№ 4 (20). С. 12.

Социология и социальная работа

2020

Научная статья

УДК 316.014

pdf-версия статьи

Бродкин
Алексей Алексеевич

Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
balexei99@yandex.ru

Сексуальное поведение и установки лиц старших возрастных групп

Научный руководитель:
Андрей Сергеевич Соколов
Рецензент:
Лузгина Елена Николаевна
Статья поступила: 10.12.2020;
Принята к публикации: 17.12.2020;
Аннотация. В современной России такое понятие как старость сопровождается большим количеством стереотипов, изначально не присущих данному термину. Один из них – старость, это возраст, в котором нет места любви и сексу. Статья посвящена теме сексуального поведения и установок лиц старших возрастных групп и эмпирическому выявлению особенностей сексуальных взаимоотношений данной группы.
Статья представляет собой освещение результатов онлайн анкетирования представителей лиц старших возрастных групп, проведенного в апреле 2020 года. Главными результатами исследования стали выводы, позволяющие сказать, что в возрасте 60+ лет сексуальная жизнь у людей сохраняется, а с течением времени лишь трансформируется в другие формы. О полном исключении людей из сферы интимной жизни, в данном возрасте, можно говорить лишь в порядке исключения. Так же, отмечено влияние некоторых социальных фактов на сексуальное поведение и установки лиц старших возрастных групп.
Ключевые слова: социология секса, социология старения , геронтология, сексуальное поведение, сексуальные установки, интимность.

Для цитирования: Бродкин А. А. Сексуальное поведение и установки лиц старших возрастных групп // StudArctic forum. № 4 (20), 2020. С. 12.

Понятие старения должно характеризоваться лишь достижением индивидом определённого возраста, но в нынешних российских реалиях  этот термином оброс массой сопутствующих, изначально не присущих ему характеристик и стереотипов. Можно привести большое количество высказываний социологов, изучающих эту тему, которые подтверждают данное явления в российском обществе:

 «Такое доминирующее в общественном сознании представление, как неразрывность старости и болезней, оказывает негативное влияние на статус пожилого человека, потому что ассоциируемая с болезнями старость воспринимается как нежелательное состояние, нарушающее физиологическую и социальную функциональность индивида, делающее его зависимым от окружающих и приводящее к социальному исключению.»[Рогозин, 2018: 134]

«Старость есть болезнь, диссолюция жизненно важных физиологических систем организма, галопирующее нарастание физической и духовной немощности. Это самое распространённое заблуждение о старости.»[Старикова: 44]

Все эти стереотипы выливаются в то, что общество отказывает пожилым людям в способности к любовным переживаниям и сексуальной активности.  Для общества старость – этап жизни, в котором нет места любви и сексу. Действительно, некоторые сексуальные способности и навыки утрачиваются с годами, но говорить об их полном отсутствии в корне не верно. Они лишь изменяют свою форму, становятся другими, но остаются.

Таким образом, главной целью моего исследования стало выявление особенностей сексуального поведения и установок лиц старшей возрастной группы.

Объектом исследования выступили лица старших возрастных групп. В их число вошли следующие возрастные периоды (классификация согласно Всемирной организации здоровья): Пожилой возраст - 60-74 лет, старческий возраст — 75-90 лет и долголетие — 90+ лет. Предмет исследования - сексуальное поведение и сексуальные установки лиц старшей возрастной группы.

Исследование носило характер разведывательного. Объем выборки составил 17 человек, отобранных «методом доступных» с последующим использованием элементов «снежного кома».

Несмотря на описанные выше стереотипы о старении, исследование показало, что 71% опрошенных имеет интимную связь, находясь в таком возрасте.  Однако стоит отметить, что лишь в трети этих случаев речь может идти о сколько-нибудь регулярных сексуальных проявлениях. 

Диаграмма 1. «Как часто вы имеете интимную связь?»

На вопрос «Какие формы сексуального поведения вы чаще практикуете?» больше половины (65%) респондентов ответило «Поцелуи, объятия и другие физические контакты», и всего лишь один респондент отметил, что чаще практикует замещающие формы коитуса. Можно сделать вывод о том, что непосредственный коитус теряет свою актуальность, хоть и имеет место быть (29%). И на смену ему лица старшей возрастной группы предпочитают более простые, более романтичные средства сексуального поведения.

Диаграмма 2. «Какие формы сексуального поведения вы чаще практикуете?»

 

Возраст человека непосредственно оказывает влияние на частоту и регулярность сексуальных контактов.  Так, мы можем говорить, что люди в возрастной группе 60-64 лет ни разу не отметили, что не имеют интимной жизни. Для данного возраста больше присуще довольно регулярные интимные отношения (несколько раз в неделю или в месяц). Возрастная группа 66-75 лет характеризуется уже более редкими проявлениями сексуального поведения, здесь безоговорочно доминирует ответ «один-два раза в год».

Чем регулярнее сексуальные контакты – тем более они приближены к коитусу или являются им. Анализируя результаты ответов на вопросы «Как часто вы имеете интимную связь?» и «Какие формы сексуального поведения вы чаще практикуете?» выяснилось, что более регулярные сексуальные отношения характеризуются коитусом, а так же замещающими его формами. И чем старше становится человек, тем больше он тяготеет именно к поцелуям, объятиям и другим физическим контактам.

Для людей, которые  в интимной близости преследуют физиологическое удовлетворение более характерен регулярный секс в традиционном его понимании.  В случае психологического удовлетворения – это поцелуи, объятия  и другие формы физических контактов.  У респондентов, которые в равной степени ищут удовлетворение как физическое, так и психологическое не выявлено каких-то тенденций.

Совершенно очевидно, что с возрастом такая форма сексуальная поведения как коитус начинает терять свою актуальность. В моем исследовании, порогом полного исключения коитуса из интимной жизни стал 71 год. А поцелуи, объятия и другие физические контакты актуальны всегда, и возраст на них никак не влияет.

Пожилые люди, которые в своем возрасте ещё сохраняют коитус в своей сексуальной жизни, в 80% случаев скрывают от партнера, или же сдерживают по его просьбе какие-то свои сексуальные желания и порывы

Чем регулярнее сексуальные контакты – тем более физиологический характер они имеют. К психологическому же удовлетворению стремятся больше те, у кого эти контакты реже.

Коитус и его замещающие формы встречаются как более регулярное сексуальное поведение характерно для людей в браке и отношениях.

У людей, проживающих с родственниками (не супруг/супруга) – почти исключается интимная жизнь, отсеется лишь в форме поцелуев, объятий, плюс не регулярная основа.

Было выяснено, что наличие работы так же влияет на частоту сексуальных проявлений. Если у человека есть работа – то каким-то большим образом это не влияет на частоту, но если же этой работы нет – нет сексуальной жизни. Конечно, стоит сделать оговорку, что возраст влияет на наличие работы. Так что, с полной уверенностью, мы можем сказать, что у пожилого человека, старше 76 лет и без работы будет отсутствовать сексуальная жизнь.


Список литературы

1. Зеликова Ю. А. Конструирование старение: секс и интимность в пожилом возрасте // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2017. - №1. – С. 126-140

2. Зеликова Ю.А. Динамика сексуальной либерализации в современной России: поколенческий анализ // ЖССА. 2015. - №3. – С. 99-109

3. Кон И.С. Клубничка на берёзке: Сексуальная культура в России. - М. :Время, 2010 - 420 с.

4. Рогозин Д.М. Что делать со стареющим телом? // ЖССА. 2018. - №2. – С. 133-164

5. Рогозин Д.М., Ипатова А.А. Старикам тут место: социальное осмысление старения // М.: Институт социологии РАН, 2016. – 264 с.

6. Рогозин М.Д., Пинчук О.В. На пляж шестидесятым автобусом: автоэтнографические толкования стандартизированных интервью с пожилыми людьми об интимной жизни // Социология. 2018. - №1. – С. 101-124

7. Старикова М.М. Стереотипы старости и старения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. - №2. – С. 43-48



Просмотров: 1247; Скачиваний: 193;