Программно-целевой метод бюджетного планирования - это решение важных и сложных социально-экономических проблем путем разработки и принятия органами управления системы взаимосвязанных программных мер с целью повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения прямой взаимосвязи между распределением финансовых ресурсов и результатами их использования.
Программно-целевое планирование, с точки зрения функционального подхода, включает:
- Точную постановку и организацию целей и задач развития
- Разработку системы действий и мероприятий по их осуществлению в определенные сроки
- Определение источников и размеров финансовых ресурсов на плановый период для выполнения запланированных мероприятий
- Привлечение органов управления для осуществления контроля над исполнением и обеспечением этих мероприятий
Массовое внедрение рассматриваемого нами метода организации деятельности органов исполнительной власти началось с 2012 года после официального его озвучивания в июне 2011 года Президентом РФ. С этого периода стали утверждаться основные государственные программы как один из инструментов программно-целевого планирования.
«Государственная программа — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государства в сфере социально-экономического развития»[1]. На практике - это проект, привязанный к конкретной территории, объединяющий действия разных организаций и лиц – соисполнителей.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 г. (ред. от 17.08.2015 г.)[2] утвержден перечень, который содержит 19 государственных программ, объединенных в 4 направления: «новое качество жизни», «инновационное развитие экономики», «обеспечение безопасности», «эффективное государство».
На 31.12.2015 года Правительством РК утверждены все государственные программы. Региональная программа «Доступная среда в РК» на 2013-2015 годы действовала в форматах, рекомендованных федеральными органами исполнительной власти, и не попадала под действие Порядка. Государственная программа «Развитие туризма в РК» вступила в силу с 2016 года.
Таким образом, в статье представлена информация о ходе реализации и оценке эффективности 17-ти государственных программ Республики Карелия.
Рассмотрим подробно каждое направление. В группе программ «Новое качество жизни» решаются следующие вопросы: доступность услуг здравоохранения и образования на высоком уровне, обеспеченность населения жильем, развитие культурных и спортивных направлений, защита и поддержка социально незащищенных слоев населения, достижение высокого уровня личной и экологической безопасности и т.д. Здесь сосредоточены следующие государственные программы: «Развитие образования в Республике Карелия», «Социальная поддержка граждан в РК», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами» и др.
Государственные программы, включенные в раздел «Инновационное развитие экономики», направлены на поддержание и создание конкурентоспособной экономики в республике, на развитие транспортной инфраструктуры и т.д. Например, программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия».
Направление «Обеспечение безопасности» ориентировано на проведение мероприятий по достижению высокого уровня защиты населения и территорий при возникновении различных чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов, нарушений прав человека. Государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на территории Республики Карелия» точно отражает все вышеперечисленные установки.
Четвертое направление деятельности органов исполнительной власти – «Эффективное государство». Оно нацелено на повышение эффективности управления региональными и муниципальными финансами и имуществом, развитие финансовых и страховых рынков и т.д. Сюда относятся такие программы, как « Эффективное управление региональными и муниципальными финансами в Республике Карелия», «Управление государственным имуществом РК и организация покупок для обеспечения нужд РК».
В соответствии с законодательством Республики Карелия планируемый объем ассигнований бюджета на реализацию государственных программ в 2015 году по данным Министерства Финансов РК был 32 066 058, 88 руб.
Фактические расходы составили 29 818 002, 85 руб. или 95,09 % от общего объема расходов бюджета республики за 2015 год. Таким образом, запланированные расходы были выполнены лишь на 93%.
Далее посмотрим, как распределились бюджетные средства на реализацию конкретных государственных программ.
[3]
№ пункта | Государственная программа Республики Карелия | Сумма, тыс. руб. | % исполнения | Доля от общего объема расходов бюджета РК, % | ||
План | Исполнено | |||||
1 | "Развитие здравоохранения в РК на 2014-2020 годы" | 8 361 742,95 | 7 548 397,15 | 90,27 | 24,07 | |
2 | "Развитие образования в РК на 2014-2020 годы" | 7 025 852,03 | 6 980 557,97 | 99,36 | 22,26 | |
3 | "Социальная поддержка граждан в РК на 2014-2020 годы" | 6 877 194,45 | 6 733 060,79 | 97,90 | 21,47 | |
4 | "Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами на 2014-2020 годы" | 2 162 459,44 | 1 247 837,70 | 57,70 | 3,98 | |
5 | "Содействие занятости населения в РК" | 508 416,30 | 505 804,45 | 99,49 | 1,61 | |
6 | "Культура РК на 2014-2020 годы" | 809 128,96 | 808 413,14 | 99,91 | 2,58 | |
7 | "Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики РК на 2014-2020 годы" | 259 951,74 | 221 698,31 | 85,28 | 0,71 | |
8 | "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия" | 102 262,30 | 94 122,75 | 92,04 | 0,30 | |
9 | "Информационное общество в РК на 2014-2020 годы" | 142 568,40 | 142 552,40 | 99,99 | 0,45 | |
10 | "Развитие транспортной системы в РК на 2014-2020 годы" | 2 115 468,44 | 1 913 192,62 | 90,44 | 6,10 | |
11 | "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства РК на 2013-2020 годы" | 574 303,99 | 559 152,74 | 97,36 | 1,78 | |
12 | "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | 583 815,90 | 583 355,18 | 99,92 | 1,86 | |
13 | «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций... на территории Республики Карелия» на 2014-2020 годы | 528 403,75 | 527 502,77 | 99,83 | 1,68 | |
14 | "Развитие институтов гражданского общества…., защита прав и свобод человека..." на 2014-2020 годы | 238 826,20 | 234 924,38 | 98,37 | 0,75 | |
15 | "Эффективное управление региональными и местными финансами в РК" на 2014-2020 годы | 1 643 895,44 | 1 595 274,27 | 97,04 | 5,09 | |
16 | "Управление государственным имуществом РК и организация покупок для обеспечения нужд РК" на 2014-2020 годы | 7 744,80 | 7 364,23 | 95,09 | 0,02 | |
17 | "Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики РК" на 2014-2020 годы | 124 023,75 | 114 792,00 | 92,56 | 0,37 | |
Итого расходов по государственным программам РК | 32 066 058,84 | 29 818 002,85 | 92,99 | 95,09 | ||
Итак, в 2015 году лишь на 92,9 % были исполнены плановые мероприятия по всем госпрограмм. А расходы на их реализацию составили 95,09 % от общего объема расходов бюджета РК за 2015 год.
Большая часть средств бюджета была направлена на реализацию мероприятий государственных программ «Новое качество жизни» - 76,7 %. А именно:
- 24,07 % расходов реализовано по программе «Развитие здравоохранения в РК на 2014-2020 годы»,
- 22,26 % - "Развитие образования в РК на 2014-2020 годы",
- 21,47 % – "Социальная поддержка граждан в РК на 2014-2020 годы"
10,9% расходов направлено на «Инновационное развитие экономики». Из них 6,10% - на "Развитие транспортной системы в РК на 2014-2020 годы".
5,1 % расходов реализовано в направлении «Эффективное государство». При этом 5,09% - на "Эффективное управление региональными и местными финансами в РК" на 2014-2020 годы.
2,4 % расходов направлено на «Обеспечение безопасности».
Оценка эффективности расходов бюджета на реализацию государственных программ представляется в составе годовых отчетов ответственными исполнителями в соответствии с Методикой оценки эффективности государственных программ, утвержденной Порядком. Данная Методика была впервые применена в Республики Карелия в 2015 году. Она включает 5 составляющих оценки:
1) степень достижения целей и решения задач государственной программы;
2 степень достижения целей и задач подпрограммы;
3) степень реализации основных мероприятий;
4) степень соответствия запланированному уровню затрат;
5) эффективность использования средств бюджета РК.
Таблица 2. Эффективность расходов бюджета РК на реализацию государственных программ по данным Министерства Финансов Республики Карелия[4]
№ пункта | Государственная программа Республики Карелия | Значение оценки эффективности расходов на реализацию госпрограмм | Эффективность | |
1 | "Развитие физической культуры, спорта, туризма…РК на 2014-2020 годы" | 1,064 | Высокая | |
2 | "Культура РК на 2014-2020 годы" | 1,057 | Высокая | |
3 | "Информационное общество в РК на 2014-2020 годы" | 1,054 | Высокая | |
4 | "Эффективное управление региональными и местными финансами в РК" на 2014-2020 годы | 1,039 | Высокая | |
5 | "Развитие транспортной системы в РК на 2014-2020 годы" | 0,682 | Достаточная | |
6 | "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства РК на 2013-2020 годы" | 0,668 | Достаточная | |
7 | "Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики РК" на 2014-2020 годы | 0,41 | Неудовлетворительная | |
8 | "Обеспечение доступным и комфортным жильем…" на 2014-2020 годы | 0,27 | Неудовлетворительная | |
Мы видим, что за 2015 год высокая эффективность расходов была достигнута по таким государственным программам, как
"Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики РК на 2014-2020 годы»;
"Культура РК на 2014-2020 годы";
"Эффективное управление региональными и местными финансами в РК" на 2014-2020 годы.
А вот расходы на реализацию государственных программ:
"Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики РК" на 2014-2020 годы;
"Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами" на 2014-2020 годы были крайне неэффективными.
В Сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Карелия за 2015 год были сформулированы следующие проблемы организации и внедрения программного бюджета:
1) трудности при оценке показателей, определяющих результативность и эффективность использования бюджетных средств на реализацию мероприятий государственных программ;
2) неудовлетворительная эффективность системы мониторинга и контроля над использованием целевых средств и результатами проведения мероприятий;
3) неполное использование выделенных бюджетных средств;
4) «значения целевых индикаторов и показателей результатов не коррелировали с плановыми объемами бюджетных ассигнований».[5]
5) значительная доля ответственных исполнителей не вела постоянную работа с планами реализации государственных программ.
Таким образом, программно-целевой метод бюджетного планирования является частью бюджетирования, ориентированного на результат; внедряется в бюджетный процесс на всех уровнях управления. Направлен на повышение эффективности бюджетных расходов. В Республике Карелия доля программной части расходов от общего объема расходов - 95,09 %. При этом значительная доля средств бюджета (76,7 %) была направлена на достижение высокого уровня услуг здравоохранения и образования, обеспечение населения жильем, развитие культурных и спортивных направлений, защиту и поддержку социально незащищенных слоев населения. А расходы по некоторым программам вовсе имеют неудовлетворительную эффективность. Это говорит о наличии проблем в бюджетном планировании Республики Карелия.
[1] Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://programs.gov.ru. – (2.12.2016).
[2] Карелия официальная : официальный интернет-портал Республики Карелия [ Электронный ресурс ]. - URL: http://www.gov.karelia.ru. – (6.12.2016),
[3] Министерство финансов Республики Карелия [Электронный ресурс]. – URL: http://minfin.karelia.ru.– (5.12.2016).
[4] Министерство финансов Республики Карелия [Электронный ресурс]. – URL: http://minfin.karelia.ru.– (6.12.2016).
[5] Министерство финансов Республики Карелия [Электронный ресурс]. – URL: http://minfin.karelia.ru.– (7.12.2016).
Список литературы
1. Государственный контрольный комитет Республики Карелия [ Электронный ресурс ] / Государственный контрольный комитет Республики Карелия. – Электрон. дан. – Петрозаводск, сор. 2016. - URL: http://gkk.karelia.ru. – (4.12.2016).
2. Карелия официальная : официальный интернет-портал Республики Карелия [ Электронный ресурс ] / Администрация Главы Республики Карелия. – Электрон. дан. – Петрозаводск, сор. 1998. - URL: http://www.gov.karelia.ru. – (6.12.2016).
3. Лукьяненко З. Б. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферы [ Электронный ресурс ] / З. Б. Лукьяненко, Н. В. Югова ; «КиберЛенинка». – Электрон. ст. – URL : http://cyberleninka.ru. – (5.12.2016).
4. Министерство финансов Республики Карелия [ Электронный ресурс ] / Министерство финансов Республики Карелия. – Электрон. дан. – Петрозаводск, сор. 2013. - URL: http://minfin.karelia.ru. – (7.12.2016).
5. Портал госпрограмм РФ [ Электронный ресурс ] / Министерство экономического развития Российской Федерации. – Электрон. дан. – Москва, сор. 2016. - URL: https://programs.gov.ru/Portal. – (2.12.2016).
6. Шобей Л. Г., Волк Д. О. Программно-целевой метод бюджетного планирования в государственном финансовом управлении регионом [ Электронный ресурс ] / Л. Г. Шобей, Д. О. Волк ; Studia Humanitatis Borealis. – Электрон. ст. – Петрозаводск, 2014. URL : http://sthb.petrsu.ru/journal. – (7.12.2016).