T. 7, № 1. С. 36–39.

Образование и педагогические науки

2022

Научная статья

УДК 376.37

pdf-версия статьи

Солдатова
Полина Андреевна

бакалавриат, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
(Санкт-Петербург, Российская Федерация),
polasold98@gmail.com

Коррекция искажений слогового состава слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Научный руководитель:
Арсеньева Марина Викторовна
Рецензент:
Скоропадская Анна Александровна
Статья поступила: 04.03.2022;
Принята к публикации: 22.03.2022;
Размещена в сети: 05.04.2022.
Аннотация. В статье выделяются и описываются характерные особенности нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи, рассматриваются этапы и направления коррекции этих искажений для детей со 2 уровнем речевого развития.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, коррекция речевых нарушений, дошкольники, второй уровень речевого развития, слоговой состав слова, логопедическая работа

Для цитирования: Солдатова П. А. Коррекция искажений слогового состава слова у дошкольников с общим недоразвитием речи // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 1. С. 36–39.

Введение. Нарушения слоговой структуры слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности. В связи с этим коррекция искажений слоговой структуры является одной из первостепенных задач работы логопеда с детьми с общим недоразвитием речи. Этим объясняется актуальность данной статьи.

Цель: выделить и описать характерные особенности искажений слоговой структуры слова и этапы и направления их коррекции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, вторым уровнем речевого развития.

Задачи:

- изучить и проанализировать специальную и методическую литературу по проблеме исследования;

- изучить характер нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР;

- определить этапы и направления логопедической работы по коррекции искажений слогового состава слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В современной логопедии под «слоговым составом слова» понимается характеристика высказывания в аспекте последовательности, количества и вида составляющих его слогов. В наши дни у детей дошкольного возраста часто встречаются различные искажения слоговой структуры слова: перестановки слогов; пропуск слога, слогов, слогообразующей гласной; уподобление одного слога другому (антиципация); объединение частей двух слов в одно; повтор одного из слогов (персеверации), увеличение количества слогов за счёт добавления гласной в стечение согласных. [Четверушкина: 4—5].

В различной степени может нарушаться слоговая структура слова у детей с общим недоразвитием речи – таких детей, у которых при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте нарушено формирование каждого из компонентов речевой системы. У детей с первым уровнем речевого развития отмечается сокращения всех слов до одного - двух слогов, отсутствует навык восприятия и воспроизведения слогового состава слов. Для дошкольников со вторым уровнем речевого развития характерен более высокий уровень сформированности слоговой структуры, чем у предыдущего  уровня. Эти дети способны к воспроизведению трёхсложных слов,  но  иногда пропускают или переставляют в них слоги. Слова с большим количеством слогов дети сокращают до 2—3 слогов или искажают слово до неузнаваемости. У детей с третьим уровнем развития речи искажения отмечаются только при воспроизведении сложных по слоговому составу незнакомых слов, в знакомых словах слоговая структура не нарушается. [Левина: 70—80] Крайне редко встречаются искажения слогового состава слова и у детей с четвертым уровнем речевого развития - единичные пропуски, перестановки и добавления слогов в словах со сложной слоговой структурой. [Филичева: 85]

В данной статье мы уделили особое внимание искажениям слогового состава слов и логопедической работе по их коррекции у детей со вторым уровнем речевого развития. Таким детям доступно безошибочное воспроизведение слов 1—4 класса слоговой структуры (по Марковой А.К.) В словах с более сложной слоговой структурой у многих отмечаются такие нарушения слоговой структуры, как добавление слогообразующей гласной в стечение согласных (тыква - тыкыва, ботинки - батиники), опускание одного или нескольких слогов (библиотека - битека, полицейский - пацеский), антиципация (пуговица - пувивица, художник - додожник).

Реже у детей с данным уровнем речевого развития встречаются персеверации слогов (кукушка - кукукушка, гиппопотамом - гипапапатамом) и перестановки слогов (макароны - камароны, похвала - пахлава). [Сафонкина: 71—85]

Данные искажения слоговой структуры слова являются стойкими и трудно поддающимися коррекции. Если с ребёнком, имеющим такое нарушение, не проводилась коррекционная работа, или она не была закончена до школы, то в школьном возрасте искажения слогового состава слов могут начать проявляться и в письменной речи. В связи с этим, необходимо правильно подобрать направления и содержание коррекционной работы так, чтобы к началу обучения в школе у ребёнка не наблюдалось устойчивых нарушений слоговой структуры слов.

В работах таких авторов, как Агранович З. Е., Титова Т. А., Сафонкина Н. Ю. говорится о важности проведения подготовительного этапа перед непосредственно коррекцией самой слоговой структуры слов.

Во время работы на данном этапе реализуются следующие задачи:

- развивать слуховое и фонематическое восприятие, внимание и память. Сначала работают с неречевыми звуками, а затем с речевыми;

- формировать умение воспроизводить ритмические рисунки (сначала простые, затем сложные);

- развивать общую моторику и координацию движений (ходьба, прыжки, бег, упражнения со скакалкой, с мячом без музыкального сопровождения и с ним);

- развивать тонкую моторику (статические и динамические движения пальцев рук, координированную работу двух рук).

- развивать координацию движений артикуляторной и тонкой моторики.

- развивать пространственный ритм (штриховка, рисование с чередованием различных элементов, рисование с симметричным размещением элементов без музыкального сопровождения и с ним).

- формировать умение ориентироваться в трёх- и двухмерном пространстве.

- формировать такие пространственно-временные представления, как за - перед, слева - справа, начало - середина - конец, впереди - позади, далеко - близко, первый - последний и т.п. [Агранович: 9—11; Сафонкина: 108—118; Титова: 88—102].

Только после того, как дети уверенно справляются со всеми заданиями подготовительного этапа, специалисты переходят ко второму этапу – формированию слогового состава слова.

На данном этапе логопед начинает работу с развития умения различать силу и длину звучания на материале изолированных гласных звуков, слогов, слов. В рамках данного направления детям предлагаются такие задания, как определить длительность звучания языковой единицы и показать соответствующую полоску – длинную или короткую, произнести языковую единицу с соответствующей длительностью звучания по подражанию или по символам (полоскам), определить силу звучания языковой единицы и выбрать соответствующую карточку-символ (тихо – мышка, громко – слон), произнести языковую единицу тихо или громко (по показу логопедом карточки-символа, по устной просьбе).

Следующим направлением второго этапа является развитие умений воспринимать, воспроизводить и анализировать различные последовательности изолированных звуков, слогов и слов. Дошкольникам предлагаются задания на определение количества произнесенных языковых единиц (сначала коротких, затем длинных), на восприятие, а после на воспроизведение определенной последовательности языковых единиц (сначала коротких, потом длинных), на воспроизведение последовательности языковых единиц в заданном темпе / с ударением на одной из них (ТО - то - то) / в сопровождении движений (хлопков, топанья, поднимания рук и т.п.). [Сафонкина: 118—119]

В последнюю очередь переходят к развитию умения воспроизведения и анализа слов с различной по сложности слоговой структурой. Данное направление включает в себя такие задания:

- определить количество/последовательность слогов в слове;

- произнести слово с определенным количеством слогов / слово, начинающееся с первого (последнего, второго и т.п.) слога заданного слова;

- добавить к слогу заданное количество слогов, чтобы получилось слово;

- убрать/ добавить/ переместить/ заменить слоги в слове, чтобы получилось новое слово;

- определить имеется ли перестановка/опускание/ добавление слогов в слове;

- воспроизвести слова с разной слоговой структурой сначала сопряженно, затем отраженно, потом самостоятельно (называя то, что изображено на картинках), работа со словами идёт последовательно – c 1 по 14 тип слоговой структуры слов (по Марковой А.К.). [Сафонкина: 119; Титова: 116, 118]

На основании всего вышесказанного мы можем отметить, что у дошкольников со вторым уровнем речевого развития часто встречаются антиципации, добавления слогообразующей гласной, опускания одного или нескольких слогов при воспроизведении слов 5-14 класса слоговой структуры. В связи с этим для таких детей необходимо проведение логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова. Эта работа должна проводиться в два этапа, на первом этапе ребёнка подготавливают к усвоению слогового состава слова, а на втором этапе уже непосредственно формируется слоговая структура слов – детей учат различать силу и длину звучания различных языковых единиц, развивают умения воспринимать, воспроизводить и анализировать последовательности языковых единиц, воспроизводить и анализировать слова с различной по сложности слоговой структурой.


Список литературы

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович – СПб.: Детство-Пресс, 2009. 48 c.

Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс, 2017 368 с.

Сафонкина Н. Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2003. 175 с.

Титова Т. А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. 143 с.

Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000. 314 с.

Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. М.: Национальный книжный центр, 2021. 188 с.



Просмотров: 1585; Скачиваний: 423;