T. 8, № 2. С. 78–83.

Экономика

2023

Научная статья

УДК 33

pdf-версия статьи

Крикунов
Сергей Алексеевич

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
s.krikun.03@mail.ru

Предпринимательская экосистема – новая модель бизнес-отношений

Научный руководитель:
Левкин Николай Владимирович
Статья поступила: 11.04.2023;
Принята к публикации: 24.04.2023;
Размещена в сети: 25.06.2023.
Аннотация. Актуальность темы обосновывается сложившимися в мировом сообществе тенденциями к независимому развитию государств. Поднимается вопрос эффективности использования модели предпринимательских экосистем, а также рассматриваются их цели, задачи, функции и виды.
Ключевые слова: Предпринимательская экосистема, эффективный анализ, экологический подход, бизнес, «экономическая» коэволюция

Для цитирования: Крикунов С. А. Предпринимательская экосистема – новая модель бизнес-отношений // StudArctic forum. 2023. T. 8, № 2. С. 78–83.

Впервые термин «бизнес экосистема» («business ecosystem») был использован в журнале «Harvard Business Review» в 1993 году. Автор статьи «Predators and Prey: A New Ecology of Competition» Джеймс Фредерик Мур говорит о формировании «предпринимательского сообщества», где организации и отдельные представители делового общества, образуя единую систему поддержки друг друга, развиваются сообща и создают бизнес-экосистему. Также он считает, что экологический подход к менеджменту должен быть более востребован в современных условиях – как и «экономическая» коэволюция – дабы ускорить темпы изменений в бизнесе, расширить горизонты руководителей, которые ограничиваются традиционными отраслевыми перспективами, а также обратить внимание на реальные проблемы и возможности[Moore]. В своей работе Дж. Ф. Мур не дает четкого определения бизнес-экосистемы, а лишь указывает на некоторые ее характеристики. Например, по его мнению, бизнес-экосистема имеет жизненный цикл, который включает четыре этапа: рождение, расширение, лидерство, самообновление или смерть. При этом ученый обозначает те модели поведения, которым необходимо следовать с позиции сотрудничества и конкуренции на каждом из данных этапов (см. таблица № 1).  

Таблица 1

Этапы эволюции бизнес-экосистемы Дж. Ф. Мура (составлено автором)

Стадия Сотрудничество Конкуренция
А 1 2
Рождение — формулировка ценностного предложения — защита своих идей

— определение основных потребителей, поставщиков и каналов сбыта

 

Расширение — увеличение объема поставок и охвата рынка — анализ альтернативных идей, похожих на продукт

— стандартизация продукта в своем классе

Лидерство — создание привлекательной идеи — сохранение высокого потенциала переговоров с другими участниками
Самообновление/смерть — привлечение новых идей в существующие экосистемы — создание высоких барьеров входа в бизнес

— поддержка высоких издержек перехода на товары других поставщиков

В целом в статье Дж. Ф. Мура нет четких определений и глубоких теоретических изысканий относительно бизнес-экосистем, и это не дает нам понять то, насколько бизнес-экосистемы важны. Эти аспекты раскрываются в более поздних исследованиях зарубежных и отечественных ученых (К. Уайт, Д. Джордж, С. Грицевич, М. Ганцарчик и др.).

В современной отечественной научной литературе термины «бизнес -экосистема» и «предпринимательская экосистема» применяются как аналогичные по смыслу (работы Черненко О.Б., Трифоновой Н.В., Каффятуллина Ю.Н.). В данной статье разделяется этот подход. При этом важно подчеркнуть, что предпринимательские экосистемы — это не просто предпринимательские объединения или объединения предпринимателей. По своему функциональному и целевому назначению они гораздо больше и шире, т. к. включают в себя не только, пусть и тесно связанных друг с другом, хозяйствующих субъектов, но и возможность их совместного коэволюционного развития (коэволюция — совместная эволюция предпринимательских структур, взаимодействующих в экосистеме), а это значит, что изменения, затрагивающие какие-либо характеристики одной предпринимательской структуры, приводят к необратимым изменениям у других предпринимательских структур. Таким образом, мы наблюдаем координированное развитие различных видов предпринимательских структур в составе одной бизнес-экосистемы[Левкин : 267]. В свете этого некоторые исследователи утверждают, что экосистема бизнеса представляет собой гибридную организационно-экономическую структуру, элементы которой взаимодействуют в целях обеспечения устойчивого развития каждого из них. Гибридность структуры экосистемы заключается в том, что элементами ее структуры является организация всех форм хозяйствования и разной отраслевой принадлежности; специалисты, обладающие различными компетенциями; институциональные образования, а также коммуникативные, инвестиционные, инновационные и производственные процессы. Кроме того, использование ресурсов в экосистеме может осуществляться на консолидированной основе в рамках заключаемых дополнительных соглашений о сотрудничестве, обеспечивающей оптимальную доходность бизнеса для всех ее участников, а основополагающим принципом при формировании экосистемы бизнеса становится создание организационно-экономических, технологических, производственных, инвестиционных и финансовых условий, способствующих инновационному развитию каждого участника и формированию устойчивых конкурентных преимуществ в краткосрочной и/или долгосрочной перспективах[Кафиятуллина : 376].

Еще одним важным параметром, характеризующим современные бизнес экосистемы, является их многоуровневость. Их структуру можно представить таким образом: единая международная предпринимательская экосистема (ЕМПЭ), государственная предпринимательская экосистема (ГПЭ), региональная предпринимательская экосистема (РПЭ) и предпринимательская экосистема отдельного предприятия (ПСП) (таблица № 2). На каждом уровне предпринимательская экосистема имеет свои характерные черты и при этом самая наименьшая по масштабу часть ее структуры имеет наиболее важное значение, т. к. само зарождение предпринимательской экосистемы и ее дальнейшее развитие может быть достигнуто только на уровне предприятия. 

                        

 

Далее стоит обратиться к такой характеристике как закрытость или открытость предпринимательской экосистемы.

В рамках нормативного анализа все предпринимательские экосистемы можно разбить на относительно открытые и закрытые. В реальной жизни в чистом виде мы не с одним из этих видов не столкнемся, но для понимания природы таких систем такая классификация представляется важной. Предпринимательская экосистема закрытого типа характеризуется налаженным механизмом взаимодействия хозяйствующих субъектов при этом самодостаточна, практична и экономична. Открытая предпринимательская экосистема динамична, имеет мало контролируемый характер, более объемную и сложную структуру, но в то же время более подвержена внешним воздействиям.

Имеют место и иные классификации предпринимательских экосистем. Например, можно подразделить предпринимательскую экосистему на сельскую и городскую. Такая классификация важна для проведения экономической политики на государственном и/или региональном уровне. Во-первых, это позволяет более четко понять, с какой специализацией страна (регион) может выходить на международный рынок. Во-вторых, анализ предпринимательской экосистемы того или иного вида позволяет более четко отслеживать скорость урбанизации и движение населения, а также влиять на данные процессы.

Наиболее важной классификацией является деление предпринимательской экосистемы по ключевым видам экономической деятельности для современного общества (информационный, банковский, сфера услуг). Данная классификация составлена согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД и представлена в таблице № 3.

Таблица 2

Классификация предпринимательских экосистем по видам экономической деятельности (составлено автором)

Название/вид экономической деятельности по ОКВЭД Критерий Пример (РФ/зарубежье)
А 1 2
Информационная / деятельность в области информации и связи (раздел J) Создание, хранение, обработка, передача какой-либо информации VK, Яндекс / Facebook (запрещенная на территории РФ организация), Google, Apple
Банковская / деятельность финансовая и страховая (раздел K) Наибольшая составляющая деятельности – проведение разного рода операций, связанных с движением денежных потоков, появлением обязательств Сбер, ВТБ, Тинькофф / Citi, mBank, Standard Chartered
Обслуживающая / предоставление прочих видов услуг (раздел S) Оказание услуг физическим и юридическим лицам на определенных условиях для каждой из сторон МТС, Мегафон, Avito / Amazon, Alibaba

Существование предпринимательских экосистем обусловлено определенными принципами[Вишнягова : 68-69]. К основным из них относятся:

— принцип целостности; под целостностью понимается бизнес-единицы, которые принадлежат целой системе при условии крепкой связи с другими бизнес-единицами

— принцип масштаба; масштаб – область действия бизнеса

— принцип гибкости; гибкость – умение компании приспосабливаться под изменяющиеся условия рынка, быть креативным при возникновении сложностей и в период неопределенности

Также выделяются специфические принципы: развитие и быстрый рост, известность бренда, уникальность предложения, вариация услуг, высокая клиентоориентированность, гиперконкурентоспособность, ориентация на инновации, равенство, доступность ресурсов[Вишнягова : 70].

В качестве примера развитой предпринимательской экосистемы можно рассмотреть ПАО «Сбер». По классификации таблицы № 3 ПАО «Сбер» - банковская экосистема, однако сегодня компания стала «больше, чем банк» (так позиционирует себя сама организация). На данный момент экосистема ПАО «Сбер» включает в себя:

a) банковские услуги;

b) B2B-сервисы;

c) фудтех;

d) здоровье;

e) электронную коммерцию и т. д.

Компания имеет 14,2 тыс. отделений в России, работает в ней свыше 277 тыс. сотрудников, а обслуживаются порядка 100 млн. частных клиентов.

В интересах реализации «Стратегии 2023» в ПАО «Сбер» происходит выделение двух внутренних экосистем - для клиентов-юридических лиц (В2В-бизнес) и для клиентов-физических лиц (В2С-бизнес) - с целью обеспечения целостного взгляда на клиентские потребности и создания бесшовного клиентского опыта при использовании различных сервисов «Сбера». Вновь образованные В2В- и В2С-экосистемы будут работать в тесной координации друг с другом, а также с другими подразделениями банка и дочерними компаниями на базе единых платформенных и технологических решений и в совокупности будут образовывать целостную экосистему. К 2021 году «Сбер» стал предпринимательской экосистемой с акцентом на технологические инновации. В нее входит более 50 компаний. Благодаря данному подходу в 7 раз сократилось время вывода на рынок новых продуктов и услуг. Следует отметить, что, благодаря созданию предпринимательской экосистемы, ПАО «Сбер» сумело более успешно по сравнению с другими хозяйствующими субъектами преодолеть кризис, вызванный пандемией COVID-19, и его последствия. Об этом говорит динамика финансовых показателей ПАО «Сбер».

Таким образом можно выделить ключевые характеристики, обусловливающие необходимость предпринимательских экосистем на современном этапе развития:

1) Развитие экономики. Предпринимательство является движущей силой экономического роста. Предпринимательские экосистемы помогают создавать новые рабочие места, увеличивать производительность и стимулировать инновации.

2) Поддержка малого бизнеса. Предпринимательские экосистемы помогают малому бизнесу получать доступ к финансированию, обучению и другим ресурсам, которые необходимы для успешного развития.

3) Улучшение качества жизни. Предпринимательство может привести к созданию новых продуктов и услуг, которые улучшают качество жизни людей. Например, новые технологии могут улучшить здравоохранение, образование и транспорт.

4) Привлечение инвестиций. Предпринимательские экосистемы привлекают инвестиции в регион, что может привести к экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

5) Снижение бедности. Предпринимательство может помочь снизить бедность, предоставляя людям возможность создать свой бизнес и заработать на жизнь.

Таким образом предпринимательская экосистема как многоуровневая система хозяйствующих субъектов, включающая в себя акселераторы, инкубаторы, инвестиционные фонды, правительственные программы поддержки, образовательные организации и др., является важным элементом развития экономики и улучшения качества жизни людей. Необходимость существований таких образований в складывающихся тенденциях современной мировой экономики очевидна, а искусственное их создание на данном этапе не кажется бесполезным явлением.


Список литературы

Вишнягова Е. А. Экосистема как механизм устойчивого развития промышленности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. С. 62—76.

Кафиятуллина Ю. Н. Управление устойчивостью экосистемы бизнеса // Московский экономический журнал. 2022. С. 373—388.

Кобылко А. А. Функции управления в бизнес-экосистемах // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2021. № 8 (566). С. 127—150.

Найденова Т. А. Предпринимательские экосистемы в исследовательском поле // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. С. 79—89.

Трифонова Н. В. Предпринимательская экосистема: основные характеристики // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 5 1 (137). С. 86—90.

Чепуренко А. Предпринимательские экосистемы в постсоциалистических экономиках // Форсайт. 2019, T. 13 № 4. С. 6—8.

Sberbank.com. URL: https://www.sberbank.com/ru (дата обращения 25.01.2023).

Moore J. F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. 1993. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition (дата обращения 25.01.2023).


Просмотров: 349; Скачиваний: 114;