Последнее время наблюдается рост интереса людей к историческому прошлому своей семьи, города, края, страны и роль музеев в жизни современного человека возрастает с каждым годом. Реализуя эту потребность, музеи проводят научно-просветительную работу с населением, популяризируют научные знания, организуют выставки, циклы лекций, проводят экскурсии, дают консультации посетителям и др.
Переход от классического образовательного процесса, в виде лекций и семинаров к более живым, интересным для восприятия приемам стимулирует создание музеев в образовательных учреждениях. Музеи структурные подразделения образовательного учреждения создаются и работают в рамках федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», а учет и хранение фондов таких музеев регламентируется Федеральным законом N 54-ФЗ от 26.05.1996 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Согласно ст. 27 данного закона музеи создаются с целью просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, но наряду с этим занимаются хранением и изучением музейных предметов и музейных коллекций.
Примером активного использования музея в качестве инструмента образования может служить музей «Истории туризма Карелии», который был образован на базе института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета в конце 2017 года. Экспозиция музея отражает историю развития туризма в крае как профильной науки, соответствует задачам учебного процесса и является базой для учебной и научно-исследовательской работы студентов, магистрантов, аспирантов. Структура и тематика экспозиции охватывает значительный временной отрезок с XVII века до начала XI века и включает 8 разделов: Путешествия по древней Карелии; Научные исследования края; Туризм начала XX века; Эпоха пролетарского туризма; Начало профсоюзного туризма; Развитие профсоюзного туризма; Детско-юношеский туризм, Коммерческий туризм.
На кафедре туризма, на данный момент, существуют два направления, в учебный план которых включена дисциплина «История туризма» и музей активно используется для проведения лекционных занятий. Его возможности позволяют проводить интерактивы для студентов, благодаря оборудованию, которым он располагает. С практической точки зрения, музей полезен не только преподавателям для подачи материала, но и студентам для раскрытия своего потенциала, как будущего специалиста. В данный момент, обучающимися по направлению «Туризм» разрабатывается экскурсия по музею для различных возрастных групп, в том числе и школьников в рамках профориентации. Рассматриваются варианты сотрудничества с турфирмами города и региональной общественной организацией «Ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков». Так как обучение на кафедре туризма подразумевает серьёзное изучение иностранных языков и в университете работает институт иностранных языков, открывается еще один вариант использования музея как места проведения встреч с гостями города из других стран, проведения литературных вечеров на финском, английском, французском и немецком языках.
С целью более широкого раскрытия сущности обучения на кафедре туризма и привлечения абитуриентов, в дни открытых дверей возможно проведение небольших квест-экскурсий на базе экспозиции музея.
Для активного использования интерактивных подходов и музейно-педагогических методов, позволяющих включить аудиторию в рекреационно-образовательный процесс, в планах музея разработка и проведение тематических программ по временным этапам развития туризма с использованием экспозиции музея и аудио, видео материалов, раскрывающих уклад жизни людей. Реализация этого плана будет проводиться студентами в рамках соответствующих учебных дисциплин.
При этом работа в группах эффективна в процессе организации такого типа занятий и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков и воспитания уважительного отношения к истории нашей малой родины. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого студента, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутреннее самоуправление позволяет развивать самооценку участников.
На примере музея «Истории туризма Карелии» можно видеть, что активное использование экспозиции открывает на этапе обучения новые возможности раскрытия студентов, как компетентных специалистов, способствует формированию у них соответствующих творческих и исследовательских навыков, которые пригодятся им в будущей профессии.
Список литературы
1. Образовательный феномен музея // Образование в пространстве культуры: Сб. научных статей. М., 2000. С. 199-206.
2. Ратовская, С. А. Музеи образовательных учреждений /С. А. Ратовская// Советник в сфере образования. – М., Издательский дом «Советник бухгалтера» № 8 – 2015. - С. 55 - 60.
3. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: образование или развлечение? /Л. М. Шляхтина// Музейное образование и образование в музее.- 2013. №2. С. 206-212.