Киселев В. С. Специальные административные районы в России // StudArctic forum. Выпуск 1 (13), 2019, DOI: 10.15393/j102.art.2019.3702


Выпуск № 1 (13)

Юриспруденция

pdf-версия статьи

УДК 336.227.5

Специальные административные районы в России

Киселев Владимир Сергеевич
ПетрГУ, юридический факультет (Ломоносова 65, г. Петрозаводск),
v.s.kiselev97@mail.ru
Научный руководитель:
Старший преподаватель Федорцова В.А.
Ключевые слова:
Специальный административный район
САР
оффшорные зоны
экономика
налоговое право
налоговые льготы
Аннотация: Работа посвящена введению на территории РФ специальных экономических районов. Автор проводит исследование нового законодательства о САР с точки зрения налогового права (налоговых льгот и привилегий). Также в тексте отражена оценка специалистов-юристов относительно нововведений и также представлена личная оценка автора, относительно последствий введения таких районов на территории России.
Рецензент: В. А. Федорцова
Статья поступила: 12.05.2019; Принята к публикации: 14.06.2019;

Основной текст

26 июля 2018 года Государственная Дума РФ приняла пакет из семи законов о создании в России специальных административных районов. Такие территории были созданы на острове Русский в Приморском крае и на Октябрьском острове в Калининградской области. Общие положения о таких территориях вступили в силу 3 августа 2018 года.

В данной статье мы подробно рассмотрим, что такое Специальные административные районы; причины введения таких районов в России и конечно критика, положительные и отрицательные стороны, таких нововведений.

Во-первых, начнем с того, что из себя представляют такие районы. Специальные административный районы (САР) — это такие территории РФ, где действует особый налоговый режим. Какие послабления предлагает для субъектов налогового права?

Ключевыми законами в изучении данного вопроса выступают федеральные законы от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях» [1] и № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» [2], в которых прописаны привилегия, льготы, требования к резидентам и нерезидентам Российской Федерации.

Для компаний, которые пожелают зарегистрироваться в САР, предусмотрены налоговые и валютные послабления. Также правительство смягчит для них правила найма иностранной рабочей силы.

Предполагается, что организации смогут в упрощённом порядке сменить иностранную юрисдикцию на российскую. Ранее для такой процедуры было необходимо ликвидировать зарубежное иностранное юрлицо и погасить все долги и займы. Теперь достаточно снять компанию с регистрации за рубежом и внести её в российский Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). После перехода в российскую юрисдикцию компания по-прежнему признаётся иностранной организацией (ст.2 и ст. 4 ФЗ № 290).

Вместе с тем такие фирмы-нерезиденты смогут без ограничений проводить валютные операции и расчёты, предусмотренные российским законодательством. К ним относятся любые переводы валюты между компаниями, в том числе и в рублях. Транзакции будут осуществляться без ограничений и без открытия счетов на территории РФ. Также нерезидентам можно будет проводить между собой операции с внутренними ценными бумагами.

Ощутимые налоговые послабления коснутся холдинговых международных компаний. Так, по налогу на дивидендную прибыль установлена нулевая ставка. Однако смягчение коснётся только тех нерезидентов, которые не менее года владеют долей не менее 15% в уставном капитале юрлица. В случае если международный холдинг на дату выплаты дивидендного дохода является публичной компанией, будет действовать налоговая ставка 5%.

Доходы, полученные при продаже акций или долей участия в уставном капитале российских или иностранных организаций, не облагаются налогом. Это некоторые

Следующий вопрос, с которым предстоит разобраться, это причины введения таких специальных районов в России.

Как отмечает один из разработчиков законопроекта депутат Госдумы В.В. Пинский, что “создание таких районов поможет сформировать в России привлекательную среду для инвесторов. Объём привлечённых инвестиций в результате реализации проекта может достичь $1 млрд.” [3].

Конечно, без сомнений можно утверждать то, что данные нововведения, это контрдействия к принятым санкциям в отношении России со стороны Запада. И САР представляют собой одновременно и способом защиты для российской экономики и российских компаний на международном рынке, но и также привлечение иностранных компаний для инвестирования. И как отмечают некоторые издания, что российское законодательство более “привлекательно”, чем иное. В особенности, учитывая возможности регистрации на территории САР.

Но, в отношение новых административных районов появились различные точки зрения. Как правило они связываются с тем, что можно ли считать САР — это новый офшоры, или наоборот - способствование отечественной экономики.

Например, Артем Юдкин - член правления СЭЦ «Модернизация» - “САР не в полной мере являются офшорами, так как не предусматривают существенных налоговых льгот , упрощения финансовой отчетности, а третий, нередко используемый признак офшоров, – закрытость информации об имущественных и корпоративных правах, также не предусмотрен как единственный вариант регулирования информации о международных компаниях” [4]. Обратное считает И.А. Гончаренко, заведующий кафедрой административного и финансового права МГИМО, что создание САР - это создание государственного офшора, что уже не практикуется в мире [5]. Именно № 291-ФЗ, который указывался ранее, предусматривает “вновь предполагает введение особого административного управления, создание управляющей компании, выделение отдельного уполномоченного федерального органа исполнительной власти с функциями единого регулятора и т.д.” - дублирование организации офшор. И как отмечает И.А. Гончаренко “САР будет представлять собой некую «тихую гавань» для безопасной работы резидентов на внешних мировых рынках, при том, что российский бюджет будет получать с резидентов только НДФЛ (причем с налоговых нерезидентов по ставке 13%, а не 30%, как предусмотрено Налоговым кодексом) и страховые взносы. Отсутствие значимых налоговых поступлений от САР превращает их создание в благотворительный жест со стороны государства”.

В свою очередь, министр экономического развития РФ, М.С. Орешкин, подтверждает, что САР — это меры деофшоризации и возвращения капитала: “Мы не ожидаем очень большого количества перерегистраций на первом этапе. Но ряд групп, ряд компаний, которые перерегистрируются, будут показывать пример для других компаний. И я думаю, что после успешной перерегистрации, если таковая произойдёт для отдельных холдинговых структур, это будет хорошим примером для других” [6].

На наш взгляд, данные нововведения могут являться положительным моментом для отечественной экономики. результаты, которые могут быть достигнуты буду зависеть от политики и контроля, которые должны осуществлять лица, в отношении регулирования и управления специальными административными зонами, чтобы они не превратились в офшоры. Главный негативный фактор, который может повлиять на реализацию задумки, о которых нигде не упоминается - коррупция. Необходимо осуществлять контроль за должностными лицами федеральных органов, органов исполнительной власти субъекта РФ, где находиться САР, для обеспечения их беспристрастной и правомерной деятельности.

В завершение статьи можно сделать следующие выводы, под специальными административными районами понимаются специальные территории РФ (остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области), на которых действует особый налоговый режим. Такие районы были созданы с целью привлечения иностранного капитала, иностранного инвестирования в Россию, как контрмера принятым санкциям. Но, как отмечают некоторые специалисты, САРы, при неправильной политике, могут оказаться обычными государственными офшорными зонами, что будет способствовать развитию частных компаний, а не развитию государственной экономики России.


Список литературы

1. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях» // СЗ РФ 2018г. № 32, ст. 5083

2. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» // СЗ РФ 2018г. № 32, ст. 5084

3. Никитина Н. Территория привилегий: как специальные административные районы повлияют на приток инвестиций в российскую экономику [Электронный ресурс] / Н. Никитина //RT: Российский международный многоязычный информационный телеканал. – Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article(10.12.2018)

4. Юдкин А. Что могут «специальные административные районы» [Электронный ресурс] / А. Юдкин // Инвест-Форсайт: деловой журнал. – Режим доступа: https://www.if24.ru (10.12.2019)

5. Гончаренко И., Захаров А. Нужны ли России государственные офшоры [Электронный ресурс] / И. Гончаренко, А. Захаров // РБК: Газета – №105. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/ (10.12.2019)

6. Российские офшоры на островах Октябрьский и Русский заработают осенью [Электронный ресурс] // Mortrans.info: информационный отраслевой портал. — Режим доступа: http://mortrans.info (10.12.2019)




Просмотров: 376; Скачиваний: 38;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2019.3702