№ 4 (8). С. 6.

Политические науки и регионоведение

pdf-версия статьи

Научная статья

2017

Лагутина
Людмила Александровна

Петрозаводский государственный университет
(Россия, респ. Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ватутина 26/30, 185006),
maywaystation@inbox.ru

Арктическая политика ЕС: зачем Евросоюзу Арктика?

Научный руководитель:
Яровой Глеб Олегович
Статья поступила: 27.12.2017;
Принята к публикации: 15.01.2018;
Аннотация. Европейский союз не является арктическим актором и не обладает территориальной юрисдикцией в Северном Ледовитом океане. Однако Арктика начинает играть все более весомую роль в политической повестке дня ЕС. В статье проведен комплексный анализ арктической политики Евросоюза. Рассмотрена эволюция арктической политики ЕС, роль Союза в политике «Северного измерения», БЕАР, Арктическом совете, и программе Коларктик ЕИС(П). Анализ целей и инструментов арктической политики Евросоюза позволяет понять, зачем ЕС стремится в Арктику, и что является его основными приоритетами в данном регионе.
Ключевые слова: Арктика, арктическая политика ЕС, Баренцев Евро-Арктический регион, БЕАР, Арктический совет, «Северное измерение», ППС Коларктик.

Для цитирования: Лагутина Л. А. Арктическая политика ЕС: зачем Евросоюзу Арктика? // StudArctic forum. № 4 (8), 2017. С. 6.

Долгое время арктический регион находился на периферии интересов Европейского союза. Важно отметить, что Евросоюз не является арктическим актором в строгом географическом понимании, и не обладает территориальной юрисдикцией в Северном Ледовитом океане. В 2008 году Европейский парламент принял свою первую официальную резолюцию по Арктике, с тех пор ЕС продолжает выражать заинтересованность в арктических вопросах. Возникает вопрос, является ли интерес Евросоюза к Арктике своеобразной «данью моде», желанием ближе подобраться к арктическим ресурсам, или за этим стоят более глубокие цели и мотивы, коренящиеся в самой природе Европейского союза.

В результате проведенного исследования удалось выяснить, что основным мотивом, стоящим за развитием арктического направления внешней политики Европейского союза лежит стремление ЕС обезопасить свои внешние границы, а также способствовать решению проблем «мягкой безопасности» в приграничном регионе. Данная политика реализуется посредством применения инструментов «мягкой силы» Евросоюза, а именно различных программ финансирования, реализуемых в рамках Европейской политики соседства. При этом важно отметить отсутствие четкой арктической стратегии, что свидетельствует о том, что арктическая политика ЕС все еще находится на стадии своего формирования.

В ходе анализа эволюции арктической политики ЕС удалось установить, что развитие арктического направления внешней политики Евросоюза прошло три этапа, каждый из которых соответствовал принятию нового Коммюнике Еврокомиссии [14]. Первое Коммюнике 2008 года стало скорее попыткой Союза заявить о своей заинтересованности арктическим регионом, нежели полноценным программным документом [7, 9, 11,14].  На втором этапе формирования своей арктической политики ЕС сконцентрировался на проблемах, связанных с изменениями климата, окружающей средой, а также на содействии международному сотрудничеству [8, 12, 13, 14, 20].  Третий этап формирования арктической политики ЕС обозначен выпуском Совместного Коммюнике Европейской комиссии и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности «Интегрированная политика Европейского союза в Арктике». На этом этапе ЕС стал придавать большее значение именно европейской части Арктики, а не всему региону в целом [14, 19]. Однако, основные направления политики не изменились и касаются обеспечения «мягкой безопасности» в регионе [14, 19, 26]. Сама стратегия представлена достаточно размыто, она не содержит каких-либо конкретных предложений, а лишь перечисляет уже существующие инициативы, что может свидетельствовать о том, что арктическая политика ЕС все еще находится на стадии своего формирования [14, 26].

В результате анализа инструментов арктической политики Европейского союза было установлено, что наиболее эффективными являются финансовые инструменты, к которым относятся различные программы поддержки сотрудничества и финансирования проектов в арктическом регионе, в частности, ППС «Коларктик» [2]. Важно отметить, что влияние ЕС в различных форумах и существующих структурах арктического сотрудничества достаточно ограничено. Так, политика «Северного измерения» осуществляется Европейским союзом в условиях равноправного партнерства с Норвегией, Исландией и Россией, что не дает ЕС права принимать решения в одностороннем порядке, без согласования с остальными участниками [1,6,14]. Роль ЕС в Арктическом совете еще менее значительна, т.к. Европейский союз даже не обладает статусом постоянного наблюдателя в Совете, а все решения принимаются постоянными членами-учредителями [3]. В Совете Баренцева Евро-Арктического Региона Европейский союз также остается на вторых ролях, т.к. основное взаимодействие в регионе осуществляется между государствами БЕАР [4, 27]. При этом важно отметить, что все участники Совета признают ЕС в качестве важного партнера, благодаря которому осуществляется финансирование многих региональных проектов и программ [15].

В целом, можно сделать вывод о том, что арктический регион не является исключительной сферой интересов Европейского союза и представляет лишь одно из направлений его политики соседства, основной целью которой является укрепление отношений и сближение Европы с ее соседями посредством распространения своих норм и стандартов и финансирования проектов, соответствующих базовым принципам и нормам ЕС, для обеспечения безопасности в самом Европейском союзе.


Список литературы

1. Дерябин Ю. С. «Северное измерение» ЕС: проблемы и перспективы // Ю.С. Дерябин // Леонтьевские чтения. -2002. -№ 1. –15 с.

2. Программа «Коларктик»: Сочетание сложной задачи, помноженной на нестандартный подход к её решению [Электронный ресурс] // The Arctic. - Электрон. ст. - [Россия], 2016. - URL: http://ru.arctic.ru/analitic/20160808/402930.html . - Яз. рус. - (29.03.2017).

3. Хэйнс Л. Заявка ЕС на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете снова отложена [Электронный ресурс] // Barents Observer. - Электрон. ст. - [Россия], 2015. - URL: http://barentsobserver.com/ru/arktika/2015/05/zayavka-es-na-poluchenie-statusa-nablyudatelya-v-arkticheskom-sovete-snova-otlozhena. - Яз. рус. - (11.04.2017).

4. Airoldi A. The European Union and the Arctic. Developments and perspectives 2010 - 2014 / A. Airoldi. – Denmark: TemaNord. - 2014. - 69 p.

5. Archer C. The EU’s Northern Dimension: Blurring Frontiers between Russia and the EU North? / С. Archer, Т. Etzold // Nordeuropa. –2008. -№1. –P. 7 –28.

6. Commission Working Document. The Second Northern Dimension Action Plan, 2004-06 // Commission of the European Union. - 2003. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/589 (дата обращения: 15.04.2017).

7. Council conclusions on Arctic issues // Council of the European Union. – December, 2009. URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/com_08_763_en.pdf (дата обращения: 17.03.2017).

8. Council conclusions on developing a European Union Policy towards the Arctic Region // Council of the European Union. – May, 2014. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/EN/foraff/142554.pdf (дата обращения: 01.04.2017).

9. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. The European Union and the Arctic Region // Commission of the European Communities. – November, 2008. URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/com_08_763_en.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

10. EU Arctic strategy: What exactly is in it? [Электронный ресурс] // The Parliament magazine. - Электрон. ст. - 2016. - URL: https://www.theparliamentmagazine.eu/articles/opinion/eu-arctic-strategy-what-exactly-it. - Яз. англ. - (13.04.2017).

11. European Parliament resolution on Arctic Governance // European Parliament. - October, 2008. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P6-TA-2008-0474&language=EN (дата обращения: 20.03.2017).

12. European Parliament resolution on a sustainable EU policy for the High North // European Parliament. - January, 2011. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P7-TA-2011-0024+0+DOC+XML+V0//EN (дата обращения: 30.03.2017).

13. European Parliament resolution on the EU strategy for the Arctic // European Parliament. - March, 2014. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B7-2014-0228&language=EN (дата обращения: 27.03.2017).

14. Grøn P. The European Union’s Strategy towards the Arctic – A Normative Power in the Region? / P. Grøn. – Aalborg University. - 2016. - 69 p.

15. Heikkilä M. The Arctic Calls Finland, the European Union and the Arctic Region / M. Heikkilä, M. Laukkanen // Arctic Centre University of Lapland. – Finland: Vammalan kirjapaino Oy. - 2013. - 94 p.

16. Heikkilla M. The Northern Dimension/ М. Heikkilla. –Helsinki: Europe Information, 2006. –188p.

17. Heininen L. New External Political Structures in Northern Cooperation and Northern Governance: From Quantity to Quality / L. Heininen // Arctic Governnce. –The Northern Institute for Environmental and Minority Law. –Rovaniemi: Oy Sevenprint Ltd. -2004. -P. 27 -42.

18. Hossain K. EU engagement in the Arctic: Do the Policy Responses from the Arctic Recognise the EU as a Legitimate Stakeholder? [Электронный ресурс] // NOASP. - Электрон. ст. - 2015. - URL: https://arcticreview.no/index.php/arctic/article/view/97. - Яз. англ. - (17.04.2017).

19. Joint Communication to the European Parliament and the Council. An integrated European Union policy for the Arctic // European Commission. – April, 2016. URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/160427_joint-communication-an-integrated-european-union-policy-for-the-arctic_en.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

20. Joint Communication to the European Parliament and the Council. Developing a European Union Policy towards the Arctic Region: progress since 2008 and next steps // European Commission. – June, 2012. URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/join_2012_19.pdf (дата обращения: 02.04.2017).

21. MatlaryJ. European Union Security Dynamics: In the New National Interest / J. Matlary. –N.Y., 2009. –234 p.

22. Paris agreement // United Nations. - Paris. – December, 2015. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_english_.pdf (дата обращения: 06.04.2017).

23. Raspotnik A. Further Steps Towards a Comprehensive EU Arctic Policy: Is the EU Getting There? [Электронный ресурс] / A. Raspotnik, K. Stephen // The Arctic Institute. - Электрон. ст. - 2011. - URL: http://www.thearcticinstitute.org/further-steps-towards-comprehensive-eu/. - Яз. англ. - (19.04.2017).

24. Raspotnik A. Towards an Active Role for the EU in the Arctic? [Электронный ресурс] / A. Raspotnik, K. Stephen // The Arctic Institute. - Электрон. ст. - 2011. - URL: http://www.thearcticinstitute.org/towards-active-role-for-eu-in-arctic/. - Яз. англ. - (19.04.2017).

25. Resolution & Report on the Second Northern Dimension Action Plan // EEA Consultative Committee. – June, 2004. URL: http://www.efta.int/sites/default/files/documents/advisory-bodies/consultative-committee/cc-resolutions/English/23Jun2004Final-Resolution-Northern-Dimension.pdf (дата обращения: 17.04.2017).

26. Stepien A. The EU’s New Arctic Communication: Not-So-Integrated, Not-So-Disappointing? / A. Stepien, A. Raspotnik. – Arctic Centre, University of Lapland. - 2016. - 25 p.

27. The European Union and the Barents Region // European Commission. – 2009. URL: http://aei.pitt.edu/38747/1/A3708.pdf (дата обращения: 20.04.2017).

28. Weber St. Breaking the ice: The European Union and the Arctic / St. Weber, I. Romanyshyn. – International Journal. – Vol.66, № 4., The Arctic is hot, part II. – 2011. – P. 849 – 860.

29. Wegge N. The EU and the Arctic: European foreign policy in the making / N. Wegge. – Arctic Review on Law and Politics. – Vol.3. – 2012. – P. 6 – 29.



Просмотров: 3913; Скачиваний: 1;