В Российской Федерации сельские школы составляют 69,8% от общего числа школ (в Республике Карелия – 60%), в них обучаются 30,6% от общего числа учащихся школ (в Республике Карелия – более 30%).
В результате реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в Республике Карелия количество сельских школ уменьшилось со 195 в 2000 году до 111 в 2019, а количество обучающихся в них с 27560 в 2000 году, до 11483 в 2015.
Учитывая большое количество сельских школ, высокую численность обучающихся в них, а также продолжающиеся мероприятия по оптимизации сети образовательных организаций необходимы действенные меры по их сохранению и дальнейшему развитию.
Основные проблемы состояния образования в сельской местности России.
Участники Круглого стола «Вопросы и проблемы развития системы образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия», состоявшегося в рамках VII Республиканского Дня сельской школы Республики Карелия[1], обеспокоенные поспешными и непродуманными предложениями Министерства образования Республики Карелия по реорганизации сети сельских школ посредством ликвидации образовательных организаций, подвоза обучающихся, проживания обучающихся в интернатах, отметили, что качество условий образования большинства сельских детей из оптимизируемых школ ухудшится. В этой связи, на мой взгляд, предложенный мораторий на мероприятия по реорганизации сети образовательных организаций на территориях муниципальных образований РК и проведение комплексного анализа образовательной ситуации на уровнях региона, муниципальных образований, сельских поселений, конкретной сельской образовательной организации – единственно возможное в данной ситуации решение.
Участники телепередачи «Сельская школа: сегодня и завтра» на телеканале «Просвещение» отметили, что в Российской Федерации реструктуризация сети сельских образовательных организаций проводится различными способами. При этом каждый из выбранных путей имеет свои недостатки, это и ежедневные длительные и утомительные для детей переезды в школу и обратно, отрыв детей от семьи и семейного воспитания в случае организации пришкольного интерната, проблемы связанные с невозможностью восстановления инфраструктуры детства в поселениях, где ранее были закрыты школы, а затем возросла рождаемость. Были затронуты проблемы трудоустройства учителей из ликвидируемых малочисленных школ.
Участники телепередачи также поднимали вопросы непродуманности подушевого финансирования малочисленных и малокомплектных образовательных организаций. Эта проблема особенно актуальна для Республики Карелия, где малочисленные школы составляют 85% (в Российской Федерации - 70%). В результате недостаточного финансирования не реализуются положения федерального образовательного стандарта, обучающиеся исключены из системы воспитательной работы школы и дополнительного образования.
К сожалению, основным критерием в решении вопроса о ликвидации малочисленной школы в настоящее время является экономическая эффективность, при этом не учтены прогнозы развития региона, района и поселения, состояние автомобильных дорог, кадровое и материальное обеспечение дополнительных полномочий связанных с подвозом детей к образовательному учреждению и обратно, влияние проводимых мероприятий на здоровье детей и результативность образовательного процесса, не просчитана экономическая эффективность проводимых мероприятий.
Особенности образования в сельской местности.
Особый образ жизни на селе, замкнутость социального пространства, удаленность от других населенных пунктов, школ и культурных центров создают особые условия при организации учебной и внеучебной деятельности. На организацию учебной деятельности в сельской школе большое влияние оказывают социальное окружение, духовно-нравственный потенциал сельского социум, низкий уровень материально-технического оснащения школы, особенности сельских учителей, детей и родителей, а также малочисленность сельской школы.
Благоприятная педагогическая среда сельской школы используется не в должной мере, в первую очередь из-за несоответствия сельских учителей современным требованиям к организации учебного процесса, привыкших в силу преклонного возраста и большого стажа работы к работе старыми методами.
Из-за малочисленности контингента учащихся одной из особенностей сельских школ является малочисленность педагогического коллектива. В результате педагоги вынуждены проводить занятия по нескольким предметам, не имея при этом специального образования по ним. Убеждена, что решению этой проблемы будет способствовать реализация предложенной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным программы «Земский учитель»[2].
Затруднен и крайне ограничен выбор форм и методов работы в классах, состоящих из нескольких учеников.
Ограниченный круг общения детей не способствует развитию коммуникативных навыков, умения быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке.
В то же время малочисленность класса позволяет использовать в работе с детьми индивидуальные способы организации учебной деятельности, учитывая, что взаимодействие педагогов и учащихся отличается интенсивностью[3, 17-19]..
При этом руководители образования, учёные, педагоги сельских школ единодушно подчеркивают высокий социальный статус и особую роль сельской школы в подготовке кадров для сельского производства, воспринимают педагогический коллектив школы, как сообщество специалистов, профессионально подготовленных к работе с человеком, осознают значимость педагогического труда, особенно с учетом того, что школа - это единственное образовательное учреждение и поэтому играет особую роль не только в образовательном, но и в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и в сохранении родного языка.
Я убеждена, что в нынешних непростых социально-экономических условиях именно сельская школа может с успехом играть роль инициатора и организатора внедрения прогрессивных идей, создания новых традиций, способствовать становлению гражданского общества, формированию и активизации деятельности общественных организаций, в первую очередь за счет организации тесной связи между школой, обучающимися и их родителями. И поэтому вопросы ее сохранения и дальнейшего развития должны стоять сегодня на первом месте в государственной образовательной политике.
Список литературы
Список литературы:
1. Объявить мораторий на реорганизацию образовательной сети Карелии // Интернет-журнал «Лицей» [Электронный ресурс]. URL: https://gazeta-licey.ru/news/75621-obyavit-moratoriy-na-reorganizatsiyu-obrazovatelnoy-seti-karelii (Дата обращения 24.02.2019 г.).
2. Владимир Путин предложил запустить программу «Земский учитель» //Учительская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/news/27266 (Дата обращения 24.02.2019 г.).
3. Байбородова Л.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Директор сельской школы. - 2008. - № 1. - С. 17-19.
4. Телепередача «Сельская школа: сегодня и завтра» на телеканале «Просвещение» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tT9XFzcDrOg (Дата обращения 24.02.2019 г.).