№ 3 (23)

Социология и социальная работа

pdf-версия статьи

УДК 316.614

Попова Валерия Вадимовна
Петрозаводский Государственный Университет (пр. Ленина 33),
popovavaleria0703@gmail.com

Проблемы формирования социальной идентичности молодежи (теоретические подходы)

Научный руководитель:
Лузгина Елена Николаевна
Рецензент: А. А. Шлямина
Статья поступила: 23.09.2021;
Принята к публикации: 25.09.2021;
Аннотация. В данной статье представлен анализ различных классификаций социальной идентичности, сравнительный анализ западной и отечественной мысли в области изучения социальной идентичности. Целью исследования было изучение особенностей процесса самоопределения современной молодежи в период вхождения во взрослость. Методами нашего исследования был анализ первоисточников, статей и интернет-источников, а также вторичный анализ литературы, сравнительный анализ. Понимание процессов, происходящих в жизни молодых людей позволит проследить те изменения, которые произошли вследствие трансформационных процессов в России в конце XX века, поскольку именно эта группа людей пережила процесс социализации в новой действительности. На основе проведенного анализа выделены условия и факторы, влияющие на формирование социальной идентичности молодежи.
Ключевые слова:
Молодежь, социальная идентичность, трансформация, субкультура, риски, нестабильность, социализация, группа, ценности, роли.

Для цитирования: Попова В. В. Проблемы формирования социальной идентичности молодежи (теоретические подходы) // StudArctic forum. № 3 (23), 2021. С. 51–58.

Введение

Проблематика социальной идентичности актуальна в XXI веке, поскольку именно от выбора молодежи своего пути развития зависит состояние стран в будущем и как в узком, так и в широком смысле. Подрастающее поколение, определяя траектории своего воспитания и образования, в каком-то смысле решает будущее человечества. Проблемы внутренней и внешней идентичности могут сказаться колоссальным образом на всем обществе и стать проблемой не только молодежи, но и взрослого поколения. Так же в этом прослеживается ответственность за будущее поколение, судьба которого зависит только от тех, кто живет сейчас.

Объектом нашего исследования является молодежь как общность, формирующая свою социальную идентичность. В качестве предмета изучения выступает феномен социальной идентичности молодежи. Цель исследования состоит в изучении особенностей процесса самоопределения современной молодежи в период вхождения во взрослость.

Основной гипотезой исследования выступило предположение о том, что молодежь в период перехода во взрослую жизнь испытывает на себе множество трансформаций, количество которых намного превышает другие периоды жизни человека, в результате чего у молодежи формируется определенная социальная идентичность. В качестве гипотезы следствия выступит предположение о том, что ценностные ориентации российской молодежи изменяются в основном под влиянием экономических факторов, что отражается на их социальной идентичности.

Основной текст статьи

В российской социологии интерес к молодежным проблемам появился на рубеже XIX-XX веков – об этом свидетельствуют первые научные публикации, затрагивающие молодежную тематику. Так, В. Т, Лисовским молодежь понималась в качестве «поколения людей, которые находятся на стадии социализации, получают образование, а также выполняют профессиональные, культурные и другие социальные функции». Далее, И. С. Кон вывел следующее определение молодежи – это социально-демографическая группа, которая выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей положения в социуме, и обусловлена социально-психологическими свойствами.

Следует перейти к рассмотрению определения идентичности и позиции различных ученых, которые внесли весомый вклад в концептуализацию идентичности как социологического знания. Дж. Мид понимал под идентичностью способность человека воспринимать свое поведение как связное, единое целое, равновесную систему импульсивного, внутри психического I и социального Me, которая гарантирует успешную адаптацию человека [10]; Э. Гидденс, который связывает идентичность с социальной структурой, показывая, как социальные институты формируют личностную идентичность индивидов, обеспечивая относительно устойчивый социальный порядок [8].

Анализируя определения, данные с позиции западных социологов можно подчеркнуть, что основа для определения идентичности заключается в том, что личность является субъектом социальных отношений и путем взаимодействия с различными социальными группами относит, или же, идентифицирует себя с ней, то есть, считает себя ее частью.

Опираясь на большое количество различных определений, логичным предположением становится то, что ученые при изучении данной проблемы имеют различное представление об этой сфере, и выделяют свои классификации для изучения структуры социальной идентичности. Ведь в процессе социализации индивид может испытать на себе множество ролей и, соответственно, «идентичностей», из этого следует, что основания для их классификации могут быть самые различные. Для того, чтобы систематизировать представления о различных классификациях социальной идентичности личности, автором была составлена обобщающая таблица, которая тезисно отразит основные положения изученной литературы по данному вопросу (Табл. 1).

Таблица 1. Основные подходы к классификации социальной идентичности

Подходы к классификации социальной идентичности

Разновидности идентичности

1. Уровни идентичности личности в зависимости от наличия группы и общества.

Уровни идентичности:
  1. Персональный (Я-идентичность);
  2. Социальный:
  3. Групповая идентичность;
  4. Общественная идентичность;
  5. Общечеловеческая идентичность.
2. Разновидности идентичности в зависимости от статуса формирования.

Статусы формирования идентичности:
  1. Предрешенность;
  2. Диффузия;
  3. Мораторий;
  4. Достижение идентичности.

Виды идентичности:

  1. Формирующаяся идентичность;
  2. Незавершенная идентичность;
  3. Достигнутая идентичность.
3.Уровни идентичности в зависимости от внутренней картины мира человека.

Уровни идентичности:
  1. Индивидуально-личностный;
  2. Национальный;
  3. Субнациональный;
  4. Транснациональный и др.

Формы идентичности:

  1. Этнокультурная идентичность;
  2. Социокультурная идентичность;
  3. Территориальная идентичность;
  4. Групповая идентичность и др.
4. Классификация идентичности с позиции нормы и отклонения.

Виды идентичности:
  1. Позитивная идентичность;
  2. Негативная идентичность;
  3. Отклоняющаяся идентичность;
  4. Преждевременная идентичность;
  5. Ситуационная идентичность;
  6. Диффузная идентичность;
  7. Реактивная идентичность;
  8. Утраченная идентичность и др.
5. Разновидности социальной идентичности с позиции социального поля, в которое интегрирован индивид.

Виды идентичности:
  1. Статусная идентичность;
  2. Ролевая идентичность;
  3. Профессиональная идентичность;
  4. Политическая идентичность;
  5. Культурная идентичность;
  6. Этническая идентичность;
  7. Гражданская идентичность;
  8. Виртуальная идентичность;
  9. Сетевая идентичность и другие.

 

Общество является одним из главных факторов, которые могут повлиять на процесс социализации индивида, а индивид, в свою очередь, посредством наблюдения за другими людьми, с самого детства способен сформировать свою картину мира, руководствуясь которой он со временем обретает свою социальную идентичность. Получая одобрение и поддержку от общества, человек способен лучше понять себя и свои действия, найти свою социальную группу, с которой он будет себя идентифицировать и принимать те идеи и ценности, которые главенствуют в этой группе. Множество ученых сходятся во мнении, что процесс социальной идентичности является постоянным на протяжении всей жизни человека и на него оказывают влияние как социальная структура, так и группа, с которой он стремится идентифицироваться.

Множество отечественных ученых (М. Горшков, Ф. Шереги, Л. Дробижева, Н. Иванова и др.) большое внимание уделяют таким видам идентичности, как гражданская и политическая, что можно связать с высокой актуальностью данного направления в России, поскольку на современном этапе общество переживает множество трансформаций, в связи с которыми молодые люди, в том числе сталкиваются с постоянным изменением социальных практик, моделей поведения. Данный фактор сильно влияет на процесс формирования социальной идентичности молодежи, по этой причине важным аспектом в исследовании молодежной группы становится изучение вышеуказанных разновидностей идентичности. Данные направления российских исследований в своей основе имеют концепцию структурно-функционального подхода, где основополагающим аспектом формирования социальной идентичности является общество со своей структурированной и четкой системой норм, ценностей и установок. В этом контексте есть необходимость изучить творчество таких отечественных ученых, как М. Горшков и Ф. Шереги, в исследованиях которых особое место уделялось гражданской идентичности молодежи. В 2010 и 2020 годах ими составлены социологические портреты российской молодежи, в которых они наглядно отразили множество аспектов из различных сфер. Также поднимались вопросы этнической идентичности. Стоит рассмотреть итоги исследования в рамках гражданской идентичности российской молодежи, которые отражают, что у абсолютного большинства установки не являются антисоциальными, и не представляют проблемы для нормального воспроизводства российского общества на современном этапе трансформаций социально-профессиональных и социально-классовых составов [2].

Применительно к современной действительности в России крайне актуальным подходом является рискологический, отраженный в трудах В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок. Связано это с тем, что трансформационные процессы, начавшиеся с 1990-х годов, привнесли новые идейные представления об устройстве общества, которые повлекли за собой изменения всей системы общественных отношений, в том числе по вопросу роли и места молодежи в обществе. Как субъект общественных отношений, находящийся на стадии своего формирования, молодежь взаимодействовала с постоянно изменяющимся обществом, поэтому оно столкнулось с большим количеством социальных проблем на этапе интеграции в общество.

Анализируя труды вышеуказанных авторов, стоит отметить, что данный подход изучения молодежи крайне отличается от концепций западных ученых, рассмотренных в рамках представленной работы, поскольку здесь подход к рассмотрению молодежи осуществляется с учетом нестабильности системы и постоянных изменений. Однако, стоит отметить, что в понимании западных ученых социальная идентичность молодежи также являлась процессом, который постоянно трансформируется, и индивид вынужден подстраиваться под окружающую его действительность. То есть, процесс динамики в развитии общества может являться схожей чертой, но с учетом большой разницы между изменяющимся и нестабильным обществами.

К концу 1990-х годов появились социологические публикации В. С. Магун и Е. Л. Омельченко, посвященные российским молодежным «субкультурам», в которых субкультурная идентичность трактовалась как выбор жизненного стиля. Исследования, напротив, показывают существование тесных взаимосвязей среди структурных и культурных позиций в ежедневных практиках различных молодежных групп. Также В. С. Магун и Е. Л. Омельченко изучали новые типы молодежных солидарностей, где акцент делается на неформальных объединениях молодежи. Связано это с тем, что современные молодежные культурные сцены переформатировались, открыв новые перспективы понимания молодежной активности в рамках развивающегося культурно-стилевого супермаркета [5; 12].

Среди отечественных исследователей также стоит отметить вклад И.С. Кона и В.Т. Лисовского, в чьих работах выделен социологический подход к проблеме молодежной идентичности. В работе И. С. Кона поднимается вопрос о важнейших социальных проблемах и тенденциях, которые определяют взаимоотношение поколений, а также цели, средства и институты социализации юношества в современном мире. Сравнивая данные теории с концепциями западных социологов, стоит отметить общую направленность в сторону взаимосвязи процессов социальной идентичности и социализации личности, которые существуют в неразрывной связи друг в другом.

Нельзя не упомянуть о вкладе отечественного социолога В. А. Ядова в изучение социальной идентичности молодежи, поскольку он сформировал большое количество исследований, помогающих структурировать и понять важнейшие аспекты данного направления социологического знания. В.А. Ядов обратил внимание на гипотезу, о смещении ценностно-ориентационной доминанты к целерациональной. К подтверждению этой гипотезы в последующем обратились такие авторы, как М. Горшков и Ф. Шереги, которые в 2020 году выпустили монографию под названием «Молодежь России в зеркале социологии». В своих трудах авторы максимально подробно изобразили социологический портрет современной российской молодежи.

В процессе изучения социальной идентичности не раз отмечалось, что данный процесс тесно связан с феноменом социализации на первых этапах жизни человека, который формирует понимание индивидом самого себя и общества, знания о том, как оно устроено и какие нормы главенствуют в этом обществе. В связи с этим становится очевидным, что период формирования социальной идентичности в своем нормальном варианте должен происходить при наличии определенных условий, способствующих этому. Таким образом, проанализировав теоретические подходы, были выделены условия формирования социальной идентичности молодежи.

Во-первых, важнейшим условием для формирования социальной идентичности является возможность индивида взаимодействовать сначала с первичными группами социализации, затем со вторичными.

Во-вторых, стоит сказать о необходимости наличия социальных институтов, регулирующих процесс формирования социальной идентичности. Такими институтами на раннем этапе выступает семья, далее – образование, с помощью которых индивид также узнает о существовании остальных социальных институтов с их особенностями.

В-третьих, если опираться на идеи теоретиков символического интеракционизма, для индивида необходимо не только взаимодействие с другими людьми, но и определенная реакция от них на его действия – от одобрительной до неодобрительной.

В-четвертых, важным условием формирования социальной идентичности является приобщение индивида с детства к групповой деятельности. Связано это с рядом причин: человек посредством групповой деятельности обретает такие личностные характеристики, как ответственность за свои действия, помощь и поддержка своих товарищей, стремление внести свой вклад в достижение общей цели, а также развитие самостоятельности при выполнении своего конкретного вида обязанности.

Необходимо также выяснить, какие факторы могут сыграть роль в процессе осознания индивидом самого себя. Основным фактором является возрастной. В рамках изучения молодежной группы стоит проанализировать этот фактор. Даже в основополагающих сферах жизни – политической, экономической, духовной, и т. д. молодые люди обретают новое значение для общества – они становятся участниками процесса политического выбора, самостоятельным экономическим субъектом, а также при переходе во взрослость молодой человек отделяется от родителей или родственников, становится участником процесса брачного выбора, поиска своего партнера. Также большинство молодежи первых раз устраиваются на работу, становятся участниками трудового коллектива. Таким образом, обращаясь к различным подходам к классификации социальной идентичности, можно заключить, что в период вхождения во взрослость молодежь становится участником почти всех представленных в данной работе разновидностей социальной идентичности, которые составляют основную долю от тех, которые на данный момент выделены социологическим знанием. Следовательно, гипотеза о том, что молодежь в период перехода во взрослую жизнь испытывает на себе множество трансформаций, количество которых намного превышает другие периоды жизни человека, в результате чего ими обретается определенная социальная идентичность, - подтверждается в данном анализе.

Вторым фактором, влияющим на формирование социальной идентичности, является наличие/отсутствие стигм, поскольку данный аспект коренным образом отражается на восприятии другими людьми индивида, и может сказаться на процессе социализации и приобщения к общественным практикам, поскольку понимание себя в данном случае будет затруднено.

Третьим фактором будет окружающая индивида социальная среда, в которой он рос и социализировался. Данный фактор в некоторой степени сравним с раннее указанным условием, влияющим на социальную идентичность, поскольку фактор социальной среды является одним из самых основных, так как включает то самое общество, посредством которого обретается социальная идентичность.

Четвертый фактор звучит как самосознание индивида, поскольку от данного аспекта личности будет зависеть, как человек поведет себя в ответственный момент или в ситуации сложного выбора – что и определит в последствии социальную идентичность.

Пятым фактором стоит выделить происходящие в настоящем времени процессы глобализации, развития информационного общества, которые тесно связаны с процессом унификации культуры, приводящим к утрате старых ценностей и замене их на новые ориентиры. Человек теряет ощущение связи с культурой и своей историей, которые, в свою очередь, связаны с усиленными процессами интеграции рынка во всех своих проявлениях – таким образом появляется чувство неуверенности, неудовлетворенности, которое мешает индивиду воспринимать себя как носителя определенных ценностей и идей. Тогда встает вопрос о гармоничном развитии личности в период социализации и обретения социальной идентичности, поскольку подрастающее поколение формирует их в уже трансформирующемся обществе с его непредсказуемыми поворотами событий, и эти трансформации, несомненно, сказываются на развитии современного поколения молодежи.

Данные аспекты были предложены на основе раннее представленного материала, обобщающие и систематизирующие рассуждение. С их помощью стало возможно рассмотрение результатов, исходя из целей и гипотез исследования.

Заключение

Тематика исследований, посвященная изучению процесса социальной идентичности молодежи, является крайне актуальной в условиях изменяющегося современного мира, данная работа еще один раз это доказывает.

В сравнении с западной социологической мыслью отечественная социология отличается рядом особенностей. Во-первых, большое количество исследований, основанных на нестабильности и постоянном изменении социальных практик. Также, в отличии от западной социологии, множество отечественных ученых направляют свои исследования в рамках изучения социальной идентичности в область таких ее разновидностей, как политическая, гражданская и правовая. Однако, нельзя не рассмотреть общие аспекты, связывающие теории западные и отечественные. Множество ученых в России при формировании своих концепций исследования молодежи основывались на теориях западных ученых, дополняя их применительно к своим трудам. Общими аспектами в двух вышеуказанных направлениях можно выделить согласие в том, что социальная идентичность в основе своей имеет общество, которое постоянно воздействует на индивида, исходя из чего и осуществляются такие процессы, как социализация и формирование ролевого поведения.

Необходимо уделить внимание подробному рассмотрению гипотез, которые были сформулированы на начальном этапе исследования. Стоит обратить внимание, что молодежь в период своего вхождения во взрослость переживает принципиально новый этап своей жизни, помимо этого, она является такой группой, которая на фоне старших поколений отличается еще небольшим жизненным опытом, стремлением вступать в различные объединения и группы, которые связаны общими целями и идеями. Молодые люди проявляют большую активность в стремлении участвовать в групповой и различной коллективной деятельности, что обусловлено желанием понять себя и найти место в структуре общественной жизни. При рассмотрении различных классификаций разновидностей социальной идентичности следует отметить, что молодежь может являться владельцем большинства из существующих видов социальной идентичности, поэтому мы склонны утверждать, что гипотеза о большом объеме трансформаций в период вхождения молодежи во взрослость подтверждается в рамках данного исследования.

Для доказательства гипотезы следствия необходимо напомнить о ситуации российской действительности, при которой сравнительно недавно общество пережило ряд глобальных трансформаций в особенности в экономической сфере человеческой жизнедеятельности. Настоящее поколение молодых людей социализировалось уже в принципиально новых условиях окружающей действительности, развивалось таким образом, что некоторые отечественные ученые склонны считать период нестабильности и постоянно изменяющихся условий определенным фактором, стимулирующим динамику и развитие молодежи в эпоху глобальных изменений. В молодежных исследованиях рассматриваемая группа в большинстве своем оценивает окружающую действительность как нестабильную, кризисную, что подталкивает ее добиться успеха в жизни, то есть найти свою профессию, иметь высокую заработную плату, множество возможностей карьерного роста, то есть экономическая ситуация, сложившаяся в России, трансформирует ценностные ориентации российской молодежи в сторону целерациональных ориентиров, которые рассмотрены нами раннее, таким образом, мы можем заключить, что данная гипотеза также подтверждается в процессе проведения исследования.


Список литературы

1. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 592 с.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги – Москва: ФНИСЦ РАН, 2020. – 688 с.

3. Ковалева А. И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации / А. И. Ковалева // Москва: Московский гуманитарный университет: Знание. Понимание. Умение., 2019. - №4. – 15 с.

4. Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. Москва: Институт социологии РАН, 2000. – 261 с.

5. Омельченко Е. Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности / Е. Л. Омельченко. Журнал исследований социальной политики. - № 4. – 32 с.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. — 352 с.

7. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. - № 3-4. – 24 с.

8. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambr., 1991.

9. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City, N.Y., 1959.

10. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chi., 1934.


Просмотров: 476; Скачиваний: 51;