T. 9, № 1. С. 95–100.

Политология и регионоведение

2024

Научная статья

УДК 32.019.51

pdf-версия статьи

Вейсман
Василиса Александровна

бакалавр, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
v.veismann@gmail.com

Симулякр и фейк-ньюс: соотношение понятий

Научный руководитель:
Черненкова Елена Ивановна
Рецензент:
Иноземцева Варвара Анатольевна
Статья поступила: 10.11.2023;
Принята к публикации: 28.03.2024;
Размещена в сети: 30.03.2024.
Аннотация. В статье приводится анализ симулякра как теоретического концепта и феномена фейковых новостей. Автор рассматривает истоки и сущность воззрений автора теории симулякров Жана Бодрийяра, определяет методические основания феномена фейк-ньюс и объясняет, почему их появление является закономерным продуктом информационного общества. Целью работы является сравнение этих двух концептов. В работе применены сравнительный анализ, структурный и функциональный анализ.
Фейк-ньюс подрывают доверие к информационным источникам, и создают иллюзию реальности, что соответствует переосмыслению понятия симулякра.
Ключевые слова: фейковые новости, симулякр, медиа-пространство, интерпретация реальности, семиотический анализ, постструктурализм, постмодернизм, Жан Бодрийяр, Жак Деррида, Ролан Барт, Фердинанд де Соссюр

Для цитирования: Вейсман В. А. Симулякр и фейк-ньюс: соотношение понятий // StudArctic forum. 2024. T. 9, № 1. С. 95–100.

Феномен появления и распространения фейковых новостей является не только проблемным вопросом современного политического медиа-пространства, но и показательной глобальной тенденцией. Как симуляция постепенно вытесняет реальность, так и фейк-ньюс, порождая все больше фальшивых сообщений, экспансируют пространство достоверной информации. Общество сейчас находится на стадии перехода к информационному, в котором медиа-среда является главным фактором, задающим повестку дня, поэтому чрезвычайно важно разобраться в тенденциях развития современного глобального медиа-пространства, структуре и системе средств массовой информации и механизмах, с помощью которых происходит замещение реальности текстовыми источниками, ведущее к продуцированию фейковых новостей. В исследовании анализируются и сопоставляются симулякр Ж. Бодрийяра в теории структурного анализа текста и современный концепт фейк-ньюс. Работа обращена к теориям, объясняющим, почему замещение реальности текстом вообще становится возможным, и направлена на выявление соответствующих практик в современном глобальном медиа-пространстве.

Симулякры и фейковые новости в настоящее время являются популярной практикой в контексте информационного общества, особенно на волне стремительно возрастающего количества новостных источников, в том числе и интернет-изданий. Получение достоверной информации из новостных источников важно, поскольку это обеспечивает основу для принятия обоснованных политических решений. Фактологические данные, полная и объективная информация о мировых тенденциях, процессах и явлениях, помогают в современных политических практиках, служат опорой для формирования объективного представления о происходящих событиях в мире и обеспечивают основу для понимания их последствий. Получение необоснованной, ложной информации может привести к принятию неэффективных решений, которые нанесут ущерб всему обществу. Доверие к новостным источникам играет ключевую роль в формировании осознанного и информированного общества, способного принимать рациональные решения на основе фактов. С развитием технологий и распространением новых медиа информационная среда стала насыщенной и многогранной. Это приводит к возрастанию роли и влияния фейк-ньюс – они подрывают доверие к информационным источникам и создают иллюзию реальности, которая и соответствует переосмыслению понятия симулякра. Важно исследовать соотношение этих понятий для понимания того, как фейк-ньюс влияет на формирование имитации реальности и искажает восприятие событий. Понятие симулякра, предложенное Жаном Бодрийяром, находит новые проявления в современном информационном пространстве, где медиа-манипуляции и дезинформация способны создавать иллюзорные образы и ситуации, представляемые как реальность. Изучение соотношения симулякра и фейк-ньюс позволит лучше понять механизмы формирования ложной реальности и выявить методы борьбы с информационной манипуляцией. Таким образом, данная тема заслуживает внимания и исследования, поскольку она напрямую затрагивает вопросы свободы информации, качества общественного дискурса и конструкции коллективного сознания.

В силу актуальности вопроса есть большое количество исследований, посвященных работам теоретиков, которые занимались семиотическим анализом текста – Р. Барту, Ж. Дерриде, Ж. Бодрийяру; а также работ, исследующих распространение фейковых новостей в современном глобальном медиа-пространстве – аналитические статьи Медиа-лаборатории Массачусетского университета [Vosoughi]. Объектом исследования являются теории, которые обращаются к феномену интерпретации реальности с использованием определенных  знаковых конструкций. Цель статьи – соотнесение теоретических концептов, которые обращаются к выявлению сущности симулякра с феноменом фейковых новостей. В исследовании применялись методы сравнительного анализа, элементы структурного и функционального анализа. Задачи работы – выявление истоков и сущности теоретических воззрений Бодрийяра как основы концепции симулякра, установление методологических оснований феномена фейк-ньюс и соотнесение понятий симулякра и фейковых новостей между собой.

Теоретическая основа исследования – это работы исследователей-постструктуралистов, в которых были заложены основы структурного и семиотического анализа текста. Постструктурализм в рамках этой статьи можно определить как социологическую исследовательскую парадигму в теории международных отношений, связанную, прежде всего, с семиотикой и лингвистическим анализом текста как формы продуцирования и транслирования определённых идей обществу.

Основу семиотического анализа текста в своей работе «О грамматологии» заложил Фердинанд де Соссюр. По его мнению, язык — это «формальная грамматическая система с управляемыми отношениями»,  «анализ в нём выступает лишь в области классифицирующей деятельности» [Соссюр: 112]. Соссюр выделял в модели знака означающее, означаемое и собственно знак. Ролан Барт распространил семиотику на исследование современных явлений и обосновал каноны применения структурного анализа не только к тексту, но и к феноменам общественной жизни. В структуре его мифа есть означающее (смысл, форма мифа), означаемое (концепт) и значение (сам миф) [Барт: 96–114]. В мифе концепт искажает смысл, потому что в знаковой системе смысл подчинен концепту. Далее Жак Деррида в своих работах обосновывает тезис «Вне текста не существует ничего» [Деррида], поскольку в постмодернистской картине мира знак и текст как система знаков уже лишается функции отражения действительности, она не может отражать объективную истину, так как и объективной истины, одинаковой для всех, не существует. А значит, и для анализа любого феномена общественной жизни мы можем обращаться только  к другим текстам и другим системам знаков.

Один из основных терминов теории Бодрийяра – симулякр – берёт начало из этой структуралистской и постструктуралистской идеи строения знака, включающей означающее, означаемое и референт [Дьяков: 146]. Симулякр как модель без оригинала, копия без реально существующего копируемого объекта:  он «отсылает не к внешней действительности, а к самому себе – возникает замкнутый круг без референта и без границ» [Бодрийяр, 1981: 7]. Симулякры по-своему конструируют жизнь общества. Жан Бодрийяр отождествляет современный мир с миром промышленных моделей «симулякров», которые производят сами себя, функционируют по принципу символического обмена, существуют только в условности своего бытия и апеллируют только к своей собственной реальности. Философ объясняет экспансию репрезентации реальности симулякрами так: «Симуляция – это уже не симуляция территории, референциального сущего, субстанции. Она – порождение моделей реального без оригинала и реальности: гиперреального» [Бодрийяр, 1981: 38].

Симуляция в этом случае противопоставляется не действительности (дихотомия "настоящее – фальшивое"), а её репрезентации, отражению в фактах и новостях. Из-за информационно-медийной перенасыщенности разрушается не только объективное отражение реальности, но и социально-коммуникативная идентичность в целом. При всех технических возможностях интенсивной коммуникации общество не осознает себя как единое целое, распадается на составные элементы в условиях гиперреальности. Повсеместное распространение электронных медиа и  экспансия цифрового пространства стирает грани действительности, порождает зрительскую и, как следствие, социальную индифферентность, что размывает платформу общественного мнения. Это свидетельствует и о переходе к цифровому обществу. Гиперреальность определяется как среда симулякров, медиа и коммуникаций, в которой значима лишь знаковая оболочка, происходит «переход от послания, сосредоточенного на обозначенном, к посланию, центрированному на обозначающем» [Бодрийяр, 1981: 35]. Мыслитель выделяет четыре последовательные фазы развития образа:  образ отражает фундаментальную реальность; образ маскирует и искажает фундаментальную реальность; образ маскирует отсутствие фундаментальной реальности; образ вообще не имеет отношения к какой бы то ни было реальности, являясь своим собственным симулякром в чистом виде.  В первом случае образ — доброкачественное проявление: репрезентация имеет конвенциональный характер. Во втором — злокачественное: вредоносный характер. В третьем случае он лишь создает вид проявления. В четвертом речь идет уже не о проявлении чего-либо, а о симуляции. 

В итоге происходит «прецессия симулякров» – процесс, при котором симулякры постоянно воспроизводят сами себя в непрерывном круговороте. Бодрийяр приводит несколько конкретных примеров, подтверждающих эту теорию. Для исследования наиболее важен пример с симуляцией войны, подробно рассмотренный Ж. Бодрийяром в цикле эссе «Войны в заливе не было». В симуляции войны особую роль играют СМИ, которые обращаются к трансляции новостей о войне в режиме онлайн. Такие медиа-источники французский философ отождествляет с рекламной кампанией нового продукта: «…война также чистая и спекулятивная, до такой степени, что мы не представляем себе уже самого реального события, того, что оно могло бы означать и чем бы оно могло быть. Это напоминает недавнюю рекламную интригу, державшую нас в саспенсе…» [Бодрийяр, 1991: 21].

Фейк-ньюс же в качестве инструмента искажения политической действительности работают как «манипуляторы сознанием». Они играют роль политических симулякров информационного пространства цифрового общества, так как под их воздействием утверждается фальшивая виртуальная действительность, в которой всё тяжелее разграничить социальную реальность и её соотносимое референтное отображение [Абдеев: 12]. Так создаётся только иллюзия настоящей политической коммуникации и двустороннего взаимодействия.

Как пишет Герберт Шиллер, успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно: для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой и присутствие самой манипуляции не будет ощущаться [Шиллер: 86]. Действительно, каждый человек всегда будет склоняться в выборе информации к таким сообщениям, которые наилучшим образом вписываются в то отображение реальности, которое ему близко и понятно. Иными словами, в ту картину миру, которую он строит вокруг себя.

В работе «Манипуляторы сознанием», опубликованной в 1973 году, Шиллер предсказывает дальнейшую судьбу политических симуляций и симулякров: «в будущем манипулирование средствами информации достигнет еще большего уровня. Поток информации в обществе представляет собой источник силы. Было бы нереально думать, что контроль над этой силой может быть ослаблен» [Шиллер: 102]. И действительно, сейчас число тех, кто хотел бы завладеть таким инструментом манипуляции и пропаганды определённых идей, как СМИ, неустанно растёт. Транснациональные медиа-корпорации всё сильнее укрепляют свои позиции как актора международных отношений и мировой политики, всё чаще обращаясь к СМИ как к инструменту поддержки и установления выгодной для них повестки дня. «Фейк-ньюс» определяют преимущественно как распространяемую под видом новостей заведомо ложную, часто сенсационную (феномен кликбейт-заголовков) и недостоверную информацию, транслируемую в новостях, включая и «полуправду». Они создаются с целью воздействия как непосредственно на политические элиты и принятие ими решений, так и на широкую общественность, для формирования определенного имиджа компании, человека, государства [McCombs] Фейковые новости осложняют коммуникацию между политическим акторами, а также служат инструментом для манипуляции общественным сознанием и мнением.

Исследователи С. Восау, Д. Рой и С. Арал из Медиа-лаборатории Массачусетского технологического университета (MIT Media Lab) доказали, что независимо от конкретного содержания фейковые новости распространяются быстрее, чем правдивые. Ученые проанализировали более 126000 новостей, которые были опубликованы в Twitter с 2006 по 2017 гг. [Vosoughi: 1].  Их распространили около 3 млн человек, которые сделали 4,5 млн записей. Оказалось, что такие политические симулякры популярнее сообщений о терроризме, природных катастрофах, науке, городских легендах и об экономике. Исследователи определяли анализируемые новости как правдивые или ложные используя информацию от шести независимых организаций по проверке фактов, которые продемонстрировали 95-98 % согласие друг с другом. Достоверную информацию среди пользователей читали немногим более тысячи человек, в то время как с фейками знакомились до 100 тыс. человек. Так ученые доказали, что люди сами способствуют распространению фальшивой информации, потому что они чаще ретвитят ее. «Фейк-ньюс» достигают адресатов в 6 раз быстрее, чем достоверные сообщения, а вероятность потенциального ретвита у конкретного фейка на 70 % выше. Из-за ничем не ограниченного распространения информации в Интернете и новых медиа, сами события, которые отражаются в СМИ, предстают для пользователей менее значимыми, чем их репрезентация и «отражение» в прессе. А репрезентация далеко не во всех случаях имеет цель передать настоящие образы и явления. Часто она становится объектом манипуляций и попыток выставить события в определенном свете.

Следовательно, для того чтобы определить природу фейк-ньюс, а также то, каким образом они воздействуют на аудиторию, и противопоставлять что-то этим практикам, необходимо обратиться к теориям, которые реинтерпретируют реальность  с помощью текста. Понятие симулякра семантически шире, чем понятие фейковых новостей, их можно назвать политическими симулякрами медиа-пространства. Эти симулякры – фейк-ньюс – начинают работать тогда, когда текст замещает реальность таким образом, который уже ничего общего с ней не имеет, не просто искажает, а заменяет реальность симуляцией, что и происходит в глобальных медиа сейчас. Из-за этого таким труднодостижимым в современных условиях является искоренение фейковых новостей.

Обсуждение соотношения между симулякром, введенным Жаном Бодрийяром с опорой на постструктурализм, и фейк-ньюс открывает важную тему для анализа современной медиа-культуры и информационной среды. Симулякр и фейк-ньюс – это два тесно связанных между собой понятия, ярко отражающих современные тенденции в глобальном информационном медиа-пространстве. Разница между симулякром и фейковыми новостями состоит преимущественно в цели распространения и типе контента. Симулякр представляет собой искусственно созданную подмену контента-отражения действительности, которая имитирует уже даже не реальность, а её отсутствие, в то время как фейк-ньюс являются ложной информацией. Оба этих явления распространяются чаще всего с целью манипуляции общественным мнением. Фейковые новости публикуются преднамеренно из побуждений обмана общественности. И симулякры, и фейк-ньюс формируют искаженное восприятие действительности и затрудняют различение между реальностью и вымыслом.


Список литературы

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Москва: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

Барт Р. Мифология. Москва: Изд-во Сабашниковых, 1996. 312 с.

Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. Москва: РИПОЛ классик, 2016. 224 с.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Москва: ПОСТУМ, 2015. 240 с.

Деррида Ж. О грамматологии. Москва: Ad Margilnem, 2000. 511 с.

Дьяков А.В. Философия постструктурализма во Франции. Москва; Нью-Йорк; Санкт-Петербург: Northern Cross, 2008. 368 с.

Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 432 с.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Средства массовой информации и культурное господство. Москва: Мысль, 1980. 326 с.

McCombs M. The agenda-setting function of mass-media / M. McCombs, D. Shaw // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, № 3. P. 176–187. URL: http://www.jstor.org/stable/2747787 (дата обращения: 23.10.2022).

Vosoughi S. The spread of true and false news online / S. Vosoughi, D. Roy, S. Aral // Science. 2018. Vol. 359, Issue 6380. P. 1146–1151. DOI: 10.1126/science.aap9559. URL: https://www.americanvoiceforfreedom.org/wp-content/uploads/2018/03/The-spread-of-true-and-false-news-online.pdf (дата обращения: 23.10.2022).



Просмотров: 193; Скачиваний: 40;