T. 8, № 2. С. 26–29.

Исторические науки

2023

Научная статья

УДК 93/94

pdf-версия статьи

Сигаев
Дмитрий Викторович

магистратура, Петрозаводский государственный универитет
(Петрозаводск, Россия),
sigldima@mail.ru

Рота МПВО в обороне г. Петрозаводска в годы Великой Отечественной войны

Научный руководитель:
Репухова Оксана Юрьевна
Рецензент:
Соломещ Илья Мотелевич
Статья поступила: 15.05.2023;
Принята к публикации: 16.05.2023;
Размещена в сети: 25.04.2023.
Аннотация. Подразделения МПВО не предполагалось использовать в качестве активных боевых единиц на фронте, но в обороне Петрозаводска одна рота МПВО принимала участие в защите города. Цель статьи состоит в изучении специфики участия сил роты МПВО в обороне Петрозаводска в сентябре-октябре 1941 года.
Ключевые слова: Рота, МПВО, Карелия, Великая Отечественная война, 313-я стрелковая дивизия

Для цитирования: Сигаев Д. В. Рота МПВО в обороне г. Петрозаводска в годы Великой Отечественной войны // StudArctic forum. 2023. T. 8, № 2. С. 26–29.

Начало формирования системы оборонных мероприятий по противовоздушной обороне (МПВО) было положено в 1930-ых годах. Задача МПВО заключалась в организации и защите населения и народного хозяйства от нападения противника с воздуха и ликвидации последствий осуществлённых ударов. Формирования МПВО оповещали население о воздушной угрозе, содействовали эвакуации местного населения в ближайшие убежища, занимались ликвидации очагов поражения и светомаскировкой зданий.

В ходе подготовки личного состава подразделений МПВО не предполагалось их привлечение в качестве активных боевых единиц на фронте. Однако в трудных условиях первых месяцев Великой Отечественной войны советское командование приняло решение сформировать роту МПВО и отправить ее на передовую линию защиты г. Петрозаводска. Изучение этого факта являлось основной проблемой исследования.

Цель работы состояла в изучении специфики участия сил роты МПВО в обороне Петрозаводска в сентябре-октябре 1941 года. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: изучить боевую обстановку на Карельском фронте в конце сентября 1941 года, рассмотреть особенности боевого пути роты МПВО и рассмотреть результативность принятия решения об участии роты в обороне Петрозаводска.

Историография проблемы очень скудна. Вопрос участия роты МПВО в обороне Петрозаводска в годы Великой Отечественной войне поднимали Н.Н. Власова [Власова: 29-32], Ю.И. Герасев [Герасев: 118], Жигалова И. В. и Еремкин А. В [Жигалова, Еремкин: 83—89], но вопрос рассматривался исследователями в сопряжении с другой более обширной темой и не получил детального освящения.

Документы фонда 1 федерального государственного бюджетного учреждения науки Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук, сохранившееся в Национальном архиве Карельского научного центра Российской академии наук [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916. Д. 920. Д. 927] и фонда 2930 отдела службы МПВО при МВД КФССР (1940—1950) [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/15], отложившиеся в Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) позволяют охарактеризовать действия роты МПВО в обороне Петрозаводска и изучить ее потери в ходе ожесточенных боев в годы Великой Отечественной войны.

Систему МПВО в Карелии начали развивать в предвоенное десятилетие. Были созданы службы и команды, построили первые убежища и укрытия [Сигаев: 25-32]. Начало Великой Отечественной войны подвергло жесткой проверке всю проведенную работу. С первых дней войны г. Петрозаводск неоднократно подвергался воздушным налетам противника. Один из бойцов МПВО Калинин Иван Петрович потом вспоминал те дни: «7 июля в Петрозаводске вражеские самолеты сбросили несколько бомб. По сигналу воздушная тревога бойцы МПВО явились в штаб. Организованно без паники посадили нас в машины и отвезли к месту бомбежки. Вот здесь то впервые пришлось применить теорию аварийно-восстановительного дела на практике. Мы ликвидировали возникший пожар и восстановили дорогу, идущую от города на Перевалку. Зарыли воронки бомб и помогали отводить раненых» [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 920: 4]. Служащие МПВО выполняли специальные задачи по эвакуации: помогали эвакуировать имущество учреждений и оборудования предприятий, проводили разгрузку и оборудование барж для вывоза населения, осуществляли охрану объектов [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/15: 26].

Участие бойцов МПВО в активных боевых действиях могло произойти только в исключительных случаях. В конце сентября на Карельском фронте сложилась трудная обстановка. Финские войска активно продвигались к Петрозаводску. Солдат не хватало, поэтому для того, чтобы задержать финнов с севера и прикрыть отступление 313-ой стрелковой дивизии был создан сводный истребительный батальон под командованием Н.С. Львова. В него вошли два петрозаводских истребительных батальона, рота НКВД и рота, созданная из бойцов МПВО [Герасев: 118].

В основном рота МПВО состояла из местных жителей, которые участвовали в работе МПВО в свободное от основной своей работы время. Например, боец роты МПВО Житков Василий Иванович до войны работал грузчиком на лыжной фабрике города Петрозаводска и, параллельно своей основной деятельности, уже на протяжении 4 лет находился в МПВО [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 4]; Соловьев Георгий Иванович служил мастером лесосплава в «Кареллесе» Шелтозерского района, в 1938 году был снят с воинского учета, но перед войной его вновь включили в воинский учет с зачислением в ряды МПВО  [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 4]; Калин Иван Петрович работал бригадиром подорожно-мостового строительства, сразу после начала войны он был зачислен рядовым бойцом в штаб МПВО [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 920: 3].

До 24 сентября бойцы роты проходили военную подготовку [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 4]. В.И. Житков потом воспоминал, что они активно изучали военное дело и практику прицеливания из оружия, однако стрельбы из винтовок у них не было. Затем данное обстоятельство отразилось в боевой обстановке, как пишет В.И. Житков: «многие бойцы даже не умели заряжать винтовки» [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 4]. Формы у бойцов не было, все были одеты по-разному [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 5]. Вооружение у роты МПВО было плохое: не было артиллерии, пулемётов и минометов [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 4]. Винтовки, которые имели бойцы МПВО были немецкого образца [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 5], которые, скорее всего, остались еще со времен Гражданской войны. У некоторых бойцов отсутствовали лопатки для окапывания, что мешало бойцам нормально окапываться на местности [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 5]. Рота МПВО состояла из плохо обученных и плохо экипированных местных граждан. 

Роту МПВО сформировали 24 сентября [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 4]. Рота состояла из трех взводов [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 5]. С 24 сентября рота сражалась на линии обороны около деревни Бесовец [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 4]. Боец Житков В.И., сражавшиеся в первом взводе роты МПВО, так описывал бой: «Наконец войска противника у нашей обороны. Мы услыхали голос финских солдат. Они вначале кричали по-фински. Мы их не понимали, т.к. среди нас было мало людей, знающих финский язык. Затем стали кричать по-русски: “Русь сдавайся”. Но мы шли не для того, чтобы сдаваться, а преградить же путь. Они видят, что мы готовы и по обороне открыли стрельбу из автоматов. Мы же отстреливались бой длился не долго, т.е. они начали стрельбу вечером. С наступлением темноты финны прекратили стрельбу, видимо убедились, что бесполезно. Ночь была спокойная. Утром вновь возобновили стрельбу. Но уже гораздо сильнее, чем вечером видимо подтянули силы. Бой был довольно сильный. В бою пал наш командир отделения Макарьевский, многих ранило, ранен был Шлыков, Ефремов. Их то я выводил к аэродрому Бесовец. После этого нас построили и вновь отправили к месту прежней обороны, но было уже поздно, враг занял нашу оборону. Когда мы походили ближе, то финны открывали такой огонь, что мы все поняли, что дальше идти нельзя» [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 5-6]. Боец Г.И. Соловьев из третьего взвода писал: «28 сентября противник со стороны Вилги начал наступление. Предпринял несколько атак, но все вражеские атаки были отбиты и враг продержался еще одну ночь. 29 сентября под натиском противника взвод вынужден был оставить деревню, т.к. противник шел превосходящими силами» [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 4]. Первые дни обороны для роты были тяжелыми, противник превосходил бойцов МПВО по вооружению и подготовке к военным действиям. К 30 сентября по приказу командования третий взвод отошел на новую линию обороны и слился с двумя остальными [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 4-5].

С 1 октября противник возобновил атаку и в ночь с 1 на 2 октября рота отошла на новую линию обороны за реку Шуя [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 5]. По данным бойца Г.И. Соловьева с 24 сентября по 1 октября живыми и ранеными рота потеряла около 80 человек [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 5]. Затем рота МПВО обороняла район реки Шуя. В.И. Житков так воспоминал данное событие: «Через реку Шуя прошли удачно. На крежу за рекой мы отдохнули. Затем принялись рыть окопы. Готовили креж для обороны. Здесь уже имели возможность пользоваться лопатками, которые брали от воинских частей. Быстро подготовили креж для обороны как противник открыл сильный огонь из дальнобойных орудий и минометов. Здесь очень много было убитых и раненых, т. к. противник без конца стрелял из дальнобойных орудий. Обороняли креж примерно три дня. На четвертый день мы вынуждены были отступить по направлению Суны. Отступали совместно с истребительным батальоном и отрядом НКВД во главе с тов. Павловым» [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 6]. О тех же событиях вспоминал и Г.И. Соловьев: «Здесь неприятель атак не принимал, но вел интенсивный артиллерийский и минометный огонь по нашим окопам. За рекой Шуей продержались два дня. Затем вынуждены были отступить. 3-го октября в ночь начали откат по шоссейной дороге от Шуи в Кондопогу» [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 5]. Несмотря на сильные артобстрелы рота МПВО обороняла свои позиции и не отступала без необходимости.

 Периодически сдерживая противника, рота постепенно отступала к Кондопоге. После отхода от реки Шуя рота вела бой под деревней Суна. Когда солдаты прибыли в деревню противник начал сильный обстрел населенного пункта [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 7-8]. Суну пришлось оставить [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 916: 7-8]. В 3 км от Кондопоги бойцы МПВО были сняты с линии обороны и направлены на отдых в Кондопогу, где они отдыхали 4 дня [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 5]. 16 октября вышло постановление об отправке остатков бойцов роты МПВО в Медвежьегорск, где располагался личный состав штаба МПВО г. Петрозаводска [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 5]. Вспоминая Г.И. Соловьев писал: «В Медвежку прибыли из 216 бойцов только 74…» [НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927: 5]. Однако стоит отметить, что число погибших разняться, например, в других архивных документах говориться, что в период военных действий рота потеряла убитыми, ранеными и без вести пропавшими 127 человек [НА РК. Ф. Р-2930. Оп. 1. Д. 1/15: 26].

Благодаря совместным действиям роты МПВО, роты НКВД и истребительных батальонов финские войска не смогли перерезать путь к Медвежьегорску, по которому отступала 313-я стрелковая дивизия. Рота МПВО состояла из простых граждан страны, которые были слабо обучены и плохо вооружены. Однако несмотря на неподготовленность бойцов МПВО к военным действиям они смогли оказать достойный отпор противнику и сдержать наступление врага.

 


Список литературы

Власова Н. Н. Участие бойцов истребительных батальонов и подразделений МПВО в обороне Петрозаводска // Петрозаводск - город воинской славы: сборник статей и материалов I научно- практического семинара, посвященного 75-летию героической обороны Петрозаводска. 2016. С. 29—32.

Герасёв И. Ю. Оборона Петрозаводска, сентябрь 1941 года. Петрозаводск : Острова, 2017. 132 с.

Жигалова И. В. История образования, реорганизация и взаимодействия системы МПВО в период его вхождения в состав НКВД – МВД КФССР – КАССР // Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию образования Министерства внутренних дел по Республике Карелия (4—5 сентября 2008 года). Петрозаводск: Изд-во Музея истории МВД по Республике Карелия, 2008. С. 83—89.

Научный архив Карельского научного центра РАН (НА КарНЦ РАН). Ф. 1. (Федеральное государственный бюджетное учреждение науки Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук). Оп. 37. Д. 916.

НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 920.

НА КарНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 37. Д. 927.

Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. Р-2930 (Отдел службы МПВО при МВД КФССР (1940-1950)). Оп. 1. Д. 1/15.

Сигаев Д. В. Местная противовоздушная оборона (МПВО) в Карелии в преддверии Великой Отечественной войны // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 2. С. 25—32.


Просмотров: 354; Скачиваний: 58;