T. 8, № 2. С. 56–60.

Право

2023

Научная статья

УДК 343.24

pdf-версия статьи

Осина
Дарья Сергеевна

специалитет, Саратовская государственная юридическая академия
(Саратов, Россия),
dashulya.osina@yandex.ru

Роль специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в предупреждении совершения преступлений несовершеннолетних

Научный руководитель:
Красовская Оксана Юрьевна
Статья поступила: 02.05.2023;
Принята к публикации: 03.05.2023;
Размещена в сети: 25.06.2023.
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «несовершеннолетний», «специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». Обозначается воспитательная функция данных учреждений и делается вывод об их значимости для предупреждения преступлений несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние, преступление, уголовная ответственность, принудительная мера воспитательного воздействия, образовательные организации

Для цитирования: Осина Д. С. Роль специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в предупреждении совершения преступлений несовершеннолетних // StudArctic forum. 2023. T. 8, № 2. С. 56–60.

ВВЕДЕНИЕ. Одна из важных проблем современного общества – это высокий уровеньпреступности несовершеннолетних. Ежегодно наблюдается рост преступлений, которые совершаются несовершеннолетними. Председатель Следственного комитета Российской ФедерацииАлександр Бастрыкин обнародовал статистику преступлений за 2022 г. и констатировал, что увеличилось число совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений (количество преступлений – 9295). Подобные преступления совершают несовершеннолетние, не перешедшие порог возраста, когда наступает уголовная ответственность. Было подчеркнуто, что в вопросе подростковой преступности большое значение должна иметь превентивная составляющая преступлений [Бастрыкин]. Для развития и процветания любого государства огромное значение играет подрастающее поколение, следовательно, главной задачей является воспитание достойных членов общества. Особенно актуальным остается вопрос подростковой преступности, ее предупреждения и противодействия.

Отечественные исследователи – В.М. Зубенко, А.С. Автономов, Е.В. Медведев, Н.В. Артеменко, П.В. Иванов, И.А. Смирнова и др. рассматривают помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение как меру воспитательного воздействияКорректирующая функция учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в поведении несовершеннолетних изучалась такими авторами как О.В. Поликашина, М.В. Бутова и др., а вопросы определения роли специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в предупреждении совершения преступлений несовершеннолетних мало исследован в современной юридической литературе.

В качестве гипотезы исследования можно выдвинуть, что специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа играют важную роль в корректировки отклоняющегося поведения несовершеннолетнего, а также выступают фактором предупреждения и уменьшения подростковой преступности.

Цель данного исследования – определить роль таких учреждений в предупреждении совершения преступлений несовершеннолетних.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: проанализировать понятия, связанные с данной проблематикой; выявить основные цели и задачи специальных учреждений, разобратьтерминологические разногласия относительно характера данной меры (принудительный/воспитательный).

В работе использовались следующие методы исследования: методы анализа и синтеза информации, метод систематизации и классификации материала, формально-юридический метод и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. С целью проведения исследования обратимся к понятиюнесовершеннолетнего. Под несовершеннолетнимипонимаются «физические лица, не достигшее 18-летнего возраста, являющееся субъектом общественно опасного деяния либо специальным потерпевшим от преступления» [Машков : 43]; «которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет» (ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) [Уголовный кодекс].

Под уголовной ответственность несовершеннолетних понимается «реакция государства на совершенное противоправное деяние, перечень которых закреплен в Уголовном кодексе Российской Федерации, при признании лица, его совершившего в возрасте от 16 лет (в исключительных случаях от 14 лет) до 18 лет, виновным в совершении преступления» [Иваненкова : 91]. Можно констатировать, что уголовная ответственность несовершеннолетних основывается на общих положениях Уголовного кодекса. При этом берутся во внимание характер неосознаваемых действий несовершеннолетнего в силу возраста и его индивидуальных особенностей развития. Из этого следует, более мягкое отношение к подросткам и применения к ним мер исправительного воздействия. 

Подростки – это уязвимая часть общества, на процесс социализации которых оказывают негативные процессы, происходящие в обществе (безнадзорность, алкоголизм, токсикомания, наркомания), что может стать отправной точкой для совершения правонарушений. С целью исправления и перевоспитания и адаптации таких несовершеннолетних можно определять их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа при освобождении их от уголовного наказания. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа рассматривают как предупреждающую принудительную меру воспитательного воздействия на противоправноеповедение подростков. В виду того, что «в доктрине нет единого отношения к ее необходимости в уголовном законе, поэтому она требует дальнейшего научного осмысления и обсуждения» [Красовская, 2021: 111]. 

Не все меры, описанные в ст. 90–92 УК РФ возможно применить к несовершеннолетним при освобождении их от уголовной ответственности и от наказания. Так, нецелесообразно передавать несовершеннолетнего под надзор родителей, которые «злоупотребляя своей властью, например, в форме жестокого обращения с ребенком, способствуют тем самым формированию у него наклонностей правонарушающего характера» [Красовская, 2006 : 112].

В целом применение исследуемых мер свидетельствует о гуманистическом подходе при реализации уголовной политики в Российской Федерации. Тем не менее, эксперты отмечают, чтолишь незначительный процент осужденных несовершеннолетних (1 %) каждый год направляется в учебно-воспитательных целях в учреждения закрытого типа. Это свидетельствует о негативных тенденциях применения данной предупреждающей меры. М.В. Бутова справедливо делает вывод, что «у судей сложился стереотип о том, что данные заведения относятся к колониям или же тюрьмам» [Бутова : 104]. 

Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее – СУВУЗТ) – это образовательные организации, предназначенные для несовершеннолетних, имеющих отклонения в поведении от общепринятых социальных нормВо время нахождения в таком учреждении для несовершеннолетних создаются специальные условия организации учебного и воспитательного процесса с реализацией индивидуальной педагогической траектории к каждому подростку.

Основная цель данных учреждений – обособить несовершеннолетнего от неблагоприятной преступной микросреды и усилить воспитательное воздействие на негоОсновная задача таких заведений – это индивидуальная профилактическая работа с каждым несовершеннолетним, преступившим закон.

Полный перечень задач, которые выполняют специальные учебно-воспитательные учреждения, выделяет отечественный исследователь О.В. Поликашина. К ним относят: создание условий для получения несовершеннолетними образования разных уровней (общего и начального профессионального); предупреждение антиправового и антисоциального поведения; формирование сознательных законопослушных привычек у несовершеннолетних [Поликашина : 2-3].

Согласно ч. 2 ст. 92 УК РФ в СУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания.

Порядок направления и условия пребывания несовершеннолетних граждан в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа определяются Федеральным законом Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»едеральный закон]. Законодатель устанавливает возрастные границы: от одиннадцати до восемнадцати лет. В СУВУЗТ могут быть определены несовершеннолетние, не достигшие возраста наступления уголовной ответственности, а также те, кто достигли возраста наступления уголовной ответственности, но в силу психического развития (не связано с психическим расстройством) не подлежат уголовной ответственности, так как не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими. В таком заведении несовершеннолетние могут находиться не более трех лет.

В научной сфере и среди практикующих юристов нет терминологического единства относительно характера (принудительный/воспитательный) данной меры воздействия на несовершеннолетнего. Распространенной является точка зрения, что помещение подростка в СУВУЗТ – эта мера воспитательного воздействия. Такого подхода придерживаются многие отечественные исследователи – В.М. Зубенко, А.С. Автономов, Е.В. Медведев, Н.В. Артеменко, П.В. Иванов и И.А. Смирнова, авторы некоторых учебников (А.В. Наумов, С.В. Полубинская, И.В. Волгарева) [Кобалева : 82-83]. Стоит отметить, что данные авторы многократно подчеркивают особый, специфический характер данной меры. Некоторые юристы считают, что помещение подростка в такое заведение нельзя рассматривать как меру воспитательного воздействия, так как эта мера применяется в рамках уголовной ответственности. В таком контексте юристы указывают на самостоятельность данной меры и ее несоподчиненность мерам воспитательного воздействия. Подросток изымается из привычной микросреды, должен соблюдать специальные условия нахождения в данном заведениит.е. происходит ограничение свободы несовершеннолетнего. М.М. Коблева отмечает:«помещение в специальное воспитательное учреждение носит статус особой уголовно-правовой меры…ее нельзя рассматривать в качестве принудительной меры воспитательного воздействия, она является самостоятельной мерой уголовно-правового характера, наряду с мерами воспитательного воздействия, наказанием и иными»[Коблева : 86-87].

Существующая система исправительных учреждений имеет ряд пробелов: не реализован план по созданию подобных заведений в каждом субъекте Российской Федерациизакрытие ранее существовавших учреждений; не хватает квалифицированных кадров и др.

Согласимся с Е.В. Емельяновой и Д.Ю. Бушиной, что, «несмотря на все имеющиеся пробелысистему специальных заведений можно рассматривать как перспективный вид мер, применяемых при освобождении от наказания. Вероятность рецидива после применения таких мер составляет 25 %, что значительно меньше, нежели чем после наказания в виде лишения свободы – 36 %, или условного осуждения – 40 %». [Емельянова : 30]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подростки в силу умственной и физической незрелости нуждаются в надлежащей правовой защите. С помощью помещения в исправительное заведение подросток оказывается в благоприятных условиях для его дальнейшего исправления и перевоспитания. СУВУЗТ выступают агентом положительной ресоциализации, благодаря которым подросток усваивает социальные нормы, ранее недостаточно освоенные.

Таким образом, применение данной меры, на наш взгляд, является предупреждающим фактором подростковой делинквентности, важным фактором перевоспитания несовершеннолетних и маркером недопущения совершения новых преступлений подростками. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что СУВУЗТ играют важную роль в предупреждении совершения преступлений несовершеннолетних.


Список литературы

Александр Бастрыкин обеспокоен ростом детской преступности // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/04/19/malenkij-i-ochen-opasnyj.html?ysclid=lgwqf4zvix835582872 (дата обращения: 25.04.2023)

Бутова М. В. Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как субъект системы профилактики правонарушений несовершеннолетних: история и современное состояние // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. №2 (10). С. 101—105.

Емельянова Е. В., Бушина Д. Ю. Освобождение от наказания несовершеннолетнего с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа // Правда и закон. 2021. № 1(15). С. 23—32.

Иваненкова А. Ю. О понятии уголовной ответственности несовершеннолетних // Современный взгляд на науку и образование: Сборник научных статей. Москва: Издательство «Перо», 2021. С. 90—92.

Коблева М. М. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как мера уголовно-правового характера: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2015. 216 с.

Красовская О. Ю. Административная преюдиция в уголовном законе // Трансформация правовых институтов и методов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности в России, странах СНГ и Европейского союза, на примере борьбы с коронавирусом «COVID-19»: Материалы VIII Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, Саратов, 08 октября 2021 года. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. С. 108—111.

Красовская О. Ю. Уголовно-правовые меры воздействия на родителей, злоупотребляющих родительской властью // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 6 (52). С. 111—114.

Машков С. С., Денисович В. В. Понятие и уголовно-правовой статус несовершеннолетних лиц в российском уголовном праве // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 2. С.41—44.

Поликашина О. В. О роли специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-3. С. 1—4.

Уголовный кодекс Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru


Просмотров: 833; Скачиваний: 90;