На протяжении последних десятилетий в мире происходят глобальные изменения, которые коренным образом влияют на жизнь людей. Наиболее значимые среди них:
-) существенно возросшая мобильность людей, капитала, рабочей силы в развитых странах;
-) Изменение рынка труда (появление новых профессии и совершенствование старых);
-) Появление огромного количества качественной информации, доступной любому человеку.
Эти перемены, в большинстве своем, являются результатом развития науки и технологий, значение которых в современном обществе все больше возрастает. Более того, человек в повседневной жизни все чаще обращается к вопросам, напрямую связанным с наукой. В еще большей степени это относится к учителям и преподавателям, которые должны преодолевать те вызовы и требования, которые ставит перед ними бурно развивающееся общество.
Рассмотрим некоторые тенденции в развитии современного образования:
- Глобализация образования. Эта проблема, во многом связана с реализацией, так называемого, Болонского процесса. Создание баланса между «глобальным» и «локальным» наполнением содержания образования является сложной задачей для учителя.
- Изменение целеполагания обучения. Теперь основным показателем обучения является не знаниевая компонента, а развитие личностных качеств человека, со всеми его связями в социуме.
- Изменение роли учителя. Учитель в современной системе образования, это уже не «ретранслятор знаний», а «помощник», в выборе направления в обучении.
Требования к образованию представлены в федеральных государственных стандартах, через понятие компетенция. На первый взгляд, оно близко к понятию умение. На самом деле, есть ряд отличий, учет которых затрагивает все составляющие образовательного процесса. Рассмотрим определение компетенции, сформулированное в Стратегии модернизации образования: "Освоение четырех типов опыта (познавательной деятельности, осуществления известных способов деятельности, творческой деятельности, осуществления эмоционально-ценностных отношений) позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе называют компетентностями» [1, с. 14].
Анализируя это определение, можно выделить три принципиальных отличия между понятиями умение и компетенция:
- Освоение опыта творческой деятельности стало таким же необходимым, как и осуществление известных способов деятельности. В старой парадигме образования он был желателен, но чаще формировался во внеурочное время.
- Ключевым становится опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений. Такой опыт можно приобретать через мотивацию, работу в группах, через всю атмосферу учебного заведения и занятий.
- Приобретенный опыт необходим для осуществления культуросообразных видов действий. Для этого необходимо иметь представление о культуре как таковой в ее различных проявлениях. Культура национальная, культура страны, культура общения и т.д.
Эти три особенности практически невозможно учесть в рамках традиционных классно-урочных и лекционно-семинарских занятий. На помощь учителям приходит дополнительное образование, которое позволяет в полном объеме реализовывать новые требования к образовательному процессу.
Представленные исследовательские проекты отвечают новым требованиям образования. Они реализуются в рамках пилотного проекта «STEM-кластер дополнительного образования» со студентами и школьниками. Физика является базовым предметом для освоения новых направлений в этой области, таких как инжиниринг или робототехника. Проект «STEM-кластер дополнительного образования» дает возможность школьникам и студентам реализовать свои идеи, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы, научится работать на современном оборудовании, что, в свою очередь, играет важную роль в выборе будущей профессии. Исследовательская работа проходит в группах по 2-3 человека.
- Проект "Городки" – старинная русская игра. Данный проект представляет раздел физики «Механика» и тему "Независимость движений" (сложение поступательного и вращательного движения). В учебниках стандартное представление темы – движение точки на ободе колеса. Данный, проект, связан и с исследовательской деятельностью, и с опытом эмоционально-ценностных отношений, т.к. возможно учащиеся играли в эту игру и мы ссылаемся непосредственно к их социальному опыту. Также разновидности этой игры есть в различных странах (культурная составляющая), например, Kubb - Шведские городки, Kyykkä - Финские городки.
- Проект "Бег и ходьба". Колебания – одна из ключевых тем в механике. Как правило, рассматриваются различные виды маятников. Студенты и школьники в качестве математического маятника рассматривают колебания ноги. Рассчитать и измерить период колебаний достаточно сложно, т.к. нога имеет не цилиндрическую форму, но можно сделать некоторые оценки зависимости частоты ходьбы от высоты человека.
- Определение радиуса Земли является одним из краеугольных экспериментов в истории человечества. Данный, проект, имеет непосредственную связь с историей, философией и культурой всего человечества. Выполнение этого опыта стало возможным благодаря удачному сочетанию некоторых географических и ландшафтных параметров. Петрозаводск расположен на берегу Онежского озера и расстояние до противоположенного берега достаточное, для получения хорошего результата. Экспериментальная идея очень простая – измерив, радиус видимости по карте и высоту точки наблюдения - рассчитать радиус Земли.
- и т.д.
Дополнительное образование дает возможность в более полном объеме реализовывать требования к образовательной системе. Описанные выше, исследовательские проекты обладают рядом преимуществ:
- Учащиеся могут выбрать тему исследования в зависимости от своих социальных или культурных предпочтений;
- Не каноническое содержание является хорошим материалом для использования его в рамках современных педагогических технологий (личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, исследовательская и другие);
- Учащиеся могут выбрать свою роль в группе;
- Представленные задания отвечают требованиям ФГОС.
Результаты работы были представлены на международном симпозиуме по STEM образованию (International Symposium on STEM Education (ISSE)), проходившему в городе Лахти (Финляндия) в июне этого года, и получили положительный отклик у коллег.
Примечание
Статья печатается в рамках осуществления пилотного проекта «Реализация инновационных моделей организации дополнительного образования детей в форме сетевого полиуровневого взаимодействия и государственно-частного партнерства в открытом интерактивном пространстве научно-технического творчества, исследовательской и проектной деятельности детей и подростков на территории Республики Карелия» (далее – пилотный проект «STEM-кластер дополнительного образования», проект), реализуемого ПетрГУ при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с приказом Минобрнауки России № 1106 от 23 августа 2016 года «О распределении грантов в форме субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 3.1. «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей».
Список литературы
1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования.-М.:ООО "Мир книги", 2001. - 104 с.