№ 3 (19). С. 7.

Экономика и управление

pdf-версия статьи

Научная статья

2020

Рябова
Ксения Андреевна

магистратура, Петрозаводский государственный университет
(пр. Ленина, 33 Петрозаводск, Россия),
kseniar98@mail.ru

Система социального страхования и социального обеспечения в России

Рецензент:
Шлямина Анастасия Алексеевна
Статья поступила: 18.11.2020;
Принята к публикации: 02.12.2020;
Аннотация. Социальное страхование и обеспечение, являющиеся системами социальной защиты, предоставляют возможность реализовать конституционные права экономически активных граждан. Первое предполагает получение материального обеспечения по случаю болезни, потери кормильца, утраты полной или частичной трудоспособности, при безработице, при наступлении старости или страховых случаях. Социальное обеспечение предусмотрено для защиты наиболее уязвимых слоев населения, которые по особым обстоятельствам не могут обеспечить себя самостоятельно- старики, инвалиды, дети, сироты и др. Целью исследования было изучение процесса и особенностей социального страхования и обеспечения в России. При помощи таких методов исследования, как поиск и анализ информации, формализация, синтез, классификация, графическое моделирование, обобщение были сделаны выводы о необходимости реформирования структуры социального страхования и обеспечения. Также были выделены основные направления и источники поступлений денежных средств из основных фондов социального страхования-фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования и пенсионного фонда Российской Федерации, приведена статистка по доходам и расходам фонда социального страхования и порядок начисления страховых взносов в 2020 году. Сделаны выводы о необходимости выплат социального обеспечения.
Ключевые слова: социальное страхование; социальное обеспечение; фонд социального страхования; страховые взносы; социальные выплаты

Для цитирования: Рябова К. А. Система социального страхования и социального обеспечения в России // StudArctic forum. № 3 (19), 2020. С. 7.

Впервые социальное страхование законодательно было введено в России в 1912 г. и включало больничное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве, организуемое только для работников промышленных предприятий в коллективной форме страховых касс. В бывшем СССР социальным страхованием изначально управляло правительство, а с 1933 г.  профсоюзные организации, существовал единственный фонд  Фонд социального страхования, через который финансировались все основные социальные выплаты. В ходе экономической перестройки 1990-х годов система подверглась существенному изменению в соответствии с зарубежными аналогами. Первыми в новейшей истории РФ были организованы: Пенсионный фонд РФ (ПФР)  22 декабря 1990 г. и Фонд социального страхования РФ (ФСС)  25 декабря 1990 г. А уже 24 февраля 1993 года появился Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

При этом в отечественную систему входят денежные фонды трех уровней-федеральные фонды на уровне государства, территориальные фонды на уровне субъектов РФ и местные фонды на уровне административных районов, схему вы можете увидеть ниже на рис. 1.

 

Рисунок 1. Система управления социальным страхованием в РФ [6].

Слишком большая многозвенность такой системы вызывает вопросы в ее прозрачности, качестве работы и поэтому подвергается многими критике из-за ее экономической неэффективности. В том числе неопределенность возникает по аккумулированию средств для получения медицинских услуг либо государственными внебюджетными фондами, либо коммерческими страховщиками.

Так, данные фонды позволяют обеспечить обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или болезни, смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи, в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательное медицинское и пенсионное страхование.

 

Рисунок 2. Доходы и расходы бюджета ФСС РФ 2014-2021 гг. [4]

Как видно из графика, доходы ФСС выросли за предложенный период в 1,5 раза, а расходы в 1,3 раза. Снижение доходов заметно в 2015 году (541,3 млрд.руб.) на 5%, что связано с кризисом 2014 года и введением санкций. Рост расходов при этом заметен на протяжении всего периода и лишь в меньшей степени увеличился в 2017 году на 0,9%, когда все расходы бюджета в стране было принято урезать.

В тоже время сами отчисления в социальные фонды производят работодатели в двух случаях. Первый выплаты третьей стороне в государственные или негосударственные фонды, включающие взносы от несчастных случаев на производстве и заболевания, связанные с профессией, приобретенные во время осуществления трудовой деятельности работником. Второй – без привлечения третьей стороны, напрямую настоящим или бывшим сотрудникам, находящимся на иждивении компании после получения производственных травм.

Общие тарифы страховых взносов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Общие тарифы страховых взносов в 2020 [10]

Направление взносов Лимит базы, рублей Ставка на 2020 год, %
ПФР В пределах 1 292 000 22
Сверх 1 292 000 10
ФСС В пределах 912 000 2,9 (1,8 за иностранных сотрудников со статусом временного пребывания)
Сверх 912 000 Не уплачивается
ФФОМС Не ограничена 5,1

Взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ (страхование временной нетрудоспособности и в связи с материнством) уплачиваются в ИФНС (Инспекцию Федеральной налоговой службы), взносы на травматизм – в ФСС. При этом в 2020 году взносы в Пенсионный фонд не уплачиваются.

Социальное обеспечение, выполняя такие функции, как экономическую путем предоставления материальной помощи, политическую в качестве реализации социальной политики государства, демографическую, воздействуя на демографические процессы продолжительность жизни, рождаемость, смертность, социально-реабилитационную для охраны здоровья и духовно-идеологическую для моральной поддержки граждан, позволяет получить гражданам те средства, которые они не могут сами заработать или не могут себя обеспечить по различным, как правило, независящим от них причинам.

Социальное обеспечение может быть выражено через социально-обеспечительное содержание или социальные услуги, которые оказывают социальные службы и пенсии, а также через социально-обеспечительную помощь в денежной форме – пенсии и пособия  или в натуральной форме. Это могут быть льготы: например, бесплатные лекарства, компенсации на предоставление жилья вследствие катастроф, медицинские услуги и санаторно-курортное лечение, предметы первой необходимости, содержание домов престарелых и инвалидов.

Таким образом, была рассмотрена система социального страхования и обеспечения в Российской Федерации, главное предназначение которой  упорядочить процесс выплат социальной помощи в первую очередь уязвимым слоям населения, а именно пенсионерам, детям, сиротам, людям, потерявшим кормильца, заработок и т.д. Именно благодаря социальному обеспечению и страхованию могут получить необходимую финансовую помощь граждане, оказавшиеся в затруднительном положении. Социальные отчисления в фонды являются отложенной частью заработной платы каждого работника, которая возвращается в момент наступления чрезвычайной ситуации или при наступлении старости. Как показывает практика западных стран, путь снижения государственного посредничества в данной системе является наиболее эффективным, в связи с чем необходимо пересмотреть структуру формирования фондов денежных средств в страховом обеспечении.


Список литературы

1. Вигдорчик, Н.А. Социальное страхование (систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования) / Н.А. Вигдорчик. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 655 c.

2. Гусаков, Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России / Д.Б. Гусаков. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2018. - 260 c.

3. Лермонтов, Ю.М. О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Глава №1-3 / Ю.М. Лермонтов. - М.: Российская газета, 2017. - 417 c.

4. Динамика доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 - 2021 годы [Электронный ресурс] // [Россия], 2020. URL: https://fss.ru/ru/statistics/402797.shtml. — (17.11.2020).

5. Развитие системы социального страхования в России [Электронный ресурс] // [Россия], 2020. URL: https://r31.fss.ru/about/history/index.shtml. — (26.09.2020).

6. Система социального страхования [Электронный ресурс] // [Россия], 2020. URL: http://prostrahovanie24.ru/soc/sistema.html. — (26.09.2020).

7. Современное состояние системы социального обеспечения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // [Россия], 2020. URL: https://cyberpedia.su/8x912a.html. — (26.09.2020).

8. Социальное обеспечение и социальное страхование [Электронный ресурс] // [Россия], 2020. URL: http://insgid.ru/sotsialnoe-obespechenie-i-sotsialnoe-strakhovanie. — (17.11.2020).

9. Ставки страховых взносов на 2020 год [Электронный ресурс] // [Россия], 2020. URL: https://glavkniga.ru/situations/s509673. — (27.09.2020).

10. Страховые взносы за сотрудников в 2020 году [Электронный ресурс] // [Россия], 1988-2020. URL: https://kontur.ru/bk/spravka/495-straxovye_vznosy_zasotrudnikov_v2020godu. — (17.11.2020).



Просмотров: 1250; Скачиваний: 169;