№ 3 (11). С. 6.

Юриспруденция

2018

Научная статья

pdf-версия статьи

Хомлюк
Дарья Дмитриевна

Прикладной бакалавриат, ПетрГУ, Институт экономики и права
(г. Петрозаводск, ул. Ломоносова, 65),
darya.khomlyuk@mail.ru

Актуальные проблемы электронного документооборота в гражданском процессе

Научный руководитель:
Габучева Светлана Анатольевна
ст. преподаватель
Статья поступила: 08.09.2018;
Принята к публикации: 12.12.2018;
Аннотация. Сегодня интеграция информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности настолько велика, что не представляется возможным существование общества без компьютеров, Интернета и других составляющих элементов информационного века. И юриспруденция не является исключением. В данной работе автором будет освещена проблема внедрения информационных технологий в гражданский процесс и предложены идеи улучшения электронного документооборота.
Ключевые слова: гражданский процесс, электронный документ, электронная подпись, Интернет, подача документов, исковое заявление

Для цитирования: Хомлюк Д. Д. Актуальные проблемы электронного документооборота в гражданском процессе // StudArctic forum. № 3 (11), 2018. С. 6.

Сегодня интеграция информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности настолько велика, что не представляется возможным существование общества без компьютеров, Интернета и других составляющих элементов информационного века. Образование, медицина, наука, бизнес, искусство, государственное управление — информационные технологии активно используются во всех этих сферах. И юриспруденция не является исключением.

В данной статье, мы осветим проблему внедрения информационных технологий в гражданский процесс, что иначе называется электронным документооборотом.

1 января 2017 года вступили в силу изменения гражданского процессуального законодательства, согласно которым граждане могут подавать исковые заявления, ходатайства, жалобы, представления и другие документы в электронной форме в российские суды [1].

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", электронный документ определяется как документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[2].

Процедура подачи такого документа устанавливается приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 "Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа [3].

Документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, расположенного на интернет - портале ГАС «Правосудие». Процедура создания личного кабинета приводится в статье 3.1.2.

Документы подаются через личный кабинет в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) лица, подающего документы (заявителя или его представителя) или в виде электронных образцов документов, заверенных простой электронной подписью (далее – ПЭП) или УКЭП лица, подающего документы. Законодатель императивно закрепляет необходимость заверять при помощи УКЭП заявление об обеспечении иска, а также исковое заявление, содержащее ходатайство об обеспечении иска и ходатайство о приостановлении исполнения решения суда.

На практике сегодня о такой возможности знает относительно небольшой круг лиц, в основном — юристы, которые часто участвуют в судебных заседаниях. В связи с этим мы рассмотрим более подробно данную процедуру подачи процессуальных документов.

Во-первых, необходимо найти официальный сайт суда, в который планируется подавать процессуальный документ. Затем выбрать в нем выделенный синим цветом пункт меню «Подача процессуальных документов в электронном виде». Нажав на данный пункт, осуществляется переход на страницу интернет - портала ГАС «Правосудие». В ней выделено три раздела: «Обращения», «Дело» (именно в этом разделе можно получать информацию и отслеживать весь процесс рассмотрения искового заявления) и «Справочная информация». Необходимо перейти к разделу «Обращения, «Новое обращение».

Второй шаг подразумевает вход в систему ГАС «Правосудие». Войти можно двумя способами: используя учетную запись в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации) либо используя УКЭП.

В-третьих, необходимо выбрать вид обращения, например, «Гражданское исковое заявление», и сформировать исковое заявление.

Финальный четвертый шаг состоит в непосредственной отправке заявления в суд.

Законодатель устанавливает также и требования к самому электронному документу. В главе 2.3 приказа Судебного департамента при Верховном суде РФ от 27 декабря 2016 года N 251 закрепляется исчерпывающий список требований, обязательных для исполнения. Например, электронный документ изначально создается в электронной форме (ст. 2.3.1.). Имеются определенные требования к формату и размеру файла - обращение в суд должно быть в формате PDF,с возможностью копирования (ст. 2.3.2). Приложения, в зависимости от содержания — текстовое или графическое, также подаются в установленном данной статьей формате. Размер файла не должен превышать 30 Мб.

В целом, данное нововведение, на наш взгляд, является положительным фактором для дальнейшего развития гражданско-процессуального права и электронного документооборота. Но стоит отметить, что существует и ряд проблем, которые препятствуют реализации в полном объеме данного права гражданами.

Основная проблема заключается в том, что, так как изменения вступили в силу достаточно недавно, о возможности подачи юридически важных документов в суд в электронной форме знает относительно неширокий слой населения. В основном — это профессиональные юристы, как мы и отмечали ранее. Так же стоит отметить, что нормативная база, регламентирующая электронный документооборот в гражданском процессе постоянно развивается, в связи с этим нет какой-либо выработавшейся практики.

Одним из важных шагов на пути к введению «электронного правосудия» в судах общей юрисдикции должна стать разработка системы, аналогичной «arbitr.ru» (система,

обеспечивающая электронный документооборот в арбитражных судах), и обеспечение ее более надежной защиты.

С.В. Афанасьев и В.Ф. Борисова пришли к выводу о том, что если говорить о переходе судов общей юрисдикции к электронному документообороту, необходимо расширить представление об электронном обращении в суд. Эта процедура не должна ограничиваться лишь подачей электронных документов, но и содержать формы для фиксации процессуального реагирования суда на обращение в рамках ГПК. Например, целесообразно разработать электронные формы для определений по оставлению заявления без движения, возвращения и отказа в принятии искового заявления [4].

Конечно, процедура подачи не является сложной. Но главная проблема заключается в требовании к электронному документу, а именно — необходимости электронной подписи. В зависимости от набора предоставляемых услуг, стоимость получения электронной подписи колеблется от 3 до 10 тысяч рублей. Кроме того, вне зависимости от типа электронной подписи она выдается на срок 12 месяцев, затем ее необходимо переоформлять. Соответственно, по нашему мнению, оформление такой подписи для среднестатистического гражданина сильно “бьет по кошельку”. Нам представляется разумным, что наличие электронной подписи оправдано для людей, которые часто подают иски в суд, например, представители юридических лиц [5].

Именно поэтому большинство граждан продолжают подавать документы в бумажном виде. На наш взгляд, наилучшим способом решения данной проблемы — внедрение возможности подачи искового заявления через портал «Госуслуги». Пользователь портала, для того чтобы получать услуги проходит систему регистрации, которая включает в себя и паспортный контроль. То есть при нормальном стечении обстоятельств это исключает возможности искажения волеизъявления истца.

Несмотря на все сказанные ранее недостатки, электронный документооборот является прекрасной возможностью для облегчения процедуры гражданского процесса в приказном и упрощенном судопроизводстве.

Например, в рамках приказного производства по спорам о взыскании платы за жилое помещение и коммунальные услуги, представляется разумным использовать электронный документооборот, так как суть производства сводится к следующему:

1. в суд подается заявление о вынесении судебного приказа, на руки получается судебный приказ;

2. затем процедура взыскания переходит сразу к новому этапу – к действиям судебных приставов.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что введение электронного документооборота расширило возможность реализации гражданами права на судебную защиту. Но, в тоже время, такое нововведение требует дальнейшего развития и распространения. Особенно остро стоят проблемы в населенных пунктах, где существуют проблемы со связью – то есть для них эта норма не имеет никакой актуальности. Также законодателю необходимо учитывать, что большинству граждан нецелесообразно тратить такие большие деньги на получение электронной подписи. Если гражданин в течение 12-ти месяцев, которые действует подпись, не будет обращаться в суд, то разумнее подать документы в бумажном варианте в случае единовременного обращения в суд.


Список литературы

1. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти": Федеральный закон от 23 июня 2016 г. // Российская газета. — 2016. — 29 июня.

2. "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов": Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. // Российская газета. — 2017. — 29 декабря.

3. Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа [Электронный ресурс]: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016. — Доступ из СПС Кодекс. — Яз. Рус. — (Дата обращ. 30 марта 2018).

4. Афанасьев С.Ф., Борисова В.Ф. Правовое регулирование электронного обращения в суд по гражданским делам: современное состояние и перспективы [Электронный ресурс] / С.Ф. Афанасьев, В.Ф. Борисова — Электрон. Ст. — Саратов, 2016. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-elektronnogo-obrascheniya-v-sud-po-grazhdanskim-delam-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy, свободный. — Яз. Рус. — (Дата обращ. 29 марта 2018).

5. Сколько стоит электронная подпись для физических лиц [Электронный ресурс] / Что и сколько стоит. Разное. — Электрон. Ст. — Skolkos.ru,2015. — URL: http://skolkos.ru/skolko-stoit-elektronnaya-podpis-dlya-fizicheskih-lic/. — Яз. Рус. — (Дата обращ. 30 марта 2018).



Просмотров: 4500; Скачиваний: 424;