Введение
В спорте достижение высоких результатов является следствием взаимодействия всех компонентов системы спортивной подготовки, направленной на реализацию подготовленности спортсмена в определенных конкретных спортивных соревнованиях. Специалисты выделяют множество ключевых моментов в процессе реализации спортивной подготовки. Однако, учитывая, что увеличение нагрузок, направленных на развитие физических качеств у высококвалифицированных спортсменов, достигает возможных пределов и не обеспечивает необходимую подготовленность для демонстрации высокого спортивного результата, специалисты считают, что одним из направлений повышения эффективности тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов-единоборцев является совершенствование их технико-тактической подготовки [Гожин: 168].
В спорте высших достижений в настоящее время невозможно улучшить технико-тактическую подготовленность без совершенствования тренировочного процесса, который предполагает своевременную и обоснованную коррекцию подготовки спортсменов с учетом индивидуальных стилей ведения поединков в условиях изменений правил соревнований. Таким образом, методика технико-тактической подготовки высококвалифицированных спортсменов-тхэквондистов должна быть основана на моделях эффективной реализации соревновательной деятельности. Такие индивидуальные модели разрабатываются для отдельных высококвалифицированных спортсменов и опираются на данные, полученные в результате исследований их индивидуальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, их реакции на нагрузки и т. п. [Платонов: 680]. Недостаточная разработанность этих вопросов в построении подготовки высококвалифицированных спортсменов в тхэквондо обусловили цель нашего исследования.
Коррекция тренировочных планов подготовки должна осуществляться на основании анализа рассогласований реальных показателей результатов в тестировании с показателями модельных характеристик. Управление соревновательной деятельностью будет эффективным, если показатели технико-тактической подготовленности тренер будет определять после каждого соревнования. Показатели будут более объективными, если спортсмен проведет не менее 2–3 поединков. Тренерам и спортсменам в процессе подготовки необходимо ориентироваться на структуру соревновательного поединка. Структура поединка определяет подбор методов и тренировочных средств, позволяющих спортсмену адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, научиться действовать уверенно и эффективно в различных ситуациях.
Цель исследования – разработка тренировочных заданий для улучшения технико-тактических показателей испытуемых с учетом индивидуальных стилей ведения поединка.
Гипотеза нашей работы заключалась в предположении о том, что разработанные нами планы (программы) технико-тактической подготовки высококвалифицированных спортсменов-тхэквондистов с учетом их индивидуальных стилей и изменений правил соревнований позволят существенно улучшить показатели их технико-тактической подготовленности.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
- Изучить основные пути повышения эффективности планирования технико-тактической подготовки в различных видах спортивных единоборств;
- Выявить особенности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов-тхэквондистов;
- Обосновать эффективность планов технико-тактической подготовки высококвалифицированных спортсменов-тхэквондистов, разработанных нами с учетом их индивидуальных стилей, содержания и структуры поединков и правил соревнований.
Для решения задач мы посчитали целесообразным использовать следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы. В ходе анализа литературных источников были изучены основные подходы к планированию технико-тактической подготовки в единоборствах, а также были приведены имеющиеся данные, характеризующие динамику изменений правил соревнований по тхэквондо.
2. Экспертный видеоанализ соревновательных поединков. Для изучения структуры и содержания соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов-тхэквондистов нами был проведен видеоанализ 20 поединков Олимпийских игр 2020 г. и 48 соревновательных поединков спортсменов высокой квалификации (мастера спорта международного класса). Исследования проводились по методике, апробированной в видах спортивно-боевых единоборств [Барташ: 479]. В ходе анализа оценивались количественные показатели и эффективность отдельных технико-тактических действий и соревновательных эпизодов.
3. Педагогический эксперимент. В рамках данного исследования применялся последовательный педагогический эксперимент, который предполагал сравнение эффективности соревновательной деятельности испытуемых до и после применения экспериментальной системы планирования технико-тактической подготовки.
4. Методы математической статистики. Статистическая обработка полученных исследовательских данных осуществлялась по стандартным статистическим процедурам.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с поставленными в работе задачами, решение каждой из которых имело свои особенности, исследования были проведены в несколько взаимосвязанных этапов в течение 2020–2021 гг.
На первом этапе был проведен анализ соревновательной деятельности испытуемых спортсменов в количестве четырех человек, которыми были выбраны высококвалифицированные тхэквондисты (МСМК). В процессе анализа были выявлены особенности и основные параметры, характеризующие их стили и манеры ведения боя. Также были определены эффективные и неэффективные приемы и действия, применяемые в различных соревновательных эпизодах.
На втором этапе исследований был проведен анализ поединков Олимпийских игр 2020 г. для последующего сравнения с данными, полученными при изучении соревновательной деятельности испытуемых.
На следующем этапе исследования были внесены коррекции в план технико-тактической подготовки испытуемых в соответствии с данными, полученными в ходе анализа их соревновательной деятельности. Испытуемые тренировались по разработанному нами плану в течение 16-недельного макроцикла.
Рис. 1. Сравнение средних показателей различных видов ударов в соревновательном поединке испытуемых и участников ОИ (в процентах). Примечания: 1 – удары сверху; 2 – удары в сторону; 3 – удары прямые с разворотом; 4 – удары круговые; 5 – удары обратные; 6 – удары двойные одной ногой; 7 – удары круговые с разворотом; 8 – удары обратные с разворотом; 9 – удары двойные двумя ногами; 10 – удары руками
Для подтверждения поставленной в работе гипотезы был проведен сравнительный анализ эффективности действий в отдельных соревновательных эпизодах в конце экспериментального цикла подготовки с предыдущими показателями. В результате полученных данных из анализа поединков Олимпийских игр 2020 г. и их последующего сравнения с данными испытуемых нами были получены результаты, представленные на рисунке 1.
Анализируя рисунок, мы можем видеть, что, несмотря на разнообразие видов ударов ногами в тхэквондо, подавляющее большинство составляют круговые удары (долио чаги) – 39,30 % и 39,91 % соответственно. Однако, наиболее значимые различия наблюдаются в количестве прямых ударов в сторону – 37,65 % (ОИ) и 1,72 % у испытуемых, а также ударов сверху – 8,79 % (ОИ) и 25,51 % у испытуемых. А более сложнокоординационные удары представлены незначительно и без существенных различий. Это говорит о том, что изменения правил соревнований по тхэквондо, направленные на повышение их зрелищности, оказывают незначительное влияние на технико-тактическое содержание поединков высококвалифицированных спортсменов.
На рисунке 2 представлены средние показатели эффективности различных ударов в соревновательном поединке:
Рис. 2. Средние показатели эффективности различных ударов в соревновательном поединке. Примечания: 1 – прямые удары ногами; 2 – круговые удары ногами; 3 – удары руками
Коэффициент эффективности всех ударов у участников Олимпийских игр составил 9,78 %, а у испытуемых – 7,03 %, поэтому можно утверждать, что у них эффективность технико-тактических действий несколько ниже, чем среднегрупповые показатели высококвалифицированных спортсменов.
Для улучшения этих показателей у испытуемых нами была разработана экспериментальная программа макроцикла, направленного на узкую тактическую подготовку реализации технико-тактических действий испытуемыми в соревновательных эпизодах.
Средства и методы технико-тактической подготовки высококвалифицированных тхэквондистов в экспериментальном макроцикле
Для совершенствования технико-тактической подготовки высококвалифицированных тхэквондистов с учетом их индивидуальных стилей нами была разработана и реализована экспериментальная программа. Весь макроцикл продолжался 16 недель и был разбит на 3 этапа:
1. Специально-подготовительный этап (СПЭ) – 8 недель;
2. Этап специализированной подготовки – 4 недели;
3. Этап непосредственной подготовки (ЭСП) – 4 недели.
Программа тренировочных заданий на совершенствование технико-тактических действий с учетом индивидуальных стилей ведения поединков.
I. Специально-подготовительный этап.
На этом этапе соотношение средств специальной физической подготовки (СФП) и технико-тактической подготовки (ТТП) было как 40 % и 60 %.
На каждом занятии по технико-тактической подготовке выделялось 20 минут тренировочного времени на выполнение индивидуальных заданий. Всего на этом этапе за 8 недель проведено 48 занятий по технико-тактической подготовке. Общее время на совершенствование технико-тактической подготовки по экспериментальной программе – 960 мин (16 часов).
Работа с условным соперником - груша/манекен 3 раунда*2 мин
Для тхэквондистов темпового стиля были использованы следующие задания:
- начало атаки ближней ногой, переключение на дальнюю, завершение ситуации произвольно;
- начало атаки ближней ногой, добавление тоже ближней, завершение ситуации произвольно;
- начало атаки ближней ногой, продолжение на 2–3 удара произвольно.
Для тхэквондистов-тактиков были даны следующие задания:
- имитация атаки ближней ногой, провал, контратака ближней ногой, завершение ситуации;
- имитация входа в ближнюю дистанцию, удар рукой – джумок, продолжение произвольно, завершение ситуации;
- имитация атаки дальней ногой, встречный удар с разворота (твит, твит хурё чаги), завершение ситуации.
Для тхэквондистов-игровиков мы дали задания с ударами со сменой вектора удара:
- отработка обманных ударов на корпус с изменением вектора удара, продолжение произвольно, завершение ситуации;
- отработка обманного удара с корпуса на голову (перевод в воздухе), продолжение произвольно, завершение ситуации;
- отработка обманного удара с головы на корпус (перевод в воздухе), продолжение произвольно, завершение ситуации.
Работа с партнером по макиваре в дорожках
Для тхэквондистов темпового стиля: начало атаки ближней ногой, далее реакция на выставление партнером 2-4 удара.
Для тхэквондистов-тактиков: имитация атаки ближней ногой, оценка ответной реакции партнера-вперед/назад-отработка-встречный удар/продолжение атаки.
Для тхэквондистов-игровиков: имитация атаки ближней ногой, быстрая смена вектора удара в зависимости от реакции партнера.
Для закрепления отработанных элементов технико-тактических ситуаций вся индивидуальная работа завершалась пятираундовым свободным спаррингом в накладках, с ежераундовой сменой противников внутри экспериментальной группы.
II. Этап специализированной подготовки.
На втором этапе продолжительностью 4 недели соотношение средств специальной физической подготовки (СФП) и технико-тактической подготовки (ТТП) было как 20 % и 80 %. На каждом занятии по технико-тактической подготовке по-прежнему 20 минут тренировочного времени отводилось на выполнение индивидуальных заданий. Всего тренировок с технико-тактическим направлением было 32. Общее время на совершенствование технико-тактической подготовки по экспериментальной программе – 640 мин (10 часов 40 минут).
Работа с партнером по макиваре 3 раунда*2 мин
Для тхэквондистов темпового стиля были использованы следующие задания:
- атака ближней ногой, переключение на дальнюю ногу повтором долио чаги, завершение кулаком – джумок;
- атака ближней ногой, переключение на дальнюю ногу повтором долио чаги – второй удар с повтора в голову, завершение кулаком – джумок;
- атака ближней ногой, переключение на удар кулаком – джумок, доработка в голову.
Для тхэквондистов-тактиков были даны следующие задания:
- имитация атаки ближней ногой-провокация на удар в открытый жилет, смещение в сторону – side step, добавление произвольно;
- имитация атаки ближней ногой – провокация на удар в открытый жилет, встречная атака с вращением – твит чаги в корпус;
- имитация атаки ближней ногой – провокация на удар в открытый жилет, провал атаки партнера, контратака двойка вперед, завершение ситуации.
Для тхэквондистов-игровиков:
- имитация атаки ближней ногой в корпус, провокация на сокращение дистанции, смена вектора удара – перевод на голову на удар сверху – нэрё чаги;
- имитация удара ближней ногой под спину, смена вектора удара в сторону живота, доработка произвольно, завершение ситуации;
- имитация удара ближней ногой в открытый жилет-провокация защиты живота, смена вектора на долио чаги сверху вниз в открытый бок.
Работа с партнером в паре – моделирование тех же технико-тактических ситуаций в спарринговом режиме в накладках. 3 раунда*2 мин
Для закрепления отработанных элементов технико-тактической подготовки вся индивидуальная работа завершалась пятираундовым свободным спаррингом в накладках с ежераундовой сменой противников внутри экспериментальной группы.
III. Этап непосредственной подготовки (ЭСП).
На данном этапе длительностью 4 недели 100 процентов тренировок проходили с технико-тактической направленностью. Причем 2 недели спортсмены тренировались в обычном режиме – 10 тренировок в неделю. Следующие 2 недели было каждый день по одной тренировке – 5 тренировок в неделю.
Первые две недели третьего этапа – для закрепления результативности выполнения технико-тактических элементов проводилась отработка вышеописанных спарринговых эпизодов из первого и второго этапов макроцикла на электронной системе, что давало возможность наглядно оценить коэффициент попадания ударов в зачетную зону и результативность ударов – баллы, засчитанные электронной системой.
Вторые две недели третьего этапа – завершение 16-недельного макроцикла индивидуальной работой с персональными тренерами с учетом наших рекомендаций по технико-тактической подготовке.
Результаты реализации экспериментальной программы макроцикла представлены в таблице 1. Анализируя таблицу, мы видим, что после реализации экспериментального макроцикла средние показатели исследуемых характеристик эффективности реализации соревновательных эпизодов испытуемых статистически достоверно улучшились на 5 % (пятипроцентном) уровне значимости [Губа: 288]. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы.
Таблица 1
Показатели эффективности реализации соревновательных эпизодов испытуемых
Тактическая направленность соревновательных эпизодов | До эксперимента | После эксперимента | Р 0,05 | ||||||
δ
|
m | δ
|
m | ||||||
Атака | Без подготовки | Выигранные | 0,36 | 0,63 | 0,18 | 0,42 | 0,67 | 0,19 | < |
Проигранные | 0,71 | 1,14 | 0,33 | 0,58 | 1,16 | 0,34 | < | ||
Неоцененные | 9,14 | 4,94 | 1,43 | 8,75 | 5,82 | 1,68 | < | ||
С подготовкой | Выигранные | 1,36 | 0,84 | 0,24 | 1,75 | 0,75 | 0,22 | < | |
Проигранные | 0,36 | 0,50 | 0,14 | 0,33 | 0,49 | 0,14 | < | ||
Неоцененные | 7,71 | 4,20 | 1,21 | 6,50 | 4,58 | 1,32 | < | ||
На подготовку | Выигранные | 0,14 | 0,36 | 0,10 | 0,17 | 0,58 | 0,17 | < | |
Проигранные | 0,29 | 0,47 | 0,14 | 0,17 | 0,39 | 0,11 | < | ||
Неоцененные | 0,64 | 0,93 | 0,27 | 0,42 | 0,79 | 0,23 | < | ||
Атака ответная | Без подготовки | Выигранные | 0,43 | 0,51 | 0,15 | 0,50 | 0,67 | 0,19 | < |
Проигранные | 0,14 | 0,36 | 0,10 | 0,08 | 0,29 | 0,08 | < | ||
Неоцененные | 5,57 | 3,25 | 0,94 | 4,92 | 3,68 | 1,06 | < | ||
С подготовкой | Выигранные | 0,50 | 0,52 | 0,15 | 0,58 | 1,00 | 0,29 | < | |
Проигранные | 0,21 | 0,43 | 0,12 | 0,17 | 0,39 | 0,11 | < | ||
Неоцененные | 2,86 | 2,41 | 0,70 | 2,25 | 2,56 | 0,74 | < | ||
Контратака | Без подготовки | Выигранные | 0,36 | 0,50 | 0,14 | 0,42 | 0,90 | 0,26 | < |
Проигранные | 0,21 | 0,43 | 0,12 | 0,17 | 0,39 | 0,11 | < | ||
Неоцененные | 2,00 | 1,30 | 0,38 | 1,42 | 1,31 | 0,38 | < | ||
С подготовкой | Выигранные | 0,07 | 0,27 | 0,08 | 0,08 | 0,29 | 0,08 | < | |
Проигранные | 0,43 | 0,76 | 0,22 | 0,33 | 0,49 | 0,14 | < | ||
Неоцененные | 1,64 | 1,55 | 0,45 | 1,25 | 1,66 | 0,48 | < | ||
Защита | Выполненная | 4,71 | 2,67 | 0,77 | 4,58 | 3,99 | 1,15 | < | |
Проигранная | 2,50 | 1,99 | 0,58 | 2,17 | 2,41 | 0,70 | < |
t гр. = 12.7
Заключение
Совершенствование технико-тактического мастерства в видах спортивных единоборств имеет свои особенности. Структурным элементом управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью являются модельные характеристики [Акопян: 34]. Они используются для моделирования различных состязательных ситуаций и для контроля состояний спортсмена в течение реализации планируемого периода. Модельные характеристики содержат нормативные показатели различных сторон подготовленности и спортивного результата [Андасова: 25].
Сравнение получаемых показателей подготовленности спортсмена с модельными характеристиками позволяет оценить подготовленность спортсмена и на основе этой оценки определить направления дальнейшего совершенствования спортсмена и скорректировать индивидуальный тренировочный процесс у высококвалифицированных спортсменов для улучшения показателей их подготовленности.
Для составления индивидуального годичного плана спортивной подготовки необходимо: оценить исходное состояние спортсмена; изучить и систематизировать современные тенденции в развитии спортивных единоборств [Павлов: 57], уровень подготовленности и возможности основных конкурентов; определить главную цель; наметить комплекс соревнований, структуру годичного цикла, сроки и методы контроля [Гаськов: 134].
Результаты проведенного эксперимента показали, что благодаря подробному анализу структуры и содержания соревновательных эпизодов поединка появляется возможность более оперативно получать объективные данные, на основе которых можно быстро внести корректировки в программу тренировочного процесса. Предложенный подход к планированию и коррекции технико-тактической подготовки высококвалифицированных тхэквондистов позволяет целенаправленно подходить к процессу их технико-тактического совершенствования.
Тренерам и спортсменам в процессе подготовки необходимо ориентироваться на структуру соревновательного поединка. Именно она определяет подбор методов и тренировочных средств, позволяющих спортсмену адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, научиться действовать уверенно и эффективно в различных ситуациях состязания.
Список литературы
Акопян А.О. Анализ характеристик соревновательной деятельности как фактор построения тренировочного процесса в единоборствах / А.О. Акопян, А.А. Новиков, А.Ш. Ромазанов // Проблемы моделирования соревновательной деятельности: сб. науч. тр. Москва: ВНИИФК, 1985. С. 33–36.
Андасова Ж.М. Управление спортивной подготовкой высококвалифицированных спортсменов, занимающихся тэквондо: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Алматы, 2008. 25 с.
Базеян А.М. Технико-тактическая подготовка боксеров-юниоров на основе учета показателей их соревновательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Ленинград, 1976. 20 с.
Барташ В.А. Основы спортивной тренировки в рукопашном бое: учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2020. 479 с.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. Москва: Физкультура и спорт, 1985. 176 с.
Гаськов А.В. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах (на примере бокса). Улан-Удэ: Изд. БГУ, 1998. 134 с.
Гожин В.В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / Под. ред. В.В. Гожина, О.Б. Малкова. Москва: Физкультура и спорт, 2005. 168 с.
Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / В.П. Губа, В. Пресняков. Москва: Человек, 2015. 288 с.
Киселев В.А. Анализ соревновательной деятельности боксеров различной квалификации / В.А. Киселев, О.Б. Кравченко // Виды спортивных единоборств. Екатеринбург: ЦГТУ, 1997. С. 19-21.
Павлов С.В. Методика оценки технической и тактической подготовленности тхэквондистов в соревновательных поединках // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 2. С. 56-60.
Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение: учеб. [для тренеров]. Киев: Олимпийская литература, 2017. Кн. 1. 680 с.
Рожков П.А. Специфика технико-тактического мастерства высококвалифицированых борцов в связи с их индивидуальными особенностями: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Москва: ВНИИФК, 1985. 25 с.