В условиях цифровой трансформации большие данные (Big Data) становятся главным инструментом для повышения прозрачности и эффективности избирательного процесса. Статья посвящена правовому регулированию использования больших данных в избирательном процессе в России, выявляются текущие проблемы и предлагаются рекомендации по их решению. Актуальность темы обусловлена быстрым развитием цифровых технологий и их внедрением в различные сферы общественной жизни, включая выборы. Применение больших данных повышает прозрачность и эффективность выборов, что крайне важно в условиях цифровой трансформации. Проблема заключается в необходимости разработки и внедрения правовых механизмов для эффективного использования больших данных в избирательном процессе. Это включает защиту персональных данных, обеспечение кибербезопасности и создание нормативной базы для применения технологий больших данных. Автор утверждает, что использование больших данных в избирательном процессе способствует повышению прозрачности и эффективности, но требует разработки комплексной правовой базы для защиты данных и обеспечения кибербезопасности. Исследования показывают, что использование больших данных гарантирует улучшение процесса принятия решений в правовой сфере [Visvizi: 1].
Целью исследования является разработка правовых механизмов регулирования использования больших данных в избирательном процессе в условиях цифровой трансформации в России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современные цифровые технологии, применяемые в избирательном процессе в России, и выделить текущие правовые нормы, регулирующие использование больших данных в избирательном процессе;
- выявить правовые вызовы, связанные с использованием больших данных в избирательном процессе, и разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования использования больших данных в избирательном процессе;
- проанализировать примеры применения больших данных в избирательном процессе в России и в других странах.
* * * * *
Цифровизация избирательного процесса является приоритетным аспектом трансформации, открывающим новые возможности для повышения прозрачности и эффективности выборов. Единственный нормативный акт закрепляет определение цифровизации1. Это глобальный процесс, охватывающий все аспекты общественной жизни, включая организацию и проведение выборов. Избирательный процесс адаптируется к развитию передовых цифровых технологий, и основные процедуры голосования постепенно переходят на электронные методы. В исследованиях ряда ученых рассматриваются цифровые технологии, используемые в избирательном процессе [Орлова: 17]; [Gadzhieva: 649]; [Белоконев: 51].
Цифровая трансформация избирательного процесса включает внедрение следующих технологий:
1. Дистанционное электронное голосование (далее – ДЭГ). ДЭГ позволяет избирателям голосовать удаленно через интернет, что повышает доступность и удобство голосования, положительно влияя на увеличение явки избирателей, особенно среди тех, кто не может присутствовать на избирательных участках;
2. Электронные списки избирателей (далее – ЭСИ). Цифровые реестры, содержащие информацию о зарегистрированных избирателях, могут обновляться в реальном времени, что способствует уменьшению ошибок в списках избирателей, ускорению процесса регистрации и проверки избирателей;
3. Терминалы электронного голосования (далее – ТЭГ). Эти устройства, установленные на избирательных участках, позволяют избирателям голосовать электронным способом, что ускоряет процесс голосования и подсчета голосов, а также снижает вероятность ошибок при подсчете.
В этом контексте важную роль играют большие данные, которые позволяют анализировать и обрабатывать огромные объемы информации, обеспечивая точное и оперативное принятие решений. В избирательном процессе большие данные играют ключевую роль, предоставляя новые средства для анализа и оптимизации. В российском законодательстве отсутствует термин «большие данные», однако это определение закреплено в глоссарии по информационным технологиям2.
Сбор и анализ больших данных в избирательном процессе исследуются рядом ученых [Балашов: 46]; [Прохоров: 138]; [Мухаметов: 145] и включает четыре ключевых этапа:
1. Сбор данных, который можно разделить на два аспекта:
- источники данных, то есть данные поступают из различных источников, таких как социальные сети, результаты опросов, данные о явке избирателей, ЭСИ, и данные с ТЭГ;
- методы сбора, то есть используются автоматизированные системы и программное обеспечение для сбора данных в реальном времени. Например, данные о поведении избирателей в интернете собираются с помощью трекеров и аналитических платформ [Гундарин: 57].
2. Хранение данных, включающее в себя:
- инфраструктуру, то есть для хранения больших объемов данных используются облачные хранилища и распределенные базы данных, обеспечивающие надежное и безопасное хранение информации;
- безопасность, то есть для защиты данных от несанкционированного доступа и кибератак требует применения современных методов кибербезопасности.
3. Анализ данных, состоящий из:
- применение методов анализа данных, таких как машинное обучение, статистический анализ и алгоритмы искусственного интеллекта (далее – ИИ) для выявления закономерностей и тенденций в данных;
- применение анализа, так как анализ данных используется для прогнозирования явки избирателей, выявления аномалий в процессе голосования и разработки стратегий избирательных кампаний.
4. Интерпретация и использование данных, содержащие:
- прогнозирование и моделирование, поскольку на основе анализа данных создаются модели, помогающие прогнозировать результаты выборов и поведение избирателей;
- принятие решений, то есть результаты анализа используются для принятия обоснованных решений в процессе организации и проведения выборов, а также для улучшения правового регулирования избирательного процесса.
Большие данные применяются для прогнозирования явки, анализа избирательного поведения и выявления аномалий [Петрунин: 45]; [Пономарев: 51].
Во-первых, большие данные позволяют с высокой точностью прогнозировать явку избирателей. Анализ исторических данных о явке, демографических характеристик избирателей, а также данных из социальных сетей и опросов общественного мнения помогает выявить тенденции и паттерны. Это позволяет избирательным комиссиям и политическим кампаниям разрабатывать стратегии для повышения явки, такие как целевые кампании и информационные рассылки.
Во-вторых, анализ больших данных помогает понять поведение избирателей, их предпочтения и мотивы. Сбор данных из различных источников позволяет создать подробные профили избирателей, включающие информацию о политических предпочтениях, уровне вовлеченности в политические процессы и проблемах, которые волнуют избирателей. Это помогает политическим партиям и кандидатам разрабатывать эффективные и персонализированные кампании, направленные на конкретные группы избирателей.
В-третьих, большие данные играют важную роль в выявлении аномалий и предотвращении фальсификаций в избирательном процессе. Анализ данных о голосовании в реальном времени позволяет обнаруживать паттерны, такие как резкое увеличение числа голосов в конкретном регионе или аномально высокая явка в короткий промежуток времени. Эти аномалии могут указывать на возможные нарушения или фальсификации. Использование алгоритмов машинного обучения и ИИ позволяет автоматизировать процесс выявления аномалий и оперативно реагировать на них, что способствует повышению прозрачности и доверия к избирательному процессу.
Таким образом, роль больших данных в избирательном процессе невозможно переоценить. Эта технология позволяет анализировать и прогнозировать поведение избирателей, выявлять аномалии и повышать прозрачность выборов. Поэтому необходимо соответствующее правовое регулирование, которое гарантирует защиту данных, соблюдение прав граждан и справедливость избирательного процесса.
Рассмотрим ключевые законы и нормативные акты, регулирующие использование цифровых технологий в избирательном процессе в Российской Федерации (далее – РФ). Среди них выделяются:
1. Конституция РФ, в частности, пункт «и» статьи 713;
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»4. Этот закон устанавливает требования к защите персональных данных, что особенно важно при использовании больших данных в избирательном процессе;
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5. Закон регулирует защиту персональных данных, обеспечение информационной безопасности и использование информационных технологий;
4. Федеральный закон от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»6. Этот закон устанавливает принципы и гарантии избирательных прав граждан, включая использование электронных технологий в избирательном процессе;
5. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7. В контексте избирательного процесса блокчейн-технологии (далее – БТ) могут значительно повысить прозрачность и безопасность выборов. Применение блокчейна позволяет создать систему, в которой каждый голос фиксируется в распределенном реестре, что исключает возможность изменения или удаления данных;
6. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»8. Программа включает проекты по нормативному регулированию цифровой среды, касающиеся идентификации субъектов правоотношений, электронного документооборота и оборота данных. Ведется разработка нового национального проекта, одной из целей которого является «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Этот проект направлен на создание условий для эффективного использования данных в различных сферах экономики и государственного управления.
Таким образом, перечисленные законы и нормативные акты формируют правовую основу для использования больших данных и цифровых технологий в избирательном процессе, обеспечивая защиту персональных данных, информационную безопасность и прозрачность выборов. Однако для эффективного применения этих технологий необходимо дальнейшее развитие правового регулирования и адаптация существующих норм к новым вызовам цифровой трансформации. Это включает совершенствование законодательства о ДЭГ, внедрение новых технологий в избирательное законодательство, а также обучение и повышение компьютерной грамотности граждан. Выделим четыре ключевых проблемы, связанные с использованием цифровых технологий в избирательном процессе:
1. Обеспечение тайны голосования [Митин: 39]; [Trikanova: 32]; [Зворыкина: 181-182]; [Матренина: 209]. Необходимо гарантировать корректный учёт каждого голоса и сохранение тайны волеизъявления гражданина на всех этапах обработки данных. Для решения этой проблемы следует:
- внедрить автоматическое шифрование данных и систему «свертки», чтобы исключить возможность отслеживания, с какого устройства или через какой личный кабинет был подан голос;
- использовать БТ, которые предотвращают внесение изменений в зафиксированную информацию о результатах голосования;
- защитить базу персональных данных с помощью разовых идентификаторов, используемых в базе данных результатов голосования;
- хранить данные голосования в обезличенном виде, чтобы невозможно было определить, кто за кого проголосовал.
2. Необходимость разработки дополнительных правовых норм9 [Салицкая: 117]. В связи с отсутствием текущего правового регулирования и необходимостью внедрения новых технологий предлагается:
- создать базовую модель правового регулирования цифровых технологий, поддерживающую баланс между сохранением общественных и правовых ценностей и свободным развитием новых технологий, учитывая принципы социальной справедливости, равноправия и защиты прав человека;
- устранить пробелы и несовершенства в текущих законах, разработав отдельные нормы для регулирования использования больших данных в избирательном процессе;
- создать правовые условия для формирования цифровых компетенций через непрерывное образование, включая разработку образовательных программ и курсов для повышения цифровой грамотности и навыков работы с новыми технологиями;
- включить положения нового указа Президента РФ, определяющего цели цифровой трансформации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы10;
- учитывать новый национальный проект «Экономика данных», направленный на решение проблем, связанных с развитием цифровых технологий, включая развитие инфраструктуры для сбора, передачи и хранения данных, обеспечение безопасности данных и разработку стандартов и протоколов работы с данными.
3. Уязвимости каналов связи. Информация о результатах голосования избирателя передается в центр обработки данных, что может быть подвержено кибератакам [Pierrick: 9]. Для решения этой проблемы необходимо использовать шифрование, чтобы криптопрограмма зашифровывала результаты голосования и исключала возможность злоумышленного изменения протоколов.
4. Контроль за соблюдением прав избирателей и кандидатов в интернете. Проблема касается, например, агитации в сети, где обеспечить необходимый контроль крайне сложно [Головина: 22]; [Пугачев: 11]. Для решения этой проблемы предлагается разработать и принять Федеральный закон «Об основах электронного голосования в РФ» [Котикова: 183], что обеспечит безопасность механизма ДЭГ.
Таким образом, правовые вызовы, связанные с использованием больших данных в избирательном процессе, требуют тщательного анализа и разработки соответствующих нормативных актов. Для лучшего понимания этих аспектов необходимо рассмотреть практические примеры, демонстрирующие, как различные юрисдикции справляются с этими проблемами и какие эффективные решения находят.
Технология Big Data активно использовалась в избирательном процессе различных стран:
- Предвыборные кампании Барака Обамы в Соединенных Штатах Америки (далее – США). В 2008–2009 и 2012–2013 годах технологии Big Data применялись для оптимизации привлечения пожертвований, повышения эффективности рекламы и разработки тактики предвыборных мероприятий с учётом настроений различных групп избирателей11.
- Выборы в Индии 2014 года. Партия Бхаратия Джаната (BJP) использовала Big Data для анализа социальных медиа и других источников данных, чтобы лучше понять настроения избирателей и адаптировать предвыборные стратегии12.
- Референдум по Brexit в Великобритании в 2016 году. Большие данные сыграли ключевую роль, используя данные для влияния на общественное мнение и принятие решений избирателями [Mavragani: 1].
- Предвыборная кампания Дональда Трампа в США в 2016 году. Big Data позволили анализировать социальные сети и аккаунты кандидатов, создавать виртуальные портреты и выявлять закономерности, влияющие на решение избирателей13.
- Президентская гонка во Франции 2017 года. Команда Марин Ле Пен использовала Big Data для анализа предпочтений избирателей и разработки стратегий кампании14.
- Парламентские выборы в Новой Зеландии 2017 года. Big Data и блокчейн использовались для анализа и таргетированного воздействия на электорат [Федорченко: 69].
- Президентские выборы в Сьерра-Леоне 2018 года. Это были первые в мире выборы с использованием технологии Big Data и блокчейна [Алексеев: 51].
Использование Big Data в избирательном процессе РФ связано с тем, что современные технологии позволяют связывать большие объемы доступных данных о человеке, его поведении и предпочтениях [Тихомиров: 84]. В РФ было предпринято две попытки урегулировать «большие данные». Первый законопроект от 23 октября 2018 года предлагал закрепить термин «большие пользовательские данные» и создать «Реестр операторов больших пользовательских данных», который будет вести Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций15. Однако это требовало значительных финансовых вложений из федерального бюджета.
Второй законопроект от 14 февраля 2020 года предлагал закрепить термин «большие данные»16, но был отклонен из-за обширного определения и коррупционных рисков.
Пандемия COVID-19 подчеркнула важность регулирования больших данных в РФ. В условиях пандемии большие данные использовались для отслеживания распространения вируса, управления ресурсами здравоохранения и информирования общественности [Губайдуллина: 16]. Поэтому необходимо разработать и принять Федеральный закон «О больших данных (Big Data) в Российской Федерации» который:
1. Выведет текущую практику использования больших данных из «серой зоны» и согласует с законом, создавая прозрачные и понятные правила для участников;
2. Устранит серьезные барьеры в построении цифровой экономики, ускоряя внедрение технологий больших данных в различных отраслях;
3. Способствует формированию у граждан ответственного отношения к персональными данными, что важно для защиты прав и свобод в цифровую эпоху.
Государственная автоматизированная система «Выборы» (далее – ГАС «Выборы») является ярким примером использования Big Data. Эта система собирает и обрабатывает данные о каждом участнике избирательного процесса. Новая концепция развития ГАС «Выборы 2.0» до 2030 года предполагает развитие информационных сервисов для кандидатов, избирателей и членов избиркомов, а также расширение ДЭГ и полный переход на новую цифровую платформу к 2025 году.
Практические примеры использования больших данных в избирательных процессах наглядно демонстрируют, как различные страны адаптируют правовые системы к новым вызовам цифровой эпохи. Эти примеры позволяют выявить как успешные практики, так и области, требующие дальнейшего совершенствования. Важно постоянно мониторить и адаптировать правовое регулирование для обеспечения справедливости и прозрачности выборов в условиях цифровой трансформации.
* * * * *
В России цифровые технологии активно внедряются в избирательный процесс, что значительно улучшает доступность и удобство голосования для граждан. Основные направления включают ДЭГ, ЭСИ и ТЭГ. Эти технологии способствуют созданию единого избирательного пространства, обеспечивая прозрачность и доступность для всех участников процесса. Автор выделяет шесть нормативных актов, которые формируют правовую основу для использования технологии Big Data, и рекомендует разработать и принять два новых нормативных акта: Федеральные законы «Об основах электронного голосования в Российской Федерации» и «О больших данных (Big Data) в Российской Федерации».
Автор выделяет четыре правовых вызова: обеспечение тайны голосования, проблема правового регулирования, уязвимость каналов связи и проблема контроля за соблюдением прав избирателей. В связи с названными правовыми вызовами автором предлагается:
- применение технологий шифрования с длиной ключа не менее 256 бит для защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа;
- легализация использования БТ для исключения возможности изменения или удаления голоса в распределенном реестре;
- разработка новых законодательных актов для правового регулирования таких цифровых технологий, как блокчейн и большие данные. Для блокчейна следует закрепить понятие и правовые режимы, а для Big Data - понятие, обработку и операторов больших данных, а также расширить понятие персональных данных;
- использование современных криптографических методов для защиты информации от кибератак, включая многоуровневую аутентификацию и шифрование данных;
- проведение информационных кампаний о правах избирателей и механизмах их защиты в условиях электронного голосования.
Эти предложения помогут создать безопасную и прозрачную систему электронного голосования, что повысит доверие граждан к избирательному процессу. Успешные примеры применения больших данных наблюдаются как в России, например, использование онлайн-голосования на выборах, так и в других странах, таких как США, где аналитика активно используется в предвыборных кампаниях.
Примечания
1 Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 // КонсультантПлюс: сайт. Москва, 1997–2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2024).
2 Information Technology Glossary // Gartner: analytical website. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary/big-data (дата обращения: 11.11.2024).
3 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // КонсультантПлюс: сайт. Москва, 1997–2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2024).
4 О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт. Москва, 1997–2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2024).
5 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт. Москва, 1997–2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2024).
6 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт. Москва, 1997–2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2024).
7 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт. Москва, 1997–2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2024).
8 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7 // КонсультантПлюс: сайт. Москва, 1997–2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2024).
9 Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышления на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. Столичный выпуск. 2018. № 115 (7578).
10 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 // КонсультантПлюс: сайт. Москва, 1997–2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2024).
11 Big Data and the U.S Presidential Campaign // Mit Sloan: Management Revue. Massachusetts Institute of Technology, 1977–2024. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/big-data-and-the-u-s-presidential-campaign/ (дата обращения: 11.11.2024).
12 Indian Government Using Big Data to Revolutionise Democracy // Dataconomy: website. Dataconomy Media Gmbh. URL: https://dataconomy.com/2014/11/27/indian-government-using-big-data-to-revolutionise-democracy/ (дата обращения: 11.11.2024).
13 Did Big Data get «Trumped» in Election 2016? // The Hill: website. Nexstar Media Inc., 1998–2024. 2016. URL: https://thehill.com/blogs/pundits-blog/presidential-campaign/307303-did-big-data-get-trumped-in-election-2016/ (дата обращения: 10.11.2024).
14 Quand le big data prédit un deuxième tour entre François Fillon et Marine Le Pen // France24: news website. 2017. URL: https://www.france24.com/fr/20170420-predict-the-president-big-data-election-francois-fillon-marine-le-pen-telecom-paristech (дата обращения: 11.11.2024).
15 Законопроект № 571124-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/571124-7?ysclid=m34qtvr2dj38817433 (дата обращения: 11.11.2024).
16 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=99581 (дата обращения: 11.11.2024).
Список литературы
Алексеев Р.А. Проблемы становления российской демократии и роль в этом процессе избирательной системы, технологий Big Data и блокчейн // Журнал политических исследований. 2019. Т. 3, № 1. С. 40–52.
Балашов Б.М. Большие данные и их применение в предвыборной борьбе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11. С. 46–50.
Белоконев С.Ю. Цифровые технологии в современных избирательных кампаниях: особенности применения / С.Ю. Белоконев, М.С. Васильев, В.В. Титов // Власть. 2019. Т. 27, № 4. С. 51–57. DOI: 10.31171/vlast.v27i4.6585.
Головина А.А. Электронное голосование и трансформация права в современную цифровую эпоху // Избирательное законодательство и практика. 2019. № 2. С. 20–23.
Губайдуллина Э.Х. Проблемы и перспективы правового регулирования использования Больших данных в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2021. № 154. С. 14–17. DOI: 10.14451/2.154.14.
Гундарин М.В. Использование искусственного интеллекта в предвыборных кампаниях / М.В. Гундарин, П.А. Олешко // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2023. № 28. С. 57–66.
Зворыкина Е.В. Перспективы применения технологии блокчейн на выборах в России // Гражданин. Выборы. Власть. 2018. № 4. С. 179–183.
Котикова Д.В. К проблеме правового регулирования дистанционного электронного голосования // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. № 2(16). С. 174–184.
Матренина К.Ю. Принцип тайного голосования при использовании современных информационных технологий // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 3. С. 206–211.
Митин Г.Н. Перспективы воздействия цифровых технологий на принципы избирательного права // Избирательное законодательство и практика. 2017. № 4. С. 37–39.
Мухаметов Д.Р. Технологии big data в политических процессах: возможности и риски // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9, № 6(42). С. 143–149. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-143-149.
Орлова М.Ю. К вопросу о цифровизации избирательного процесса // Научные записки НГУЭУ. 2022. № 4. С. 17–19.
Петрунин Ю.Ю. Big Data и нейросетевые технологии в изучении электорального поведения / Ю.Ю. Петрунин, Ю.А. Силуянова, М.Г. Мягков [и др.] // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2019. Т. 21, № 4. С. 45–57. DOI: 10.18127/j19998554-201904-08.
Пономарев А.Я. Вопросы прогнозирования избирательного процесса / А.Я. Пономарев, А.В. Пупышев // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 3(13). С. 48–55.
Прохоров Э.Т. Влияние Big Data на выборы:возможности и ограничения / Э.Т. Прохоров, Ю.А. Смирнов // Молодой ученый. 2021. № 36(378). С. 138–139.
Пугачев Р.В. Московские выборы-2019 в контексте политики и технологий // Выборы: теория и практика. 2019. № 3(51). С. 10–17.
Салицкая Е.А. Законодательное регулирование научной и инновационной деятельности: опыт субъектов РФ // Наука. Инновации. Образование. 2015. Т. 10, № 2. С. 111–137.
Тихомиров Ю.А. Интерпретация и применение больших данных в юриспруденции и юридической практике / Ю.А. Тихомиров, А.В. Кашанин, В.Д. Чураков [и др.]. Москва: Юстицинформ, 2021. 188 с.
Федорченко С.Н. Big Data в политическом процессе Новой Зеландии // Обозреватель. 2018. № 6 (341). С. 66–82.
Gadzhieva A.O. Electronic voting technologies in elections: Russian and foreign experience // RUDN Journal of Law. 2023. Vol. 27, No. 3. P. 649–669. DOI: 10.22363/2313-2337-2023-27-3-649-669.
Mavragani A. Predictability analysis of the Pound’s Brexit exchange rates based on Google Trends data / А. Mavragani, K. Gkillas, K. P. Tsagarakis // Journal of Big Data. 2020. Vol. 7, No. 79. P. 1–19. DOI: 10.1186/s40537-020-00337-2.
Pierrick G. Breaking the encryption scheme of the Moscow internet voting system / G. Pierrick, A. Golovnev // Financial Cryptography and Data Security: 24th International Conference, FC 2020, Kota Kinabalu, Malaysia, 10–14 February, 2020 Revised Selected Papers 24. 2020. P. 32–49. DOI: 10.1007/978-3-030-51280-4_3.
Trikanova S.A. Actual directions of the development of Russian Federation electoral law in the context of the introduction of digital technologies into the electoral process / S.A. Trikanova, N.N. Kuleshova // Выборы: теория и практика. 2018. No. 3(47). P. 30–33.
Visvizi A. Big Data and decision-making: how Big Data is relevant across fields and domains // A. Visvizi, O. Troisi, M. Grimaldi // Big Data and decision-making: Applications and uses in the public and private sector. Leeds: Emerald Publishing Limited, 2023. P. 1–11. DOI 10.1108/978-1-80382-551-920231001.