№ 2 (22). С. 20.

Философия, этика и религиоведение

2021

Научная статья

УДК 1 (091)

pdf-версия статьи

Попов
Денис Александрович

ИИПСН ПЕТРГУ
(г. Петрозаводск, проспект Ленина, дом 36А, кв. 58),
dps1939@mail.ru

Представление о социальной справедливости в теории Шарля Фурье

Научный руководитель:
Суворова Ирина Михайловна
Рецензент:
Лузгина Елена Николаевна
Статья поступила: 15.06.2021;
Принята к публикации: 16.06.2021;
Аннотация. В статье актуализируется вопрос о социальной справедливости в теории представителя социалистов-утопистов XVIII - XIX века Шарля Фурье. Задачи исследования заключаются в анализе представлений Фурье о социальной справедливости, выявлении связи с понятиями страстей, счастья и гармонии, а также в изучении авторского образа будущего на основе социальной справедливости. Методами исследования стал анализ первоисточников, в первую очередь, работ самого Фурье. Помимо этого, использовался сравнительный метод, а также систематизация разрозненных упоминаний «счастья» (справедливости) в теории Фурье, для составления единой картины того, как представитель социализма-утопизма XIX века понимал социальную справедливость. В итоге делается вывод о возможности использования идей Шарля Фурье в современности для решения актуальных проблем социума.
Ключевые слова: социальная философия, социализм-утопизм, страсти, справедливость, счастье, гармония.

Для цитирования: Попов Д. А. Представление о социальной справедливости в теории Шарля Фурье // StudArctic forum. № 2 (22), 2021. С. 20.

УДК 1 (091)

 

Представление о  социальной справедливости в теории Шарля Фурье

Попов Денис Александрович,
Студент 2 курса ИИПСН,
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводск, Россия 

Аннотация. В статье актуализируется  вопрос о социальной справедливости в теории  представителя социалистов-утопистов XVIII - XIX века Шарля Фурье. Задачи исследования заключаются в анализе представлений Фурье о социальной справедливости, выявлении связи с понятиями страстей, счастья и гармонии, а также в  изучении авторского образа будущего на основе социальной справедливости. Методами исследования стал анализ первоисточников, в первую очередь, работ самого Фурье. Помимо этого, использовался сравнительный метод, а также систематизация разрозненных упоминаний «счастья» (справедливости) в теории Фурье, для составления единой картины того, как представитель социализма-утопизма XIX века понимал социальную справедливость. В итоге делается вывод о возможности использования  идей Шарля Фурье в современности для решения актуальных проблем социума.

Ключевые слова: социальная философия, социализм-утопизм, страсти, справедливость, счастье, гармония. 


Popov Denis Alexandrovich,
Student, 2 course, IHPSS 
Petrozavodsk State University 
Petrozavodsk, Russia


E-mail: dps1939@mail.ru

 

Annotation. The article actualizes the issue of social justice in the theory of Charles Fourier, a prominent representative of the utopian socialists of the 18-19th century. The objectives of the research are to analyze Fourier's ideas about social justice, to identify the connection with the concepts of passion, happiness and harmony, as well as to study the author's image of the future based on social justice. The research methods were the analysis of primary sources, i.e. works of Fourier himself. In addition, the comparative method was used, as well as the systematization of scattered references to "happiness" (ie, justice) in Fourier's theory, to compile a unified picture of how a prominent representative of 19th century socialism-utopianism understood social justice. As a result, a conclusion is made about the possibility of using the ideas of Charles Fourier in modern times to solve urgent problems of society.

 

Keywords: social philosophy, socialism-utopianism, passions, justice, happiness, harmony.

 

 

 

 

Исторически несправедливость и неравенство в социуме являются актуальной проблемой человечества. По нашему мнению, многое для решения этих проблем мы можем найти в теориях философов прошлого, в том числе и в теориях социалистов-утопистов. Среди социалистов-утопистов особого внимание заслуживает персона Шарля Фурье, потому что его работы до сих пор поражают тем объемом идей и предложений по преобразованию мира, которые могут быть полезны и в современной жизни. На важность какой-либо концепции и, соответственно, возможности ее применения в современности, указывает то, насколько часто другие великие мыслители обращались к ней и какое влияние она оказала на современников мыслителя. У Фурье было множество последователей – еще в 1820-е гг. вокруг него сформировалась группа последователей, самыми яркими из которых были Ж. Мюирон, К. Венуре и В. Консидеран. В 1832 г. при их помощи началось издание фурьеристического журнала «La réforme industrielle ou le phalanstère». Марксистские теоретики, оказавшие огромное влияние на всю научную мысль конца XIX – XX веков, обращались к идеям социалистов-утопистов, и в том числе Шарля Фурье. Ф. Энгельс в своей работе «Эльберфельдские речи», говоря о системах социальных преобразований, писал: «Из всех систем, ещё до сих пор сохранивших значение, единственная не коммунистическая — это система Фурье, который больше обратил своё внимание на общественную оганизацию человеческой деятельности, чем на распределение производимых ею продуктов». [Энгельс, 1955: 553]. Таким образом, Энгельс в этой работе отметил важность идей Фурье, так как они «до сих пор сохранили значение». Уже в ХХ веке идеи Фурье оказали огромное влияние на сюрреалистов – основоположник этого движения А. Бретон видел в работах Фурье родственные идеи и образы [Сидоров, 2017].

Сама социальная справедливость – это концепция о справедливых отношениях между человеком и обществом. В этом контексте интересно проследить как справедливость и социальную справедливость понимали философы прошлого, в том числе и философы античности. Платон считал, что справедливость должна быть в душе человека как основа его душевного здоровья и предпосылка законодательства в полисе. Аристотель же рассматривал справедливость в двух видах – уравнивающей и распределяющей. Первый вид – это уравнивание того, что составляет предмет обмена, а второй вид заключается в необходимости распределения только среди равных членов полиса согласно установленной социальной иерархии[Цит.по: Гвоздилов, 2018].

После самого Фурье, которому и посвящена наша статья, понятие справедливости продолжали изучать многие философы. Марксизм видел в справедливости «равенство» и реализацию требования «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Ю.Хабермас рассматривал справедливость с позиции коммуникации[Цит.по: Волосков, 2018: 28], Э.Фромм считал, что справедливость - это неотъемлемое свойство природы самого человека[Фромм, 2016: 208-209]. И вот уже на исходе ХХ века в теориях многих философов и социологов мы можем увидеть отголоски Фурье. Так, например, Э. Гидденс считал, что современному состоянию общества, основанному на подавлении человека системой, автоматизмом социального действия,  противостоит структурация - процесс формирования системы общества в процессе активной социальной деятельности граждан [Цит. по: Волосков, 2018: 28]. 

Таким образом, мы рассмотрели как понимали справедливость философы античности и более поздних эпох. Перейдем к тому, как понимал справедливость сам Фурье и с какой категорией у него связано это понятие.

Понятие справедливости у Фурье косвенно связано с категорией «страсти». По мнению Фурье, сущностной основой человека и общества являются страсти. Они – активный принцип движения, а рассудок и чувства лишь подчинены страстям. Животные всецело отдавали себя во власть природы, люди же этого сделать не могли, отсюда и большинство проблем человека. Задача счастливого общества - достигнуть самопроизвольного механизма страстей, не глуша ни одной из них. Это означает, что порыв одной страсти должен всегда способствовать порыву всех других, чтобы, например, чревоугодие способствовало улучшению, а не ухудшению здоровья, чтобы человек мог слепо отдаться страстям (как делают животные) и идти при этом путем богатства и здоровья. Целью человека и общества Фурье считал механику страстей – т.е стремление согласовать пять чувственных способностей с четырьмя душевными способностями. Отдельно стоит перечислить, что Ш.Фурье понимал под «страстями» - это вкус, осязание, зрение, слух, обоняние, дружба, честолюбие, любовь, отцовство и три страсти, которые Фурье обозначил как «кабалист» (страсть интригующая, вносящая разлад), «папийон» (меняющая, противоречивая) и «композит» (одушевляющая, сцепляющая) [Фурье, 1939: 56; 58]. Гармония страстей достигается во «внутренней» и во «внешней» игре – внутреннюю игру мы уже описывали выше – это как раз попытки установить равновесие своих страстей, чтобы «честолюбие, любовь влекли только к полезным связям, а отнюдь не к надувательству» [Фурье, 1939: 57] и уже приведенный выше пример с чревоугодием. Во «внешней» игре Фурье видел попытки человека достичь состояния, когда он «преследуя только свой личный интерес, постоянно служил интересам массы». [3 с. 57]. Однако в реальном мире все устроено не так – каждый индивидуум воюет против массы, пытаясь обмануть публику – он вынужден скрывать свои страсти и желания. Таким образом, целью во «внешней» игре является установление внутренней и внешней гармонии страстей. 

По сути, для Фурье категория «справедливости» равносильна категории «счастья», справедливым (или счастливым) Фурье считал тот самый строй, к которому человечество и должно прийти. Строй этот должен состоять из коммун, которые сам Фурье называл фаланстерами. Общество, построенное из фаланстеров – это общество гармонии, основанное на абсолютном равновесии страстей. Именно способность отдаться всем страстям – это залог счастья. 

Сам Фурье писал: «истинное счастье состоит в пользовании большим богатством и бесконечно разнообразными удовольствиями». [Фурье, 1939: 9]. Фурье не принимал  работу в ее нынешнем понимании, но он нашел способ сделать любой труд приятным в обществе фаланстеров: люди будут работать для получения собственного удовольствия, ибо любая работа предоставляется им в соответствии с их влечениями к какому-либо виду деятельности. Например, мальчикам, любящим купаться в грязи, будет предоставляться работа мусорщиков. Все работы будут выполняться не по чьему-либо приказанию, а на основе естественных склонностей [1].  По этой же причине деятельность человека может меняться каждые два часа. 

Мы бы хотели более подробно остановится на вопросе о смене деятельности в теории Фурье, т.к. именно этот способ организации человеческого бытия  он считал залогом счастья. Потребность в смене занятий «дает себя чувствовать умеренно каждый час, а более интенсивно – каждые два часа. Если она не удовлетворена, человеком овладевают равнодушие и скука». [Фурье, 1939: 73]. Он считал, что именно полное развитие этой страсти, страсти к смене занятий, ложится в основу счастья. Если посвящать отдельным работам чрезвычайно короткие промежутки времени от полутора до двух часов максимум, то каждый сможет выполнить в день 7-8 видов «привлекательных работ». Эту страсть он называл «папийон» (страсть к разнообразию) - она, по его мнению, стремится «порхать от удовольствия к удовольствию». Прелестью материальной жизни Фурье считал возможность удовлетворять в любой момент свои мельчайшие фантазии. 

Фурье не видел никакого смысла в науке, т.к. она не вела к «социальному счастью». Другая критика науки сводилась у Фурье к тому, что, по его мнению, ученые упрощали мир – они, как писал Фурье, «рассматривают социальное движение и человеческую природу как форму простую, считая, что человек создан для простого счастья или простого несчастья» [Фурье, 1939: 267]. Этот принцип Фурье называл «симпилизм» и весьма активно его критиковал. По его мнению, богатства в нынешнем обществе человек достигает лишь путем огромных усилий и лишь к 40 годам, в то же время в обществе гармонии человек может достигнуть богатства уже в 5 лет, т.к. «гармониец с раннего возраста собирает жатву, не сея и помышляя только о своем развлечении».[Фурье, 1939: 268]. То же самое и со здоровьем – богатый человек стремится сохранить свое здоровье во время всевозможных пиров и оргий, а в обществе гармонии человек на дню будет получать до 30 различных удовольствий, потратив на каждое полчаса и просто не успев повредить своему здоровью. 

Фурье критиковал современный ему строй. Он доказывал, что параллельно с развитием экономики и общества развивался класс богатых, однако бедные не приобщались к растущему богатству, а даже получали лишения от этого растущего богатства – они видели все большее разнообразие благ, наслаждаться которыми бедные не могли. В этой же части своей работы Фурье вновь критиковал сам факт того, что люди работают – «он (бедный – прим. Автора) даже не уверен, что найдет себе работу, которая является для него проклятием и которая ограждает его лишь от голодной смерти». [Фурье, 1939: 43]. С таким же успехом Фурье критиковал и мораль, т.к. она стремится обуздать страсти, но не пыталась привести их к гармонизации. 

Фурье видел огромную несправедливость в современном, «цивилизованном», мире, т.к. в нем каждый занимается одной профессией, пытаясь найти дивиденды именно для нее. В мире гармонии же у каждого до 40 профессий, этой проблемы не будет. В этом мире все будут стремиться к согласию в распределении благ, т.к. это будет приносить доход. Возможность справедливости в этом вопросе Фурье видел в двух аспектах: первое – это прямая пропорциональность числу посещаемых серий, в результате которой человек не будет жертвовать ради одной серии (т.е. занятию), но и защищать все 40 дорогих ему занятий. Второе – это обратная пропорциональность продолжительности работ – об этом мы уже писали выше, говоря, что в современном мире каждый будет искать дивиденды для своей профессии, а в мире гармонии - нет. 

Фурье не считал несправедливым частную собственность. Богатство и бедность исчезнут по причине того, что все смогут получить что угодно из коммунальных хранилищ, но частная собственность будет оставлена для сохранения индивидуальных разнообразий в образе жизни, для удовлетворения своих различных склонностей в питании, одежде, увлечениях и т.п. Конфликты в обществе не устраняются – из них лишь извлекается польза, с ними играют. Поэтому определенное неравенство, для Фурье кажется совершенно справедливым, и само существование конфликтов в обществе Фурье тоже не рассматривает как нечто несправедливое [Сидоров, 2017]. 

Важно понимать, что Фурье как утопист представлял себе устройство будущего общества и людей в этом обществе, он мыслил о справедливом будущем. Согласно теории Фурье, гармония страстей в итоге приведет даже к генетическим преобразованиям человека (увеличение его габаритов и т.п.). [Сидоров, 2017]. Что интересно, справедливым Фурье считал и то, что богатство движет людей к прогрессу: «При строе же цивилизации, где истина и справедливость не ведут к богатству, невозможно, чтобы им отдавали предпочтение» [Фурье, 1939: 23]. Несправедливым Фурье считал систему индустриального общества, «с ее беспорядочным производством, без гарантии справедливого распределения» [Фурье, 1939: 38]. Но в будущем обществе фаланстеров справедливость будет означать «средство удовлетворения каждого в его стремлениях к похвалам, к поддержке, к продвижению» и обладать «великолепными свойствами по линии социальной гармонии» [Фурье, 1939: 60].

Таким образом, для Фурье справедливость соответствует категории «счастья». Счастье он видел в том, что человек должен отдаться своим страстям, не глуша этих страстей и проживая жизнь в гармонии со своими двенадцатью страстями. Плохих страстей не существует – Бог бы не наделил нас этими страстями, если бы они были нам не нужны. Справедливость он также видел в том, что человек не должен работать в современном понимании этого слова – он должен заниматься в течение дня только тем, чем он хочет, т.е. менять на дню огромное количество профессий. Справедливость он видел и в единстве – в слиянии классов. Но главным показателем счастья была гармония страстей. И будущий, «гармоничный» мир, и люди этого мира, которых он называл «гармонийцами», должны были стать самыми счастливыми и справедливыми людьми, живущими в самом счастливом и справедливом мире. 

Однако его теория так и осталась утопией, оказав значительное влияние на марксизм, особенно в контексте его теории, касающейся фаланстеров. Так, например, Энгельс видел коммунизм именно как общество «городов-дворцов», самоуправляющихся и живущих по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Шарль Фурье, конечно, не зря причисляется к представителям утопического социализма. Сейчас мы прекрасно видим всю наивность и не реализуемость его идей. Однако масштабные проблемы современного общества заставляют нас обращаться к философам прошлого. Насколько нереальны идеи Фурье? Может быть, французский философ предложил действенные рецепты разрешения противоречий современности? Пожалуй, это глобальная тема для обсуждений и экспериментов. Мы же считаем, что отдельные идеи философа действительно могут помочь, они действительно применимы к обществу современности, хотя, возможно, и не в чистом виде. Например, смена рода деятельности поможет работникам от эмоционального выгорания. В конце концов, все мы когда-либо отдаёмся страстям. Если этот процесс рационализировать, поставить в известные рамки, не сдерживать реализацию какой-либо страсти слишком долго, возможно, это поможет нам восстановить психическое здоровье без разрушительных последствий при этом.

© 2021 Попов Д. А. 


Список литературы

Список литературы:

• Волосков И.В. Социальная справедливость в социологических теориях ХХ века/ И.В.Волосков, Д.А.Попов// Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2018»: сборник материалов. – Москва: МАКС пресс, 2018. – С. 27-28.

• Гроздилов С.В. Идея справедливости как общего блага в социально-философской мысли Платона и Аристотеля // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-spravedlivosti-kak-obschego-blaga-v-sotsialno-filosofskoy-mysli-platona-i-aristotelya (дата обращения: 18.04.2021).

• Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. в 50 т. Москва: Государственное изд-во политической литературы, 1955, Т. 2. – 652 с.

• Сидоров А.М. Воображение и реальность (Ш. Фурье и современная философия) // Таврический научный обозреватель. 2017. №6 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-i-realnost-sh-furie-i-sovremennaya-filosofiya (дата обращения: 16.04.2021).

• Фромм Э. Бегство от свободы. Революционный характер/ Э.Фромм;. пер. с англ. А.И.Фета. - NykЁoping: Philosophical arkiv, 2016. – 232 с.

• Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир или изобретение метода привлекательной и естественной индустрии, организованной по сериям, построенным на страстях/ Ш.Фурье; пер. с фр. И.А.Шапиро. – Москва: Государственное социально-экономическое изд-во, 1939. – 465 с.



Просмотров: 1225; Скачиваний: 175;