностью. В качестве эмпирических кейсов были выбраны подразделение по Сортавальскому району ГБУ СО «КЦСОН РК» – Отделение социальной реабилитации и ЛОГБУ «Лодейнопольский ЦСОН «Возрождение». Этапы эмпирического исследования включают в себя подготовительный этап, который представляет собой подготовку программы исследования; «полевой этап» – проведение исследования; этап анализа результатов исследования, который представляет собой выделение основных выводов из полученных данных. Эмпирическими материалами послужили результаты четырех полуструктурированных интервью с руководителем и специалистами: 2 интервью в ЛОГБУ «Лодейнопольский ЦСОН «Возрождение» и 2 интервью в подразделении по Сортавальскому району ГБУ СО «КЦСОН РК», данные статистики, нормативно-правовые акты, материалы сайтов (Сайты: Сайт ЛОГБУ «Возрождение», Сайт «Федеральной службы государственной статистики», Сайт «Петростат», Сайт «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики РК»). Гайд-интервью состоял из нескольких тем: дети-инвалиды, семья с ребенком-инвалидом, форма социального обслуживания у детей-инвалидов, программа «Доступная среда», другие программы и взаимодействие с учреждениями. Интервью проводилось в марте-апреле 2021 года.

Результаты. Результаты проведенных исследований в г. Сортавала и в г. Лодейное Поле демонстрируют, что количество детей-инвалидов в г. Лодейное Поле и районе, по словам руководителя учреждения «Возрождение», за последние 3 года увеличивается (2019 г. – 70 человек, 2020 г. – 80 человек, 2021 г. – 103 человека). А в г. Сортавала общее количество детей с инвалидностью, состоящих на учете в отделении, не изменилось по сравнению с прошлым годом. На данный период времени в отделении социальной реабилитации 110 человек. Получателем социальных услуг в учреждениях социального обслуживания в Ленинградской области и Республика Карелия является семья ребенка и сам ребенок с «инвалидностью». Информанты отметили, что ИППСУ (Индивидуальная программа получения социальных услуг) для ребенка-инвалида и его семьи составляется раздельно - то есть, существует два получателя социальных услуг. Специалисты учреждения, в частности, специалист по социальной работе, патронируют семью, имеющую ребенка-инвалида; на основании изученных проблем семьи в дальнейшем услуги оказывают различные специалисты (психологи, дефектологи, педагоги). Социальные услуги (социально-психологические, социально-педагогические) оказывают специалисты, но большое внимание уделялось социально-правовым услугам, которые включают в себя помощь в получении юридических услуг, касающихся получения льгот и пособий. Было отмечено, что учреждения социального обслуживания взаимодействуют с различными учреждениями здравоохранения, образования, администрации, что позволяет более комплексно подойти к адаптации ребенка в общество и его реабилитации.

Специалисты в Ленинградской области и в Республике Карелия отметили, что семья с ребенком-инвалидом получает услуги согласно ФЗ – 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которые включают в себя социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые услуги и другие [Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ]. Социальные услуги в отделении социальной реабилитации ГБУ СО «КЦСОН РК» и в центре социального обслуживания («Возрождение») предоставляются в полустационарной форме и на дому.

Большое внимание уделяется программе федеральной программе «Доступная среда». Доступная среда представляет собой необходимые для детей-инвалидов условия для их интеграции в общество, активного участия в различных сферах общественной жизни [Усова]. Доступной средой для ребенка-инвалида является возможность комфортно развиваться и воспитываться, получать образование, контактировать со сверстниками и т. п. И данная программа направлена на формирование условий, обеспечивающих равный доступ ребенку-инвалиду и его семье, наравне с другими, к транспорту, информации и связи, а также объектам и услугам, предоставляемым для населения. В учреждениях социального обслуживания «Возрождение» (г. Лодейное Поле) и отделении социальной реабилитации (г. Сортавала) важными элементами доступной среды являются специальные адаптационные устройства, чтобы дети-инвалиды могли воспользоваться социальными услугами или получить доступ к специализированным объектам. Например, такими адаптационными устройствами могут послужить: пандусы, специальные адаптированные для инвалидов и детей-инвалидов лифты, доступные санитарно-гигиенических помещения, специализированные носители информации для оповещения инвалидов о способах легкого перемещения по учреждению социального обслуживания и доступа к получению услуг [Методические рекомендации]. Таким образом, в процессе реализации программы «Доступная среда» субъекты РФ изменяют условия доступности среды для включения в нее людей с инвалидностью. Данная программа создает условия для реализации прав и свобод детей-инвалидов и их семей, устраняет барьеры, которые могут помешать интеграции ребенка в общество. Также необходимо обращать внимание не только на объект (учреждение социального обслуживания, поликлиника, детский сад и др.), в который направляется ребенок, но и на возможность родителей ребенка выйти из своей квартиры, возможность пользоваться общественным транспортом и пр.

Большое внимание руководители учреждений в «Возрождение» (г. Лодейное Поле) и в отделении социальной реабилитации (г. Сортавала) уделили социальному обслуживанию на дому. Отметим, что социальное обслуживание на дому характерно не для всех малых городов РФ, но, со слов получателей социальных услуг, это одна из самых эффективных форм обслуживания. Например, в г. Лодейное Поле существует технология социального обслуживания для ребенка-инвалида и его семье - «Сиделка на дому» [Сайт ЛОГБУ]. В учреждении работает 10 помощников по уходу на дому. Внедрение такой технологии продлевает период пребывания ребенка-инвалида в привычной для него среде; позволяет частично снять нагрузку с членов семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, а также ввести новые формы и способы взаимодействия ребенка-инвалида и членов его семьи. Применение технологии «Сиделка на дому» может стать альтернативой для обслуживания в стационарных социальных и медицинских учреждениях.

Руководитель учреждения в г. Лодейное Поле отметила, что с проектами для детей-инвалидов и их семей «все сложно», но в 2020 году был реализован проект с молодежной некоммерческой организацией «Перспектива». Данный проект направлен на разрушение преград в общении ребенка-инвалида и его семьи с обществом. Волонтеры «Перспектива» проводят для ребенка-инвалида и его семьи различные мероприятия и игры, водят его в кафе, кино и гуляют с ним.

Отличительной особенностью отделения социальной реабилитации КЦСОН (г. Сортавала), по словам специалиста, является то, что в здании оборудованы кабинеты, например, «Творческая мастерская», кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет социально-бытовой реабилитации и др. Поэтому нужно сказать, что отделение обладает многими ресурсами для того, чтобы оказывать социальные услуги ребенку-инвалиду и его семье. Важно отметить, что отделение социальной реабилитации в г. Сортавала имеет свои программы для детей с инвалидностью, которые были разработаны специалистами в данном отделении, например, программа «Будь здоров» по адаптивной физкультуре для детей-инвалидов.

Выводы. Анализ содержания социального обслуживания детей-инвалидов и их семей в малых городах Ленинградской области и Республики Карелия показал, что общим в учреждениях социального обслуживания является существование двух форм – полустационар и на дому, особое внимание и в Ленинградской области и в Республике Карелия уделяется социальному обслуживанию на дому, так как оно позволяет оказывать социальные услуги в комфортной среде ребенка.

Распространенной помощью на дому является помощь социально-бытовая, а в полустационарах в приоритете оказание социально-педагогических, социально-психологических и других услуг, направленных на развитие и коррекцию ребенка-инвалида.

Государственная программа «Доступная среда» реализуется, но еще не сложилось понимание того, что доступная среда – это не только инфраструктура учреждения и малого города, но и устранение барьеров в обществе.

Учреждения социального обслуживания в малых городах Ленинградской области и Республики Карелия взаимодействуют с различными учреждениями здравоохранения, образования, администрации, что позволяет специалистам более комплексно подойти к реабилитации и абилитации ребенка-инвалида и его семьи.

Работа с ребенком-инвалидом и семьей, охватывает разнообразный спектр мероприятий, направленный на оказание социальной реабилитации, своевременной помощи и поддержки, однако, по словам специалистов, программ учреждений социального обслуживания в малых городах Ленинградской области еще разработано недостаточно в сравнении с Республикой Карелия.


Список литературы

Закон от 22 октября 2014 года «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenoblpravo.ru/zakon/2014-10-30-n-72-oz/ (дата обращения: 22.12.2021).

Зелинская, Д. И. Инвалидность детского населения России (современные правовые и медико-социальные процессы): монография. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 194 с.

«Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма» (утв. Минспорттуризмом России). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70917618/ (дата обращения: 23.12.2021).

Оценка численности населения по городским округам и муниципальным районам на 1 января 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://krl.gks.ru/main_indicators (дата обращения: 21.12.2021).

Сайт ЛОГБУ «Лодейнопольский центр социального обслуживания населения «Возрождение». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vozrojdeniecenter.ru/page.php?level=1&id_level_1=1 (дата обращения: 27.12.2021).

Сайт Федеральной службы государственной статистики. Положение инвалидов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения 20.12.2021).

Тюкин О.А. Социальное обслуживание пожилых людей: проблемы и тенденции // Идеи и идеалы. 2015. №1 (23). С. 112—119.

Усова Л. В. Доступная среда: анализ положения в регионе // Colloquium-journal. 2020. № 5 (57). С. 88—90.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 23.12.2021).

Численность постоянного населения Ленинградской области в размере муниципальных образований по состоянию на 1 января 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/Числ.ЛО%20на%2001.01.2020.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. 258 с.



Просмотров: 1308; Скачиваний: 391;