Воздушная гимнастика – это особый вид физической активности, который объединяет в себе элементы акробатики, танца и искусства. Для успешного выполнения упражнений необходимы хорошая физическая подготовка, гибкость и умение координировать движения. Гимнастки выполняют упражнения на специальных снарядах, таких как кольца, полотна или трапеции. Это придаёт их выступлениям особую красоту и зрелищность. Благодаря своей эстетической привлекательности и технической сложности, воздушная гимнастика стала популярной как среди профессионалов, так и среди любителей.
Понимание исторических процессов способствует расширению представления человека о том, что его окружает, дает ориентиры, а знание истории позволяет, опираясь на приобретенный человечеством опыт, интерпретировать текущие события. Сегодняшний день вырастает из дня вчерашнего. Именно сегодняшний день является той точкой отсчета, из которой вырастает понимание исторического прошлого. История физической культуры и спорта в настоящее время привлекает внимание современных историков [Калинина, 2024 (б): 399]. В настоящее время проводятся исследования, посвященные истории развития данной сферы как в масштабах всей страны, так и в контексте отдельных регионов [Калинина, 2024 (а)]. История отдельных видов спортивной деятельности рассматривается в рамках общего исторического процесса физкультурного движения. В данной статье предпринимается попытка представить целостную картину становления и эволюции воздушной гимнастики в российской системе физической культуры и спорта, в частности, в Республике Карелия.
Цель статьи – рассмотреть становление и развитие воздушной гимнастики в Республике Карелия. Её задачами стали:
- изучение истоков зарождения и становления воздушной гимнастики,
- изучение истории становления и развития воздушной гимнастики в Карелии.
Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма и объективности, который позволяет рассматривать процессы развития физической культуры и спорта с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст. Основным методом исследования являлся историко-статистический, в качестве частных методов выступили анализ документальных материалов и литературных источников, а также беседа и интервью.
* * * * *
История воздушной гимнастики характеризуется сложностью и отсутствием четко установленной даты ее возникновения, поскольку ее корни уходят в различные культуры, где элементы акробатики зарождались независимо друг от друга. Большинство элементов были взяты с древних времен в странах Востока, где акробаты активно использовали разнообразные подпорки и конструкции для выполнения воздушных трюков.
Первые проявления циркового искусства, ставшие основой для воздушной гимнастики, появились в XV–XVI вв., но не выделялись как самостоятельный вид. С XVII по конец XIX вв. воздушные номера стали одним из наиболее популярных и зрелищных жанров циркового искусства, привлекая внимание аудитории своей смелостью и грацией. В средневековой Европе канатоходцы, включая элементы театра и жонглирования, завоевали сердца публики. В 1768 г. Филип Астли открыл первую цирковую арену с воздушными гимнастами. Новые снаряды и специализации способствовали развитию этого направления. Эмиль Гравеле в 1859 г. пересек Ниагарский водопад на канате, а Жюль Леотар совершил перелет с трапеции на трапецию без страховки. Введение ловиторов в 1870-е гг. позволило создавать более сложные номера. Это изменило архитектуру цирка, сделав купол ключевым элементом для демонстрации воздушных номеров. Таким образом, технический прогресс 1860–1870-х гг. открыл новые возможности для дисциплины [Чухно: 132-133].
К началу XX в. воздушная гимнастика стала самостоятельным жанром циркового искусства, объединив спортивное мастерство, артистизм и технику. Были разработаны принципы обучения, методики тренировки и система усложнения элементов. Появились первые школы воздушной гимнастики, что сделало обучение более структурированным и безопасным, привлекая широкий круг людей.
Таким образом, цирковое искусство стало не только основой для формирования воздушной гимнастики, но и источником вдохновения для её дальнейшего развития, которое в начале XXI в. привело к появлению воздушной гимнастики как самостоятельного вида спорта, доступного широким слоям населения.
Формирование воздушной гимнастики в российском культурном пространстве представляет собой уникальный синтез традиций циркового искусства и современных спортивных технологий. Истоки этого процесса восходят к началу XIX в., когда цирковые представления начали завоевывать популярность в крупнейших городах империи – Санкт-Петербурге и Москве. Первые упоминания о воздушной гимнастике в России датируются именно этим периодом, когда цирковые артисты стали включать в свои программы элементы акробатики на высоте, поражавшие зрителей своей технической сложностью и эстетической выразительностью. Существенный импульс развитию воздушной гимнастики в России дала деятельность братьев Никитиных, открывших в 1873 г. первый российский цирк (рис. 1). Их активная популяризация воздушных номеров способствовала формированию устойчивого интереса публики к этому виду искусства. Воздушные выступления привлекали зрителей сочетанием смелости и изящества, что постепенно превратило их в неотъемлемую часть цирковых программ. На рис. 2 представлена афиша цирка Никитиных с упоминанием гимнастов на кольцах и упражнения на трех воздушных турниках. Спорт развивался и в регионах; так, к концу XIX в. в Черновцах наблюдалось стремительное развитие различных жанров циркового искусства, включая воздушную гимнастику, что значительно обогатило репертуар российских цирков [Поспелов: 59]. К концу XIX в. можно констатировать зарождение воздушной гимнастики как самостоятельного направления в цирковом искусстве.
![]() |
![]() |
| Рис. 1. Открытие Цирка братьев Никитиных1 | Рис. 2. Афиша цирка братьев Никитиных2 |
В ХХ в. в России также происходило совершенствование гимнастического оборудования. Появление подъемных механизмов и специального освещения сделало выступления более зрелищными и эффектными, позволив создавать номера с использованием различной высоты и динамичных перемещений по всей цирковой арене. Создание номеров и цирковых спектаклей требует «настойчивости, режиссёрского мышления, творческой смелости, спортивной выносливости, фантазии и увлечённости», что и развивается на занятиях в цирковых студиях3. В 1910 г. в Санкт-Петербурге открылся первый профессиональный цирковой театр, основой которого стали воздушные номера, что способствовало признанию воздушной гимнастики как полноценного искусства. Этот процесс помог накопить опыт и создать условия для появления своих цирковых традиций в разных регионах. Например, в Якутии цирк стал важной частью культурной жизни и начал развиваться как отдельное направление [Расторгуев С.В.: 212]. Российские артисты не просто копировали зарубежные техники, а активно разрабатывали свои собственные элементы воздушной акробатики. Одним из ярких примеров российского новаторства в области воздушной гимнастики стала деятельность циркового артиста Александра Рыжова в 1920-х гг. Созданные им трюки впоследствии стали частью репертуара профессиональных гимнастов, подтверждая плодотворность взаимного обогащения циркового и спортивного направлений. Во второй половине ХХ в. воздушная гимнастика развивалась и постепенно обосабливалась от других цирковых жанров – усложнялись элементы, менялись конструкции. К началу XXI в. воздушная гимнастика окончательно сформировалась как самостоятельный жанр циркового искусства. Она объединила в себе спортивное мастерство, артистизм и техническое совершенство. Были разработаны основные принципы обучения, система прогрессивного усложнения элементов, методики тренировки и подготовки артистов.
Воздушная гимнастика как инновационное фитнес-направление дебютировала в России в 2009 г., и с тех пор демонстрирует устойчивый рост популярности, подкрепленный проведением фестивалей и соревнований [Прокофьева, 2019 (а): 78]. С 2012 г. в региональных центрах страны ежегодно организуются турниры, которые привлекают участников различных возрастных категорий. В Красноярске, например, соревнования начинались с участия всего пяти человек, однако в настоящее время они включают более 50 категорий и проводятся на 14 различных снарядах, привлекая до 800 участников из России и стран СНГ. Международное признание воздушной гимнастики подтверждается проведением чемпионата мира в 2019 г. в Стамбуле, где российские гимнастки из Сочи продемонстрировали высочайший уровень мастерства, завоевав 24 золотые, 5 серебряных и 2 бронзовые медали в командном зачете. Этот успех свидетельствует о значительном прогрессе и высоком уровне подготовки российских спортсменов в данной дисциплине. Таким образом, воздушная гимнастика в России прошла путь от экспериментального фитнес-направления до признанного международного спортивного движения, что подчеркивает её значимость и перспективы дальнейшего развития [Прокофьева Л.Г., 2019 (б): 24].
Для дальнейшего развития и упорядочения работы подготовки воздушных гимнастов и популяризации воздушной гимнастики как вида спорта возникла необходимость создания органа управления. Федерация воздушной акробатики создана в 2022 г. как межрегиональная некоммерческая организация, развивающая детско-юношеский спорт и пропагандирующая здоровый образ жизни. В Федерации участвуют спортсмены более чем из 19 регионов. Разработаны стандарты разрядов, звания и программы подготовки. Ежегодно проводятся Всероссийские сборы и соревнования, в которых участвуют до 3000 спортсменов4. Результатом работы федерации "RAPA" стало внесение 9 июля 2024 г. воздушной гимнастики во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин5. Федерация дала возможность спортсменам этой дисциплины участвовать в официальных соревнованиях и получать документы, подтверждающие результаты.
По правилам для получения разряда нужно выполнить обязательно-произвольную программу в соответствии с возрастом, набирая минимальные баллы по технике, сложности и артистизму. Для юношеских и спортивных разрядов установлены как минимальные, так и максимальные возрастные границы, они представлены в таблице 1. Это означает, что спортсмен должен соответствовать определенному возрастному диапазону, чтобы получить или подтвердить свой разряд.
Таблица 1
Возрастные группы по разрядам6

С каждым повышением разряда (от юношеского III до спортивного I) минимальный возраст для его получения увеличивается. Это отражает необходимость более длительной и серьезной подготовки для достижения более высоких результатов. Для званий КМС и МС максимальный возраст не ограничен. Это предполагает, что спортсмены могут продолжать соревноваться и подтверждать свой высокий уровень мастерства в любом возрасте.
Социокультурные предпосылки развития воздушного искусства в Карелии формировались под влиянием общесоюзной политики создания единой системы физической культуры 1930–1950 гг. В этот период республика, как и весь СССР, переживала интенсивную индустриализацию, сопровождавшуюся притоком населения и развитием культурно-досуговой инфраструктуры. Строительство Дворцов культуры, клубов и спортивных сооружений создавало материальную базу для развития различных видов физической активности, включая зрелищные формы гимнастики. Появление интереса к воздушным видам спорта в Карелии происходило на фоне популяризации циркового искусства в СССР. Гастроли центральных цирковых коллективов в крупных городах знакомили местное население с жонглерами, акробатами в воздухе, формируя у зрителей восхищение мастерством артистов и желание попробовать себя в этом направлении7.
Научных публикаций и документов о развитии воздушной гимнастики в XX веке, конкретно в Карелии, нет. Мои выводы основаны на разговорах с руководителями студий города Петрозаводска, в частности с Мещеряковой Натальей Александровной, руководителем студии воздушной гимнастики "Колибри". Так, исходя из общей тенденции популяризации воздушной гимнастики в СССР, в Карелии в 1980–2000-е гг. она, как и во многих других городах, прошла путь от 1–2 секций до развитой сети, от адаптации к авторским программам, от дефицита к самообеспеченности.
Современное оборудование для воздушной гимнастики претерпело значительные изменения благодаря внедрению различных технологических новшеств. Одним из таких достижений стали автоматизированные системы натяжения тросов, обеспечивающие высокую степень безопасности во время выступлений, так как высота подвеса для воздушных полотен располагается на высоте от 6 до 8 метров и вручную натягивать тросы небезопасно. Эти системы позволяют точно регулировать натяжение, минимизируя риск ослабления или разрыва тросов, что крайне важно для сохранения здоровья спортсменов. Воздушное кольцо – снаряд, диаметр трубы которого составляет 25 мм – стало покрываться тканевыми липкими тейпами для лучшего сцепления со снарядом [Решетникова: 84]. В кольцо продевается спансет, затем карабин, вертлюг и снова карабин. Вся конструкция крепится к вращательной машинке, которая позволяет вращаться снаряду вокруг своей оси. Применение инновационных материалов в производстве оборудования для воздушной гимнастики значительно повысило безопасность и эффективность тренировок и выступлений. А создание лёгких, но прочных конструкций облегчает процессы установки и перевозки снарядов (рис. 3–4). Таким образом, меры, предпринимаемые для обеспечения безопасности занятий воздушной гимнастикой, реализуют один из важнейших методологических принципов физического воспитания – принцип оздоровительной направленности, с одной стороны, а с другой – профессионализм и грамотное использование современных технологий может привести к формированию устойчивой и перспективной индустрии.
![]() |
![]() |
| Рис. 3. «Прогиб базовый на кольце». Фото Д.В. Костюченко | Рис. 4. Базовый элемент «Скорпион». Фото Д.В. Костюченко |
Воздушная гимнастика как необычное направление в области физической культуры и спорта получила значительное распространение среди молодежи в столице Карелии, городе Петрозаводске, благодаря ряду личных инициатив. Знаковым событием стало открытие в 2015 году первого специализированного учреждения – «Студии воздушной гимнастики и танца "Колибри"». Это учреждение стало первым в Петрозаводске центром профессиональной подготовки в области воздушной гимнастики. Студия быстро превратилась в центр притяжения для молодых людей, заинтересованных в освоении воздушного искусства, что создало основу для дальнейшего развития подобных организаций.
Выпускники студии «Колибри» после завершения спортивной карьеры активно участвуют в создании новых клубов и студий как в Петрозаводске, так и в других городах Карелии. Наиболее крупные центры воздушной гимнастики сосредоточены в Петрозаводске, где функционируют восемь действующих студий и школ, а также в Кондопоге, где функционируют две студии, и в Суоярви, где действует одна цирковая школа. В этих организациях занимаются от 50 до 300 детей и взрослых, как на любительском, так и на профессиональном уровне, что свидетельствует о высокой социальной значимости и востребованности данного вида спорта. Возрастная структура занимающихся охватывает широкий диапазон – от детей дошкольного возраста до взрослых любителей, что свидетельствует об универсальности воздушной гимнастики как средства физического и эстетического развития. Студии успешно реализуют дифференцированные программы для различных категорий занимающихся, учитывающие возрастные особенности развития и уровень физической подготовленности.
Знаменательным событием следует отметить появление первой (и пока единственной) научно-методической работы, выполненной Д.В. Костюченко, и посвященной не только разработке программы по воздушной гимнастике для детей 7–10 лет на базе студии воздушной акробатики и танца «Колибри», но и её апробации. Автором показано, что использование специальных двигательных заданий, эффективного текущего и этапного контроля за уровнем физической и двигательной подготовленности юных гимнасток на этапах начального и специализированного совершенствования в воздушной гимнастике улучшает техническое мастерство и, как следствие, спортивный результат8.
Система подготовки осуществляется на двух основных уровнях: любительском и профессиональном. Любительское направление ориентировано на массовое привлечение населения к занятиям воздушной гимнастикой в оздоровительных и рекреационных целях. Профессиональная подготовка предусматривает углубленное изучение техники, участие в соревнованиях и подготовку к получению спортивных разрядов. В этом году ученицы двух студий из г. Петрозаводска «Колибри» и «Star dance life» смогли выполнить юношеские9 и спортивные10 разряды, а двум спортсменкам будет присвоено звание КМС11. Эти успехи не только продемонстрировали готовность петрозаводской школы к участию в официальной соревновательной системе и способность местных тренеров готовить спортсменов в соответствии с федеральными стандартами, но и в целом повысили престиж воздушной гимнастики в Карелии. Получение разрядов маленькими гимнастами открыло новые перспективы для дальнейшего спортивного роста.
Растущая популярность воздушной гимнастики позволяет заключить, что она становится важным пространством для самовыражения молодежи. В частности, воздушная гимнастика позволяет им продемонстрировать свои умения, навыки и креативность, способствует развитию уникальных стилей и подходов, что дает молодежи возможность проявлять свою индивидуальность и выделяться среди сверстников [Осипов: 77-78]. Также заметим, что занятия воздушной гимнастикой служат эффективным инструментом профилактики девиантного и асоциального поведения среди молодёжи. Уже является аксиомой, что регулярные (системные) тренировочные занятия и участие в соревнованиях воспитывают у молодёжи (особенно у подростков) дисциплину, ответственность и умение работать в команде, а также снижают риски:
а) вовлечения их в противоправные действия,
б) формирования у них вредных социальных привычек.
Находясь в этом виде спорта и общаясь с коллегами, мы наблюдаем растущий интерес к воздушной гимнастике как среди детей, так и среди взрослых, что, безусловно, радует. Однако есть и трудности. Во-первых, ощущается нехватка квалифицированных тренеров и специализированного оборудования, особенно в районах республики. Во-вторых, финансирование, несмотря на создание Федерации и внесение воздушной гимнастики во Всероссийский реестр видов спорта, полностью ложиться на плечи тренеров и родителей учащихся. На данный момент города, где проходят соревнования для выполнения разрядов, находятся достаточно далеко от Карелии (Пермь, Сочи, Нижний Новгород, Екатеринбург)12, что создает дополнительные трудности для участия команд из нашего региона.
Тем не менее, необходимо признать, что воздушная гимнастика обладает значительным потенциалом для развития в Республике Карелия. Для реализации этого потенциала требуется проведение целенаправленной работы по привлечению внимания органов государственной власти и потенциальных спонсоров к данному виду спорта. Важно также акцентировать внимание на развитии системы подготовки тренерского состава, организации специализированных образовательных мероприятий, таких как семинары и мастер-классы, с участием экспертов из других регионов. Кроме того, следует отметить значимость популяризации воздушной гимнастики через средства массовой информации и социальные сети. Необходимо демонстрировать эстетическую и техническую ценность данного вида спорта, освещать достижения карельских спортсменов. Важно подчеркнуть не только спортивную составляющую, но и позитивное влияние воздушной гимнастики на физическое развитие и здоровье занимающихся и их эстетическое воспитание.
* * * * *
Изучение истории воздушной гимнастики позволяет лучше понять её значение в культурной и спортивной жизни России и Карелии. Это исследование подчёркивает важность развития и популяризации этого вида спорта, который несёт в себе богатую традицию, связанную с цирковым искусством, и уникальные культурные ценности.
Воздушная гимнастика в Республике Карелия находится на этапе активного становления и превращается в значимый компонент молодежной спортивной культуры региона. В процессе исследования были выявлены основные вехи становления воздушной гимнастики в республике, проанализированы особенности её инфраструктурного и социального развития.
Среди важнейших достижений можно отметить формирование сообщества занимающихся воздушной гимнастикой в Петрозаводске и других городах Карелии, организацию локальных и региональных соревнований. Воздушная гимнастика как вид спорта не только является формой физической активности, но и становится важным механизмом социальной интеграции и самовыражения молодежи. В то же время имеют место и значительные трудности в развитии данного вида спорта: нехватка квалифицированных тренеров, ограниченное количество залов и слабая поддержка со стороны региональных властей. Указанные проблемы требуют системного подхода и внедрения комплексных стратегий развития воздушной гимнастики в северо-западном регионе.
Таким образом, развитие воздушной гимнастики в Республике Карелия как социальное явление представляет собой перспективное направление в сфере молодежной политики, спорта и городской культуры, требующее поддержки как со стороны государственных органов и общественных организаций, так и активного участия самих представителей воздушной гимнастики в данном процессе.
Примечания
1 The first Circus Nikitin in Saratov (c. 1890) // Circopedia: The Free Encyclopedia of the International Circus: website. URL: https://www.circopedia.org/File:Circus_Nikitin_Saratov.png (дата обращения: 9.07.2025).
2 Broadside for the Nikitin brothers' Russian Circus on Moscow's Tsvetnoy Boulevard in October 1887, during its last season there (1887) // Circopedia. URL: https://www.circopedia.org/File:Nikitin_Tsvetnoy_Blvd.jpg (дата обращения: 9.07.2025).
3 Беляева Е.А. «Оригинальный жанр»: Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа. Санкт-Петербург: Дом детского творчества «Юность», 2016. С. 2. URL: https://ddt-unost.spb.ru/doc/obr/h-origjanr-beliaeva.pdf (дата обращения: 9.07.2025).
4 Федерация воздушной акробатики «RAPA»: сайт. URL: https://f-rapa.ru (дата обращения: 9.07.2025).
5 Российская Федерация. Министерство спорта. О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта: приказ Мин-ва спорта РФ от 11 июня 2024 № 566 (зарегистрирован в Минюсте РФ 09.07.2024 № 78781). URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407090009 (дата обращения: 9.07.2025).
6 Правила воздушной акробатики «Федерация воздушной акробатики». Пермь: RAPA, 2022 (ред. от 02.09.2024). С. 8. URL: https://vk.com/doc124979864_677986367?hash=QujqhNJg2Is4vQZF45Npgoo5fWMZQkLZAHYrJsWVZjk (дата обращения: 9.07.2025).
7 Голодяев К.А. Наш старый цирк // Сибирские огни. 2021. № 7. Цит. по: Журнальный мир: единый ресурс русскоязычных литературных журналов и альманахов: сайт. URL: https://журнальныймир.рф/content/nash-staryy-cirk (дата обращения: 9.07.2025).
8 Костюченко Д.В. Разработка программы по воздушной гимнастике для детей 7–10 лет на базе студии воздушной акробатики и танца «Колибри» и её апробация: выпускная квалификационная работа. Петрозаводский государственный университет, 2019. С. 54.
9 Реестр по дисциплине «Воздушное кольцо» (3 юнош. разряд) // Федерация воздушной акробатики «RAPA»: сайт. URL: https://f-rapa.ru/page67709891.html (дата обращения: 9.07.2025).
10 Реестр спортивных разрядов по дисциплине «Воздушные полотна» // Федерация воздушной акробатики «RAPA»: сайт. URL: https://f-rapa.ru/page39033154.html (дата обращения: 9.07.2025).
11 Реестр по дисциплине «Воздушное кольцо» (МС, КМС, спортивные разряды) // Федерация воздушной акробатики «RAPA»: сайт. URL: https://f-rapa.ru/sp3y (дата обращения: 9.07.2025).
12 Единый календарный план Федерации RAPA на 2024–2025 гг. // Федерация воздушной акробатики «RAPA»: сайт. URL: https://f-rapa.ru/chemp (дата обращения: 9.07.2025).
Список литературы
Калинина Е.А. Очерки истории карельского спорта в 1918–1945 гг. Петрозаводск: ПетрГУ, 2024. 343 с. (а)
Калинина Е.А. Гимнастика в контексте спортивной политики СССР в 1918–1941 годах / Е.А. Калинина, В.П. Умнов // Научный диалог. 2024. Т. 13. № 1. С. 397-414. (б)
Карева Ю.Ю. Роль физической культуры в формировании и развитии личности человека / Ю.Ю. Карева, Е.Е. Беляева // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 102-4. С. 117-119. DOI: 10.18411/trnio-10-2023-216
Осипов Д.В. Спорт в жизни молодежи // Наука–2020. 2017. № 2(13). С. 77-78.
Поспелов О.А. Цирковое искусство в Черновцах в конце ХIХ века // Искусство и культура. 2019. № 4(36). С. 54-62.
Прокофьева Л.Г. Особенности подготовки юных спортсменов воздушной гимнастики на снаряде «воздушные полотна» / Л.Г. Прокофьева, Е.Д. Чупрова // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 56-7. С. 77-80. DOI: 10.18411/lj-11-2019-164 (а)
Прокофьева Л.Г. Специфика воздушной гимнастики как вида спорта / Л.Г. Прокофьева, Е.Д. Чупрова // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 56-14. С. 23-25. DOI: 10.18411/lj-11-2019-300 (б)
Расторгуев С.В. Якутский цирк в структуре культурных индустрий Арктики: становление и современные проблемы / С.В. Расторгуев, М.В. Расторгуева // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 3А. С. 210-217. DOI: 10.34670/AR.2021.35.95.028
Решетникова А.И. Стремительно развивающийся вид спорта: Воздушная гимнастика / А.И. Решетникова, О.Е. Чебенева // Общество, государство, личность: механизмы инновационной деятельности молодежи в решении задач научно-технологического развития: мат-лы XXIV Национальной научно-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. В 3-х ч. (Казань, 26 апреля 2024 г.). Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2024. Ч. 3. С. 83-85.
Чухно В.С. Воздушная гимнастика: красота и вызов гравитации / В.С. Чухно, М.Н. Налимова // Тенденции развития науки и образования 2024. № 105-11. С. 132-134. DOI: 10.18411/trnio-01-2024-563








