Григоревский В. А. Международно-правовое регулирование прав коренных малочисленных народов на участие в управлении делами государства // StudArctic forum. Выпуск 4 (4), 2016, DOI: 10.15393/j102.art.2016.481


Выпуск № 4 (4)

Юриспруденция


УДК 341.01

Международно-правовое регулирование прав коренных малочисленных народов на участие в управлении делами государства

Григоревский Виктор Андреевич
ПетрГУ, Юридический Факультет (Ломоносова 63, Петрозаводск),
yearmac@mail.ru
Ключевые слова:
коренные малочисленные народы
права на участие в управлении делами государства
международно-правовые нормы
зарубежный опыт.
Аннотация: В данной статье проводится сравнительный анализ норм различных государств, касающихся прав коренных малочисленных народов на участие в управлении делами государства, как между собой, так и на их соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. В результате рассмотрения данного вопроса были выявлены не-которые сходства в применении международно-правовых норм разными государствами. Был сделан вывод о том, что данное право можно назвать относительно гарантированным в практике различных государств, однако процедурный механизм обеспечения данного права разнится от государства к государству и все еще нуждается в улучшении.
Рецензент: А. П. Уханова
Статья поступила: 18.11.2016; Принята к публикации: 09.01.2017;

Основной текст

Право коренных малочисленных народов на участие в управлении делами государства их проживания является необходимой частью их правового статуса, так как правовое положение данных народов определяется законами (соглашениями) государства, на территории которого они обитают. Следовательно возможность влияния на принятие решений органами государственной власти в части, которая непосредственно затрагивает права и интересы коренных малочисленных народов, является особенно важной.

Естественно, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право наряду с другими гражданами той или иной страны участвовать в ведении государственных дел посредством выборов (такое право закреплено в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года). Однако в данной статье основное внимание будет уделено специфическим формам участия коренных малочисленных народов в осуществлении государственной власти.

В данной статье хотелось бы провести сравнительный анализ правовых норм различных государств, касающихся проблемы прав коренных народов на участие в управлении делами государства и связанных с ним прав, как между собой, так и на предмет их соответствия принципам международного права, причем за основу будет взято отечественное законодательное понимание термина коренных малочисленных народов. А также высказать авторскую точку зрения относительно обеспечения данных прав.

Основными международно-правовыми документами в части осуществления данных прав являются Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169 МОТ) и Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. В статье 6 вышеназванной Конвенции закреплена обязанность государств проводить с соответствующими народами консультации по касающихся их вопросам, взаимодействовать с их представительными институтами, гарантировать им равные с другими гражданами права на участие в ведении государственных дел, поддерживать развитие учреждений и инициатив коренных малочисленных народов. В принятой на основе Конвенции Декларации данные положения находят свое развитие в статьях 18 и 20, в которых указано, что коренные малочисленные народы имеют право на участие в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права, а также на сохранение и развитие своих общественно-политических институтов.

Практика государств-правоприменителей данных норм идет по нескольким основным направлениям: обеспечение избирательных прав, представительство коренных малочисленных народов при органах государственной власти и в них самих, а также существование консультативных органов, которые были созданы для учета мнения коренных малочисленных народов при проведении различных процедур. Однако, основываясь на одних и тех же международно-правовых нормах, государства имеют в данной области отличную друг от друга практику.

Начать хотелось бы с вопроса обеспечения представительства коренных малочисленных народов в парламенте Королевства Дании. В Конституции Датского Королевства 1953 года закреплено, что в Фолькетинг (парламент) в число 179 депутатов, входят по 2 представителя Гренландии и Фарерских островов. Данная норма обеспечивает представительство в высшем законодательном органе страны двух коренных малочисленных народов - фарерцев и гренландских эскимосов, что показывает серьезность отношений центрального органов власти и двух автономных образований в составе Королевства. Отношения с Гренландией также находят свое развитие в Законе о самоуправлении Гренландии 2009 года, в главе пятой которого закреплены нормы, регламентирующие взаимоотношения центральных органов и органов Самоуправления Гренландии. В частности указывается, что правительственные законопроекты и проекты административных актов, имеющие прямое отношение к Гренландии, должны быть представлены органам Самоуправления до их издания для дачи комментариев. Таким образом, подход данного государства к обеспечению прав коренных малочисленных народов на участие в управлении делами государства можно считать оптимальным.

Представительство коренных малочисленных народов в законодательных органах характерно для многих государств, отличаются лишь формы данного представительства. Это могут быть как представительства от определенных территориальных образований, такое явление имеет место, например, в Королевстве Норвегия, где согласно статье 58 в высший законодательный орган входят представители округа Финнмарк, населенного саамами. Так и представительство национальных меньшинств: в Конституции Индии закреплено право малочисленных племен  на резервирование мест в Народной Палате. Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует о необходимости обеспечения прав на участие в государственной  жизни коренных малочисленных народов с учетом их специфики и уровня развития.

Конституция Российской Федерации в статье 3 провозглашает единственным источником власти и носителем суверенитета многонациональный народ Российской Федерации, а также признает за ее гражданами право непосредственно или через представителей участвовать в управлении государственными делами. Данные положения относятся в том числе и к представителям коренных малочисленных народов, проживающим на территории России. Однако, как уже было сказано выше, лишь общими правовыми положениями невозможно добиться всестороннего обеспечения прав коренных малочисленных народов, и прав на участие в управлении делами государства в частности.

Федеральный закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации конкретизирует вышеназванные положения Конституции, применяя их непосредственно к коренным малочисленным народам. В частности в статьях 5, 6, 8 содержаться нормы, указывающие, что:

1) К разработке проектов федеральных законов, затрагивающих права и интересы данных народов, могут привлекаться их уполномоченные представители.

2) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать при органах власти советы представителей коренных малочисленных народов, созданные для защиты их прав и законных интересов.

3) Коренные малочисленные народы в свою очередь имеют право участвовать в осуществлении контроля за исполнение законов в сфере использования земель и охраны окружающей среды, проведении экспертиз и тд.

Обеспечение равных избирательных прав для коренных малочисленных народов в России находит свое выражение в Федеральном законе о гарантиях избирательных прав граждан, в котором указано, что на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов при образовании избирательных округов отклонение от средней нормы представительства может достигать 40%. Обеспечение же их представительства при органах государственной власти можно рассмотреть на примере Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера при думе Ханты-Мансийского Автономного Округа, которая, согласно Уставу и Положению об Ассамблее является частью Думы, в числе прочего, обладающей  правом законодательной инициативы а также правом предварительного контроля актов, затрагивающих интересы коренных малочисленных народов.

Таким образом, считается что в Российской Федерации право коренных малочисленных народов на участие в управлении делами государства не оформлено как самостоятельное, однако его проявления ясно выражены во многих нормативно-правовых актах.

Практику различных государств, основанную на одних и тех же международно-правовых нормах, в части прав коренных малочисленных народов на участие в управлении делами государства можно назвать схожей. Однако схожи данные права лишь на бумаге, в нормативно правовых актах. Процедурный механизм исполнения данных норм, как и всех норм, касающихся коренных малочисленных народов, разнится от государства к государству и все еще нуждается в совершенствовании.


Список литературы

1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 года // Организация Объединенных Наций – [Электронный ресурс] – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol (по состоянию на 27.10.2016).

2. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010.

3. Конвенция № 169 «О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 7 июня 1989 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. Женева, 1991. С. 21932207.

4. Декларация ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 г. // Организация Объединенных Наций – [Электронный ресурс] – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml. (по состоянию на 27.10.2016).

5. Конституция Королевства Дании от 5 июня 1953 года – [Электронный ресурс] – URL: http://viperson.ru/articles/konstitutsiya-korolevstva-danii-ot-5-iyunya-1953-goda (по состоянию на 27.10.2016).

6. Denmark Actno of 12 June 2009 on Greenland Self-Government - [Электронный доку-мент] - URL: http://www.stm.dk/_a_2957.html(по состоянию на 27.10.2016).

7. Конституция Королевства Норвегия от 17 мая 1814 г. (с поправками на 1995 год) – URL: http://www.norge.ru/norgesgrundlov1814 (по состоянию на 27.10.2016).

8. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

9. Конституция Российской Федерации. Москва: Юридическая литература. 2014.

10. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ 2002. №24. Ст. 2253.



Просмотров: 705;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2016.481