№ 4 (20). С. 0.

Архитектура

2020

Научная статья

pdf-версия статьи

Брылко
Полина Игоревна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(Санкт-Петербург, Российская Федерация),
polina.brylko@mail.ru

Анализ инструментов государственной охраны исторической застройки Санкт-Петербурга

Научный руководитель:
Симанкина Татьяна Леонидовна
Статья поступила: 24.01.2020;
Принята к публикации: 18.12.2020;
Аннотация. В статье анализируются существующие инструменты охраны наследия градостроительной среды, в частности, рассмотрена действующая законодательная и нормативная база. Поднимается вопрос недостаточной детализации мероприятий по сохранению исторической застройки, влияющей на формирование градостроительного облика города и необходимости государственно закрепленной системы ограничений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды.
Ключевые слова: историческая застройка, градостроительное законодательство, градостроительная среда, зоны охраны.

Для цитирования: Брылко П. И. Анализ инструментов государственной охраны исторической застройки Санкт-Петербурга // StudArctic forum. № 4 (20), 2020. С. 0.

На сегодняшний день историческая застройка является одним из ключевых элементов в формировании ценных качеств окружающей городской среды, создавая характерный образ  квартала, региона, города. Уже много лет в стране и за рубежом стоит проблема сохранения исторической городской среды, выделяются различные аспекты проблемы и компоненты самой среды, которые представляют историко-культурную ценность для человека.

Какова роль государства в сохранении и поддержании историко-культурной ценности градостроительной среды? Процесс разработки инструментов охраны отражен во всех нормативных и законодательных документах, на которых основаны сегодняшние системы охраны всемирного наследия – от отдельного объекта до защиты исторических городских ландшафтов. Большая часть их направлена на то, чтобы подчеркнуть драгоценные качества городской среды и процесс ее охраны, восстановления и развития.

На международном уровне сохранение памятников архитектуры осуществляется посредством включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – международной организации по вопросам образования, науки и культуры. В российской практике объекты культурного наследия находятся под государственной охраной. Правовой каркас формируют: Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия..»Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия..», Постановление правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 №1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия», Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие карту градостроительного зонирования. Также нормы по урегулированию правоотношений по охране культурного наследия содержатся в Градостроительном Кодексе РФ.

Однако имеющаяся законодательная и нормативная база нуждается в усовершенствовании. Для начала необходимо разобраться в юридическом смысле понятия «историческая застройка». Имеющиеся нормативные акты определяют зоны исторической застройки как территории, сохранившиеся в историческом виде и включающие всю застройку, появившуюся до середины 50-х гг. XX века [1]. Понятие «историческое здание» можно встретить только в законе Санкт-Петербурга №820-7, согласно которому, исторические здания не состоят на государственной охране как объекты культурного наследия, а юридическая трактовка понятия основана только на годе постройки и территории расположения.

Несмотря на то, что исторические здания не являются памятниками архитектуры, их значение не менее важно, потому что именно рядовая застройка более всего подвержена изменениям – часто можно наблюдать затянувшуюся на годы консервацию, ремонт, затрагивающий ценные архитектурные элементы объекта, перестройки, замену архитектурных деталей, а в некоторых случаях угрозу сноса. [5]

Инструментом государственной охраны исторических зданий в Санкт-Петербурге является закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия..», согласно которому любая градостроительная деятельность в границах Зон охраны должна осуществляться в интересах сохранения объектов культурного наследия и исторических зданий. Зоны охраны – это территории, на которых устанавливает особые требования в целях обеспечения сохранения объектов культурного наследия и окружающий их исторический ландшафт. [2] Таким образом, все исторические здания, находящиеся в пределах этих территорий, попадают под государственную защиту. Установление особых режимов использования и градостроительных регламентов в пределах охранных зон запрещает осуществление постореннего вмешательства в сложившуюся архитектурно-историческую среду.

Существует несколько видов Зон охраны, и для каждой из них установлены свои требования. Так, например, на территории охранной зоны ОЗ-1 строительство объектов капитального строительства, реконструкция, изменение внешнего облика зданий, демонтаж отдельных строительных конструкций могут быть осуществлены, если получено разрешение государственного органа охраны объектов культурного наследия (в Санкт-Петербурге - КГИОП), и если такие работы нацелены на «сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды». [3]

Нельзя сказать, что существующие требования к сохранению исторических зданий и объектов культурного наследия достаточно детализированы. Так, например, в соответствии с требованиями Федерального Закона «О некоторых вопросах сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга..», капитальный ремонт, реконструкция и другие работы по сохранению исторического центра возможны, если их применение «не повлечет утрату архитектурного облика». Далее понятие «архитектурный облик» более ни чем не конкретизируется, и нормативно не закреплено.

Также в существующих законодательных актах можно обнаружить некоторые противоречия. Так, в Федеральном законе «О вопросах сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга...» снос зданий, за исключением объектов культурного наследия, возможен и считается одним из мероприятий по сохранению исторического центра. В то же время, в соответствии с требованиями Закона №820-7 снос исторических зданий запрещен, за исключением разборки аварийных конструкций.

В ходе практического применения Закона №820-7 неоднократно выявлялись слабые места законодательства. Для демонтажа аварийных конструкций исторических зданий необходимо получение положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия - КГИОП. В частности, КГИОП не проверяет фактическую аварийность конструкций, а только результаты технической экспертизы. Между тем бумаги, которые предъявляются в Комитет, могут быть составлены в интересах заявителя, без надлежащей технической экспертизы конструкций. [8] Таким образом, здание находится под угрозой сноса. С другой стороны можно наблюдать ситуацию, когда исторические здания находятся в многолетней консервации, большинство из них – жилые, за годы своего существования подвергаются физическому и моральному износу.

Основная угроза сохранению исторического центра – бездействие, и как следствие, разрушение. [8] Существует ли реальное решение, как остановить разрушение? Требования действующих градостроительных нормативов (по инсоляции, по обеспечении парковками, минимальных расстояний и площадей)  часто нельзя применить для исторического центра, что только тормозит процесс. Это может стать причиной потери городом индивидуальности своего исторического ядра и утраты пространственной целостности градостроительного облика. [4, 6, 7] В последние годы, действующие законодательные акты в некоторой степени смягчают нормативы по реконструкции исторической застройки. Так, например, в законе Санкт-Петербурга №820-7, при реконструкции исторических зданий, минимальная площадь озеленения и минимальное количество парковочных мест не устанавливается.

Улучшение инструментов государственной охраны, согласование интересов сохранения культурного наследия с необходимостью реконструкции территорий - одна из важнейших задач развивающегося города. Мероприятия по реконструкции территорий и объектов возможно только при условии соблюдения государственно закрепленной системы ограничений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды.


Список литературы

1. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*;

2. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 №73-ФЗ;

3. Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон»;

4. Туманик Г.Н. Регулирование этажности застройки и проблемы нормативно-правовой базы реконструкции ценной городской среды // Вестник ТГАСУ. – 2017. – № 5. – с. 58– 66;

5. Пасечник И.Л., Н.В. Марушина Н.В. Категория ценности в теории и практике сохранения исторической городской среды (в контексте изучения рядовой исторической застройки) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2019. - № 3. - с. 9-19.;

6. Дробина Л.Ю., Брайла Н.В., Виноградова Б.Б. Минимизация рисков инвестиционно-строительного проекта, осуществляемого в условиях исторической застройки. В сборнике: Региональные аспекты развития науки и образования в области архитектуры, строительства, землеустройства и кадастров в начале III тысячелетия материалы V Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Комсомольский-на-Амуре государственный университет. 2018. С. 515-520.;

7. Iatsinevich P., Braila N., Korenevskaya M., Erzakov S., Simankina T. Reconstruction of industrial building with nonstandard space-planning decisions/ В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 21, Construction - The Formation of Living Environment. 2018. С. 022045.;

8. Романова А. Почему исторический центр Петербурга разрушается, и как нам привести его в порядок // Фонтанка.ру: интернет-газета. 2019. URL: https://www.fontanka.ru/longreads/istoricheskiy_centr_peterburga/ (дата обращения: 7.12.2019);

9. Игнатьев Ю., Никифоров П. Строители-ценители. КГИОП готов ослабить охрану некоторых исторических зданий Петербурга // Деловой Петербург: интернет-газета. 2018. URL: https://www.dp.ru/a/2018/08/19/Stroiteliceniteli/ (дата обращения: 7.12.2019).


Просмотров: 831; Скачиваний: 201;