№ 1 (21). С. 15.

Экономика и управление

pdf-версия статьи

Научная статья

УДК 330.3

2021

Березина
Марина Артемовна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
marina.berezina99@mail.ru

Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития

Научный руководитель:
Лебедева Юлия Васильевна
Статья поступила: 05.05.2019;
Принята к публикации: 17.03.2021;
Аннотация. На современном этапе развития общества всё больше стран начинают придавать значение человеческому капиталу как одному из ключевых факторов раскрытия экономического потенциала. На сегодняшний день проблема человеческого капитала и его эффективного использования привлекает многих ученых и практиков, так как она достаточно актуальна в условиях развития как мировой, так и экономики отдельных стран. В данной статье будет рассмотрено понятие человеческого капитала и такие формирующие его факторы, как уровень образования и здравоохранения, его влияние на экономику отдельной страны, а также проблемы и перспективы его развития в Российской Федерации.
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, образование, здравоохранение, инвестиции.

Для цитирования: Березина М. А. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития // StudArctic forum. № 1 (21), 2021. С. 15.

В настоящее время многие считают, что богатство любой страны можно охарактеризовать наличием природных и материальных ресурсов. На практике это утверждение является ошибочным, так как сегодня особо важна роль человеческого капитала. Люди, а именно экономически активное население, в современном мире выступают производителями материальных и духовных благ, а также носителями стоимости и источником доходов государства. Несмотря на активную роботизацию многих секторов экономики, человеческий капитал играет далеко не последнюю роль: порой даже самая современная машина порой не может выполнить функций человека.

При переходе к постиндустриальному обществу место и роль человека в общественно-воспроизводственном процессе меняется. Знания выходят на первый план и становятся ключевым фактором развития экономики, при этом их носителями являются люди. Соответственно, можно сделать вывод о том, что именно человеческий капитал выступает главной движущей силой социально-экономического развития современного общества.

Существует множество различных определений понятия «человеческий капитал». Обобщая, можно сказать, что человеческий капитал – это уже накопленный и сформированный человеком запас знаний, умений, навыков, способностей, а также здоровья, который во многом определяет производительность его труда и содействует удовлетворению потребностей и увеличению доходов человека [6]. В более широком смысле человеческий капитал представляет собой интенсивный производительный фактор развития экономики, который включает в себя образованную часть трудовых ресурсов, инструментарий интеллектуального труда, среду трудовой деятельности и обитания, знания, обеспечивающие рациональное и эффективное функционирование человеческого капитала в роли производительного фактора развития. Ключевой особенностью человеческого капитала в отличие от природных и материальных ресурсов является то, что он не может быть отчужден – его нельзя ни отдать, ни продать, он индивидуален и является личной собственностью человека.

Выделяют несколько аспектов, влияющих на уровень развития человеческого капитала в стране:

  • уровень жизни и долголетия;
  • уровень грамотности и образованности населения;
  • состояние медицинского обслуживания;
  • состояние сферы научно-технических разработок;

Все эти показатели используются при расчете Индекса развития человеческого потенциала, который призван обеспечить наиболее точную и объективную оценку текущего состояния человеческого капитала в стране, а также помогает составить прогноз и показать государствам, на какие именно сферы социального развития необходимо обратить более пристальное внимание. Согласно одному из исследований (проведено в 2017 г.) динамики изменения индекса человеческого капитала можно увидеть, что Россия заняла 16 место в глобальном рейтинге, обогнав при этом даже высокотехнологичную Японию, а также Южную Корею, Израиль, Францию и Великобританию. Для сравнения, в 2013 году Российская Федерация занимала всего лишь 51 место, а в 2015 – уже 26 место, что говорит о наличии положительной тенденции развития в нашей стране (таблица 1).

Таблица 1. Место России в Индексе развития человеческого потенциала.

Год Место Российской Федерации
А 1
2013 51
2015 26
2017 16

 Остановимся несколько подробнее на показателях, характеризующих уровень образования в стране, которое в большей степени формирует человеческий капитал. Именно образование дает нам бытовые и профессиональные знания, а также вырабатывает моральные и этические ценности и нормы, необходимые в жизни. Международной организацией сотрудничества и развития (The Organization for Economic Cooperation and Development – OECD) в 2012 году было установлено, что 53,5% российских граждан в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование. Второе место в рейтинге самых образованных стран заняла Канада, а третье – Израиль. Такой высокий показатель объясняется скорее историческими и национальными особенностями нашей страны. В условиях плановой экономики в России совершенствованию качества трудовых ресурсов уделялось повышенное внимание, что и позволило обеспечить достаточно высокий уровень общего и специального образования рабочей силы [5].

Рассмотрим данные, представленные в таблице 2, о количестве населения с высшим образованием и о расходах «самых образованных» государств на одного студента, которые были получены Международной организацией сотрудничества и развития.

 

Таблица 2. Доля населения с высшим образованием и расходы на одного студента в год [2].

Страна Доля населения с высшим образованием Расходы на одного студента в год, $ Примечания
А 1 2 3
Россия 53,5 7 424 Самый низкий показатель затрат на образование
Канада 52,6 23 225 2-е место по затратам на высшее образование
Япония 46,6 16 445  
Израиль 46,1 11 553  
США 43,1 26 021 1-е место по затратам на высшее образование
Южная Корея 41,7 9 926  
Австралия 41,3 16 267  
Великобритания 41,0 14 222  
Новая Зеландия 40,6 10 582  
Ирландия 39,7 16 095  

 Из таблицы следует, что Россия на данный момент имеет самый низкий показатель среди других стран-лидеров. Отметим, что инвестиции в образование являются неотъемлемой частью увеличения человеческого капитала страны, а также хорошим двигателем экономического развития. Кроме того, само по себе образование имеет для людей ценность, так как расширяет их кругозор, дает возможности для самореализации. Однако говорить о затратах страны на образование некорректно без использования конкретных данных – обратимся к показателям, представленным в таблице 3. 

Таблица 3. Расходы на образование населения, в % от ВВП [2].

Страна Расходы на образование
А 1
Россия 4,1
Канада 4,8
Япония 3,8
Израиль 5,8
США 5,4
Южная Корея 5,0
Австралия 5,1
Великобритания 5,6
Новая Зеландия 7,2
Ирландия 5,7

Из десяти рассматриваемых стран наибольший процент расходов на образование у Новой Зеландии (7,2%), а наименьший – у Японии (3,8%). Уровень затрат Японии ниже России, однако, на 2016 год показатель ВВП на душу населения в долларах США у Японии составил 34 870 долларов, а у России – всего лишь 7 742 доллара. Снижение расходов на образование в стране приводит к снижению бюджетов высших учебных заведений. Однако в настоящее времч в нашей стране протекает процесс массовизации высшего образования: как бы ни сокращалось финансирование и количество бюджетных мест, россияне оплачивают учебу самостоятельно и поступают в университеты на коммерческой основе.

Признавая образование одним из ключевых факторов развития человека, ученые утверждают, что в условиях современной инновационной экономики оно становится неким фундаментом для человеческого капитала – основы конкурентоспособности и эффективности общественного производства, социально-экономического развития и научного прогресса [2].

Однако инвестирования в человеческий капитал не могут ограничиваться расходами в сфере образования. Большинство исследователей в настоящее время обосновывают необходимость трансферов в здравоохранение, обеспечивающих физическое и умственное здоровье человека, а также сбалансированное питание.

Именно индикатор здравоохранения тянет Россию вниз в Индексе развития человеческого капитала. Хотя государственные расходы на сферу здравоохранения в реальном исчислении и выросли на 74% за 2005-2015 годы, в настоящее время доля расходов от ВВП в Российской Федерации всё ещё находится на уровне 2006 года – это 3,6%. На сегодняшний день этот показатель недостаточно высок по сравнению с западными странами и странами Центральной и Восточной Европы. Например, расходы Чехии на здравоохранение превышают российские в два раза. Однако за последнее десятилетие было реализовано множество государственных программ, позволивших укрепить систему медицинского обслуживания. В частности, было внедрено дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий населения, проведен Национальный проект «Здоровье», а также введены региональные программы по модернизации здравоохранения. Благодаря этому медицинские учреждения смогли получить современное медицинское оборудование, а в крупных городах больницы во многом перестали уступать лучшим европейским клиникам. Появилась возможность лечить те заболевания, которые до этого считались неизлечимыми, увеличилось количество мероприятий по профилактике, повысилась результативность необходимых медицинских вмешательств. Основным результатом проводимой политики в сфере здравоохранения стало сокращение смертности в целом и по отдельным причинам [3].

Таким образом, были рассмотрены две группы показателей: образование и здравоохранение, которые напрямую влияют на развитие человеческого капитала, как индивидуального, так и национального.

Как отмечалось ранее, для формирования человеческого капитала требуются соответствующие инвестиции (под этим подразумевается любое действие, направленное на повышение квалификации и способностей человека, которые, в свою очередь, влияют на производительность труда). Существует несколько особенностей, присущих инвестициями в человеческий капитал [12]:

  • износ человеческого капитала определяется износом как организма человека, так и моральным износом, наступающим вследствие устаревания знаний и потери навыков;
  • чем больше вкладываться в человека, тем сильнее будет отдача, которая непосредственно зависит от условий жизни индивида;
  • по мере накопления человеческого капитала его доходность повышается в процессе трудовой деятельности, а после её прекращения – резко падает;
  • характер вложений в человеческий капитал связан с рядом культурных, исторических, национальных особенностей и традиций. Выбор профессии детьми во многом зависит от уровня образования родителей и наличием семейных особенностей;
  • достаточно высока степень риска таких инвестиций, так как нельзя предугадать и гарантировать  результат.

 В современных условиях человеческий капитал является одним из определяющих факторов социально-экономического развития, однако в нашей стране он недооценен. За рубежом вложения в человеческий капитал обеспечивают устойчивое состояние экономики отдельных стран и увеличение эффективности её работы. Так, в национальном богатстве США 74% занимает человеческий капитал. Здесь стоит упомянуть такие известные транснациональные компании, как Apple и Google, которые стали самыми дорогими бизнесами в мире, однако модель их развития строится на людях, а именно на привлечении знаний сотрудников.

Таким образом, человеческий капитал является неотъемлемой частью любой экономики. Его необходимо постоянно развивать и совершенствовать, ведь в современном мире мерилом богатства являются не природные, денежные или материальные ресурсы, а знания, инновации, информация, основа которых – человеческий капитал.


Список литературы

1. Быченко Ю.Г. Развитие человеческого капитала в современном обществе / Ю.Г. Быченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2013. – С. 133-138.

2. Горчакова-Сибирская М.П. Национальная система образования в контексте развития экономики и качества жизни /М.П. Горчакова-Сибирская // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – №2 (18). – С. 2-11.

3. Ежегодный доклад о социальной политике: человеческий капитал как фактор социально-экономического развития / отв. ред. Я.И. Кузьминов, ред. Л.Н. Овчарова, ред. Л.И. Якобсон // Национальной исследовательский университет «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. – С. 24-32.

4. Старкова Л.С. Взаимосвязь человеческого капитала и качества жизни населения. / Л.С. Старкова. – [Вологда], 2018. – С. 1-6.

5. Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности / Р.И.Капелюшников // Вестник общественного мнения. – 2005. – №4 (78). – С. 46-54.

6. Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. / В.В. Кафидов. – СПб.: Питер, 2013. – С. 23-25.

7. Хасанова Г.А., Рабцевич А.А. Проблемы развития человеческого капитала в России / Г.А. Хасанова, А.А. Рабцевич // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – №5 (12). – С. 1-3.

8. Хоконов А.А. К вопросу о значении фактора человеческий капитал в инновационном развитии страны / А.А. Хоконов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – №1 (21). – С. 76-80.

9. Доклад о человеческом развитии [Электронный ресурс]. – Электронная статья. – URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/HDR2016_RU_Overview_Web.pdf, свободный. – Яз. рус. – (Дата обращения: 26.03.2019).

10. Разумный А.С. Человеческий капитал Г.Беккера [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028838, свободный. – Яз.рус. – (Дата обращения: 26.03.2019).

11. Расходы на образование в разных странах [Электронный ресурс]. – Электронная статья. – URL: http://www.examen.ru, свободный. – Яз.рус. – (Дата обращения: 26.03.2019).

12. Человеческий капитал как фактор экономического роста [Электронный ресурс]. – Электронная статья. – URL: https://studwood.ru/1501455/ekonomika/chelovecheskiy_kapital_faktor_ekonomicheskogo_rosta, свободный. – Яз.рус. – (Дата обращения: 26.03.2019).



Просмотров: 953; Скачиваний: 193;