Подъем интереса к вопросам гуманитарной образованности студентов технических специальностей обозначился в учебной деятельности, связанной с естествознанием и техникой. Перестраивается ритм жизни, трансформируются отношения между людьми, увеличивается поток информации, наша жизнь наполняется искусственным интеллектом, созданиями новых технологий, а кризис в сфере экологии и социализации человека стремится к непредсказуемому результату. Опыт прошлого не отвечает запросам настоящего. Образование, которое передает накопленные обществом знания, меняется инерционно, не успевая за временем. Гуманитарная образованность получила развитие в силу провозглашения «отношения к человеку как высшей ценности бытия» [1]. В результате развития производственных технологий ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающий организацию знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. В направлении гуманитарной образованности происходит последовательная смена систем учебной деятельности: от технократической через личностно-ориентированную к гуманитарной. Необходимо изменить направление вектора технической образованности в соответствии с требованиями времени.
Цель исследования выявить особенности гуманитарной образованности студентов технических специальностей и на этой основе разработать методические рекомендации по ее развитию в учебной деятельности.
Цель определяет задачи исследования:
• изучить теоретические основы и выявить сущность гуманитарной образованности студентов;
• выявить и охарактеризовать особенности условий необходимости развития гуманитарной образованности студентов в учебной деятельности;
• разработать методические рекомендации по развитию гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности;
• в опытно-экспериментальной работе применить методические рекомендации, проанализировать степень развития гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности.
С учетом исследовательских задач использовались следующие методы: это анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, образовательного и профессионального стандарта; диагностика коммуникативных и организаторских способностей, оценка способности к саморазвитию, самообразованию, самооценка уровня творческих способностей, оценка эффективности учебной деятельности, эксперимент, количественные и качественные методы обработки данных, анализ результатов исследования.
Генеральной совокупностью эксперимента представлены студенты профессионального учреждения ГБПОУ АО «Архангельский техникум строительства и экономики». Для корректного исследования была принята выборка из двух групп С-33 и С-42. Это студенты одного курса. Выборка соответствует генеральной совокупности обучающихся и отражает наблюдаемые в ней явления, их изменчивость, т. е. является репрезентативной. Объем выборки составил 17 человек контрольной группы С-33 и 23 человека экспериментальной группы С-42. Малый объем выборки предполагает увеличение уровня значимости (не менее 1 %), т. к. низкий уровень значимости может сказаться на достоверности полученных результатов.
Методы педагогического анализа и обобщения экспериментальных данных, поиска, сбора, хранения, обработки информации проводились с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сбор данных диагностики коммуникативных и творческих способностей, оценки способности к саморазвитию, самообразованию производился в программе TestTurn.
Развитие гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности происходит эффективнее с применением методических рекомендаций. Таким образом, результаты итогового среза показали, что группы, участвовавшие в педагогическом эксперименте, имеют существенные различия в распределении по уровням сформированности коммуникативных, творческих, способностей к саморазвитию, самообразованию студентов двух групп. Значительные изменения были выявлены по всем параметрам по сравнению с нулевым срезом между контрольной и экспериментальной группами.
Был осуществлен анализ выявленных в результате педагогического эксперимента различий между группами по уровням личностных качеств и показателям эффективности учебного процесса, сравнение их с показателями констатирующего педагогического эксперимента.
Зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы на 1% уровне, согласно парного критерия Т – Вилкоксона. Использование методических рекомендаций способствует развитию коммуникативных и творческих способностей, способностей к саморазвитию, самообразованию в экспериментальной группе в значительно большей степени, чем в контрольной.
В результате педагогического эксперимента:
1 Констатирующий этап эксперимента выявил низкий уровень сформированности коммуникативных, способностей к саморазвитию, самообразованию и достаточно высокий уровень сформированности творческих способностей. Успеваемость в контрольной группе хорошая с высоким качественным показателем и удовлетворительная – в экспериментальной группе с низким качественным показателем.
2 Формирующий этап эксперимента потребовал разработки и внедрения в учебную деятельность методических рекомендаций развития гуманитарной образованности студентов технических специальностей, и определения эффективности их применения.
3 Контрольный этап эксперимента подтвердил, что гуманитарная образованность студентов технических специальностей успешно формируется при использовании методических рекомендаций в учебной деятельности по существующим рабочим программам. Контрольная и экспериментальная группы значительно повысили личностные уровни коммуникативных, способностей к саморазвитию, самообразованию, причем экспериментальная в большей степени. На небольшое повышение уровня сформированности творческих способностей в экспериментальной группе повлиял его высокий уровень на начальном этапе эксперимента, а в контрольной – он остался на том же уровне при p ≤ 0,01. Количественный показатель успеваемости в контрольной группе повысился на 3 % больше, чем в экспериментальной. Средний уровень успеваемости в контрольной группе остался на том же уровне при p ≤ 0,01, а в экспериментальной существенно вырос за счет увеличения качественного показателя успеваемости. Из всех уровней и показателей развитие гуманитарной образованности наиболее повлияло на качественный показатель успеваемости в экспериментальной группе.
Список литературы
1. Алмазова, Н. И. Гуманитаризация высшего технического образования: от теории к практике [Текст] / Н. И. Алмазова, А. В. Рубцова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2015. – № 4 (232). – С. 128-136