Подготовка квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях является актуальной задачей в настоящее время. В Петрозаводском государственном университете студент, выбравший специализацию «кинология» по окончании обучения получает диплом бакалавра по направлению «Зоотехния». В случае, если студент хочет работать специалистом-кинологом, то помимо теоретической базы, студент-кинолог должен иметь достаточный объем практических знаний в области кинологии.
Одна из сложностей профессии кинолог – это высокая степень адаптационного износа как людей, так и собак при выполнении служебных заданий. В одном из исследований среди специалистов-кинологов было выявлено, что усталость к концу дня отмечают у 23,76% кинологов, слабость – 19,80%, низкую работоспособность – 19,80%, раздражительность – 8,91%, головную боль – 5,94% [2]. Поэтому, студент, изъявивший желание стать специалистом-кинологом должен быть готовым к сложностям выбранной профессии.
Цель данного исследования – оценка предварительной практической подготовки студентов направления Зоотехния в области кинологии в зависимости от специализации с помощью социологического исследования.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Составить анкету для студентов и провести анкетирование.
2. Обработать результаты анкет с учетом специализации студентов (животноводство, кинология).
3. Провести анализ полученных результатов.
Среди студентов 2–4 курса Института биологии, экологии и агротехнологий направления «Зоотехния» был проведен социологический опрос в виде анкетирования. Анкета включала вопросы, связанные с опытом взаимодействия студентов с собаками. Было опрошено 30 студентов, среди них 15 студентов выбрали специализацию животноводство и 15 студентов – кинологию. Опрос студентов был проведен феврале–марте 2022 года.
Среди опрошенных имеют собаку 46,7% респондентов, из них 57% студентов, выбравших специализацию животноводство и 43% студентов предпочли кинологию. Имеют двух и более собак 20% студентов, из них 66,7% студентов, выбравших специализацию кинологию и 33,3% – животноводство. Нет собаки у 23,3% респондентов, среди них большинство (71,4%) – студенты, специализирующиеся на кинологии и меньшая часть (28,6%) – это студенты, выбравшие специализацию животноводство. Не собираются заводить собаку 10% студентов, среди них все направления животноводство.
Студенты, имеющие собак, содержат их разными способами. Большинство студентов содержит свою собаку в квартире (57,1%), из них 33,3% студентов, специализирующиеся на кинологии и 66,7% студентов, выбравшие специализацию животноводство. Содержит свою собаку вольерным или дворовым способом 33,3% респондентов, из них большинство (71,4%) – это студенты, специализирующиеся на кинологии и 28,6% студентов, специализирующиеся на животноводстве. Имеют несколько собак и содержат их разными способами 9,6% студентов, среди них все выбрали специализацию животноводство.
В служебной кинологии режим кормления собак играет немаловажную роль. Кинологи кормят собак не менее двух раз в сутки: за час перед выполнением служебной деятельности и не менее получаса после [1]. В анкетировании был вопрос о важности следования режиму кормления для своей собаки. Режим кормления своей собаки соблюдают 30% студентов, стараются следовать – 36,7%, не считают это важным – 6,6% студентов и не имеют собаки – 26,7% студентов. Следует отметить, что среди студентов-кинологов большинство (53,3%) стараются, но не всегда следуют строгому режиму кормления своей собаки. Среди студентов, выбравших другую специализацию, большинство (46,7%) всегда следуют режиму кормления своей собаки.
Важным для оценки кинологических наклонностей было выявить у студентов, боятся ли они собак. Среди всех опрошенных боятся собак 13,3%, среди них все студенты, выбравшие специализацию животноводство. Боятся только агрессивных собак 16,7% студентов, из них большинство (80%) – это студенты-кинологи. Не боятся собак – 70% респондентов, из них 52,4% студентов, выбравших кинологию и 47,6% студентов, выбравших другую специализацию.
Важнейшие кинологические понятия такие, как общий курс дрессировки (ОКД) и Российская кинологическая федерация (РКФ), знают 66,7% студентов, среди них большая часть (60%) – это студенты, выбравшие специализацию кинологию. Не знают эти понятия 33,3% респондентов, из них большинство (70%) – это студенты, выбравшие специализацию животноводство.
Чтение литературы – важный аспект для приобретения теоретических знаний по кинологии. Среди всех студентов регулярно читают кинологическую литературу 3,3% студентов. Среди них все студенты, специализирующиеся на животноводстве. Иногда читают литературу 73,3% респондентов, из них 54,5% студентов, выбравших кинологию и 45,5% студентов, выбравшие другую специализацию. Не видят необходимости читать спецлитературу 23,3% студентов. Из них 42,8% студентов, специализирующихся на кинологии и 57,2% студентов, выбравшие другую специализацию.
В ходе опроса было выявлено, что среди студентов есть те, кто занимаются дрессировкой собак самостоятельно и те, кто посещал специальные занятия. Согласно исследованиям, 33,3% студентов самостоятельно занимаются дрессировкой собак, из них большинство (60%) – это студенты, выбравшие специализацию кинологию. Специальные курсы по дрессировке собак прошли только 16,7% студентов, из них также большинство (60%) – это студенты выбравшие кинологию. Планируют в будущем заниматься дрессировкой собак – 30% и среди них также большинство (66,7%) студентов-кинологов. Не планируют заниматься дрессировкой собак 20% студентов, среди них все студенты, выбравшие специализацию животноводство.
Студенты-зоотехники в процессе обучения имеют возможность посещать различные кинологические мероприятия. Большинство опрошенных (53,3%) студентов были зрителями кинологических мероприятий. Среди них преобладают студенты, выбравшие специализацию животноводство (62,5%). Были участниками кинологических мероприятий 33,3% респондентов, из них большинство (60%) – это студенты, которые предпочли специализацию кинологию. Среди тех, кто не посещал кинологические мероприятия, большинство являются студентами, выбравшими животноводство (85,7%). Среди студентов были и те, кто были волонтерами на кинологических мероприятиях (40%), из них большинство (66,7%) – это студенты, специализирующихся на кинологии.
Заключение. В результате исследования выявлено, что среди студентов, не имеющих собак большинство (71,4%) – это студенты, выбравшие специализацию «кинология». Возможно, это связано с тем, что многие студенты являются иногородними. Они живут в общежитие, где запрещено иметь животных.
Все студенты по специализации кинология не испытывают страха перед собаками. Боятся только агрессивных собак 26,7% студентов-кинологов. Среди студентов, выбравших животноводство, есть те, кто испытывает страх к любым собакам. Отсутствие боязни к собакам – ключевой фактор при работе кинологом.
Большая часть студентов-кинологов (80%) иногда читает специальную научную литературу по кинологии. Среди студентов-кинологов 60% имели опыт в дрессировке собак и 40% не имели такого опыта, но планируют заняться дрессировкой в будущем.
Таким образом, студенты, специализирующиеся на кинологии, имели больше опыта взаимодействия с собаками, чем студенты, выбравшие животноводство.
Список литературы
Мальчиков Р. В., Погребняк М. В. Особенности кормления служебных собак // Актуальные проблемы собаководства в правоохранительных структурах : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2020. С. 85—88.
Яковенко А. А., Колмакова Т. С., Диденко А. В. Оценка рисков здоровья специалистов-кинологов // Научные основы создания и реализации современных технологий здоровьесбережения : материалы VI межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград : ООО «Сфера», 2019. С. 12—16.