№ 1 (17). С. 1.

Образование и педагогические науки

2020

Научная статья

УДК 377.5

pdf-версия статьи

Худякова
Светлана Викторовна

магистратура, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
(г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17,),
svetlana.teh@gmail.com

Критерии гуманитарной образованности студентов технических специальностей

Научный руководитель:
Михашина Алла Станиславовна
Статья поступила: 18.09.2019;
Принята к публикации: 26.01.2020;
Аннотация. В статье представлены составляющие гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности, диагностический инструментарий, база исследования, этапы эксперимента и его результаты.
Ключевые слова: гуманитарная образованность, математические методы исследования, коммуникативные и творческие способности, способности к саморазвитию, самообразованию студентов.

Для цитирования: Худякова С. В. Критерии гуманитарной образованности студентов технических специальностей // StudArctic forum. № 1 (17), 2020. С. 1.

Подъем интереса к вопросам гуманитарной образованности студентов технических специальностей обозначился в учебной деятельности, связанной с естествознанием и техникой. Перестраивается ритм жизни, трансформируются отношения между людьми, увеличивается поток информации, наша жизнь наполняется искусственным интеллектом, созданиями новых технологий, а кризис в сфере экологии и социализации человека стремится к непредсказуемому результату. Опыт прошлого не отвечает запросам настоящего. Образование, которое передает накопленные обществом знания, меняется инерционно, не успевая за временем. Гуманитарная образованность получила развитие в силу провозглашения «отношения к человеку как высшей ценности бытия» [1]. В результате развития производственных технологий ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающий организацию знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. В направлении гуманитарной образованности происходит последовательная смена систем учебной деятельности: от технократической через личностно-ориентированную к гуманитарной. Необходимо изменить направление вектора технической образованности в соответствии с требованиями времени.

Цель исследования выявить особенности гуманитарной образованности студентов технических специальностей и на этой основе разработать методические рекомендации по ее развитию в учебной деятельности.

Цель определяет задачи исследования:

• изучить теоретические основы и выявить сущность гуманитарной образованности студентов;

• выявить и охарактеризовать особенности условий необходимости развития гуманитарной образованности студентов в учебной деятельности;

• разработать методические рекомендации по развитию гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности;

• в опытно-экспериментальной работе применить методические рекомендации, проанализировать степень развития гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности.

С учетом исследовательских задач использовались следующие методы: это анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, образовательного и профессионального стандарта; диагностика коммуникативных и организаторских способностей, оценка способности к саморазвитию, самообразованию, самооценка уровня творческих способностей, оценка эффективности учебной деятельности, эксперимент, количественные и качественные методы обработки данных, анализ результатов исследования.

Генеральной совокупностью эксперимента представлены студенты профессионального учреждения ГБПОУ АО «Архангельский техникум строительства и экономики». Для корректного исследования была принята выборка из двух групп С-33 и С-42. Это студенты одного курса. Выборка соответствует генеральной совокупности обучающихся и отражает наблюдаемые в ней явления, их изменчивость, т. е. является репрезентативной. Объем выборки составил 17 человек контрольной группы С-33 и 23 человека экспериментальной группы С-42. Малый объем выборки предполагает увеличение уровня значимости (не менее 1 %), т. к. низкий уровень значимости может сказаться на достоверности полученных результатов.

Методы педагогического анализа и обобщения экспериментальных данных, поиска, сбора, хранения, обработки информации проводились с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Сбор данных диагностики коммуникативных и творческих способностей, оценки способности к саморазвитию, самообразованию производился в программе TestTurn.

Развитие гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности происходит эффективнее с применением методических рекомендаций. Таким образом, результаты итогового среза показали, что группы, участвовавшие в педагогическом эксперименте, имеют существенные различия в распределении по уровням сформированности коммуникативных, творческих, способностей к саморазвитию, самообразованию студентов двух групп. Значительные изменения были выявлены по всем параметрам по сравнению с нулевым срезом между контрольной и экспериментальной группами.

Был осуществлен анализ выявленных в результате педагогического эксперимента различий между группами по уровням личностных качеств и показателям эффективности учебного процесса, сравнение их с показателями констатирующего педагогического эксперимента.

Зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы на 1% уровне, согласно парного критерия Т – Вилкоксона. Использование методических рекомендаций способствует развитию коммуникативных и творческих способностей, способностей к саморазвитию, самообразованию в экспериментальной группе в значительно большей степени, чем в контрольной.

В результате педагогического эксперимента:

1 Констатирующий этап эксперимента выявил низкий уровень сформированности коммуникативных, способностей к саморазвитию, самообразованию и достаточно высокий уровень сформированности творческих способностей. Успеваемость в контрольной группе хорошая с высоким качественным показателем и удовлетворительная – в экспериментальной группе с низким качественным показателем.

2 Формирующий этап эксперимента потребовал разработки и внедрения в учебную деятельность методических рекомендаций развития гуманитарной образованности студентов технических специальностей, и определения эффективности их применения.

3 Контрольный этап эксперимента подтвердил, что гуманитарная образованность студентов технических специальностей успешно формируется при использовании методических рекомендаций в учебной деятельности по существующим рабочим программам. Контрольная и экспериментальная группы значительно повысили личностные уровни коммуникативных, способностей к саморазвитию, самообразованию, причем экспериментальная в большей степени. На небольшое повышение уровня сформированности творческих способностей в экспериментальной группе повлиял его высокий уровень на начальном этапе эксперимента, а в контрольной – он остался на том же уровне при p ≤ 0,01. Количественный показатель успеваемости в контрольной группе повысился на 3 % больше, чем в экспериментальной. Средний уровень успеваемости в контрольной группе остался на том же уровне при p ≤ 0,01, а в экспериментальной существенно вырос за счет увеличения качественного показателя успеваемости. Из всех уровней и показателей развитие гуманитарной образованности наиболее повлияло на качественный показатель успеваемости в экспериментальной группе.


Список литературы

1. Алмазова, Н. И. Гуманитаризация высшего технического образования: от теории к практике [Текст] / Н. И. Алмазова, А. В. Рубцова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2015. – № 4 (232). – С. 128-136



Просмотров: 1368; Скачиваний: 315;