№ 2 (22). С. 24.

Языкознание и литературоведение

pdf-версия статьи

УДК 821.511.111

Агапонько
Валерия Валерьевна

студент бакалавриата, Петрозаводский государственный университет
(Белорусская 15),
valera-kenig@mail.ru

Роман Софи Оксанен «Очищение» как произведение литературы травмы

Научный руководитель:
Казакова Мария Владимировна
Статья поступила: 28.05.2021;
Принята к публикации: 28.05.2021;
Аннотация. Тема данной статьи – анализ романа Софи Оксанен «Очищение» с точки зрения литературы травмы. Актуальность работы связана с тем, что литература травмы - новое направление современной литературы, появившееся в Финляндии в 1990-х годах и до сих пор не теряющее своей популярности. Тем не менее, творчество Софи Оксанен в контексте литературы травмы ещё не было достаточно изучено, что определяет проблему и цель данной работы - анализ произведения с точки зрения литературы травмы. В статье предлагается определение и основные черты литературы травмы, а также описываются основные моменты биографии Софи Оксанен, поскольку своим основным художественным методом писательница называет автобиографический. На основе полученной информации роман «Очищение» анализируется с точки зрения литературы травмы. В ходе данной работы были использованы библиографический, аналитический метод, метод описания и сравнения. В результате исследования не остаётся сомнений в принадлежности романа к направлению литературы травмы, что позволяет по-новому взглянуть на произведение. Цель литературы травмы - это осознание травматичного прошлого и его принятие как писателем, так и читателем, та же цель успешно достигается Софи Оксанен и её романом.
Ключевые слова:
интертекстуальность, поэтика, литература травмы, символы, современная литература

Для цитирования: Агапонько В. В. Роман Софи Оксанен «Очищение» как произведение литературы травмы // StudArctic forum. № 2 (22), 2021. С. 24.

Предметом изучения данной статьи является роман финской писательницы Софи Оксанен «Очищение», а также присущие ему характерные черты литературы травмы. Роман «Очищение» был опубликован в 2008 году и скоро стал бестселлером как в Финляндии, так и за её пределами, а также был отмечен большим количеством престижных премий. В 2012 году роман был экранизирован и был номинирован от Финляндии на премию Оскар. Актуальность вызвана тем, что поэтика романа недостаточно изучена с точки зрения литературы травмы, нового направления в литературе, появившегося в Финляндии в конце 1990-х годов и до сих не теряющего своей популярности. Таким образом, цель данной статьи – анализ романа «Очищение» с точки зрения литературы травмы, задачи – проанализировать художественные средства романа, выявить присущие ему черты литературы травмы, описать влияние биографии Софи Оксанен на произведение.

Литература травмы посвящена описанию болезненных исторических событий, посредством которого выражаются коллективные переживания. Согласно современной психиатрии и исследованиям польского социолога Петра Штомпка, травматический процесс состоит из следующих стадий: травматическое событие (ситуация травмы), факторы (сюжет травмы), травматические симптомы, действия, принимаемые для смягчения травмы, ограничение или преодоление травмы [Штомпка, 2010, с. 479]. Цель литературы травмы - реализация заключительного этапа, выражение трагического опыта и его дальнейшее преодоление. В Финляндии пионером данного направления в литературе стал Теуво Саавалайнен, который рассказывает о самоубийствах членов своей семьи в романе «Päätesatama» (1998). Так как травматичное событие случается неожиданно и не может быть осмысленно жертвом, Кэти Карут называет травму «кризисом правды» [Карут, 1996]. Язык художественных произведений литературы травмы зачастую стремится с помощью различных художественных средств передать молчание жертвы трагических событий, «выразить невыразимое и осмыслить непостяжимое» [Vickroy, 2015, p. 13]. Сексуальное и физическое насилие - это те темы, молчание о которых продолжалось веками. Так и в «Очищении» секреты скрыты глубоко внутри героев, жертвы травмы не говорят даже друг с другом о том, что они испытали или видели. Символично, что одна из жертв насилия, дочь Ингель Линда, после потрясения перестаёт говорить.

         Художественные средства литературы травмы кардинально не отличаются от традиционных повествовательных средств, но они используются с усиленным напряжением. Согласно исследовательнице Уайтхед, стилистическими средствами литературы травмы также является интертекстуальность, повтор и прерывающийся, фрагментированный голос рассказчика. Кроме того, широко распространён метод символизма, поскольку символы позволяют автору рассказывать о травматических событиях, не называя их. Вышеназванные черты присущи и роману Софи Оксанен «Очищение».

         В одном интервью Софи Оксанен как-то заявила: «Обычно я пишу о тех вещах, которые мне когда-то пришлось испытать самой» [Heinonen, 2008], поэтому анализ произведения важно начать именно с биографии писательницы. Софи Оксанен родилась в Финляндии в 1977 году. Её мать — эстонка, в 1970-е годы эмигрировавшая в Финляндию. В своём детстве Софи много времени проводила в Эстонии, которой она посвящает большую часть своих произведениях. Дедушка Софи принадлежал к группе «Лесных братьев», антисоветского партизанского движения. Он прорводил годы в укрытии в лесу во время «советской оккупации» и лишь изредка возвращался к семье. В 21 год Софи Оксанен поступает в Хельсинкскую театральную академию, где она заболевает расстройством пищевого поведения. В это же время Софи пишет своё первое произведение, роман «Сталинские коровы» (2003), который рассказывает о проблемах эстонских эмигрантов  в Финляндии, расстройствах пищевого поведения, самоопределения и отношений между разными поколениями. «Сталинские коровы»– первый роман трилогии, посвящённой новейшей истории Эстонии, эта тема развивается в последующих романах: «Очищении» (2008) и «Когда исчезли голуби» (2013).

         Как и «Сталинские коровы», роман «Очищение» рассказывает историю женщин одной семьи в трёх поколениях, переживших сексуальное и психологическое насилие. Центральными персонажами являются эстонка Алиде Труу и её племянница Зара, которая родилась во Владивостоке, куда ее мать и сестру Алиде Ингель переселили против их желания. Второстепенными героями произведения являются мужчины, Ганс, муж Ингель и предмет любви Алиде, Мартин, коммунист и муж Алиде, Паша и Лаврентий, сутенёры, насильно удерживающие Зару и разыскивающие её после побега. Помимо гендерного разделения основных и второстепенных персонажей Софи Оксанен использует приём антитезы, противопоставляя друг другу небрежную и скрытную, но сильную духом Алиде и хорошую хозяйку, хрупкого «ангела» Ингель, красивого лесного брата Ганса и толстого коммуниста Мартина, а также Эстонию времён независимости и времен СССР. Позиция писательницы не вызывает сомнения: времена независимости описываются яркими красками, связываются с эстонскими культурными традициями, песнями, заботой о доме, хозяйством, процветанием, в то время как послевоенный период оккупации Советским союзом – это время нищеты, грубых невежественных солдат, насилия, врачей-самоучек и предательства со стороны государства. Так преданный коммунист Мартин умирает, узнав о взрыве на Чернобыльской АЭС.

«До этого Алиде никогда не видела своего мужа удивленным». [Oksanen, 2012, s. 217]

         Повествование в произведении нелинейное, истории разных персонажей из разных времён переплетаются, дополняя основную  сюжетную линию романа – побег Зары и возвращение на родину её предков, в Эстонию. Финал произведения открытый: Алиде поджигает себя и дом, с которым связана история её семьи, полная насилия и предательств, приглашая Зару и её семью вернуться обратно. Быстрое и внезапное изменение описания событий, неожиданные сходства между настоящим и прошлым - типичные элементы повествования литературы травмы. Центральными символами произведения являются муха, которая является выражением стыда и отвращения Алиде после причинённого ей насилия, мужские военные сапоги, приносящие за собой насилие, «такие сапоги, которыми можно топтать что угодно» [Oksanen, 2012, s. 294], огонь, несущий за собой очищение: жертвы насилия снимают и бросают в печь свою одежду, само произведение заканчивается самосожжением Алиде.        

         Таким образом, роман Софи Оксанен «Очищение» действительно представляет с собой произведение литературы травмы,  освещая тему травматических исторических событий и связанного с ней насилия через используемые в это направлении художественные средства: повторы, использование символов, безэмоциональное повествование о травматичном событии, нелинейное построение сюжета. Подобные произведения литературы травмы позволяют взглянуть на события прошлого и переосмыслить их. Другой важной чертой романа является автобиографический метод, что позволяет событиям предстать перед читателем максимально ярко и развернуто.


Список литературы

1. Caruth C. Unclaimed experience: Trauma, narrative and history / C. Caruth. – London : The Johns Hopkins University Press, 1996. – 154 p.

2. Oksanen S. Puhdistus / S. Oksanen. – Helsinki : WSOY, 2012. – 382 s.

3. Vickroy L. Reading Trauma Narratives / L. Vickroy. – Chicago, 2015. – 216 p.

4. Whitehead A. Trauma Fiction / A. Whitehead. – Edinburgh, 2004. – 192 s.

5. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. — М.: Логос, 2010. — 655 c.

Электронные ресурсы:

6. Heinonen R. Sofi Oksasen Puhdistus on lukuelämys / R. Heinonen. — Текст : электронный // Avaa-lehti : [сайт]. — [Б. м.], 2008. — URL: https://archive.is/aUyM#selection-143.0-143.36 — Яз. фин. — (дата обращения: 05.05.21)


Просмотров: 605; Скачиваний: 87;