На сегодняшний день институциональный подход включает в себя пять базовых социальных институтов: семья, политика, экономика, образование и религия [Кравченко: 292]. Они служат основой для обеспечения стабильности социальной системы. Доктор медицинских и социологических наук, академик Андрей Вениаминович Решетников обосновывает необходимость более глубокого и детального изучения медицины и преобразования её в самостоятельный социальный институт в Российской Федерации.
Медицина не может существовать без общества. Именно общество детерминирует принципы практикуемой медицины; большое количество болезней зависит от социальных условий: дохода, жилья, густонаселенности населенного пункта, доступности медицинских учреждений и т. д. Общество определяет и устанавливает критерии болезни как отклонения от нормы, а также способы борьбы с этими отклонениями [Bhugra].
Актуальность нашего исследования наилучшим образом можно проиллюстрировать благодаря стоматологии, поскольку она является одной из наиболее показательных отраслей медицины, в которой можно описать социальное взаимодействие. За последние 20–30 лет стало появляться больше работ, связанных с социальными аспектами стоматологии. В работах американских исследователей (В. Кокерхам, Л. Коэн, О. Ши и др.) в основном прослеживается тенденция на популяризацию социологии в стоматологии и актуализацию проблем, имеющих социальное начало. Основными темами работ являются: взаимоотношения «врач – пациент», социальное неравенство в доступе к стоматологической помощи, освоение стоматологической профессии, изучение взаимосвязи уровня жизни и стоматологического здоровья, а также практическое применение социологического знания в социальной политике. Однако, институциональный анализ стоматологии практически не упоминается.
В России социология стоматологии ещё не сформировалась и большинство исследований в той или иной форме перенимают опыт американских коллег. Также, в отличие от Америки, в отечественной практике социологией в медицине (как и в стоматологии) занимаются в основном медики, что еще раз подчеркивает актуальность именно социологического рассмотрения.
Выделение стоматологии в отдельный социальный институт обусловлено спецификой и значимостью для здоровья человека. Именно красивая улыбка и здоровые зубы являются не только признаком физического здоровья, но и отражают социальные факторы: статус, престиж, благополучие. Стоматология оказывает влияние на формирование ценностей, жизненных стратегий, социальных отношений в жизни людей. Лицо человека и его улыбка – первые механизмы социального взаимодействия, детерминирующие долю успеха человека в обществе. Эстетически «красивые зубы» в первую очередь благоприятно влияют на социально-культурную жизнь человека, а лишь затем исполняют свою функциональную задачу. Нет никакой физиологической нужды в излишнем отбеливании зубов или установлении виниров, коронок, создающих «идеальную улыбку». Напротив, зачастую подобные практики приводят к ухудшению качества зубов или заставляют человека обращаться за помощью стоматолога с определенной периодичностью для обновления результатов эстетического вмешательства. Однако «идеальные зубы» (ровные, белые) являются частью эталона красоты в западных обществах, состояние и вид зубов занимает значительное место в идеалах красоты многих стран мира. В работе мы постараемся дать ответ на то, как институт стоматологии, пройдя этапы институционализации, занял значительное место в системе здравоохранения и обществе. Несмотря на то, что экономически способные граждане во многом смогли избавиться от заболеваний зубов, они всё ещё обращаются к стоматологам, но уже за эстетическими услугами. Таким образом, во многих обществах мира, в том числе российском, формируются новые социальные нормы, проявляющиеся в образовательных инициативах, развитии профессиональных стандартов, внедрении новых технологий и др. Осознание значимости здоровья полости рта становится все более важным, подчеркивая роль стоматологии в современном обществе.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение влияния института стоматологии на формирование социальных норм и практик. Для достижения цели в рамках работы выполним ряд задач:
- определить структурные элементы стоматологии как социального института, опираясь на предложенные А.В. Решетниковым элементы медицины как социального института;
- рассмотреть факторы институционализации и трансформации социального института стоматологии;
- исследовать роль стоматологии как социального института в формировании социальных норм и практик.
Объектом данного исследования стала стоматология как социальный институт, его предметом – структурные элементы стоматологии как социального института. В качестве основных методов исследования выделяем анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, а также работу со вторичными данными переписей, информацией, собранной государственными ведомствами. В качестве основной гипотезы примем положение о том, что стоматология как институт не только способствует обеспечению здоровья населения, но и оказывает сильное влияние на формирование социальных норм, связанных с поддержанием статуса и благополучия.
Обычно болезни полости рта не приводят к смерти человека, а поэтому имеют иное социальное значение, в отличие от общих заболеваний. Здоровые зубы имеют существенное значение для социальной адаптации и психологического комфорта человека. Социальный институт стоматологии также имеет элементы, которые можно рассмотреть через призму структурных элементов социального института медицины, предложенных А.В. Решетниковым – провозглашаемые цели и задачи; образцы поведения, установки, правила и система санкций; символические черты; утилитарные черты; устная и письменная традиции [Решетников: 1].
- Провозглашаемые цели и задачи: укрепление здоровья зубов и ротовой полости, предотвращение заболеваний зубов и десен, равнодоступная качественная стоматологическая помощь, профилактика и сохранение зубов и т. д.
- Образцы поведения, установки, правила и система санкций: самосохранительное поведение в отношении здоровья зубов, здоровый образ жизни (правильное питание, гигиена полости рта), участие в профилактических мероприятиях (профилактические осмотры, чистка зубов), комплаентность при лечении зубов, обеспечение стоматологами качества стоматологической помощи и др.
- Символические черты: зуб, зубная щетка и паста, рентгеновский снимок зубов, стоматологическая карта, зубной инструментарий, белый халат стоматолога и др.
- Утилитарные черты: стоматологическая клиника (частная или государственная), кабинет стоматолога, стоматологическое оборудование, стоматологическое страхование и др.
- Устная и письменная традиции: законы и нормативные акты в области стоматологии, стоматологическое образование, роли и статусы стоматолога и пациента, страхование, стоматологическая терминология и др.
Понимание элементов стоматологии как социального института начнём с анализа социальных статусов и ролей, которые образуются в рамках этого института.
Стоматология начала свое развитие как отдельная дисциплина в XVIII–XIX веках, когда стали появляться первые профессиональные объединения и учебные заведения. В это время формировались основные принципы стоматологической практики, определялись функции и атрибуты. В начале XX века с образованием профессиональных ассоциаций стоматологов начался процесс легитимации стоматологии как профессии. Создание образовательных и практических стандартов подняло статус стоматологов, заложило основы профессиональной этики и подвергло стоматологические услуги новому общественному восприятию. Принятие законодательных актов, регулирующих деятельность стоматологов, стало важным этапом институционализации. Лицензирование, сертификация и аккредитация учебных заведений обеспечили контроль качества услуг и защиту прав пациентов, что укрепило доверие к стоматологам и их практике. С развитием науки и технологий стоматология приобрела научную основу. Исследования привели к созданию новых методов лечения и профилактики заболеваний зубов, что изменило подходы к уходу за полостью рта и повлияло на социальные нормы в области заботы о здоровье зубов. Институт стоматологии, пройдя этапы институционализации, занял значительное место в системе здравоохранения и обществе. Влияние стоматологии на формирование социальных норм проявляется через образовательные инициативы, развитие профессиональных стандартов и внедрение новых технологий. Осознание значимости здоровья полости рта становится всё более важным, подчеркивая роль стоматологии в современном обществе.
Основные роли в институте медицины и стоматологии – врач и пациент (больной). Ключевыми составляющими статусной позиции врача выступают знания и профессиональные качества, экономические характеристики его должности, социально-психологические установки и этические нормы [Решетников: 75]. «Роль больного», описанная Т. Парсонсом, в сущности, описывает человека, имеющего болезнь и не способного помочь себе самостоятельно. Дополнительно назовем роли медицинской сестры, координатора или администратора медицинского учреждения и страхового представителя. Считаем важным учитывать и дополнительные роли, поскольку при взаимодействии пациента с учреждением в целях получения медицинской помощи он проходит через несколько уровней и специалистов (кроме непосредственно врача), которые способствуют установлению социальных связей, норм и ценностей в рамках медицинского института. Например, медицинская сестра выполняет не только функции по уходу за пациентами, но и способствует созданию доверительных отношений между пациентом и врачом.
С.А. Варгина отмечает и острую необходимость социологического осмысления взаимоотношений врача-стоматолога, детей и их родителей. Дело в том, что согласно исследованиям, большинство родителей (62–66 %) имеют негативный опыт лечения зубов и передают своим детям страх перед стоматологическим лечением [Варгина: 22]. Дентофобия, чаще всего появляющаяся в детстве, является одной из причин снижения общего стоматологического статуса населения в масштабах страны, а также серьезным препятствием при диагностике и лечении болезней, поскольку страх останавливает человека от обращения к врачу [Молофеева]. По итогам исследования В.Г. Табатадзе автор приходит к выводам о том, что действия врача стоматолога-ортодонта выходят за границы его профессиональной роли; для ребенка он выступает как агент социализации и должен обладать знаниями возрастной психологии детей и деонтологии, стимулируя положительные поведенческие реакции у детей-пациентов на всех этапах лечения. Также личный опыт родителей в общении с врачом является определяющим для ребенка [Табатадзе: 21]. Это говорит о том, что важным аспектом для понимания взаимодействия и усвоения норм внутри института стоматологии также является (и оказывает влияние) опыт социализации, характеризующийся влиянием роли родителя на ребенка.
Проявления гендерных различий в стоматологии также оказывают немаловажное влияние на развитие области и полноценность реализации возможностей специалистов. Социальный портрет врача-стоматолога характеризуется выраженной гендерностью (женщины 68,6 %), однако в стоматологической «элите» (ведущие ученые, руководители отрасли и клиник) женщин всего около 20 % [Маслак]. Медики И.М. Макеева и Э.Г. Маргарян связывают данное явление с полифункциональностью социальной роли женщины [Маргарян]. По итогам исследования 124 врачей-стоматологов было выявлено, что профессия стоматолога является преимущественно «мужской», а основной причиной, из-за которой женщина-стоматолог не может занимать руководящую должность, опрошенными женщинами была названа «занятость домашним хозяйством и воспитанием детей» [Макеева].
Прежде чем перейдём к анализу функций стоматологии, рассмотрим особенности институционализации и факторы трансформации социального института. Цель нашей работы направлена на выявление влияния стоматологии на социальные практики, формирование социальных норм, однако также справедливо говорить о том, что подобная тенденция существует относительно недолго. Рассмотрим факторы, детерминирующие трансформацию стоматологии как социального института.
1. Доступность стоматологической медицинской помощи.
В России доступность медпомощи означает удобство предоставления и своевременное получение качественных медицинских услуг, возможность свободного выбора медицинского учреждения и лечащего врача [Васильцова]. С приходом Советской власти произошли значительные изменения в здравоохранении. Основным принципом стало обеспечение бесплатной и доступной помощи всем гражданам, хотя ранее стоматологическая помощь была доступна в основном для представителей высших слоев общества. Несмотря на то, что из-за высокой нагрузки стоматологи СССР были вынуждены оказывать лишь неотложную помощь, а в первые послевоенные годы Минздрав СССР и вовсе отказался от идеи бесплатного зубного протезирования, меры по использованию имеющегося потенциала благоприятно повлияли на развитие и доступность стоматологии [Гончар]. Таким образом, за 10 послевоенных лет в СССР число стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов в городах увеличилось в 1,2 раза, а в сельской местности – в 2,5 раза; число зубопротезных учреждений в городах выросло в 3,5 раза, а в сельской местности – в 8,6 раза [Гончар]. С конца 1980-х годов, в связи с сокращением бюджетного финансирования ухудшилось состояние государственных и муниципальных учреждений, в результате этого начал развиваться рыночный сектор. С этих пор в стране наблюдается очень четкое разделение на сектор частной и государственной стоматологии, а степень доступности к качественным услугам напрямую зависит от уровня доходов и типа местности (городская или сельская) [Васильцова].
На данный момент стоматология в России является достаточно развитым сегментом медицины, наблюдается широкое предложение медицинских услуг, но в тот же момент граждане с низкими доходами не могут ими воспользоваться. По оценкам BusinessStat1, в России с 2019 г. наблюдается снижение численности коммерческих стоматологических приемов, а связано это с оттоком населения, снижением покупательской активности и переориентацией спроса в сектор ОМС, в рамках которого массово не представляется возможным оказание помощи с применением современных технологий, инструментов и материалов.
Таким образом, на современном этапе несрочные стоматологические услуги являются привилегией и доступ к ним имеют только обеспеченные граждане. В рамках проекта «Здравоохранение» планируется строительство новых стоматологических клиник, повышение доступности и качества медицинской помощи. Однако разрыв между частным и государственным сектором порождает неравенство, и разрешение этой проблемы требует благоприятных социально-экономических условий в стране.
2. Цифровизация и цифровая трансформация.
Цифровая трансформация представляет собой внедрение технологий и процессов, которые без цифровых технологий не существовали раньше, пересмотр старых моделей [Нигай]. Данные процессы оказывают широкое влияние не только на стоматологию, но и на всю систему здравоохранения в целом. В России в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»2 существует система для измерения уровня цифровизации в государственных, а с 2019 г. и в частных медицинских образованиях. ЕГИСЗ своей целью преследует объединение всех медицинских организаций в единую информационную сеть для автоматизации процессов. На сегодняшний день в реестре содержится более 90 тысяч записей о медицинских организациях3, в том числе стоматологического профиля. Цифровизация также выражается в дистанционном обслуживании пациентов, вовлечении и обучении пациентов и врачей, электронной записи на прием, контроле повторных посещений, усиливается тенденция на персонализированную медицину и др. [Апресян]. Распространение доступа к стоматологии за счёт цифровизации становится важным фактором, еще сильнее оказывающим влияние на зависимость социальной жизни человека от деятельности стоматологических организаций.
Отметим и факт того, что коммерческая стоматология, обеспечивающая граждан большим спектром услуг, не входящих в ОМС, имеет специфику – минимальный промежуток от появления инновации до её применения. За счёт высокого уровня коммерциализации сферы становится возможным финансирование дорогостоящей аппаратуры и потенциальное обеспечение большего количества граждан инновационным лечением.
3. Расширение доступа к информации благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение ИКТ в стоматологии стало важным условием для перехода стоматологического знания из табуированного в разряд публичного и популярного. По итогам исследования ФГБУ «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России совместно с Белгородским государственным университетом, было выявлено, что из 450 опрошенных пациентов 64,8 % из них позитивно относятся к размещению в Интернете материалов по профилактике стоматологической патологии, новых достижениях стоматологии, о специалистах стоматологического профиля, ориентированных непосредственно на оказание медицинских услуг населению [Калининская]. Подобные методы востребованы в связи с распространенностью заболеваний, недостаточной удовлетворенностью качеством стоматологической помощи и доступности по месту жительства.
В связи с этим, очевиден тот факт, что технологии ИКТ в стоматологии способствуют повышению санитарной грамотности населения, что является важным фактором повышения продолжительности и уровня жизни. Сегодня в интернете, в том числе в социальных сетях, существует огромное количество информации о заболеваниях полости рта и необходимости изменения своей улыбки, распространяемых как независимыми врачами, так и стоматологическими клиниками. Представители шоу-бизнеса и медиа являются агентами, распространяющими идею об идеальной улыбке в обществе.
4. Внедрение социальных дисциплин в программы стоматологического образования.
Изучение студентами-стоматологами социальных и гуманитарных дисциплин является очень важным элементом подготовки специалистов. Социальные факторы и условия жизни оказывают очень сильное влияние на здоровье человека и перспективы его изменения. С начала XXI века в соответствии с Международными стандартами медицинского образования (НПР) современная программа обязательно включает теоретическую подготовку в области социологии медицины [Климова]. Понимание социологических аспектов медицины и здоровья, а также знакомство с особенностями социальной работы стало важным для современного стоматолога, формирует его мировоззренческие навыки и повышает уровень социальной ответственности как гражданина и специалиста [Павлова].
Рассмотрев направления трансформации, назовем функции социального института стоматологии, опираясь на систему AGIL (предложенную Т. Парсонсом):
- адаптация: модернизация и цифровизация системы стоматологической помощи, внедрение новых технологий и материалов, развитие онлайн-консультаций в стоматологии;
- целедостижение: профилактика и укрепление здоровья зубов и полости рта, повышение качества и доступности стоматологической помощи, улучшение качества жизни пациентов, формирование культуры ухода за зубами и полостью рта;
- интеграция: совершенствование организаций стоматологической помощи, формирование общественных организаций по защите прав пациентов в стоматологии, развитие междисциплинарного взаимодействия стоматологии с другими областями науки и сфер жизни;
- поддержание целостности: воспроизводство кадров в системе стоматологического образования, профессиональная социализация стоматологов, трансляция социально-ролевых моделей и ценностно-нормативных образцов поведения в стоматологии, выработка и поддержание этических стандартов в стоматологии, присвоение статусных позиций в иерархии стоматологии.
Стоматология как социальный институт, ориентированный на обеспечение здоровья полости рта, сталкивается с рядом дисфункций, которые влияют на качество предоставляемых услуг и доступность ухода для населения. Эти дисфункции подрывают целостность института, затрудняя его эффективность и достижение желаемых результатов:
- фактическое снижение доступности стоматологической помощи в системе бюджетного стоматологического обслуживания;
- неравное обеспечение доступности стоматологических услуг и прибегание к самолечению (развитие альтернативной медицины);
- существование теневых стоматологических услуг;
- рост платных стоматологических услуг и одновременное сокращение числа стоматологических организаций;
- неравномерный доступ к качественной стоматологической помощи. Финансовые барьеры, географическая отдаленность от специализированных клиник, недостаток квалифицированных кадров в отдельных регионах – всё это приводит к тому, что часть населения лишена возможности получить необходимое лечение. В результате возрастает риск развития серьёзных заболеваний полости рта, что может отрицательно повлиять на общее здоровье и качество жизни;
- низкий уровень профилактики в стоматологии. Многие люди не знают о важности регулярных профилактических осмотров, неправильно ухаживают за зубами и деснами. В результате профилактические меры превращаются в необходимость лечения уже существующих проблем, что требует значительно больших затрат времени и финансовых ресурсов;
- проблема недоверия к стоматологам. Многие пациенты боятся болезненных процедур, не доверяют медицинскому персоналу или просто не имеют достаточно информации о современных методах лечения. Это может привести к отказу от необходимой помощи, что в конечном счете усугубит проблему.
В соответствии с системой AGIL, предложенной Парсонсом, предполагается, что социальные системы функционируют в относительной стабильности, однако в реальности социальные системы подвержены постоянным изменениям и кризисам. Модель может не учитывать динамику изменений и адаптацию систем к новым условиям, что делает её менее эффективной для анализа быстро меняющихся социальных реалий.
Попробуем также обобщить и сформулировать более универсальные функции, описывающие институт стоматологии:
- Основная функция стоматологии заключается в профилактике, диагностике и лечении заболеваний полости рта.
- Образование и просвещение является также важной функцией, поскольку обучение пациентов правильному уходу за зубами и деснами приводит к улучшению общего состояния здоровья и снижению риска стоматологических заболеваний.
- Социальная стратификация проявляется особенно в сфере эстетической стоматологии, поскольку доступ к подобным услугам может являться показателем социального статуса, финансового благополучия и принадлежности к определенной социальной группе.
- Социальная адаптация и коммуникация. Стоматология помогает людям чувствовать себя уверенно в социальных ситуациях, что положительно сказывается на их самооценке и межличностных отношениях. А вот проблемы с зубами, наоборот, могут привести к социальной изоляции и снижению качества жизни, поэтому стоматологическая помощь имеет важное значение для социальной интеграции.
- Социальная поддержка. Стоматология оказывает поддержку пациентам, помогая им справляться с тревогой и страхами, связанными с лечением зубов. Профессиональные стоматологи обучены не только лечить физические проблемы, но и в некотором смысле обладают навыками психолога [Варгина], что важно для создания комфортной атмосферы во время визитов, а также повысить эффективность лечения.
- Стоматология также выполняет экономическую функцию, обеспечивая рабочие места и способствуя развитию смежных отраслей (фармацевтика, производство стоматологических материалов и др.). Кроме того, здоровье полости рта связано с производительностью труда и успешностью трудоустройства.
Таким образом, мы выделили структурные элементы, роли и функции стоматологии как социального института. Для усиления положения о необходимости рассмотрения стоматологии как института, рассмотрим существующие в секторе социальные практики.
Социальные практики – совокупность действий индивидов, человеческих общностей и организаций, направленных на обеспечение устойчивого функционирования социальных институтов и общества в целом [Смирнова]. Деятельностный потенциал реализуется через социальные практики, а анализ социальных практик позволяет объяснить важные аспекты социальных изменений в современном мире.
Перед началом анализа социальных практик в сфере здоровья дадим интерпретацию самому понятию «здоровье». В социологии существуют различные подходы к его определению, но в рамках данной работы мы примем определение ВОЗ: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»4. Оно представляется наиболее оптимальным, поскольку охватывает как медицинский, так и социально-психологические аспекты.
Для анализа социальных практик, связанных со здоровьем зубов, примем два критерия. Первый – непосредственное физическое здоровье зубов, возможность осуществлять жевательную функцию, отсутствие хронических болей и т. д. Этот критерий нас будет интересовать как социологов, так как осуществление физических функций также связано с социальной активностью человека и осознание своего неравенства среди других людей может приводить к неуверенности или социальной эксклюзии.
Второй критерий – эстетическая красота зубов. Несмотря на распространенность мнения о том, что красота субъективна для каждого человека, множество исследований доказывает, что это не совсем так. Во-первых, существуют предположения о том, стремление человека к красоте отражает работу базового инстинкта. Мы воспринимаем красоту не как рациональное созерцание, а как ответ на физическую необходимость. Более современный подход из области нейробиологии свидетельствует о том, что часть мозга, отвечающая за вознаграждение, начинает активно работать, когда человек видит привлекательное лицо [Aharon]. Во-вторых, определенный эталон красоты меняется в зависимости от культуры, а также в различных исторических периодах внутри одной культуры. Сейчас во многих современных обществах именно белые и ровные зубы являются эталоном красоты и помогают или ограничивают человека в осуществлении социальной функции.
Феномен «белых и ровных зубов как социальной прерогативы» хорошо описан в американских исследованиях, поскольку именно там белые зубы являются одним из основных маркеров успешности [Khalid]. Белые и ровные зубы стали важными в обществе благодаря 2 факторам: 1) развитию стоматологического знания и технологий лечения; 2) активной пропаганде в СМИ, медиа и кино культуры красоты, провозглашающей единые стандарты привлекательности, включая белые и ровные зубы. Начиная с 1950-х годов в Америке, а затем и во всём мире началось активное развитие индустрии рекламы и медиа. Произошел невероятный рост в прибыли и развитии многих индустрий, в том числе стоматологии и стоматологической хирургии, связанной в том числе с пластической хирургией. Причиной этого стала массовая инвалидизация населения после Второй мировой войны и необходимость практически полной реставрации челюстного сустава солдат для восстановления социальных ролей в гражданской жизни [Khalid].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие красоты имеет признаки социального конструкта и существует благодаря тому, что люди согласны следовать основным правилам, принятым в конкретном месте в конкретный исторический период.
Важным аспектом при анализе социальных практик примем зависимость индивидуального и общественного восприятия красоты и здоровья зубов, определяющих достаточно широкий спектр социальных взаимодействий индивида с обществом. «Красота» зубов – фактор успешного осуществления социальных функций человека (трудовой, коммуникативной, социализирующей), связанный с социально приобретаемым, предписанным статусом.
Исследования показывают, что люди с красивыми и здоровыми зубами чаще всего воспринимаются как более привлекательные, успешные и уверенные в себе [Фирсова]. В 2007 г. под руководством Анны Билл в ходе опроса потребителей среди 528 американцев были обнаружены значительные различия в оценке фото людей до и после прохождения косметического лечения зубов [Beall]. Несмотря на то, что ни у одного из испытуемых до лечения не было кариеса и присутствовали все зубы, более благоприятные черты были присвоены тем, кто перенес косметические процедуры. Такие люди воспринимались как более привлекательные, успешные в карьере, популярные, умные, интересные, дружелюбные и добрые. Таким образом, здоровье наших зубов явно играет важную роль в восприятии другими нашей внешности и нашей личности. Несмотря на то, что исследование проводилось в Америке, справедливо предположить, что в российских реалиях ситуация обстоит примерно так же, поскольку отечественное информационное поле достаточно длительное время находилось под прямым воздействием американской и западной культуры. Большое количество российских знаменитостей прибегают к эстетическим стоматологическим процедурам, что не может не повлиять на восприятие успешности обычного россиянина.
Важную роль, формирующую социальные практики людей, играет реклама частных стоматологических клиник. С одной стороны, она повышает осведомленность общества о существующих технологиях и процедурах для улучшения улыбки, способах лечения, его необходимости и т. п., а с другой – формирует общественное восприятие того, что красивые и здоровые зубы являются необходимым атрибутом для человека.
Принимая тот факт, что стоматология является сегментом медицины, за который россияне привыкли платить [Александрова], одной из особенностей стоматологии является то, что пациенты часто имеют более высокие требования к качеству лечения и обслуживания, чем при взаимодействии с бесплатными специалистами. В целом в медицине наблюдается тенденция на персонализированное обслуживание пациента [Дедов]. Специфика социальных практик во взаимодействии между пациентом и стоматологом обусловлена статусом платной медицинской услуги и более высокими требованиями со стороны пациента.
Примечателен и факт того, что россияне не слепо верят в то, что платность оказываемой услуги обязательно предполагает качественную помощь. Основным фактором удовлетворенности оказанной услугой и качеством лечения выступает уровень доверия, которое смог завоевать врач. А выбор стоматолога чаще всего происходит благодаря рекомендации друзей и знакомых [Александрова]. Несмотря на то, что реклама является механизмом распространения необходимости заботы о зубах, она не является основополагающим фактором при подборе подходящего врача. Предположительно, такое происходит в попытке преодолеть неопределенность, которая связана с выбором.
Процесс институционализации стоматологии можно представить как эволюцию, проходящую через следующие ключевые этапы. Во-первых, возникновение потребности в лечении зубов связано с ростом населения, повышением уровня жизни и появлением новых форм питания. Появление стоматологической практики как отдельной сферы деятельности стало ответом на эту потребность. Во-вторых, развитие инструментов и техник лечения зубов привело к возникновению специфических знаний и навыков, требующих отдельной подготовки и специализации медицинских работников. И, в-третьих, развитие стоматологической практики привело к необходимости установления норм и правил ее осуществления. Эти нормы закреплялись в форме профессиональных стандартов, этических кодексов и законодательных актов, регулирующих деятельность стоматологов. На сегодняшний день мы можем видеть создание отдельных организаций, занимающихся подготовкой и профессиональным развитием стоматологов, проведением научных исследований, а также контролем за качеством оказания стоматологических услуг, что означает завершение процесса институционализации стоматологии как социального института.
Рассмотрев наиболее часто описываемые практики в стоматологии, мы можем увидеть влияние института стоматологии и его элементов на способы поддержания здоровья и повседневную жизнь людей.
В заключение можно сказать, что стоматология представляет собой сложный и многогранный социальный институт, играющий значимую роль в современном обществе. Ее функции выходят за рамки простого лечения зубов и включают в себя обеспечение здоровья полости рта, поддержание качества жизни, улучшение внешнего вида, а также влияние на психологическое благополучие и социальную адаптацию человека. Несмотря на достигнутый уровень развития стоматологии, она сталкивается с рядом дисфункций, связанных с неравномерным доступом к качественной медицинской помощи, низким уровнем профилактики и недостатком доверия к стоматологам. Для решения этих проблем необходимо приложить совместные усилия государства, медицинского сообщества, а также самого населения. Важно повышать осведомленность о важности здоровья полости рта, пропагандировать профилактические меры, развивать доверие к медицинским специалистам, а также делать стоматологические услуги более доступными для всех слоев населения.
Примечания
1 Анализ рынка стоматологических услуг в России в 2019-2023 гг, прогноз на 2024–2028 гг. // BusinesStat: Готовые обзоры рынков: сайт. 2024. URL: https://businesstat.ru/catalog/id1971/ (дата обращения: 10.07.2024).
2 Как ВОЗ определяет здоровье? // Всемирная организация здравоохранения: сайт. URL: https://www.who.int/ru/about/frequently-asked-questions (дата обращения: 12.07.2024).
3 Реестр медицинских и фармацевтических организаций Российской Федерации // НСИ: Нормативно-справочная информация системы здравоохранения: сайт. 2024. URL: https://nsi.rosminzdrav.ru/dictionaries/1.2.643.5.1.13.13.11.1461/passport/6.1325 (дата обращения: 12.07.2024).
4 Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) // Информационный портал ЕГИСЗ Минздрава: сайт. URL: http://egisz-minzdrav.ru/ (дата обращения: 20.07.2024).
Список литературы
Александрова Е.С. «Рекомендовано лучшими друзьями» или как россияне выбирают стоматолога // Социальная реальность. 2008. № 4. С. 20-27.
Апресян С.В. Индекс цифровизации стоматологической практики / С.В. Апресян, М.Н. Забаева // Российский стоматологический журнал. 2020. № 1. С 29-34.
Варгина С.А. Взаимосвязь социологии медицины и социологических теорий среднего уровня: на материале инициативных социологических исследований в стоматологии: автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Волгоград: Волгоградский гос. мед. ун-т, 2012. 47 с.
Васильцова Л.И. К вопросу о доступности стоматологических услуг населению / Л.И. Васильцова, М.П. Харитонова, А.А. Долгих // Проблемы стоматологии. 2008. № 1. С. 43-44.
Гончар В.В. Организация стоматологической помощи населению СССР в конце 1940-х – начале 1960-х годов: вопросы доступности и качества / В.В. Гончар, П.Э. Ратманов // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. № 60(3). С. 157-161.
Дедов И.И. Персонализированная медицина // Вестник Российской академии медицинских наук. 2019. Т. 74. № 1. C. 61-70. DOI: 10.15690/vramn1108.
Калининская А.А. Социологические аспекты внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в стоматологии / А.А. Калининская, Я.В. Морозова, Д.С. Терентьева // Research'n Practical Medicine Journal. 2017. Т. 4, № 4. C. 149-155. DOI: https://doi.org/10.17709/2409-2231-2017-4-4-16.
Кац М.С. История советской стоматологии. Москва: Медгиз, 1963. 119 с.
Климова С.В. Социальная наука в медицинском образовании // Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества: Материалы междунар. научно-практ. конференции, VII Дыльновские чтения, Саратов, 12 февраля 2020 г. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 91-97.
Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. Москва: Проспект, 2015. 352 с.
Макеева И.М. Гендерный подход в повышении конкурентоспособности женщин-стоматологов и развитии стоматологической отрасли / И.М. Макеева, Э.Г. Маргарян // Медицинское образование и ВУЗовская наука. 2015. № 1(7). С. 49-52.
Маргарян Э.Г. Гендерный и половой подход в стоматологии: автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора мед. наук. Москва: Сеченовский университет, 2018. 46 с.
Маслак Е.Е. Социальный портрет врача-стоматолога / Е.Е. Маслак, В.Н. Наумова, А.В. Филимонов // Фундаментальные исследования. 2014. № 4-2. С. 305-309.
Молофеева В.А. Дентофобия: почему дети боятся стоматолога? // Проблемы стоматологии. 2013. № 3. C. 63-66.
Нигай Е.А. Цифровизация или цифровая трансформация: выбор направления развития бизнеса // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2024. № 1. С. 91-106. DOI: 10.24412/2071-6435-2024-1-91-106.
Павлова Л.А. Социология в медицинском вузе: задачи и особенности / Л.А. Павлова, Е.В. Ермолаева // Социальная ответственность и здоровье: Материалы междунар. научно-практ. конференции, Ташкент, 19 октября 2022 г. Ташкент, 2022. С. 48-51.
Решетников А.В. Социальный институт медицины (часть 2) // Социология медицины. 2018. Т. 17. № 2. C. 68-79. DOI: 10.18821/1728-2810-2018-17-2-68-79.
Смирнова Е.А. Теоретико-концептуальные подходы к изучению феномена социальной практики // Экология человека. 2015. Т. 22. № 1. C. 40-48. DOI: 10.17816/humeco17170.
Табатадзе В.Г. Взаимоотношения врача-ортодонта и ребенка-пациента в стоматологической практике: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. мед. наук. Волгоград: Волгоградский гос. мед. ун-т, 2007. 25 с.
Фирсова И.В. Социально-психологические аспекты комплаентности пациентов в стоматологической практике / И.В. Фирсова, В.Ф. Михальченко // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2007. № 2(22). С. 3-9.
Чачхиани М.И. Трансформация института медицины на примере стоматологии в современном российском обществе // Глобальные социальные процессы 5.0: общество, экономика, история: сб. ст. V социол. конф. молодых ученых, Санкт-Петербург, 23 декабря 2023 г. Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2024. С. 393-399.
Beall A.E. Can a new smile make you look more intelligent and successful? // Dental Clinics of North America. 2007. № 51. Pp. 289-297.
Beautiful faces have variable reward value: fMRI and behavioral evidence / I. Aharon, N. Etcoff, D. Ariely, C.F. Chabris, E. O’Connor, H.C. Breiter // Neuron. 2001. № 32. Pp. 537-551.
Bhugra D. All medicine is social // Journal of the Royal Society of Medicine. 2014. № 107(5). Pp. 183-186.
Edmonds A. Introducing «Beauty and Health» / A. Edmonds, S. Van der geest // Medische Antropologie. 2009. № 21(1). Pp. 5-19.
Khalid A. Straight, white teeth as a social prerogative / A. Khalid, C. Quiñonez // Sociology of Health and Illness. 2015. № 37(5). Pp. 782-796. DOI: 10.1111/1467-9566.12238.