Григоревский В. А. Международно-правовое регулирование прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры // StudArctic forum. Выпуск 1 (5), 2017, DOI: 10.15393/j102.art.2017.482


Выпуск № 1 (5)

Юриспруденция

pdf-версия статьи

УДК 341.01

Международно-правовое регулирование прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры

Григоревский Виктор Андреевич
ПетрГУ, Юридический Факультет (Ломоносова 63, Петрозаводск),
yearmac@mail.ru
Ключевые слова:
коренные малочисленные народы
права на сохранение культуры
международно-правовые нормы
зарубежный опыт.
Аннотация: В данной статье проводится сравнительный анализ норм различных государств, касающихся прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры, как между собой, так и на их соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. В результате рассмотрения данного вопроса были выявлены схожие черты в применении международно-правовых норм разными государствами. Был сделан вывод о том, что данное право в практике различных государств является относительно обеспеченным, но судя по общемировым тенденциям вырождения культуры целых народов и их групп, данное право нельзя считать полностью гарантированным.
Рецензент: А. П. Уханова
Статья поступила: 18.11.2016; Принята к публикации: 13.02.2017;

Основной текст

Существует множество определений культуры, одно из них - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества определенного народа. В. А. Кряжков относит к культуре язык, религию, искусства, знания, нормы поведения, обычаи, а также объекты материальной культуры. Совокупность данных элементов отличает один народ от другого, является результатом его исторического развития, составляет предмет гордости. Именно поэтому сохранению культуры посвящено множество нормативных актов, а проблемами данной области занимаются сотни организаций по всему миру.

Проблема сохранения культурного наследия народов становится особенно острой в контексте рассмотрения правового статуса коренных малочисленных народов, ведь их культура находится под постоянным давлением со стороны других, доминирующих в данном государстве, что порождает либо вырождение отдельных ее компонентов, либо ее полное исчезновение.

В данной статье хотелось бы провести сравнительный анализ правовых норм различных государств, касающихся проблемы прав коренных народов на сохранение и развитие своей культуры, как между собой, так и на предмет их соответствия принципам международного права, причем за основу будет взято отечественное законодательное понимание термина коренных малочисленных народов. А также высказать авторскую точку зрения относительно обеспечения данных прав.

Как уже было сказано, проблеме сохранения культуры посвящено множество актов. В первую очередь закрепление данных прав нашло свое отражение в дублирующих друг друга статье 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статье 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которых указано, что обеспечение культурного развития является одним из наиболее важных проявлений права народа на самоопределение. Даные нормы являются общими для всех народов, однако в этих документах есть и специальные нормы, касающиеся защиты прав именно коренных малочисленных народов. Например, в статье 27 вышеназванного пакта установлено, что в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Специальным актами, посвященными данной проблеме, можно назвать Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169 МОТ) и принятую на ее основе Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. В частности в последней указано, что, во-первых, коренные малочисленные народы вправе самостоятельно определять и развивать свои культурные институты, во-вторых, данные народы имеют право на защиту от принудительной ассимиляции или воздействия в целях уничтожения их культуры, в-третьих, коренные малочисленные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных, религиозных и медицинских традиций и обычаев, а также их распространение через средства массовой информации или систему образования. Государства, в свою очередь, обязаны в полной мере обеспечить данные права.

Государства-правоприменители, следуя нормам и принципам международного права, реализуют на практике данные положения, как правило закрепляя данные права в специальных законах или соглашениях с представителями коренных малочисленных народов.

Скандинавские страны, на территории которых проживают саамы, закрепляют свою обязанность сохранения и развития языка, культуры и образа жизни народности Саами (например, данная норма отражена в статье 110  Конституции Королевства Норвегия). Помимо нормативного закрепления большую роль в обеспечении данного права играют представительные органы коренных малочисленных народов, к примеру, Саамский Парламент Швеции, который, согласно одноименному закону от 1992 года, является специализированным органом, осуществляющим мониторинг проблем сохранения и развития традиционной культуры саамов. Схожие нормы присутствуют и в Акте о Нунавуте от 10 июня 1993 года, в котором за органами самоуправления данной территории признается право принимать нормативные акты, касающиеся сохранения объектов культурного наследия, имеющих особую ценность для народа инуитов.

В Конституции Российской Федерации нет четко определенного права коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры, однако здесь можно согласиться с В. А. Кряжковым, заявляющим, что системный анализ норм Конституции ясно дает понять, что данное право признается. Это выражается  в признании идеологического многообразия, в признании международных принципов и норм частью правовой системы Российской Федерации, в признании прав коренных малочисленных народов, а также в гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от дискриминационных оснований. Специальное регулирование прав коренных малочисленных народов осуществляется Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" 1999 года, в статье 10 которого указано, что лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

Данные права обеспечиваются федеральными органами власти и органами власти субъектов, а также органами местного самоуправления путем принятия нормативных актов, программ, оказания материальной помощи.

Таким образом, право коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры является относительно обеспеченным, однако, судя по общемировым тенденциям вырождения культуры народов и их групп, уровень обеспечения все еще не позволяет считать данное право гарантированным.


Список литературы

1. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года // Организация Объединенных Наций – [Электронный ресурс] – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon (по состоянию на 27.10.2016).

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 года // Организация Объединенных Наций – [Электронный ресурс] – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol (по состоянию на 27.10.2016).

4. Конвенция № 169 «О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 7 июня 1989 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. Женева, 1991. С. 21932207.

5. Декларация ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 г. // Организация Объединенных Наций – [Электронный ресурс] – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml. (по состоянию на 27.10.2016).

6. Конституция Королевства Норвегия от 17 мая 1814 г. (с поправками на 1995 год) – URL: http://www.norge.ru/norgesgrundlov1814 (по состоянию на 27.10.2016).

7. Sami Parliament Act(1992:1433) – [Электронный документ] – URL: https://www.sametinget.se/9865 (по состоянию на 27.10.2016).

8. Nunavut Act 1993 – [Электронный документ] – URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/n-28.6/ (по состоянию на 27.10.2016).

9. Конституция Российской Федерации. Москва: Юридическая литература. 2014.

10. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.



Просмотров: 1111; Скачиваний: 672;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2017.482