№ 1 (21). С. 9.

Образование и педагогические науки

2021

Научная статья

УДК 159.9.07

pdf-версия статьи

Смирнова
Софья Петровна

Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
sofya_smirnova.aa@mail.ru

Особенности представлений о семье у детей с нарушением функции опорно- двигательного аппарата

Научный руководитель:
Стельмах Юлия Борисовна
Статья поступила: 26.12.2020;
Принята к публикации: 23.03.2021;
Аннотация. В статье приводятся данные исследования особенностей представлений о семье у старших дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Результаты проведения методик Субъективная оценка межличностных отношений ребенка (М. М. и Н. Я. Семаго), Цветовой тест отношений (А. М. Эткинда), рисунок семьи (Г. Т. Хоментаускас) показали, что представления о семье у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата характеризуются малой осведомленностью о личностных качествах членов семьи, недостаточным развитием эмоциональной стороны оценки родителей, большей дифференциацией образа отца, бедностью и узостью знаний о родителях, даже при положительной их оценке.
Ключевые слова: диагностика; детско-родительские отношения; представления о семье; старший дошкольный возраст; дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Для цитирования: Смирнова С. П. Особенности представлений о семье у детей с нарушением функции опорно- двигательного аппарата // StudArctic forum. № 1 (21), 2021. С. 9.

Особенности представлений о семье у детей с нарушением функции опорно- двигательного аппарата – важный и актуальный вопрос, который на сегодняшний день является малоизученным. Область внутрисемейных отношений закрыта, но именно она может играть решающую роль в развитии ребенка. Семья является фундаментом построения межличностных отношений, становления личности. [Целуйко, с. 112-135] Формирование образа и представлений о семье рассматривалось в трудах многих педагогов, например: A. B. Мудрик, P. C. Буре, Л. Ф. Обухова, Л. В. Коломийченко, Н. И. Демидова и др. [Сергеева, с. 54]

К сожалению, образ семьи бывает часто искажен вследствие различных факторов. Например, нахождение в неблагополучной, неполной семье или семье, находящейся в статусе социального риска, наличие особых возможностей здоровья ребенка, которые могут затруднять усвоение нужного опыта и знаний. [7; с. 4-7]

По данным исследований уже с первых лет жизни у ребенка образ семьи складывается стихийно: он отличается фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной окраски, наблюдается искаженность в сопоставлении с идеалом семьи в традиционной и православной культурах. Все это может говорить о скудной информированности детей о своих близких, недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи. [Куликова, с. 219]

Сложности принятия и понимания семьей ребенка с ОВЗ, отрицательный эмоциональный климат в семье, неправильно выбранные стили воспитания, неблагоприятный психологический статус – все это оказывает огромное влияние на формирование личностных представлений ребенка [Васина, с. 2-4]. Если мы говорим, что при нормотипичном развитии у дошкольников «стихийный» образ имеет свои черты, то является очевидным, что для детей с нарушением функций ОДА, в силу особенностей развития и семейной ситуации, вопрос изучения их представлений о семье стоит еще более остро [Демидова, с. 22-25]. При нарушении опорно-двигательного аппарата представления могут формироваться с искажениями или отставанием вследствие структурных нарушений [Эриксон, с. 23-26]

Целью нашего исследования стало изучение особенностей представлений о семье у старших дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НФОДА). Мы предполагаем, что представления о семье у данных детей отличаются скудностью, слабой дифференцированностью, эмоциональной ненасыщенностью. В исследовании использовались метод беседы и проективные методики: СОМОР (М. М. и Н. Я. Семаго), ЦТО (А. М. Эткинда), рисунок семьи (Г. Т. Хоментаускас).

В ходе проведения беседы было выяснено, что все дети, кроме одного, смогли дать определение слову семья. В большинстве случаев они просто перечисляли родственников или определяли данное понятие по факту совместного проживания («живем все вместе»). 9 детей из 10 смогли назвать имена своих родителей.

Дети выделили, что чаще всего «мама занимается» домашними делами, играет с ребенком, смотрит телевизор, красится, помогает с уроками, работает. Среди «занятий папы» были отмечены следующие: смотрит телевизор, играет с ребенком, занимается домашними делами, работает, отдыхает, шутит, занимается спортом.

Дошкольники характеризуют «настроение мамы» как веселое, злое, доброе, спокойное; реже описывали как грустное, хорошее, радостное, серьезное, ласковое, милое. «Настроение папы» оценивают как веселое, злое, доброе, хорошее; также встречались ответы типа: грустное, радостное, спокойное, шутливое, улыбчивое.

Большинство детей отметили, что «совместным занятием членов семьи» является игра: ролевая, подвижная, настольная; просмотр телевизора, сбор «Лего», творческая деятельность (рисунки, поделки; прогулка, катание на велосипеде, чтение).

По представлению детей, «мама должна быть» доброй, хорошей, заботливой, веселой, а также милой, ласковой, улыбчивой. «Папа должен быть» добрым, хорошим, веселым, заботливым, а также может носить на руках, не ругать, улыбаться, играть с ребенком, быть иногда злым, серьезным, красивым, здоровым.

Таким образом, дети с НФОДА плохо дифференцируют настроение, оценивая его как веселое, злое и доброе. Их ответы эмоционально не насыщены, однообразны и не завершены. Занятия родителей ограничиваются домашними делами, игрой с ребенком, просмотром телевизора. Для «желаемых» родителей дети выбирают такие качества, как доброта, способность «быть хорошим». Остальные характеристики используются с малой осознанностью – дошкольники не имеют полного образа и представлений об обязанностях и личностных качествах мамы и папы. При выполнении методики СОМОР дети чаще указывали на положение родителей рядом с собой (или на незначительном расстоянии), что может говорить о близких взаимоотношениях. Они проводят много времени вместе и занимаются различной деятельностью (вместе играют, гуляют, конструируют, отдыхают).

При выполнении задания 1 («Посмотри, здесь нарисован стол и стулья вокруг него. Представь, как бы сели вокруг этого стола члены твоей семьи») все 10 детей отметили свое положение рядом с родителями, так как изображенные стол и стулья, могут восприниматься как ситуация совместного приема пищи. А при выполнении задания 6 («Кого бы ты мог здесь представить; что здесь происходит…») только двое детей отметили положение рядом с родителями, пятеро - на незначительном расстоянии, трое - на расстоянии. Так как по условиям задания дети сами могли выбрать любую ситуацию, их ответы позволяют выявить более реальную ситуацию взаимоотношений в семье.

В задании 2 («Представь себе, что у вас есть большой дом, в нем восемь комнат: в одних окна выходят на солнечную сторону, в других - на густой и темный лес. Как бы ты поселил в этом дом членов своей семьи») семеро детей выделяют положение рядом с родителями и трое – на расстоянии. В основном такой выбор был сделан детьми на основании реальной семейной атмосферы и собственных желаний.

В задании 3 («Здесь нарисован двор, в котором гуляют дети. Покажи, где находишься ты») пятеро детей определили положение рядом с родителями, четверо - на незначительном расстоянии, один ребенок - на расстоянии. Выбор детей был основан на реальной ситуации прогулки, часто дети отмечали, что родители гуляют с ними вместе, но находятся недалеко, занимаясь своими делами («мама ждет меня»).

В задании 4 («Посмотри, здесь нарисована дорога от остановки до детского сада. Представь, что ты идешь в детский сад») восемь детей определили положение рядом с родителями, двое - на незначительном расстоянии. Чаще данная ситуация понимается как «мы вместе идем в садик».

В задании 5 («Посмотри, а здесь нарисована дорога, наоборот, от детского сада до дома») восемь детей определили расположение рядом с родителями, двое - на незначительном расстоянии. Часто данная ситуация трактуется как «Мама/папа забирает/забирают меня из садика мы вместе идем домой…».

Дошкольники с НФОДА наиболее часто выбирают положение рядом с родителями и на незначительном расстоянии, что может говорить о близком общении, взаимодействии с семьей в повседневной жизни. Однако следует отметить, что страдает эмоциональная сторона отношений, ответы детей типичны, усреднены.

Таблица 1. Результаты проведения методики Цветовой тест отношений (ЦТО) с детьми с НФОДА.

Предпочитаемые цвета Выбор детьми персонажей и понятий, ассоциированных с данными цветами
«Я» «Папа» «Мама» «Семья»
Синий - - - -
Желтый 3 2 3 5
Красный 1 4 - 3
Зеленый 1 - - -
Фиолетовый 4 1 4 1
Коричневый - 2 - -
Серый 1 1 1 1
Черный - - 2 -

В таблице цифрами обозначено количество детей с НФОДА, совершивших определенный выбор.

Из результатов методики ЦТО мы видим, что дети чаще всего определяют свой образ основным и дополнительным цветами (фиолетовым, желтым), что может говорить о детской лабильности, неопределенности и в то же время открытости и жизнерадостности. Также дети выбирают для себя красный, зеленый, серый («спокойный») цвета, что может свидетельствовать об удовлетворенности и принятии своего положения в системе семейных отношений. Все ранги положительны.

Образ отца чаще соотносится с основным (красным) цветом что может говорить об активном участии, готовности к эмоциональному общению. По двое детей выделили желтый (открытость, общительность, активность) и коричневый (напряжение, пассивность, стремление к комфорту). Большинство детей удовлетворены взаимоотношениями с папой. Только 2 отрицательных ранга.

Образ матери чаще соотносят с основным и дополнительным цветами (фиолетовым, желтым), что может говорить о неуверенности, неопределенности, но в то же время открытости, общительности и жизнерадостности. Большинство детей удовлетворены взаимоотношениями с матерью. Только 1 отрицательный ранг.

Образ семьи дети чаще соотносят с основными цветами (желтый и красный), что может говорить об активности, открытости, готовности к эмоциональному общению. Большинство детей удовлетворены взаимоотношениями с семьей. Только 1 отрицательный ранг.

Отмечено соотношение ребенок, мама, папа и семья 2 раза определяемое дополнительными цветами (серый, фиолетовый) с положительным рангом. Это может говорить об эмоциональной стабильности, чувстве единства, тесных и эмоциональных взаимоотношениях в семье. Соотношение мама и ребенок обозначалось у 1 ребенка дополнительным цветом (фиолетовый) с положительным рангом, указывающим на идентификацию с мамой. Идентификация себя с папой отмечена также у 1 дошкольника.

При соотношении идентификации своего и семейного цвета с цветом родителей и раскладки предпочитаемых цветов можно выделить, что отец является более значимым взрослым у 3 детей. В 5 семьях мама является более значимым взрослым, в 2 остальных сложно выделить значимого взрослого, так как дети определяют всю семью одним цветовым обозначением. На основании результатов методики можно предположить, что у детей достаточно тесные взаимоотношения с родителями и семьей в целом. Только у двоих детей наблюдается сложность идентификации с родителями и семьей.

В «Рисунке семьи» все дети с нарушением функций ОДА, кроме одного, изобразили на листе маму, папу и себя. Рисунок с мамы начинают 4 ребенка, с папы 3 ребенка, с сестры/ брата 2 ребенка, что подчеркивает значимость данного члена семьи. И один ребенок начал рисовать с себя, можно предположить, что он считает главным в семье себя.

У большинства детей значимым взрослым был выделен отец, лишь один ребенок выделил маму как значимого взрослого, двоим детям сложно его выделить. Можно предположить, что образ отца более дифференцирован и насыщен. Все дети изобразили персонажей улыбающимися, в совместной деятельности. Только 4 рисунка выполнены в цвете. В целом можно отметить, что дети с нарушением функций ОДА понимают значимую роль родителей, однако «страдает» эмоциональный компонент взаимоотношений.

Представления ребенка о семье складываются из множества факторов: психологического климата в семье, стилей воспитания, детско-родительских и родительских взаимоотношений. В силу особенностей развития у детей с НФОДА затруднено восприятие образа семьи, формирование представлений о ней. Так, примененные в исследовании методики показали, что дети менее осведомлены о личностных качествах членов семьи, не дают насыщенной эмоциональной оценки, мало дифференцируют настроение и характер родителей, взаимодействие и общение с семьей часто ограничено режимными моментами, взаимоотношения менее личные и эмоциональные. Образ отца у детей более дифференцирован и выделяем, чем образ мамы. Родители чаще положительно характеризуются, но при этом наблюдается бедность и узость знаний о них.

При условии коррекционно-развивающего обучения, приобщения к нему семьи, грамотно выстроенной помощи в расширении и систематизации знаний ребенок с НФОДА имеет реальную возможность для правильного, равномерного развития всех сторон его личности.


Список литературы

1. Васина С. М. Особенности формирования представлений о семье // Вестник КГПУ. – 2014. – №7 – С. 55-62

2. Демидова Н. И. Формирование "образа семьи" у старших дошкольников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2003. — С. 182.

3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. — С. 232.

4. Сергеева Р. Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников / Р. Н. Сергеева, В. Э. Головенко, Л. В. Гильманова. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 56-59.

5. Шипицина Л. М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: Владос, 2004. — С. 368.

6. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон // Детство и общество — Летний сад, 2000. — С. 416.

7. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко // Психология современной семьи — Москва ГИЦ «ВЛАДОС», 2003 — С. 135.



Просмотров: 1321; Скачиваний: 215;