Головач А. А. Гражданское общество в Российской Федерации: природа и особенности // StudArctic forum. Выпуск 4 (12), 2018, DOI: 10.15393/j102.art.2018.3342


Выпуск № 4 (12)

Юриспруденция

pdf-версия статьи

Гражданское общество в Российской Федерации: природа и особенности

Головач Андрей Александрович
ПетрГУ (Петрозаводск, ул. Ломоносова, д. 63, к. 526),
andrey.golovach.1995@mail.ru
Ключевые слова:
гражданское общество
правовое государство
государственная власть
гражданская активность
взаимоотношение власти и общества.
Аннотация: В статье говорится о гражданском обществе, как об одном из важнейших элементов построения правового государства. Поднимается и объясняется проблема взаимоотношения между государством и гражданским обществом в России. Выделяется гражданская активность, как важнейший элемент гражданского общества, объясняется ее природа и особенности. В конце – выводы, к которым приходит автор.
Рецензент: С. Г. Голенок
Статья поступила: 02.01.2019; Принята к публикации: 25.01.2019;

Основной текст

В современной России с каждым годом набирает актуальность вопрос взаимодействия государства в лице его органов и должностных лиц с гражданским обществом. Под гражданским обществом понимаются различные общественные объединения, которые созданы для реализации собственных целей, как правило направленных на помощь государству в исполнении совместных функций и направлений политики. Как известно, Российская Федерация с 90-х годов утвердила демократический строй, закрепленный в Конституции 1993 года. За период в 25 лет, Россия сделала большой шаг в направлении демократического государства, построения и развития гражданского общества. Появляются новые институты, новые механизмы, правосознание людей меняется от сознания советского человека до сознания современного человека. Для демократического политического режима характерно построение и функционирование правового государства, для которого в свою очередь характерно активное гражданское общество. Грамотное выстраивание взаимоотношений между государственными органами и гражданским обществом приведет Россию к той цели, которую обозначили авторы Конституции 1993 года. Но для этого необходимо время, так как мгновенно не один процесс не происходит, даже для любой реформы, которую проводит государство нужно определенное время.

Сегодня в Российской Федерации осуществляются направления политики для поддержки гражданского общества, для его развития и работы на благо всего государства.  Безусловно, всегда и везде существуют различные противоречия между органами государственной власти и гражданским обществом. Данная проблема не характерна только для России, она встречается везде: от бедных стран Африки, до развитых стран Европы и Америки.

Важно дать четкое понятие гражданского общества в рассматриваемой теме. «Гражданское общество - совокупность общественных организаций, объединений граждан, строящих отношения с государством на принципах защиты прав и интересов личности, членов общества в политической, экономической, духовной сферах» [5]. Гражданское общество – это тот элемент правового государства, который является некоторым противовесом государственной власти, но ни в коем случае не противником. Эта оговорка сделана не случайно. Гражданское общество и государство в лице его органов и должностных лиц это два элемента, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают влияние на своего «оппонента». В тоталитарном государстве, гражданское общество по факту не существует, оно полностью подчиняется и зависит от государства, оно не имеет никаких прав, возможностей и благ, которые может получить. При тоталитарном политическом режиме, гражданское общество не имеет даже возможности отстаивать свои интересы и взгляды, любые попытки резко пресекаются государством с помощью силы. В демократическом государстве, напротив, имеется большая свобода действий для гражданского общества. Гражданское общество, в лице различных объединений, граждан может открыто выражать свою позицию относительно действий государственного аппарата. При этом само государство обеспечивает возможность, способы и методы для этого выражения, государство обеспечивает защиту гражданского общества и его функционирование не только на бумаге, но и в реальной жизни. В современной России есть гражданское общество, есть возможности для выражения своей позиции, есть способы и методы. При этом безусловно способы, с помощью которых гражданское общество может влиять на государство весьма скудны. Государство безусловно поддерживает различные общественные объединения, организации, отдельных граждан, но не всегда слушает своего «оппонента». В этом вопросе важен определенный баланс, так иногда гражданское общество может носить и радикальные идеи. Иногда различные забастовки, митинги и шествия могут носить кардинальный характер. Недавние события во Франции могут служить примером того, что иногда гражданское общество слишком активно и агрессивно. Именно поэтому государство и гражданское общество — это не враги или противники, а два элемента правового государства, которые влияют друг на друга, для достижения единой цели. Та ситуация, когда государство будет обеспечивать развитие и нормальное функционирование гражданского общества, а гражданское общество будет помогать государству в управлении, предлагать идеи и модернизации той или иной системы правоотношений, именно тогда и будет идеальная картина для построения правового государства.  

Важным моментом, который заслуживает внимания в заданной теме является гражданская активность, как элемент гражданского общества. Именно гражданская активность обуславливает активность всего гражданского общества. Такого же мнения придерживается и Курячая М.М. отмечая следующее: «Гражданская активность во все большей степени становится сегодня действенным фактором в определении и росте субъективных возможностей человека, в преобразовании им действительности и самого себя. Именно поэтому представляется актуальным выделение гражданской активности в качестве особого предмета исследования, познания и осмысления не только как важного момента в характеристике личности, ее измерения и направленности, но и как сущностного условия воспроизводства гражданского общества» [4, с. 9 – 10]. В дополнение можно заявить, что именно гражданская активность и личная заинтересованность граждан и организаций в общественном контроле могут в дальнейшем развить гражданское общество в России. Так господствующее социалистическое государство в период советского этапа развития государства обеспечивало людей всем необходимым. Данная особенность человека до сих пор сохранилась, надежда на государство без какой-то отдельной заинтересованности и желания что-либо делать в помощь государству. Нынешние запросы граждан выросли в сравнении с советским прошлым, сегодня важен диалог между государственной властью и гражданским обществом, он попросту необходим для развития правового государства и демократического режима в Российской Федерации. Когда граждане будут сами активно участвовать в жизни государства, только тогда возможно развитие того гражданского общества, которое хочется видеть в России. Ранее существовала позиция, что государство обеспечит всем необходимым, нынче правосознание граждан изменилось, но суть активности осталась прежней, люди все также, как и раньше ждут, при этом не прилагают усилий, для каких-то социально значимых поступков. Мало активных и целеустремленных лидеров, которые желают что-то предложить для изменения, реформирования, во многом это связано с низкой гражданской активностью граждан. Когда этот показатель изменится, тогда и гражданское общество в целом будет более активно, более конструктивно, тогда и государство будет чаще прислушиваться к нему.

Выводы, которые следует обозначить:

- Гражданское общество – это важнейший элемент, необходимый для развития правового государства в любом государстве мира, в том числе и России.

- Гражданское общество и государство – это не противники, это два института, которые взаимодействуют друг с другом, влияя на действия и политику каждого. Грамотное построение отношений между ними ведет к идеальной модели демократического устройства государства.

- Гражданская активность – необходимая составляющая любого гражданского общества, элемент, который влияет на активность всего гражданского общества и как следствие на построение правового государства.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : К 20-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. Алфавитно-предметный указатель / под. ред. С.В. Степашина. – Москва : Статут, 2013. – 160 с.

2. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №3. – ст. 145.

3. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №21. – ст. 1930.

4. Курячая М.М. Конституционно-правовые предпосылки институализации гражданской активности / М.М. Курячая // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 2. – С 8 – 11.

5. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – Москва : ИНФРА-М, 2011.




Просмотров: 93; Скачиваний: 17;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2018.3342