T. 10, № 3. С. 102–109.

Строительство и архитектура

2025

Научная статья

УДК 712

pdf-версия статьи

Смотрина
Инга Евгеньевна

магистратура, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(Санкт-Петербург, Россия),
ingasmtr49@gmail.com

Ландшафтный урбанизм в условиях Крайнего Севера: опыт Магадана

Научный руководитель:
Волкова Юлия Валерьевна
Рецензент:
Суханов Юрий Владимирович
Статья поступила: 08.09.2025;
Принята к публикации: 28.09.2025;
Размещена в сети: 28.09.2025.
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические основы применения подхода ландшафтного урбанизма в условиях Крайнего Севера. На примере парка «Маяк» и этнопарка «Дюкча» города Магадана анализируется процесс трансформации береговых территорий. Внимание уделяется историческому развитию ландшафтного урбанизма в России и за рубежом, а также перспективам его адаптации к суровым природно-климатическим условиям. Выявлены особенности проектирования общественных пространств на Севере, обозначены ключевые направления дальнейшего развития городской среды Магадана.
Ключевые слова: ландшафтный урбанизм, Магадан, береговые территории, парк «Маяк», этнопарк «Дюкча», Крайний Север, городская среда, устойчивое развитие

Для цитирования: Смотрина И. Е. Ландшафтный урбанизм в условиях Крайнего Севера: опыт Магадана // StudArctic forum. 2025. T. 10, № 3. С. 102–109.

Ландшафтный урбанизм как направление в градостроительстве и архитектуре получил широкое распространение в мировой практике на рубеже XX–XXI вв. Одним из основных правил при его формировании является чётко выстроенная архитектурно-пространственная композиция. В современных реалиях также особенно важно сохранить как природное разнообразие, так и историко-культурное наследие.

В условиях Крайнего Севера данное направление приобретает особую значимость, поскольку заставляет учитывать местные климатические факторы, ограниченность ресурсов и сложный рельеф при формировании комфортной городской среды. За основу был взят опыт города Магадана, где на примере парка «Маяк» и этнопарка «Дюкча» можно проследить трансформацию береговых территорий с использованием подходов ландшафтного урбанизма.

Целью исследования является анализ исторического развития ландшафтного урбанизма в мировой и российской практике с последующим рассмотрением опыта Магадана. В работе использовались аналитический и сравнительный методы, а также метод наблюдения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить исторический контекст ландшафтного урбанизма в мировой и отечественной практике;

2) рассмотреть особенности реконструкции набережных на примере парка «Маяк» и этнопарка «Дюкча»;

3) определить перспективы дальнейшего развития ландшафтного урбанизма в условиях Крайнего Севера.

 Ландшафтный урбанизм возник как альтернатива традиционному градостроительству, ориентированному преимущественно на архитектурные формы. Основополагающая идея заключалась в том, что планировочная структура города должна исходить из природного каркаса территории, а зелёные зоны играть роль не второстепенного дополнения, а главного организующего элемента. Это направление подчеркивает интеграцию экологических процессов (водные циклы, биоразнообразие, климатическая адаптация) в урбанизированную среду, способствуя устойчивости и улучшению качества жизни.

Родиной ландшафтного урбанизма считается США, а основоположником – американский ландшафтный архитектор Фредерик Олмстед, который совместно с Кальвертом Во, создал Центральный парк в Нью-Йорке в 1859 гПри проектировании такого масштабного рекреационного пространства они придерживались тех принципов, которые впоследствии стали ключевыми при формировании ландшафтного урбанизма как нового веяния урбанистики, а именно – сохранение уникального природного ландшафта путем реновации существующей ландшафтной композиции [Ярмош: 73]. В дальнейшем принципы ландшафтного урбанизма продолжают развиваться на основе симбиоза теоретических концепций и практических подходов к ландшафтному и градостроительному развитию урбанизированных территорий. Парк Гуэля в Барселоне (Испания), спроектированный Антони Гауди, является прекрасным примером ландшафтного урбанизма. Он сочетает в себе природные элементы, такие как скалы и деревья, с архитектурными элементами, такими как лестницы и стены [Енютина: 126]. 

В России идеи ландшафтного урбанизма стали активно обсуждаться в 2000-е гг. в связи с необходимостью модернизации городской среды. Но ещё в советское время теоретиком географии Борисом Борисовичем Родоманом была предложена концепция «поляризованного ландшафта». Согласно этой концепции, большой город и дикая природа – противоположные виды окружающей среды, в равной степени необходимые людям. Если их разместить на воображаемых противоположных концах биосферы, то между ними должны располагаться переходные функциональные зоны – по плотности населения и по степени изменения природной среды: природные заповедники, загородные парки для отдыха и туризма, агропромышленные зоны. Только в этом случае развитие общества будет гармоничным  [Королев: 141]. Это заложило основу для интеграции природы в урбанистику, особенно в промышленных регионах. Одним из самых известных успешных примеров применения ландшафтного урбанизма может служить парк «Зарядье» в Москве, который стал символом современной архитектуры [Енютина: 125]. Принцип, ориентированный на реконструкцию и обновление исторических пространств с учётом сохранения природного ландшафта, способствует сохранению  архитектурных и культурных памятников, а также проектированию новых сооружений, которые органично вписываются в окружающую среду. 

На сегодняшний день жизнь в крупных городах и мегаполисах всё чаще приводит к повышению уровня стресса человека. Это и плотность застройки города, и уровень урбанизации, и минимальная связь с природой, и экологическая ситуация в целом. Фактор живой природы как естественный способ снижения внутреннего напряжения в городах отсутствует [Жумадиль: 112]. Ландшафтный урбанизм может стать решением этих проблем. Поиск гармоничного взаимодействия города и природы предполагает сохранение природных ландшафтов в городской среде и рациональное преобразование уже освоенных территорий с целью формирования благоприятной экологической обстановки. Ландшафтный урбанизм представляет собой сравнительно новое направление в развитии и модернизации городских пространств. Его ключевая задача заключается в создании сбалансированных связей между городской застройкой и природным окружением, обеспечивающих комфортные условия для жителей. В связи с этим можно выделить основные составляющие элементы: наличие городской инфраструктуры, экологические системы (растительность, искусственные или естественные водоёмы), оформление отдельных пространств под рекреационные цели. В зависимости от проектируемой местности, возможно повторное использование окружающей среды и промышленных территорий. Зарубежный опыт убедительно демонстрирует эффективность применения концепции ландшафтного урбанизма, что способствует не только улучшению экологической ситуации, но и положительно отражается на психоэмоциональном состоянии человека. В России данное направление находится на этапе становления: чаще всего его принципы закладываются уже на стадии проектирования новых районов и при формировании рекреационных пространств как в крупных, так и в малых городах. 

  * * * * *

Специфика северных городов заключается в сочетании экстремального климата, сезонности использования общественных пространств и ограниченных возможностях озеленения. Здесь особенно важным становится использование природных элементов – воды, камня, микрорельефа – как устойчивых и долговечных компонентов городской среды. Кроме того, в условиях Крайнего Севера проекты благоустройства должны учитывать социальную функцию: обеспечение жителей пространствами для рекреации, досуга и психологической компенсации дефицита тёплых и солнечных дней.

Парк «Маяк» расположен на берегу восточной части бухты Нагаева. Развитие Магадана тесно связано с освоением побережья Охотского моря, поэтому данная территория имеет историческую значимость – с него в 1929 г. началось строительство города. Долгие годы это был заброшенный участок земли со старыми сараями, гаражами, судами, остатками береговой рембазы, старым пирсом (рис. 1). В 2017 г. Минстрой России объявил конкурс проектов создания комфортной городской среды; мэрия Магадана, взяв за основу предложение художника Театра кукол Натальи Ковалёвой, разработала проект благоустройства территории. С архитектором Людмилой Терещенко в 2018 г. город выиграл Первый Всероссийский конкурс проектов городской среды1.

 

Рис. 1. Территория парка «Маяк» до реконструкции. Фото из открытых источников


На данный момент идёт завершение IV очереди благоустройства, но основной сложностью и по сей день является укрепление береговой линии: при проведении анализа данных был сделан вывод о том, что береговая линия смещается в среднем на 0.5 м. в год. Восточный берег бухты Нагаева относится к типу абразионных и абразионно-оползневых. Он активно смещается в сторону города. С 1939 по 2016 гг. он продвинулся к востоку на 56 м. До 2040 г. прогнозируется перемещение береговой линии еще на 12 м. После 2016 г. на восточном берегу бухты Нагаева производится укрепление берега путем возведения волноотбойной стены [Смирнов: 34]. В настоящее время завершено укрепление левой части берега трубошпунтом. Оно включало в себя строительство берегоукрепления, восстановление обрушившегося участка берега, восстановление аварийного участка автодороги, организация отвода поверхностного стока. Также было принято решение о благоустройстве укреплённой береговой территории; сейчас она является пешеходной зоной с местами для отдыха, организована смотровая площадка с видом на бухту Нагаева. 

Ландшафтный подход проявляется в использовании местных и привозных растений для озеленения (кизильник блестящий, кедр, кедровая сосна, ель сизая, барбарис амурский, лапчатка кустарниковая)2, создании ветрозащитных барьеров и многофункциональных пространств, сочетающих рекреацию с экологией. Это преобразовало заброшенную территорию в современное общественное пространство, повысив устойчивость к климатическим и природным особенностям. Парк «Маяк» изначально представлял собой территорию, связанную с портовыми сооружениями, но в ходе реконструкции получил статус символа города, открывающего вид на бухту Нагаева. Сегодня парк сочетает пешеходные маршруты, смотровые площадки и культурные объекты, интегрированные в природный ландшафт (рис. 2).

 

Рис. 2. Территория парка «Маяк» после реконструкции. Фото из открытых источников


Территория является частью более масштабного проекта по созданию морского фасада города Магадана, который предполагает создание единого комплекса берегоукрепления, дальнейшего благоустройства прибрежной зоны бухты Нагаева и морского туристического центра. 

Магаданская область также является местом проживания коренных малочисленных народов Севера, в частности, эвенов. На месте заброшенной промышленной зоны по обработке щебня (рис. 3) в северной части бухты Гертнера с начала 1990-х традиционно празднуют Хэбденек (эвенский Новый год), со временем стали отмечать и другие национальные праздники. Помимо этого, здесь ежегодно проводят единственный в России «Золотой фестиваль», главным событием которого является турнир «Старательный фарт». Его участники соревнуются в скорости и мастерстве промывки россыпного золота, привезенного из колымской артели3

Благодаря нацпроекту «Жильё и городская среда» это место полностью преобразилось. Магадан победил в IV Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и получил субсидию из федерального бюджета4


Рис. 3. Территория северной части бухты Гертнера. Фото из открытых источников

 

Основной сложностью при проектировании этнопарка стала его непосредственная близость к морю. Из-за приливов и отливов перепад воды бывает по 5-6 метров. При максимальном приливе уровень грунтовых вод повышался5. При проектировании этнопарка этот момент был учтён. Особенностью парка можно считать реку Дукча, которая проходит вдоль парка и впадает в Охотское море, тем самым парк обрамляется пресными и морскими водами, а также массивом сопок. Ландшафтный урбанизм здесь проявляется в интеграции природы в дизайн: укрепление берегов, создание зеленых коридоров и адаптация к сезонным изменениям.

Проект фокусируется на культурном наследии местных коренных народов. На территории этнопарка размещены различные зоны с арт-объектами, отсылающими к культуре народов Севера: стилизованное стойбище и поляна с деревянными тотемами. Зона краеведческих активностей включает в себя музей под открытым небом с жилищами и артефактами быта, а также помещения для проведения выставок и мастер-классов, в том числе резьбы по кости.

Проекты парк «Маяк» и этнопарк «Дюкча» демонстрируют повышение доступности, экологической устойчивости и социальной интеграции. Парки стали точками притяжения, улучшив микроклимат и качество жизни. К недостаткам можно отнести высокие затраты на благоустройство, не считая выделенных грантов и климатические риски, но подход доказал эффективность и адаптацию к природным условиям, сохраняя идентичность территории и придавая ей новые функции.

Перспективы развития региона изложены в мастер-плане Магадана со сроком реализации до 2030 года: реновация жилого района Нагаево, индустриальный парк «Рыбный порт», благоустройство центральной части города и активных улиц, благоустройство реки Магаданки, строительство лыжного стадиона им. Елены Вяльбе и др.6

 

Рис. 4. Этнопарк «Дюкча». Фото из открытых источников

 

Дальнейшее успешное благоустройство города может быть достигнуто благодаря комплексному подходу проектирования, включающему:

1) интеграцию природных процессов (ветровых потоков, сезонных изменений климата, эрозии) в проектные решения;

2) использование устойчивых материалов (габион, геотекстиль, морозостойкий бетон)  и адаптивных технологий озеленения (ветрозащитные барьеры, дренажные системы);

3) развитие культурно-исторического потенциала территории через интеграцию наследия коренных народов;

4) формирование современной туристической отрасли для привлечения инвестиций;

5) применение цифрового моделирования и ландшафтного картографирования для прогнозирования морской абразии и мониторинга антропогенной нагрузки.

Потенциал в создании сети парков, связывающих береговые зоны, что повысит туристическую привлекательность и экологическую стабильность. 

 * * * * *

Ландшафтный урбанизм прошёл путь развития от отдельных практик интеграции природных элементов в городскую среду до формирования комплексных стратегий устойчивого развития, учитывающих экологические, социальные и культурные факторы. Исторический обзор показывает, что данный подход с момента его зарождения способен не только формировать эстетически привлекательное пространство, но и обеспечивать устойчивость городской среды к проблемам, связанным с изменением климата и антропогенной нагрузкой (плотная городская застройка и загрязнение окружающей среды). В итоге, это направление способствует улучшению психоэмоционального благополучия населения, снижая стресс от городской жизни и восстанавливая связь с природой.

Особенно ярко потенциал ландшафтного урбанизма раскрывается в экстремальных условиях Крайнего Севера, где традиционные методы градостроительства часто сталкиваются с трудностями из-за сурового климата, сложного рельефа и ограниченных ресурсов. Опыт Магадана на примере парка «Маяк» и этнопарка «Дюкча» доказывает, что ландшафтный урбанизм может быть успешно адаптирован к условиям Крайнего Севера. В ходе реконструкции этих территорий удалось интегрировать природные процессы, восстановить прибрежные зоны, создать комфортные общественные пространства и повысить качество городской жизни. При этом особое значение приобретают решения, учитывающие климатические условия и специфику местного ландшафта. В обоих случаях при реконструкции были учтены сезонность использования пространств, устойчивость материалов и экологические процессы, в результате которых повысилось качество городской среды, микроклимат и доступность досуга для жителей.

Несмотря на сложности в виде высоких затрат на строительство и суровый климат, эти проекты демонстрируют преимущества ландшафтного урбанизма: они повышают экологическую стабильность, способствуют рекреации и сохраняют историко-культурную идентичность территории. Таким образом, Магадан может считаться примером успешной реализации концепции ландшафтного урбанизма отдалённых территорий, сочетая природное и культурное наследие с современными градостроительными практиками. В перспективе, опираясь на мастер-план развития города, который включает дальнейшую реновацию районов, благоустройство рекреационных зон и создание туристических центров, развитие может идти через комплексные меры: внедрение природных элементов в городскую среду, использование адаптивных технологий озеленения, акцент на культурно-исторический потенциал региона, привлечение инвестиций в туризм и применение современных строительных практик. Всё это может обеспечить долгосрочную устойчивость, делая города Крайнего Севера более «живыми». Дальнейшее изучение и адаптация зарубежных и совершенствование отечественных практик позволит расширить применение данного подхода, сформировать новые стратегии благоустройства и повысить устойчивость городов Крайнего Севера.


Примечания

Парк «Маяк». Место, которое обязательно стоит посетить в Магадане // Магаданская область: сайт. URL: https://visitkolyma.ru/sights/park-mayak/ (дата обращения 25.08.2025).

2 Там же.

Золотой фестиваль – 2025 // Магаданская область: сайт. URL: https://www.visitkolyma.ru/events/zolotoy-festival-2025/ (дата обращения 20.08.2025).

4 Этнопарк «Дюкча». Познакомьтесь с традициями народов Севера // Магаданская область: сайт. URL:  https://visitkolyma.ru/sights/etnopark-dyukcha/ (дата обращения 25.08.2025).

5 Там же.

Мастер-планы городов в Магаданской области // 25городов: сайт / Минвостокразвития России; Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. 2025. URL: https://xn--25-flcdf3dabp.xn--p1ai/magadan#!/tab/732865785-1 (дата обращения 20.08.2025).


Список литературы

Енютина Е.Д. Ландшафтный урбанизм в контексте исторической среды / Е.Д. Енютина, Е.В. Дашкевич, Е.А. Темникова // Градостроительство и архитектура. 2024. Т. 14, № 3. С. 124-130.

Жумадиль А.Н. Влияние ландшафтного урбанизма на психоэмоциональное состояние человека // Градостроительство и архитектура. 2022. Т. 12, № 1. С. 112-115.

Королев А.Ю. Полюсы и ареалы недоступности в свете концепции мирового «Поляризованного ландшафта» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». 2020. Т. 30, № 2. С. 141-152.

Смирнов В.Н. Морфодинамика склонов и берегов бухты Нагаева (Охотское море) / В.Н. Смирнов, Н.А. Горячев, О.Ю. Глушкова, А.Ю. Пахомов // Геоморфология и палеогеография. 2023. Т. 54, № 2. С. 26-35.

Ярмош Т.С. Ландшафтный урбанизм – новое направление современных концепций развития городского пространства на примере городов России / Т.С. Ярмош, И.Д. Михайлова // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2019. № 7. С. 72-80.



Просмотров: 89; Скачиваний: 23;