Научная статья

УДК 342.9

2017

Неплюев
Евгений Борисович

Магистратура, ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет"
(185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, просп. Ленина, д. 33),
Justice51@yandex.ru

Конституционно - правовые основы регулирования административных процедур

Научный руководитель:
Чернов Сергей Николаевич
Рецензент:
Рашева Наталья Юрьевна
Статья поступила: 07.03.2018;
Принята к публикации: 14.03.2018;
Аннотация. Целью исследования автора являлось изучение конституционно – правовых основ регулирования административных процедур. Административные процедуры являются неотъемлемой частью современной жизни: посредством их осуществления реализуется ряд функций в сфере государственного управления, происходит взаимодействие граждан и хозяйствующих субъектов с органами, имеющими властные полномочия. Административно – процедурная деятельность имеет ряд проблем, связанных с качеством правового регулирования, низкой эффективностью административных процедур, наличием ряда административных барьеров. Действия, направленные на разрешение указанных проблем, должны носить комплексный характер. Необходимо введение единого закона об административных процедурах, принятие мер, направленных на их стандартизацию и оптимизацию. Следует закрепить в данном законе основополагающие принципы реализации административных процедур, которые позволят обеспечить прямое действие соответствующих Конституционных положений, установить механизм их реализации. Данные меры приведут к разрешению проблем, лежащих как в теоретической, так и практической плоскости.
Ключевые слова: Конституция; административные процедуры; административные регламенты; административное право; административный процесс; государственное управление.

Для цитирования: Неплюев Е. Б. Конституционно - правовые основы регулирования административных процедур // StudArctic forum. № 4 (8), 2017. С. 16.

Конституция Российской Федерации является нормативным правовым актом, определяющим принципы правового регулирования общественных отношений в нашей стране, а также основные направления государственного управления. Деятельность органов публичной власти, местного самоуправления и должностных лиц также базируется на нормах конституционного права. Данные нормы содержат основополагающие, фундаментальные положения, являющиеся общими для всех отраслей права в Российской Федерации. Настоящее утверждение является актуальным, в том числе, для административного права и процесса.

Необходимо отметить, что административный процесс является достаточно обширным, охватывает большое количество правоотношений. Посредством реализации административно – процессуальных норм происходит активное взаимодействие субъектов, наделенных властными полномочиями, с физическими и юридическими лицами. Правовое регулирование такого взаимодействия является невероятно важным ввиду неравенства субъектов, участвующих в реализации соответствующих общественных отношений. Стоит констатировать тот факт, что существует множество форм такого взаимодействия, одним из которых является производство административных процедур. Учитывая уровень распространенности административных процедур в современном мире, следует отметить высокий уровень актуальности исследований, производящихся в данной сфере.

Исследования позволяют выявить ряд проблем и спорных вопросов, связанных с низким уровнем качества правового регулирования административно – процедурной деятельности. Существующий подход к регламентации административных процедур неизбежно приводит к их низкой эффективности, отсутствию оперативности в разрешении индивидуальных дел, а равно – к нарушению прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов. Стоит отметить, что проблемы, на их первоначальном уровне, следуют именно из конституционно – правовой плоскости правоотношений.

Целью исследования является изучение конституционно – правовых основ регулирования административных процедур.

Для достижения данной цели, автором были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать положения Конституции Российской Федерации, регулирующие производство административных процедур.

2)  Исследовать имеющийся подход к регулированию административно – процедурной деятельности.

3) Выявить существующие проблемы нормативного регулирования и сформировать предложения по их разрешению.

Для реализации целей и задач исследования, поставленных в настоящей научной работе, автором были использованы следующие группы методов: общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия), методы эмпирические (методы изучения и анализа литературных источников, изучения и анализа документации, наблюдения).

В рамках произведенного исследования было важно изучить понятие административной процедуры, как базового элемента административно – процедурной деятельности. Нижеуказанная дефиниция была выделена из ведомственного акта и включена в настоящую работу, как отражающая наиболее полно всю совокупность признаков, присущих данному правовому явлению.

Административная процедура представляет собой закрепленный в нормативном правовом акте порядок последовательного совершения юридически значимых действий ее участников, направленный на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (например, ведение реестра, регистрация юридического лица и так далее) [2, с. 5].

Конституционное право в контексте реализации административно – процедурной деятельности служит для достижения следующей основной цели — установить фундаментальные правила, принципы в соответствии с которыми должны производиться административные процедуры.  Установление принципов в качестве основы регулирования какого – либо вида деятельности является обязательным шагом. Отчасти это обусловлено возникающими в ходе правоприменительной деятельности противоречиями, коллизиями, пробелами в правовом регулировании.

Такие противоречия ввиду отсутствия соответствующих норм целесообразно разрешать с учетом основных начал, на которых базируется конкретная отрасль права. Чем же являются такие принципы по своей правовой природе? На этот вопрос ответ дает известный ученый Алексеев С.С., рассматривая принципы в виде комплекса идей, исходных начал, отражающихся в содержании норм прав [3, с. 261]. В чем же состоит значение данных начал? Посредством таких идей, выраженных в форме императивных требований,  российское законодательство должно обогащаться общечеловеческими ценностями [5, с. 92]. К такому мнению приходит в своих трудах ученый Зажицкий В.И.

В качестве фундаментальных идей в Российской Федерации выступают: приоритет прав и свобод человека (ст. 2 Конституции РФ) [1], признание права собственности, в том числе частной (ст. 8), разделение властей (ст. 10), законности (ст. 15) и так далее. Кроме данных принципов, существуют и те, что являются основой для непосредственного взаимодействия государства и человека: право на обращения в органы государственной власти (ст. 33), гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст. 45), право на обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц в судебном порядке (ст. 46), право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст. 53) и многие другие.

Необходимо отметить, что ввиду наличия большого количества направлений деятельности в сфере государственного управления, такой подход к регламентированию административных процедур представляется единственно верным. Это обусловлено тем, что конституционно – правовые нормы могут лишь создать соответствующие основы, определяющие систему органов государственной власти, правовой статус гражданина, его основные права и обязанности. Дальнейшее регулирование административно – процедурной деятельности и конкретных процедур стоит производить на уровне федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, а также соответствующих подзаконных актов.

Как было отмечено ранее, административная процедура является своего рода формой реализации изложенного в нормативном акте порядка действий. Исходя из данного утверждения, стоит констатировать, что для качественного осуществления административных процедур, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций, реализации функций государственного управления, порядок произведения таких действий должен быть четко регламентирован. Соответственно, такое регулирование на уровне Конституции России, федеральных законов является невозможным. В целях исполнения отдельных государственных функций, осуществления ряда управленческих действий был принят ряд специальных нормативных актов – административных регламентов.

Однако, в соответствии с положениями статьи 15 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает высшую юридическую силу и прямое действие Конституции [1], такие регламенты не должны противоречить основному закону нашей страны, а также ряду вышестоящих по отношению к ним нормативных актов.

Для более полного и качественного нормативного регулирования административно – процедурной деятельности, необходимо принятие и закрепление собственной для каждой отрасли системы принципов. Такое закрепление должно осуществляться в развитие основополагающих начал, содержащихся в Конституции. При таком подходе, будет происходить корреляция правовых норм, направленных на регулирования общественных отношений в данной области. Уже неоднократно осуществлялись попытки принятия закона об административных процедурах, который бы установил принципы реализации административно – процедурной деятельности. Однако, до настоящего момента он так и не был принят. Соответственно, не было сформировано именно то ключевое, связующее звено, которое бы позволило, обеспечить прямое действие конституционных положений. При этом, в разное время, необходимость принятия закона об административных процедурах отмечали многие научные деятели, в частности, Филатова А.В. [4, с. 14], Рогачева О.С. [6, с. 50].

 Можно сделать вывод, что правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, являются основой для производства административных процедур. Закрепляя основополагающие, фундаментальные принципы они регламентируют правовой статус гражданина в Российской Федерации, его взаимоотношения с государством, устанавливают совокупность взаимных прав и обязанностей. Соответственно, принципы административного процесса являются производными от Конституционных принципов, принимаются в их развитие, служат основой для взаимодействия граждан и организаций с субъектами, имеющими властные полномочия.

Однако, для обеспечения их прямого действия, развития непосредственного конституционного – правового регулирования, необходимо принятие Федерального закона «Об административных процедурах». Данные действия позволят повысить уровень качества нормативной базы, регламентирующей административно – процедурную деятельность, а также стандартизировать административные процедуры, сделать их более структурированными, ввести четкий механизм их реализации. Несомненно, это позволит также разрешить многие противоречия, возникающие при принятии ряда административных регламентов (как совокупности предписаний для целей реализации государственных функций), установить единый подход к сущности административных процедур, их принципам, видам и стадиям. Совершение данных действий, по мнению автора, необходимо как для разрешения ряда теоретических вопросов, так и для оптимизации практической деятельности органов государственной власти, местного самоуправления.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с измен. и доп. по сост. на 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов в Федеральной миграционной службе на коррупциогенность [Электронный ресурс] : Приказ Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 22.01.2009 № 3. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. 361 с.

4. Филатова А.В. Организационно-правовые основы регламентации административных процедур контрольно-надзорной деятельности в области экономики : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.14 ; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. Саратов, 2010. 39 с.

5. Зажицкий В. И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право. 1996. № 11. С. 92 – 97.

6. Рогачева О.С. От административных регламентов к административным процедурам: постановка задачи и пути ее практической реализации // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 48 – 52.



Просмотров: 2919; Скачиваний: 1;