Королевская армия Нидерландской Индии была создана в 1830 г. после продолжительной войны под предводительством князя Дипонегоро [2: 59-61] на острове Ява (1825-1830 гг.). После войны перед колониальной администрацией встал вопрос о предупреждении подобных восстаний на всей контролируемой территории. Чтобы быстро подавлять восстания и не дожидаться доставки войск из метрополии, была создана КНИЛ – Королевская Армия Нидерландской Индии (нидерл. Koninklijk Nederlandsche Indische Leger) [6: 13-15].
Личный состав КНИЛ состоял из разных этнических групп. Помимо европейцев, преимущественно голландцев, в состав армии также входили выходцы из христианских районов Молуккских островов. Небольшую долю составляли уроженцы Явы, Мадуры, Сулавеси и Суматры [6: 23]. Еще одну часть в колониальной армии составляли выходцы из Африки, так называемые «черные голландцы» (индонез. Belanda hitam). Стоит заметить, что зачастую «черными голландцами» также называли и индонезийцев-христиан, служивших в колониальной армии, за их европейский образ жизни и связь с голландцами [6: 26]. В данной статье понятие «черные голландцы» будет применяться только по отношению к солдатам КНИЛ африканского происхождения.
Несколько десятков выходцев из Африки уже состояли до этого на службе в голландской Объединенной Ост-Индской Компании в XVII в. Однако они использовались исключительно для принудительных работ [3: 59]. В 1830-х гг., уже после создания КНИЛ, военное командование колонии столкнулось с проблемой рекрутирования европейских солдат. Раньше, до 1830 г., помимо голландцев, в КНИЛ служило большое количество бельгийцев и немцев [3: 79]. В 1830 г. Бельгия стала независимой, и приток европейских солдат резко сократился [3: 60]. Поэтому недостаток европейцев в личном составе колониальной армии было решено восполнить чернокожими рекрутами.
Рекрутов набирали в голландской колонии Золотой Берег, располагавшейся на территории современных Ганы и Буркина-Фасо [прим.: 4]. Большинство африканских солдат были рабами, которых местные правители продавали голландцам за огнестрельное оружие и порох [3: 64]. Тем не менее, среди рекрутов были и добровольцы, поступавшие на службу к колонизаторам из-за долгов или бедности [прим.: 4]. Первая партия рабов (150 человек) была закуплена в 1831 г. [3: 63].
Всего за период 1831-1872 гг. на службу в КНИЛ прибыло 3085 чернокожих солдат [5: 9]. Поступление новых рекрутов сильно снизилось после отмены Нидерландами рабства и, как следствие, полного запрета работорговли в 1863 г., а в 1872 г. приток новых солдат практически сошел на нет [3: 63]. Связано это было с тем, что Голландия по Суматранскому договору 1871 г. отдала колонию Золотой Берег Англии. По договору Англия отказывалась от претензий на суматранский султанат Ачех, а взамен приобретала последнюю колонию Нидерландов в Африке [1: 193].
Колониальная администрация Нидерландской Индии очень высоко оценивала потенциал африканских солдат. Дело в том, что большинство европейцев в КНИЛ умирало не на поле боя [прим.: 3] высока была смертность из-за болезней, непривычного климата и тяжелых условий войны в джунглях [прим.: 2]. Правительство полагало, что чернокожие более устойчивы к жаркому климату, выносливы [прим.: 3] и будут преданы колониальной администрации из-за своего рабского происхождения [3: 59]. Однако смертность среди солдат африканцев была такой же, что и среди европейцев. Также, несмотря на то, что, в целом, африканцы подчинялись командованию КНИЛ, периодически в африканских батальонах случались восстания. Одно из них произошло в 1838 г. и было вызвано бытовыми проблемами солдат [прим.: 2]. Поэтому голландцы старались всячески улучшить положение солдат-африканцев, но такие действия имели под собой и другие основания.
Командование колониальной армии хотело полностью контролировать отряды чернокожих, дабы исключить их сближение с любыми антиголландскими силами. Для этого проводилась политика принудительной христианизации всех африканцев, служащих в КНИЛ, чтобы предотвратить связь «черных голландцев» и местного, преимущественно мусульманского, населения колонии [6: 29]. Также колонизаторы обучали африканцев голландскому языку [прим.: 2] и сознательно распространяли слухи о жестокости и царившем среди них каннибализме [3: 69].
Помимо разделения на основе религии, колонизаторы создали несколько поселений, где жили исключительно солдаты-африканцы. Главным поселением такого типа являлась деревня в черте города Пурвореджо на Центральной Яве [6: 30]. В 1859 г. там было создано самое большое поселение для «черных голландцев» [4: 135]. Также такие поселения появились рядом с крупными городами Явы: Джокьякартой, Соло, Салатигой и Семарангом. Особенностью этих поселений было то, что они представляли собой большие укрепленные форпосты и располагались рядом с основными очагами восстания Дипонегоро [6: 30-31]. То есть, в случае любого крупного восстания на Яве, данные поселения оказались бы в эпицентре восстания и отряды африканцев первые приняли бы на себя удар.
Кроме того, солдаты африканского происхождения имели такое же жалование, как и европейцы. Их содержание и условия быта были значительно лучше, чем у индонезийских солдат и уступали только европейцам. Также «черные голландцы» могли претендовать на то, что после 15 лет службы они смогут получить свободу и вернуться за счет армии на Золотой Берег[6: 30-31], но по большей части бывшие рабы оставались в Нидерландской Индии и селились в поселениях африканцев. Такой выбор был обусловлен тем, что в Африке они считались лишь бывшими рабами и не могли получить даже половины того, что было доступно при службе в Индонезии [прим. 3]. После получения свободы бывшие рабы могли подписать контракт и продолжить службу в рядах КНИЛ [6: 30]. Для многих семей в африканских поселениях военная служба стала семейным ремеслом. Так появились целые династии потомственных служащих колониальной армии [4: 133]. Солдаты африканского происхождения редко могли продвинуться по карьерной лестнице выше командира своего отряда, но получаемые блага от службы в армии компенсировали отсутствие продвижения по службе. После подписания контракта с армейским командованием солдаты получали повышенное жалование, военную пенсию и возможность пользоваться теми же благами, что и европейцы. Например, дети служащих африканских батальонов могли посещать европейские школы наравне с детьми колонизаторов. За особые достижения во время службы «черные голландцы» могли претендовать на гражданство Нидерландов и переезд в метрополию.
Африканские отряды участвовали во всех войнах, которые вела Голландия на территории архипелага: войне падри (1803-1838), батакской войне (1878-1907) и ачехской войне (1871-1913). Особенно солдаты-африканцы отличились во время воины падри на Суматре и в войне в султанате Ачех. Так отряды африканцев участвовали в захвате лидера сопротивления имама Бонджола [прим. 3]. В ачехской войне многие чернокожие солдаты проявляли героизм и, по словам голландских офицеров, «вселяли ужас в ачехцев» [3: 76]. Последний чернокожий солдат покинул армию в 1915 г. [4: 133].
Проживая в особых поселениях, африканцы постепенно смогли интегрироваться в общество колониальной Индонезии. Их родными языками были малайский и голландский, солдаты женились на женщинах из соседних деревень, тем самым создавая уникальный синтез африканской и яванской культур [4: 133]. По социальному статусу африканцы был законодательно уравнены с «индо» (потомками от смешанных браков европейцев и индонезийцев). Стоит отдельно отметить, что чернокожие солдаты и их потомки называли своей исторической родиной Индонезию, а не Африку [прим. 2].
Одним из самых неизученных аспектов данной темы является фактор расизма по отношению к «черным голландцам». Сами колонизаторы старались создать из африканцев лояльную проголландскую силу и несильно притесняли чернокожих солдат. Что же касается местного населения, то вопрос расизма со стороны индонезийцев до сих пор остается открытым из-за недостатка информации. С одной моей точки зрения, расизм со стороны индонезийцев все-таки был, так как «черные голландцы» самоидентифицировали себя с голландцами и жили значительно лучше простых жителей Явы и даже часто сами смотрели на коренных жителей сверху вниз [прим. 3]. Расизм в отношении африканцев подтверждается обрывочными сведениями. Например, африканские поселения индонезийцы называли «Складами Угля» (индонез. Gudang Areng) [6: 32]. Более того, один из ветеранов КНИЛ, а позже главнокомандующий штаба Национальной Армии Индонезии (индонез. Tentara Nasional Indonesia), Урип Сумохарджо в своих мемуарах упоминал соседнее поселение африканцев и то, что часто жители африканского поселения подвергались оскорблениям со стороны жителей соседних деревень [6: 31-32].
Однако также есть сведения потомков чернокожих солдат КНИЛ, которые наоборот вспоминали хорошие отношения с индонезийцами [6: 32].
Поселения африканских ветеранов колониальной армии существовали в неизменном виде вплоть до японской оккупации Индонезии (1942-1945). Во время оккупации большая часть мужского населения африканских поселений за службу в КНИЛ была отправлена в концентрационные лагеря в Таиланд и Бирму. Другая часть продолжала жить в своих поселениях. Ссылке в лагеря не подвергались женщины, дети и пожилые люди [6: 33].
После объявления независимости Индонезии в 1945 г. часть потомков африканских солдат присоединилась к вновь восстановленной КНИЛ и участвовала в войне против республики [3: 33]. В 1949-1950 гг. Индонезия окончательно была признана как независимая страна, а КНИЛ в 1950 г. была распущена [прим. 1]. Оставшимся солдатам-неголландцам колониальной армии Нидерланды предоставили гражданство и право уехать в бывшую метрополию. Этой возможностью воспользовалось большинство коренных жителей африканских поселений [4: 141]. Оставшаяся часть потомков чернокожих солдат полностью интегрировалась в индонезийское общество и продолжила традиции свои предков службой уже в армии независимой Индонезии [5: 260].
«Черные голландцы» представляли собой уникальный слой общества колониальной Индонезии. Они смогли занять промежуточное положение между европейцами и местным индонезийским населением. Идеи рекрутирования и использования выходцев из Африки в колониальных войсках были не новы, однако то, как голландцы смогли интегрировать бывших рабов в систему колониального общества, и то, как потом сами африканцы стали частью этого общества, выделяет историю чернокожих солдат колониальной армии Нидерландской Индии на фоне множества других историй использования африканских рабов как военной силы. Африканские отряды внесли свой вклад в развитие КНИЛ. За время их существования многие солдаты уже не вспоминали о своих африканских корнях, считая свои батальоны КНИЛ семьей, а Нидерландскую Индию – Родиной.
Долгое время история чернокожих солдат в голландской колониальной армии не изучалась. Лишь в начале 2000-х годов нидерландским ученым Инекой Ван Кессел были предприняты первые попытки изучить историю «черных голландцев». Вместе с этим, потомки солдат-африканцев начинают все активнее интересоваться историей своих предков [прим. 2], регулярно проводятся встречи потомков «черных голландцев». В Гане на «Яванском Холме» (англ. Java Hill), месте, где селились вернувшиеся из Нидерландской Индии ветераны КНИЛ [3: 65], в 2002 г. был открыт музей, посвященный истории африканцев, служивших в Индонезии [5: 141].
Тем не менее, до сих пор неисследованной остается уникальная культура африканских поселений на Яве. Также вопрос расизма по отношению к «черным голландцам» остается открытым. Таким образом, данная тема содержит возможности для дальнейших исследований.
Список литературы
Примечания
1. Bubarnya Angkatan Perang Hindia Belanda: KNIL. URL: https://tirto.id/bubarnya-angkatan-perang-hindia-belanda-knil-cs5N (дата обращения: 07.10.2020)
2. De Zwarte Hollanders waren moedig, trots en ongehoorzaam. URL: https://www.trouw.nl/nieuws/de-zwarte-hollanders-waren-moedig-trots-en-ongehoorzaam~bf215688/?referer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 07.10.2020)
3. Sejarah Belanda Hitam di Hindia Timur. URL: https://tirto.id/sejarah-belanda-hitam-di-hindia-timur-fJ7Z (дата обращения: 07.10.2020)
4. Zwarte Hollanders. URL: https://geschiedenislab.nl/publicaties/zwarte-hollanders/ (дата обращения: 07.10.2020)
Список Литературы
1. Бандиленко В.Г., Гневушева Е.И., Деопик Д.В., Цыганов В.А. История Индонезии. Ч. 1 : Учебник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
2. Мовчанюк П.М. Яванская народная война 1825-1830 гг. – М. Издательство «Наука» главная редакция восточной литературы, 1969.
3. Ineke van Kessel. “COURAGEOUS BUT INSOLENT”: African soldiers in the Dutch East Indies as seen by Dutch officials and Indonesian neighbours. Transforming Cultures eJournal, 2009 vol. 4 no 2, Sydney, UTC ePRESS.
4. Ineke van Kessel. The black Dutchmen: African soldiers in the Netherlands East Indies. Amsterdam, KIT Publishers., 2002.
5. Ineke van Kessel. Zwarte Hollanders. Afrikaanse soldaten in Nederlands-Indie. Amsterdam, KIT Publishers., 2005.
6. Wawan K. Joehanda. KNIL. Dari serdadu kolonial menjadi republik. Yogyakarta, Matapadi Pesindo., 2018.