Константинов А. Р. Регулирование финансовых рынков // StudArctic forum. Выпуск 1 (13), 2019, DOI: 10.15393/j102.art.2019.4081


Выпуск № 1 (13)

Юриспруденция

pdf-версия статьи

УДК 346.62

Регулирование финансовых рынков

Константинов Александр Родионович
СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 22-я Линия Васильевского острова, 7),
sas.konstantinov@mail.ru
Ключевые слова:
финансовые рынки
правовое регулирование
экономика
право
финансовый контроль
Аннотация: В статье анализируются причины правового и административного регулирования различных видов финансовых рынков на основе корреляции эффективного и устойчивого состояния государственной экономики и динамического развития и контроля за деятельностью участвующих лиц на финансовом рынке.
Статья поступила: 08.07.2019; Принята к публикации: 12.07.2019;

Основной текст

Термин «финансовый рынок» в современной российской экономической теории обладает множеством значений и трактовок в зависимости от сферы его применения. В самом общем смысле финансовый рынок является инструментом реализации финансовых активов и местом образования экономических отношений, возникающих между продавцами и приобретателями данных активов. Другими словами, на подобных рынках, системах обмена экономическими благами, происходит переход средств от тех лиц, у которых наблюдается их избыток, к тем, кто заинтересован в увеличении собственного капитала за счет этих средств. Подобные рынкам акций и облигаций экономические площадки в системе финансового рынка предоставляют возможность увеличения роста экономической эффективности лиц за счет приобретения необходимых средств от тех, кто не может использовать их производительно[1].  

Назначение финансовых рынков заключается в обеспечении допустимого объема свободного капитала и его увеличения отдельных лиц и содействия экономическому росту государства в целом. При отсутствии подобного экономического инструмента проявляется проблема затруднения экономических отношений между потенциально заинтересованных субъектов. Как указывает Дж. К. Ван Хорн, необходимо предоставить возможность в рамках существующей модели экономики «встречи конечного инвестора и конечного владельца средств, которая должна осуществиться оптимальным образом и с наименьшими затратами»[2]. Идея заключается в соотнесении потребностей в современной экономике субъектов рынка, с одной стороны, занимающихся мобилизацией капитала (т.е. лиц, которые используют для инвестиций в реальные активы больше средств, чем сберегают) и с другой стороны хозяйствующих субъектов, которые аккумулируют больше, чем тратят. И для уменьшения разрыва между субъектами предполагаемых инвестиций и сбережений образуются финансовые рынки – системы обмена экономическими благами.  

          Финансовый рынок, как самостоятельный элемент внутригосударственной экономики, включает в себя ряд секторов: валютный, кредитный, страховой, фондовый и инвестиционный. В основу разделения их предмета деятельности лежит зависимость от объекта экономических отношений, а также круга субъектов, обладающих правом участия в финансовых операциях на данной экономической площадке. Валютным рынком является экономическая площадка, на которой между ее участниками заключаются соглашения по купле-продаже иностранной валюты. Сделки по поводу иностранной валюты совершаются как между банками, обладающими предоставляемыми Центральным Банком РФ лицензиями на проведение банковских операций в иностранной валюте, так и между банком и клиентами кредитно-финансового учреждения. Объектом купли-продажи выступают денежные знаки в виде купюр, казначейский билетов и иных объектов денежного выражения, что находятся в обращении и выступают платежными средствами иностранных государств. Кредитный рынок своим объектом экономических отношений объявляет «кредит» как некое содержательное понятие. В общем смысле он выступает товаром, который передается собственником другому лицу за специфическую цену – ссудный процент и на особых условиях – возврат полной суммы ссуды и накопленного процента к установленному между сторонами сроку по договору. На данный момент кредитный рынок является наиболее актуальным в экономических отношениях, так как он выступает основным финансовым механизмом, предоставляющим прямую возможность пользования чужими средствами в собственных целях увеличения личного капитала. Фондовый рынок, на котором происходит купля-продажа корпоративных и государственных ценных бумаг является производным рынка реальных товаров. Как кредиты выступают особым объектом сделок кредитного рынка, так и ценные бумаги являются специфическим предметом продажи рынка ценных бумаг. Данный сегмент финансового рынка выступает его частью в том смысле, что через приобретение ценных бумаг можно осуществлять накопление и концентрацию капиталов, с другой стороны, рынок ценных бумаг является отдельным от иных сегментов финансового рынка благодаря специфическому предмету оборота и возможностью через его использования приумножать капитал.

Причина, по которой необходимо правовое и административное регулирование деятельности финансовых рынков, заключается в значимости экономических рисков проводимых финансовых операций со средствами участвующих субъектов. Наличие агентов финансового рынка и их неравенство, основанное на разнице используемых капиталов, широкие возможности для проведения финансовых махинаций вплоть до совершения экономических преступлений, высокая цена экономических ошибок и просчетов в деятельности крупных участников финансового рынка – все приводит к тому, что большинство участников может просто отказаться от применения подобного экономического инструмента обмена средствами без осуществления надзора и чуткого постоянного регулирования властного субъекта.  

В рамках осуществления деятельности по регулированию финансовых рынков ставится две основные задачи: защита интересов участников финансового рынка и обеспечение внутригосударственной экономической стабильности.    

Защита участников рынка заключается во многом в борьбе с финансовыми правонарушениями, которые формально могут и не являться экономических преступлением, т.е. уголовно-наказуемым деянием, но каким-либо образом влияют на процесс обмена экономическими благами между участниками финансовой площадки: дезинформация сторон, сокрытие важных для совершения сделки сведений или введение в заблуждение относительно свойств и качества обмениваемых благ, раскрытие конфиденциальных данных, использование в своих целях недостаточной юридической грамотностью участника по сделке. Важным является и обеспечение ликвидности капитала участников финансового рынка, то есть возможность реализовать активы общего капитала в максимально короткий срок по рыночной цене – наличие данного свойства обращения капитала предоставляет механизм быстрой конвертации в случае критического состояния финансового рынка. Подобная защита интересов участников финансового рынка возможна только при наличии в системе регулирования деятельности подобных экономических площадок публичного субъекта, обладающего инструментами консолидированного надзора и применения санкций за несоблюдение обязательных предписаний.  

Надзор за соблюдением правил участниками финансовых рынков в настоящее время осуществляет единый орган на базе Центрального Банка Российской Федерации. С 1 сентября 2013 г. действует Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", который предусматривает внесение правок в 47 федеральных законов с предоставлением Банку России полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам.   

К 3 марта 2014 г. Совет директоров Центрального Банка Российской Федерации принял решение об упразднении ранее образованной Федеральной службы по финансовым рынкам и одновременно о создании в составе центрального аппарата Банка России ряда структурных подразделений, обладающих полномочиями в регулировании деятельности субъектов-участников финансовых рынков и по развитию и поддержанию функционирования финансовых рынков. Среди них на сегодняшний день действуют:

1) Департамент развития финансовых рынков.

2) Департамент допуска на финансовые рынки.

3) Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций.

4) Департамент страхового рынка.

5) Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления.

6) Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка.

7) Главное управление рынка микрофинансирования,

8) Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках.

9) Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Таким образом, Банк России приобрел ряд новых направлений деятельности, связанных с обеспечением защиты прав и законных интересов участников финансового рынка, в дополнение к ряду существовавших на момент изменения Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)[3]». В существующей на момент написания данной статьи редакции Федерального закона, полномочия, перечисленные в статье 4 Закона О ЦБ РФ, можно разделить на несколько основных групп, касающихся компетенции в сфере развития и обеспечения стабильности финансового рынка:

-   защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках;

- защита страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством;

- защита интересов застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, а также рассмотрение обращений и жалоб физических и юридических лиц[4].   

Подводя итог, можно констатировать наделение Центрального Банка Российской Федерации механизмом особого контроля и правозащитного статуса в отношении профессиональных участников финансовых рынков и потребителей финансовых услуг. В дополнение к указанному, в целях осуществления функции по защите прав и законных интересов инвесторов и акционеров на финансовых рынках Центральный Банк приобретает широкий спектр полномочий в отношении эмитентов в процессе осуществления ими выгодоприобретательской деятельности на финансовом рынке, а также в сфере регулирования корпоративных отношений в акционерных обществах.

Задача по сохранению внутригосударственной экономической стабильности реализуется через несколько взаимосвязанных элементов: создание условий благоприятного инвестирования и стимулирование, поддержание и обеспечение здоровой конкуренции хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что государство, его политическая, экономическая стабильность во многом зависит от экономического состояния хозяйствующих субъектов внутри страны. Если регулирование и надзор осуществляются публичными субъектами, наделенными указанными властными полномочиями, должным образом, участники финансового рынка обладают достаточной экономической и правовой свободой для эффективного увеличения капитала и обмена экономическими благами, а это в свою очередь способствует увеличению политической силы государства.    

В этом ключе обеспечение экономической стабильности в государстве является глобальной целью макропруденциальной политики, осуществляемой всей системой органов государственной власти. Макропруденциальная политика, как термин экономической политики, является «комплексом превентивных мер, направленных на минимизацию риска системного финансового кризиса, при котором значительная часть участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора»[5]. То есть инструментами макропродунциальной политики выступают превентивные меры экономического, правового или иного характера, способные предотвратить наступление финансовых кризисов.   

В данном случае возникает вопрос о силе и удельном весе государственного вмешательства в рыночный сектор экономики. Является ли установление обязательных правил деятельности субъектов на финансовых рынках формой директивного воздействия, свойственного централизованной, административно-командной экономике – вопрос дискуссионный. На данный момент принято считать, что в Российской Федерации действует рыночная экономическая система. Основными характерными чертами данной формы организации хозяйственной деятельности является выделение частной собственности наравне с государственной и муниципальной, выстраивание экономической модели на основе предпринимательского интереса и свободной конкуренции. Государство осуществляет роль контроля, надзора за соблюдением законодательства (в частности, антимонопольного и банковского) и упорядочивания рыночных отношений. По этой причине без государственного участия в регулировании процесса рыночного взаимоотношения между частными субъектами невозможно добиться формального равенства в экономических возможностях участвующих в экономических отношениях лиц. Следовательно, требуется четкое правовое и административное регламентирование такого важного экономического сегмента как финансовые рынки, что происходит при построении макропруденциального регулирования.

Инструментами макропруденциальной политики являются методы регулирования, применяемые для управления системным риском финансового сектора. Системный риск финансового сектора является вероятностью образования невозможности оказания финансовых услуг, которое вызывается нестабильностью всей финансовой системы или ее взаимозависимой части, что может потенциально привести к серьезным негативным экономическим последствиям для государственного благосостояния. Таким образом, системный риск заключается в отсутствии способности выполнять задачи финансового сектора.  

Принято разделять общую категорию инструментов подобного экономического влияния на подход с применением переменных инструментов и подход с применением постоянных инструментов. Первый подход заключается в использовании пруденциальных норм, параметры которых изменяются во времени. Второй подход предполагает применение обязательных нормативов констанционно действующих, т.е. вне зависимости от времени. Для реализации эффективной макропруденциальной политики необходимо придерживаться обоих подходов. В первую категорию входят нормы такие как: динамический норматив соотношения объема кредита и стоимости залога, норматив соотношения краткосрочных активов и краткосрочных обязательств и норматив соотношения долгосрочных активов и долгосрочных обязательств. Ко второй категории относятся следующие инструменты: повышенный коэффициент взвешивания риска в нормативе достаточности капитала по торговому портфелю ценных бумаг, контрциклический буфер капитала, стресс-тестирование для оценки достаточности капитала.

Конечная цель действия макропруденциальной политики заключается в обеспечении устойчивости финансового сектора государственной экономики, т.е. в минимизации системного риска финансового сектора, и искоренение проблемы низкой эффективности надзора за финансовыми группами.   

Финансовый рынок является крайне интересным для изучения сегментом экономики с точки зрения существующего порядка регулирования. Детальное регламентирование деятельности субъектов в этой экономической области способствует стабильной работе и защищенности интересов участников и интегрированных капиталов. По этой причине эффективное и устойчивое состояние государственной экономики в значительной степени зависит от динамического развития и контроля за деятельностью участвующих лиц на финансовом рынке.


[1] Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков; Пер. с англ. Д.В. Виноградовой под ред. М.Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 24.

[2] Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами; под ред. Я. В. Соколов – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 35.

[3] Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/                                                       

[4] Попкова Л.А. Защита прав участников финансового рынка как новая функция Банка России / Л.А. Попкова // Банковское право – 2014. – № 2. – С. 61-67.

[5] Этрилл П. Э93 Финансовый менеджмент для неспециалистов. 3-е изд; Пер. с англ. под ред. Е. Н. Бондаревской. — СПб.: Питер, 2006. Стр. 72.


Список литературы

1.Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СПС "Консультант Плюс".

2. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами; под ред. Я. В. Соколов – М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков; Пер. с англ. Д.В. Виноградовой под ред. М.Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Этрилл П. Э93 Финансовый менеджмент для неспециалистов. 3-е изд; Пер. с англ. под ред. Е. Н. Бондаревской. — СПб.: Питер, 2006.

5. Попкова Л.А. Защита прав участников финансового рынка как новая функция Банка России / Л.А. Попкова // Банковское право – 2014. – № 2. – С. 61-67.



Просмотров: 309; Скачиваний: 34;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2019.4081