T. 9, № 1. С. 116–123.

Туризм и сервис

2024

Научная статья

УДК 379.852"196/198":77.03

pdf-версия статьи

Кузнецова
Анастасия Владимировна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
anastasiakuz885@gmail.com

Фототуризм как составляющая деятельности турклуба «Сампо» (на примере коллекции В. Югелайнена)

Научный руководитель:
Кузнецова Наталья Юрьевна
Рецензент:
Васильева Анна Валерьевна
Статья поступила: 09.11.2023;
Принята к публикации: 29.03.2024;
Размещена в сети: 30.03.2024.
Аннотация. Статья посвящена исследованию формирования фототуризма в Республике Карелия на примере турклуба «Сампо». Источником для исследования стала коллекция В. Югелайнена. В музейной коллекции представлены цветные и черно-белые фотографии. На основании исследования коллекции можно сделать вывод о том, что спортивные походы турклуба «Сампо» оказали значительное влияние на развитие фототуризма в Карелии. Фотографии отразили географию походов турклуба: Карелия, Полярный Урал, Камчатка, а также эволюцию туристической экипировки.
Ключевые слова: фототуризм, история туризма, пешеходные походы, спортивный туризм, музейная коллекция, турклуб «Сампо», спелеотуризм,«Лыжня Антикайнена»

Благодарности. Авторы благодарят Анну Валерьевну Васильеву, директора Музея истории ПетрГУ, и Надежду Вилениновну Ровенко, начальника Отдела объединенной редакции научных журналов ПетрГУ, за помощь в работе с фотоисторией турклуба «Сампо».

Для цитирования: Кузнецова А. В. Фототуризм как составляющая деятельности турклуба «Сампо» (на примере коллекции В. Югелайнена) // StudArctic forum. 2024. T. 9, № 1. С. 116–123.

Фототуризм – вид активного отдыха, во время которого осмотр достопримечательностей и природы происходит большей частью через стекло объектива, а главная задача такого путешествия – сделать как можно больше неповторимых снимков. Фототуризм совмещает хобби с отдыхом, дает возможность побывать в новых, неизведанных местах, увидеть привычные пейзажи в новом ракурсе, обменяться опытом с единомышленниками, получив положительные эмоции1.

Фотография стала средством, с помощью которого современный человек сообщает о том, что он делает, где побывал, что видел, что его интересует. Фотография позволяет хранить информацию о прошлом. Кроме того,  фотография является сообщением, языком, кодом (если мыслить в рамках семиотики), состоящим из прочитываемых элементов. Такой код может быть понятен на межличностном, групповом, общечеловеческом и массовом уровнях [Абросимова: 221].

С давних времен путешественники старались передать красоту природы и поделиться своими открытиями и впечатлениями. Такая возможность представилась с появлением первых аппаратов, при помощи которых можно было получить фотоизображения. История развития фототуризма в России началась в конце XIX – начале ХХ века, когда появились первые фотоаппараты. В то время фотографии были редкостью, снимки природы и достопримечательностей России производили редкие путешественники, а известность о них расходилась по стране. Стоит вспомнить пример путешествия по стране фотографа Прокудина-Горского, который запечатлел на тысячах фотографий Российскую империю в моменте 1915 года2.

Справедливо считается, что профессиональная организация фотопутешествий стала активно осуществляться лишь с 2000-х гг. Так в 2003 г. был организован проект под названием «ФотоТур», автором которого выступила Илона Крыжановская, внесшая большой вклад в развитие отечественного фототуризма. К основным преимуществам данного проекта стоит отнести уникальность всех организованных программ и получение нестандартных снимков. При этом исторические предпосылки появления профессионального фототуризма относят к Советскому Союзу. Ещё 1920-х годах фототуризм стал появляться благодаря организации туристических походов и экспедиций для фотографов-любителей, основной целью которых был не именно фототуризм, но он сопровождал подобные выходы. Позднее толчком для зарождения именно фотоэкскурсий послужил журнал, который назывался «Советское фото». В издании можно было увидеть снимки, сделанные путешественниками или же любителями фотографии. Известно, что возросший интерес к путешествиям и съемке способствовал тому, что в СССР стали основывать фотоклубы. В Советском Союзе существовало 450 таких школ, в которых не только проводились обучающие курсы, но и организовывались походы для оттачивания на практике полученных теоретических знаний. Данные путешествия относят к первым фототурам, которые проводились на территории СССР [Волкова: 107-108].

Одним из самых популярных регионов для фототуризма в России является Карелия. Этот регион богат природными объектами (красивыми пейзажами, озерами, лесами и водопадами) и историко-культурными достопримечательностями (памятники деревянного зодчества на о. Кижи, петроглифы на Белом море и восточном берегу Онежского озера и многие другие). В Карелии, начиная с 1960-х гг., приобретают навык фотосъемки в спортивных походах и первые фотографы. Это мы проследим в фотоотчетах турклуба «Сампо»  одного из старейших турклубов Республики Карелия, основанного в 1964 году в Петрозаводском государственном университете.

Целью данной научной статьи является изучение фототуризма как составляющей деятельности туристского клуба «Сампо» на примере коллекции фотографий выпускника ПетрГУ и активиста студенческого  турклуба Виктора Югелайнена. Коллекция находится в фонде Музея истории ПетрГУ. Для достижения этой цели были поставлены задачи атрибутировать выбранную коллекцию, описать особенности имеющихся фотографий, персонажей на них, выявить, где и когда были сделаны снимки. Методология исследования включает в себя анализ научной литературы, анализ коллекции фотографий, а также интервью с причастными лицами.

Гипотеза данной статьи заключается в том, что фототуризм в Карелии строился и развивался на основе спортивных походов различной категории сложности, которые организовывали и в которых участвовали члены турклубов, в том числе турклуб «Сампо».

В Карелии, как и в целом в СССР, в период 1960-х – 1980-х гг. не было такого понятия, как «фототуризм». Но при этом фотография активно использовалась в спортивном туризме. Это происходило по следующим причинам: 

  1. Как способ фиксации воспоминаний самих участников, которые могли через фотографии возвращаться к особо значимым моментам похода – например, на вечерах встреч.
  2. Как способ доказать, что поход состоялся и прошел по запланированному маршруту, что было важно для спортивных категорийных походов. Участники таких походов, чтобы доказать преодоление того или иного препятствия, предоставляли не только описание похода, но и фотографии особо значимых участков и точек маршрута. Поэтому нередко на прохождение всего маршрута одного из членов туристской группы назначали фотографом. 
  3. Как способ передачи информации последователям, ведь информации о маршрутах, особенно в отдаленных уголках СССР (Полярный Урал, Камчатка и пр.) в открытых источниках было немного.

Все эти моменты мы отчетливо прослеживаем на примере турклуба «Сампо», познакомившись с коллекцией Виктора Югелайнена, хранящейся сегодня в фонде Музея истории ПетрГУ. Виктор Югелайнен, фотохудожник, выпускник лесоинженерного факультета Петрозаводского государственного университета 1981 года, начал заниматься фотографией в школьные годы во Дворце пионеров, продолжил развивать свое увлечение во время учебы в университете. Он ходил в походы с «Сампо» с 1975 по 1987 год, был активистом турклуба, прошел три лыжных марафона в 1976, 1977 и 1980 гг., участвовал в походах по Сибири, на Кавказе, Алтае, Камчатке, в Туркмении, Крыму и Южном Урале, нигде не расставаясь со своим другом фотоаппаратом3.

Коллекция насчитывает 14 фотографий: 12 горизонтальных и 2 вертикальных снимка. Из 14 снимков черно-белые – 10 шт., цветные – 4 шт. Все фотографии размещены в деревянных рамках формата А4, так как коллекция была передана В. Югелайненом в музей после того, как она приняла участие в выставке фотографий «Дорогу осилит идущий», посвященной 80-летию ПетрГУ и 55-летию турклуба «Сампо» и организованной Научной библиотекой ПетрГУ. 

Тематически в коллекции можно выделить несколько отдельных направлений, освещающих различные варианты маршрутов, представленных в турклубе «Сампо». По видам туризма представлены пеший (5 шт.) и лыжный (9 шт.) туризм. По такому основанию, как география маршрутов, можно выделить четыре блока фотографий: 

  • фотографии, сделанные в пещере во время спелеомаршрута (1 шт.),
  • фотографии, сделанные в горах Западный и Восточный Саяны (2 шт.),
  • фотографии, сделанные на территории Карелии. Это снимки с маршрута заочных военно-спортивных соревнований «Лыжня Антикайнена» (9 шт.),
  • фотографии, сделанные в период похода по полуострову Камчатка (2 шт.).

Если разделить все фотографии с точки зрения территориальной принадлежности маршрутов, то тут четко прослеживаются две группы: фотографии с маршрутов по Карелии (9 шт.) и фотографии с маршрутов по другим регионам СССР (5 шт.). Для подробного разбора и атрибуции мы обратились за помощью к директору Музея истории ПетрГУ, руководителю турклуба «Сампо» А.В. Васильевой и начальнику Отдела объединенной редакции научных журналов ПетрГУ, в прошлом активной участнице турклуба «Сампо» Н.В. Ровенко.

Спелеотуризм представляет собой часть коллекции и представлен на 1 цветной фотографии. На фотографии размещены 7 человек (3 девушки и 4 юноши) туристской группы, которые расположились, по всей видимости, вокруг сталагмита. Спелеотуризм представляет собой посещение туристами пещер различного происхождения, что, как следствие, требует особой подготовки – физической и моральной. Для занятий таким видом спортивного туризма необходимо специальное снаряжение и инвентарь. По фотографиям мы можем оценить, какое на участниках похода снаряжение. Туристы одеты в специальные походные комбинезоны темно-синего цвета, на головах у 5 человек оранжевые каски, на касках и на шее закреплены специальные фонари для освещения маршрута. Благодаря тому, что фотография представлена в цвете, мы можем увидеть, что у некоторых участников группы на рукавах и груди комбинезонов расположены эмблемы турклуба, то есть группа состояла из опытных участников. 

Пешеходный  туризм в горах отражен на 2 снимках (1 черно-белый и 1 цветной). В этот поход отправились выпускники университета, по-прежнему участвовавшие в деятельности турклуба, ведь такой маршрут требовал значительной подготовки (как физической, так и финансовой), чего не могли себе позволить студенты. Благодаря фотоснимкам и помощи Н.В. Ровенко мы смогли определить, что на фотографиях представлен поход в Саяны. Цветной снимок демонстрирует 5 человек в полной экипировке туриста (штормовки, рюкзаки за плечами), которые стоят спиной к горным хребтам. Можно предположить, что фиксируется какая-то значимая точка на маршруте, а фотографирует их 6-й участник похода. Также обращает на себя внимание крайний слева мужчина, так как он единственный в руках держит ледоруб старого образца (туристы его называли "ВЦСПС") [Джапаридзе 2017].

Вторая фотография из данного блока фиксирует переход данной группы между хребтами. Фотограф расположился последним в цепочке участников и показал на снимке, как на определенном удалении друг от друга перемещаются участники. Этот снимок демонстрирует соблюдение техники  безопасности на маршруте, поскольку люди идут с необходимым интервалом.

Ещё один тематический блок, отразивший пешеходных туризм  это 2 черно-белых снимка, демонстрирующих поход участников турклуба на Камчатку. Так же как и в Саяны, в такой поход во время своего отпуска смогли отправиться именно выпускники турклуба, способные оплатить финансовые расходы.

Камчатка и сегодня, и в обозначенный период представляла собой очень интересный район, который туристы из Карелии начали осваивать в конце 1970-х годов. На Камчатке участники турклуба «Сампо» ходили как в пешеходные, так и в водные походы. На полуострове даже летом климатические условия схожи с условиями межсезонья и зимы в Карелии, поэтому карельские туристы были к ним подготовленными. 

 


Рис. 1. Группа из 7 человек перемещается в сторону перевала на полуострове Камчатка. Личный архив фотографий Виктора Югелайнена

 

На обеих черно-белых фотографиях мы видим группу, запечатленную на фоне снега, гор и облаков. Первое фото – стационарное, на нем позируют 3 участника маршрута. Все они в плотной зимней одежде, за плечами рюкзаки, в руках у них ледорубы. Второй снимок, как мы видим на рисунке 1, представляет нам кадр в движении, когда группа из 7 человек перемещается на снежной поверхности в сторону перевала, начало которого видно в правом верхнем углу фотографии. Фотограф остался за кадром, значит, мы можем предположить, что в данной группе было 8 участников. О том, что это был именно В. Югелайнен, имеются опубликованные свидетельства [Судьба: 170]. 

Самая большая часть коллекции – 9 фотографий – отражает участие студентов Петрозаводского университета в военно-спортивных заочных соревнованиях, носивших название «Лыжня Антикайнена». Этот республиканский проект, длившийся в 1968–1988 гг. (20 лет). Он заключался в участии всех желающих в лыжных походах, посвященных памяти героев Гражданской войны в Карелии, и коллективном соревновании по итогам (подводились в апреле) на общий километраж, пройденный командами. Команды могли быть представлены различными учреждениями: школы, вузы, трудовые коллективы предприятий, а победителям доставался приз газеты «Комсомолец». Отчеты о прохождении маршрутов, в том числе фотографии, отправлялись в штаб газеты «Комсомолец» [Джапаридзе 2015].  Интересный факт: подобные походы носили массовый характер, так как каждый километр умножался на количество участников. Кроме того, походы носили и агитационный характер: между лыжными переходами туристы выступали с концертами в сельских клубах и школах.

В этом блоке представлены 3 цветных и 6 черно-белых фотографий, на которых мы видим разные сюжеты,  раскрывающие специфику момента: 

  • 2 черно-белые репортажные фотографии демонстрируют построение групп участников «Лыжни Антикайнена» или перед выходом, или по завершению маршрутов. Одна фотография сделана на набережной, вторая, по всей видимости, в холле какого-то учреждения; 
  • 2 цветные фотографии показывают моменты групповых переходов по маршруту. Во главе каждой группы руководитель, все туристы одеты по-зимнему. Благодаря цветным снимкам видно, что многие туристы одеты в яркие красные куртки. Цветные фотографии появились в 1980-ые годы и специальная яркая одежда туристов тоже стала применяться в это десятилетие. Все группы передвигаются на лыжах, в руках палки, на спинах у людей туристические рюкзаки, которые тогда уже шились самими туристами и были более вместительны, чем рюкзак Абалакова, и более анатомичны.

4 фотографии (1 цветная и 3 черно-белые) зафиксировали определенные моменты таких походов. Так, на одной из них группа из 9 участников стоят у памятника бойцам партизанского отряда «Красный Онежец», который находится в Муезерском районе. На другой фотографии 8 человек разместились на крыльце, по-видимому, сельского дома культуры или библиотеки (рис. 2). На третьем фото 3 человека перемещаются по лыжне, и фотограф делает кадр прямо перед ними, что позволяет разглядеть участников в подробностях и даже увидеть иней, намёрзший на их одежду и лица. Последняя индивидуальная черно-белая фотография также запечатлела на маршруте девушку в туристической экипировке: зимняя шапка, куртка, рюкзак на спине и даже гитара. 

Таким образом, можно заключить, что в коллекции В. Югелайнена представлены цветные и черно-белые фотографии, зафиксировавшие моменты из походов участников турклуба «Сампо». На сохранившихся снимках мы видим разных людей: молодежь и взрослые, студенты и рабочие, юноши и девушки. Все они выглядят счастливыми, несмотря на то, что окружены суровыми природными условиями (на большей части снимков – зима). Несомненно, данная коллекция требует дополнительного атрибутирования с привлечением современников или даже участников событий. Нужно с точностью установить, где и когда сделаны фотографии, по возможности перечислить на этикетках участников снимков.

 


Рис. 2. Участники похода «Лыжня Антикайнена» стоят на крыльце сельского дома культуры или библиотеки. Личный архив фотографий Виктора Югелайнена 

 

На основании исследования данной коллекции можно сделать вывод о том, что спортивные походы турклуба «Сампо» оказали значительное влияние на развитие фототуризма на территории Карелии. Именно в подобных походах по территории республики и за её пределами (что было еще более значимо) получили опыт фотосъемки первые фотографы-туристы. Фотографии также отразили эволюцию туристической экипировки 1970-1980-х. Например, можно отследить, как туристы перешли от рюкзаков Абалакова к более удобным туристическим рюкзакам, которые шили сами туристы. По фотографиям можно проследить географию путешествий, которые совершал турклуб «Сампо» в то время: Карелия, Полярный Урал, Камчатка. Благодаря фотографиям можно понять, что в жизни турклуба активно принимали участие не только студенты, но и выпускники вуза, которые участвовали в походах на более дальние и сложные дистанции, в том числе поход по полуострову Камчатка. С ростом доступности фотоаппаратов в 1970-е – 1980-е гг. часто в походе  был свой «штатный» фотограф. Конечно, эти люди находились в сложных обстоятельствах спортивных походов: непредсказуемые природно-климатические условия, тяжелые переходы, к грузу рюкзака добавлялась фототехника, низкое качество пленки, особенности освещения. Тем не менее, именно они стали основоположниками современного фототуризма, сохранив на снимках и красоту России от Карелии до Камчатки, и историю турклуба «Сампо» ПетрГУ. 


Примечания

1 Фототуризм в России и мире // GlonassTravel [Электронный ресурс]. URL: https://lyl.su/Cin (дата обращения: 31.10.2023).

Фотографии Прокудина-Горского: вся география // Открытый исследовательский проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского». [Электронный ресурс]. URL: http://www.prokudin-gorskiy.ru/tree.php (дата обращения: 01.11.2023).

3 Дорогу осилит идущий // Петрозаводский государственный университет [Электронный ресурс]. URL: https://petrsu.ru/news/2020/69519/dorogu-osilit-idutsh?ysclid=lr52fgwnfx113300387 (дата обращения: 31.10.2023).


Список литературы

Абросимова Н.В. Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. № 1. С. 215-224.

Волкова Т.А. Фототуризм: история и тенденции развития // Успехи современного естествознания. 2019. № 9. С. 103-112.

Контрасты Камчатки:  воспоминания о походе на Камчатку / В. Югелайнен, В. Ольхин, Б. Конанов [и др.].  Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2023. 86 c.

Джапаридзе А.В. История военно-спортивных соревнований «Лыжня Антикайнена» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 1 (146). С. 30-33.

Джапаридзе А.В. К вопросу о материальной базе самодеятельного туризма в 1960-х – начале 1980-х годов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 1 (162). С. 41-45. 

Судьба по имени «Сампо» / Сост. Е.Ф. Марковская. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2013. 256 с.



Просмотров: 163; Скачиваний: 36;